Понятие деятельности и ее структура
Человек и человеческое общество не могут существовать без деятельности. В ходе своей деятельности человек преобразует окружающий его мир, изменяет действительность, в том числе самого себя и все общество, а также удовлетворяет свои потребности.
Деятельность человека кардинально отличается от активности животного. Прежде всего, человек перед собой ставит цели, у него есть осознанный мотив, он выбирает их имеющихся у него средств и методов те, которые будут самыми рациональными для достижения поставленной цели. Животные свою активность основывают на инстинктах, перед ними нет осознанной цели, также не происходит выбор методов и средств, не создают новых орудий, все их средства уже созданы природой. Человеческой деятельности присущ систематический и продуктивный характер, т.е. он создает то, чего ранее не было в природной среде. Животные не способны создать нечто новое, их активность – это всегда приспособление к внешней среде. И если активность животного заложена в нем генетически, то у человека она появляется только в ходе обучения и развития в обществе, в процессе социализации. Деятельность человека постоянно усложняется, поскольку общество развивается, поэтому она носит общественно-исторический характер.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Структура деятельности выстраивается в следующую цепочку:
Объект => субъект => мотив => цель => средства => процесс => результат
- Объект – то, на что направлена деятельность;
- Субъект – тот, кто совершает действие;
- Мотив – то, что побуждает человека к совершению действия;
- Цель – осознанный образ результата, на получение которого направлена деятельность;
- Средства – методы, способы и предметы, при помощи которых можно достигнуть цели;
- Процесс – очередность действий, приводящих к достижению цели;
- Результат – итог деятельности, получение конечного продукта.
Чувственное и рациональное познание
В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.
Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:
- чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
- рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.
Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:
- цвет;
- запах;
- вкус;
- тактильные ощущения.
Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.
Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.
Предпосылками рациональности являются:
- отделение мысли от предмета;
- мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.
Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- идеализация;
- абстрагизация.
Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.
Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.
Практическая деятельность
Среди различных видов деятельности большое значение имеет практическая деятельность. Она представляет собой способ включения человека в окружающий его мир и активное на него воздействие с целью преобразования существующих объектов и создание новых. Через практическую деятельность человек на опыте постигает свои возможности, изучает окружающий мир, находит в нем свое место. В итоге изменяется его внутренний мир, происходит наполнение его духовной жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 420 ₽ Реферат Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 270 ₽ Контрольная работа Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Практика реализуется в ходе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, она всегда носит общественный характер. Она предполагает существование определенной культуры общения как условие своего существования. Помимо активного преобразования внешней среды практическая деятельность предполагает общение людей в ходе своего труда, а также совокупность ценностей, норм, правил, которые обеспечивают целенаправленный характер деятельности.
Выделяют следующие формы практической деятельности:
- производственная практика – производство материальных предметов, данный вид деятельности лежит в основе всей жизнедеятельности человека;
- техническая деятельность – преобразование тех или иных устройств, созданных человеком (артефактов), элемент производительных сил, определяющий характер и способ общественного производства;
- социальная практика – преобразование социальной среды, общественных отношений, может носить революционный характер;
- наука – особая форма деятельности, превращающаяся в непосредственную производительную силу, управляющую в том числе социальными процессами.
Замечание 1
Таким образом, практическая деятельность может быть направлена не только на преобразование материальных предметов, но и на изменение социальных отношений, социальной практики.
Важнейшая функция практической деятельности заключается в возможности проверки наших знаний и решения вопроса об истине. Только в ходе практики можно отделить истину от заблуждения. Однако возможности практики ограничены.