Картотека логических игр для воспитанников старшей группы


Картотека интеллектуальных игр в старшей группе

МБДОУ детский сад №2 г Сычевки.

Картотека интеллектуальных игр

в старшей группе

Провела: Биримжанова.Е В.

Игра «Фотоаппарат».

Цель

: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание

: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель:

развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия:

сюжетные карточки.

Описание:

в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель:

развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия

: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание:

разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель

: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание:

необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель

: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия

: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание:

дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель

: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия

: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание:

воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил — нарисовал».

Цели:

учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия

: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание

: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель:

способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание:

назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель

: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия:

карточки с изображением предмета.

Описание:

необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания

Игра «Кто где живет».

Цель:

развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия:

рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание:

нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели

: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание:

воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель:

развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия:

небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание:

предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель:

развивать наблюдательность.

Описание

: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель:

развивать внимание, память.

Описание

: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель:

развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия

: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание

: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель:

развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия:

лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание

: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления

Игра «Да-нет-ка».

Цели

: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание

: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные «да-нет-ки»».

Цели:

учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание:

разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель

: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия:

коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание:

предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель:

развивать внимание, воображение.

Описание:

ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

— Кем был старичок? (Мальчиком.)

— Чем было дерево? (Ростком.)

— Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи — внутри».

Цель:

научиться соотносить понятия «большое» — «маленькое», «внутри» — «снаружи».

Описание:

назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель

: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание:

ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель:

учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание

: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели:

развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание

: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель:

учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия

: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание

: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи

Игра «Какой он?».

Цель

: учить активно описывать признаки предметов.

Описание

: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель:

развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия

: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание

: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого — с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель:

тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание

: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель:

учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия:

карточки с изображениями различных предметов.

Описание:

выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель:

способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание:

две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель:

закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия:

одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание

: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели:

помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание:

объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель

: расширять словарный запас.

Описание:

предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель

: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание

: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели

: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия

: книга с картинками (детский журнал), карандаш.

Описание:

вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели:

учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание:

вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

• A, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.

• К, И, Н, О, Т, С, Л — кот, кит, слон, кино.

Игра «Слогомяч».

Цель

: развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия

: мяч.

Описание:

один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро- ва» — получится «корова», к «ли» добавить «са» — получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко- ро-ва», но не «ка-ро-ва».

Игра «Книжный детектив».

Цели

: учить соотносить буквы с конкретными картинками; развивать быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия

: книги с иллюстрациями.

Описание

: загадать букву и дать задание ребенку — найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о». (Корова.)

Игра «Сыщики».

Цели:

закреплять знание алфавита; развивать умение соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с буквами.

Описание:

разложить карточки с буквами на разных предметах. Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета. Например, карточка с буквой «к» лежит на диване — это неправильно, она должна висеть, например, на картине. Можно усложнить игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.

Игра «По пятам».

Цель

: развивать навык чтения (знакомить с расположением слов в тексте, учить читать с интонацией).

Описание

: воспитатель и ребенок, сидя за столом, читают книгу. Воспитатель читает, а ребенок немного отстает, повторяя все то, что читает воспитатель. Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания. Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.

Игра «Художник-иллюстратор».

Цели:

учить обращаться с книгой; прививать любовь к книге; развивать повествовательную речь, воображение, логику.

Описание

: прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.

Игры на математическое развитие

Игра «Правильный счет».

Цели:

помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Игровой материал и наглядные пособия:

мяч.

Описание:

дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель

: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия

: игрушки.

Описание:

расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель:

помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание

: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных — 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели:

способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание

: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели:

познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия:

счетные палочки.

Описание

: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели

: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособия

: тетрадь в клетку, ручка.

Описание:

воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели:

помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия

: счетные палочки.

Описание:

читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого — меньше, а кого — одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Игры на изучение растительного мира

Игра «Как живут деревья?».

Цели:

развивать речь; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с изображениями деревьев в разные времена года (лето — зеленое дерево, осень — дерево с желтыми листьями, зима — дерево без листьев, весна-дерево с набухшими почками).

Описание:

выяснить, какое время года сейчас. Как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, весной, зимой? Рассмотреть картинки. Рассказать ребенку, что смена времен года влияет на состояние растений (зимой все растения засыпают, весной — пробуждаются, осенью — готовятся ко сну и т. п.).

Игра «Где чей листочек».

Цели

: развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия

: карточки с изображениями деревьев (дуб, клен), листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или настоящие.

Описание

: смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям.

Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) — дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первые занятия выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

Игра «Фруктовый сад».

Цели

: развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

Игровой материал и наглядные пособия:

муляжи фруктов, овощей; карточки с изображениями фруктовых деревьев.

Описание

: разложить перед ребенком фрукты и овощи. Объяснить, что кукла захотела сварить компот, но фрукты перемешались с овощами, а выбрать она их не может, потому что не знает, чем они друг от друга отличаются. После того как выявлены вес различия, предложить ребенку отделить фрукты от овощей. Поинтересоваться, знает ли ребенок, где растут фрукты. Рассмотреть изображенные на картинках фруктовые деревья. Разрезать яблоко или апельсин, показать ребенку спрятанные в них семена. Подвести итог: фрукты растут на деревьях. Деревья называются фруктовыми. Специально высаженные, такие деревья образуют фруктовый сад. Можно побеседовать о том, что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют.

Игра «Комнатные цветы».

Цели:

развивать навык самостоятельности; познакомить с растительным миром.

Описание

: если есть комнатные растения, предложить ребенку поухаживать за ними. Дать ему леечку, научить рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Рассказать о том, что, прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из Далеких стран — Индии, Мексики, Африки и т. д. Если ребенок выразит желание, найти эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, пояснить, что погодные условия тех стран отличаются от наших,

поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, заметить: «Для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот — любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объяснить ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т. п.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.

Выполнила: Воспитатель детского сада № 61 «Рябинка» Кемеровской области города Белово Кривоногова Дарья Владимировна

В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, а также студентам дошкольных факультетов педагогических училищ и институтов.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в словесном плане.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

При отборе дидактических игр на развитие словесно-логического мышления, мы прежде всего преследовали, поставленные нами цели и учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно эти игры помогут развить у ребенка способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Предлагаемые в сборнике дидактические игры и упражнения по развитию логических форм мышления представлены в постепенно усложняющейся системе, которая учитывает опыт ребенка.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего мы учитывали следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания. Все эти принципы предусмотрены нами в системе расположения игр, в данном сборнике.

В сборнике мы примерно распределили дидактические игры по этапам усвоения. Все игры апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в дошкольных образовательных учреждениях. Каждый педагог может подобрать и другие игры, которые также следует расположить в порядке постепенного усложнения.

Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры.

1. «Протолкни «все такие»

Цель: учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других; формировать первичное обобщение – «все шарики», «все кубики», «все большие», «все маленькие».

Оборудование: коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника, объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы), предметы этих же форм.

Ход игры:

За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна – с квадратной, другая – с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного цвета по три каждого вида. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому – с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например, шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие». Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, педагог предлагает ему попробовать «только такие» и помогает путем проб отобрать, какие именно формы можно бросить в эту коробку.

После того, как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит.

2. «По грибы»

Цель: учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.

Оборудование: грибы из счетного материала (шляпки разного цвета – красные, желтые, белые, коричневые), карточки для сбора грибов.

Ход игры:

Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например, красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую — с желтой. Отдает корзиночки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове – «все красные», «все желтые».

3. «Кто где живет»

Цель: учить самостоятельно определять основание группировки предметов; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.

Оборудование: игрушки, строительный материал, мебель.

Ход игры:

Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другую – машину. Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сначала 6, а затем 8-10) и просит подумать, найти для игрушек дом – расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставляются

вперемежку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины».

4. «Что кому дать»

Цель: продолжать учить самостоятельно определять основание груп-пировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов.

Оборудование: флажки, листья разной формы, цвета и величины.

Ход игры:

Две группы детей сидят на стульях друг против друга: в одной группе – девочки, в другой – мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут маршировать с флажками; девочкам надо раздать квадратные флажки, а мальчикам – треугольные. Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие – мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем – мальчикам или поочередно. В заключении педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана.

5. «Цвет и форма»

Цель: учить менять основание группировки предметов в соответствии

со сменой образцов.

Оборудование: плоские карточки с наклеенными геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) – 42 элемента.

Ход игры (проводится индивидуально):

Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии образцы, например красный, синий, желтый круги, т.е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В стороне на столе лежат карточки этих цветов (квадраты, треугольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники – всего 18 карточек). Педагог берет одну из карточек и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивает ребенку. Если он кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» — либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку».

После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выби-

рать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три образца карточек с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно – сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы».

В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, увеличи-вают и количество образцов (4-6 одновременно).

6. «Принеси такие же»

Цель: выделять свойство в предметах, отвлекаясь от их функциональ-ного назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора.

Оборудование: карточки с изображением разных форм разного цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета.

Ход игры:

Педагог заранее раскладывает предметы в разных местах групповой комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети распределяются на три группы и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждый группы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку и, возвращается к своей группе, показывает ее им так, чтобы не видела другая группа. Все дети должны принести иг-

рушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каждой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый), и ведущий показывает всем свою карточку.

7. «Разложи картинки в свои конверты»

Цель: группировать предметы по разным свойствам; самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Оборудование: конверты с наклеенными или нарисованными геомет-рическими формами, разными по цвету и величине (например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, средние и маленькие; тре-угольники, овалы, шестиугольники трех цветов и трех величин), кар-тинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины, подносики.

Ход игры:

Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат). У сидящего рядом не должны повторяться формы, т.е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображе-

нием пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т.д.).

Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствует данной форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходимости педагог помогает ему.

8. «Сделаем книжку»

Цель: представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм, учить детей анализировать ситуацию.

Оборудование: листы белой бумаги по количеству детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа.

Ход игры:

Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги, элементы изображения на подносах и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спрашивает о чем этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций.

Педагог спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: «Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т.д.

9. «Угадай, о чем я рассказала»

Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зри-тельное восприятие предметов.

Оборудование: игрушки различные по форме, цвету и назначению.

Ход игры:

Дети садятся полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов. Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка отгадана, спрашивает у детей как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».

Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающий создать единый образ со словом.

10. «Загадки»

Цель: та же.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просит отгадать загадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например: «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает ее детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но не имеющей в конце описания отличительный признак (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).

Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится».

11. «Достань кукле шарик»

Цель: учить анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование: кукла, два шарика, стул.

Ход игры:

Педагог играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем педагог просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадывается этого сделать, то педагог помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» — жестом указывает на стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находится высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик».

12. «Достань мишке мячик»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, ис-пользовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование: мишка, мячик, палка.

Ход игры: педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что ребенок не может достать его рукой. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то педагог помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. В конце занятия педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет».

13. «Достань ключик»

Цель: продолжать анализировать условия для решения практической

задачи, используя вспомогательное средство.

Оборудование: заводная игрушка, ключ, скамейка.

Ход игры:

Педагог показывает ребенку заводную игрушку. Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся в поле зрения, в качестве вспомогательного средства. В конце игры педагог подытоживает действия детей.

14. «Достань машинку»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; учит искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели.

Оборудование: заводная машинка, палка.

Ход игры:

Педагог заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу. Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо его останавливать, пусть он убедится, что ее нельзя достать рукой. Затем педагог говорит: «Давай поищем то, что тебе необходимо». В конце занятия педагог напоминает ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».

15. «Звени, колокольчик»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.

Оборудование: колокольчик, укрепленный на подставке, веревка.

Ход игры:

Колокольчик, укрепленный на подставке, устанавливается на видном месте так, чтобы дети не смогло достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Стоя на полу, ребенок может свободно достать ее. По обе стороны колокольчика к подставке прикреплены две «ложные» веревки. Они несколько длиннее. Ребенку предлагают позвонить в колокольчик. Задача заключается в том, чтобы он догадался использовать ту веревку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Ребенку дают возможность самостоятельно сделать правильный выбор. Если он продолжает дергать за «ложную» веревку, педагог говорит: «Слышишь не звенит колокольчик, попробуй за другую веревочку». В заключении педагог уточняет, с помощью какой веревочки удалось позвонить.

16. «Столкни мяч в корзину»

Цель: та же.

Оборудование: мяч, палка, корзина.

Ход игры:

Ребенок сидит за столом, на противоположном краю стола лежит мяч на таком расстоянии, чтобы ребенок не смог достать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая палка, рядом со столом на полу – длинная. На полу напротив мяча – корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но вставать со стула нельзя. Ребенок должен

догадаться использовать нужную палку для сталкивания мяча. После выполнения задания необходимо еще раз обратить внимание ребенка на свойства предметов-орудий: «Какая палка помогла столкнуть мяч? Почему?».

17. «Достань тележку»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; про-должать использовать метод проб при решении практической задачи.

Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран.

Ход игры:

На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка с петлей. Через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке лежат красочные маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если ребенок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и тележка остановится на месте. Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками. Если он вытянет тесьму за один конец, педагог продевает ее в петлю за экраном. Важно, чтобы ребенок сам убедился в том, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему возможность несколько раз пытаться достичь цели. В конце игры педагог подводит итог, задавая ребенку вопросы.

18. «Достань шарики»

Цель: та же.

Оборудование: банка с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком.

Ход игры:

Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать». Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия, важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более подходящего орудия и обосновали свой выбор.

19. «Достань игрушку»

Цель: учит решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.

Оборудование: заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом.

Ход игры:

Педагог предлагает достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок не может достать его. Для этого ему использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы достать ее?». Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель – освободить стул – снять ящик со строительным материалом. Педагог следит, чтобы ребенок не увлекался игрой строительным материалом.

После выполнения задания он обобщает действия ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем использовал его, чтобы достать игрушку.

20. «Открой коробку»

Цель: та же.

Оборудование: коробка от готовальни, две картинки.

Ход игры (проводится индивидуально):

Педагог кладет тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет туда кар-тинку и закрывает коробку, не запирая штырьком. Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот без труда открывает коробку, достает ее и рассказывает, что на ней изображено. Пока ребенок рассматривает картинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закрывает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой, педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не открывается, попробовать открыть ее открыть разными способами, найти, что мешает.

Следующая >

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников

Ирина Сидоренко

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты;8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову»

.

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом — в центре круга,он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка»

. Ребенок должен поймать мяч и назвать,например:
«Кукла»
.

Игра «Что это? Кто это?»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка)

; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые
(для каждого ребенка)
.

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например,овощи: лук, морковь, капуста;фрукты : яблоко, груша, персик;посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные)

.

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение)

.

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см)
(для каждого ребенка)
.

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка)

.

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш.Взрослый предлагает детям:

• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Игра «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска;12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика)

.

На магнитной доске прикреплены картинки.Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд — жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка)

.

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом)

.

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему)

предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты;пары предметных картинок:: бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки,например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения,например: большой – маленький.Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

• Если песок мокрый, то.

• Мальчик моет руки, потому что.

• Если переходить улицу на красный свет, то.

• Автобус остановился, потому что.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]