Проект по речевому развитию «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (старшая группа)


Проект по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) «Юные писатели»
Пояснительная записка Проект «Юные писатели» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта – в течение 2017-2018 учебного года. Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество. Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги. Тип проекта: Социально-педагогический, долгосрочный. Продолжительность: 1 год. Обоснование необходимости реализации проекта В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обо-гащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей. Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. И кто , если не родители, заложат основу для формирования читательской компетентности ребенка. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Актуальность. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Основная часть 1. Цель и задачи проекта Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество. Задачи: 1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе 2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литерату-ры. 3. Расширять и активизировать словарный запас детей. 4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. 5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. 6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения. 7. Развивать творческие способности у детей. 2. Предполагаемый результат 1. Использование родителями семейного чтения, как средства всесто-роннего развития ребенка 2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимо- действовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека №25). 3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художествен-ной литературы. 4. Положительная динамика речевого развития детей. 5. Формирование потребности в семейном чтении. 3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта Формы работы • Чтение художественной литературы в группе и семье. • Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. • Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. • Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми. (сотрудничество с библиотекой №25) • Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые совместно с социальными партнерами. • Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями. • Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на за-данную тематику. • Консультирование родителей по вопросам семейного чтения. Основные принципы проекта 1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей. 2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. 3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в се-мье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли). Этапы реализации проекта I этап – Диа-гностический: анкетирование родителей, беседы с детьми, мониторинг познавательно-речевого развития детей, определение уровня интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Срок: сентябрь. II этап – Теоретический: составление плана работы по проекту, разработка планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми.Родительская школа (круглый стол по теме семейное чтение);подбор списка литературы, рекомендуемой к семейному прочтению; разработка положения о конкурсе «Лучшая презентация книги» Срок: октябрь-ноябрь. III этап – Практический: реализация планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми. Оформление проекта. Срок: декабрь-май. IV этап — Заключительный. Подведение итогов проекта., отзывы родителей, мониторинг познавательно-речевого развития детей. Срок: май. Заключение к проекту «Юные писатели» Данный проект может быть реализован в условиях большинства до-школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников, социальные партнеры. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему. Возможность распространения проекта на локальном уровне: внед-рение проекта «Юные писатели» в других группах ОО. На муниципальном и региональном уровнях: обмен опытом (размещение материалов на сайте ОО); распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет. Список использованной литературы. 1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактиче-ские материалы; Вентана-Граф — Москва, 2010. 2. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс — Москва, 2008. 3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез — Москва, 2008. 4. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ — Москва, 2012 5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности; Мозаика-Синтез — Москва, 2012 6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок; Мозаика-Синтез — Москва, 2005. 7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004. 8. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у до-школьников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Бела-русь. – 2002. 9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду, «Просвещение», 1977. Приложение 1 Перспективный план работы с детьми и родителями, в рамках реализации проекта «Юные писатели» Сентябрь.Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книгам. Приобщение родителей к семейному чтению. Экскурсия в детскую библиотеку №25. Оформление семейных абонементов, подготовка списка рекомендуемой к прочтению детской литературы. Знакомство с видами книг, беседы о значении книг для людей, рассказывание о своих любимых сказках. Октябрь. Красная книга глазами детей (в рамках года экологии). Формирование представлений о животных и растениях, нуждающихся в защите человека. Воспитание интереса к книгам о природе и животных. Формирование предпосылок к экологической грамотности. Выставка литературы для детей и родителей, экскурсия в краеведческий музей г Сургута. Выставка книг, изготовленных детьми и родителями «Красная книга глазами детей». Чтение и рассматривание книг о природе родного края и страны, составление рассказов, загадок о животных. Ноябрь. Книга «О маме». Знакомство с произведениями о семье, маме. Воспитание уважительного отношения к родным людям. Формирование умения создавать образ мамы в рисунках, рассказах. Создание книг самоделок детьми и педагогами к празднику «День матери». Чтение и инсценировка произведений о семье. Составление рассказов о маме. Декабрь — январь. Новогодние приключения. Знакомство с новогодними традициями через рассматривание и чтение художественной литературы. Развитие фантазии, воображения, подробное знакомство с профессиями писателя, художника-иллюстратора, редактора. Выставка литературы для детей и родителей «Что та-кое новый год», изготовление семейных поделок с использованием литературных источников. Презентация книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Заучивание и инсценировка стихотворений «Новогоднее происшествие» В.Берестова и др. Совместное написание сказки детьми и педагогом, оформление книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Февраль. Защитники Отечества. Закрепление знаний о том, кто такие защитники отечества, знакомство с героизмом русских солдат и простого народа во время войны, через чтение художественной литературы, развитие познавательно-речевой активности. Посещение тематического мероприятия в детской библиотеке №25. Чтение стихотворения произведений, заучивание стихотворений, составление своих рассказов об армии, солдатах. Март. «Чудеса Семейного чтения». Побуждение родителей к семейному чтению, совместной продуктивной деятельности с детьми. Уточнение сформированности у детей способности понимания литературных произведений. Проведение конкурса презентаций наиболее понравившейся книги из рекомендованного списка литературы (совместно с Детской библиотекой №25). Беседы «Моя любимая книга», «Мой любимый герой». Выставка иллюстраций к любимым сказкам. Апрель Театр и книга. Формирование понимания о взаимосвязи театра и литературы, умения сравнивать театральные постановки с литературными произведениями, знакомство с понятиями народная и авторская сказка. Совместное посещение Сургутской Филармонии. Про-смотр спектакля «Гуси-лебеди». Чтение, рассказывание русских народных сказок, их драматизация. Май. Мы «Юные писатели». Закреплять умение придумывать, фантазировать в рамках литературных произведений, развивать познавательно-речевую активность. Спектакль для родителей «Заюшкина избушка», Спектакль для детей (с участием родителей). Продумывание сюжета сказки на новый лад совместно с детьми, драматизация. Приложение 3 Анкета для родителей 1. Читают ли в вашей семье книги? __________________________________________________________________ 2. Считаете ли вы необходимым приобщение детей к чтению художественной литературы? __________________________________________________________________ 3. Читаете ли вы книги своим детям? __________________________________________________________________ 4. Посещаете ли вы библиотеку? __________________________________________________________________ 5. Какую книгу вы прочли ребенку в этом месяце? __________________________________________________________________ 6. Считаете ли вы, что чтение художественной литературы способствует познавательному развитию вашего ребенка и развитию его ре-чи?_______________________________________________________________ 7. Нужна ли вам помощь в подборе литературы для чтения де-тям?______________________________________________________________ 8. Хотите ли вы посещать совместные мероприятия, направленные на приобщение вашего ребенка к художественной литературе и познавательно речевое развитие детей? Фото галерея проекта.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Проект в старшей и подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Долгосрочный проект по развитию звуковой культуры речи «Наши друзья — Звуковички» с детьми 5-6 лет

Игры на развитие слухового внимания «Аисты – лягушки»Цель: учить детей реагировать на команды. 1 хлопок –аисты, 2 хлопка лягушки Объяснение, практическое решение
Игры на формирование звукопроизношения Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ Игровое упражнение «Лошадка», «Будильник»
Игры на развитие фонематического слуха Цель: Автоматизация звука р.л Интерактивная игра на «Звуковички в царстве звуков Р и Л»
Упражнения с язычком Цель: упражнять подвижность языка Игровое упражнение «Швейная машина», «Вкусное варенье», «Чистим зубки»
«Народное слово нас учит дружить и красиво говорить» Цель: повышение уровня звуковой культуры речи детей через ознакомление с малыми формами фольклора. Чтение и разучивание пословиц и поговорок про речь
Апрель
Игры на развитие речевого дыхания «Шарик-ямочка»

Цель:Выработка правильного диафрагмального дыхания

Объяснение, показ, практическое упражнение
Игры на развитие слухового внимания «Тихо – громко» цель: учить детей реагировать на звук голоса(тихо-громко) Объяснение, практическое решение
Игры на формирование звукопроизношения Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ Игровое упражнение «Ворона», «Сороконожка»
Игры на развитие фонематического слуха Цель: Автоматизация звука к.г Интерактивная игра на «Звуковички в царстве звуков К и Г»
Упражнения с язычком Цель: упражнять подвижность языка Игровое упражнение «Футбол», «Клюв аиста»
«Речь народов Поволжья» Цель:Формировать у дошкольников познавательный интерес к культуре речи народов Поволжья Просмотр видеороликов
Май
Постановки сказок Цель: формировать звуковую культуру речи посредством театральных постановок Мастер-класс с детьми

«Играя, развиваем речь»

«Юные таланты» Цель: Учить детей импровизировать, используя жест и слово; помочь детям запомнить стихотворение и выразительно читать его. Проведение конкурса чтецов

Ожидаемые результаты реализации проекта:

На уровне детей:

-дети научаться воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

-у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

-у детей разовьется умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук;

-дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук

Оценка эффективности реализации проекта

Данный проект интересен тем, что предусматривает использование системы комплексного подхода для решения задач по развитию звуковой культуры речи посредством игр и упражнений, а так же использование новых игровых технологий по развитию звукопроизношения. Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Развитие культуры звуковой речи является неотъемлемой частью дошкольного детства, которая формирует так же и мыслительные процессы.Весь материал по подбору методов и средств, направленных на развитие звуковой культуры речи, систематизирован в картотеке игр и упражнений, что позволяет с интересом в течение года организовывать разные виды игровой деятельности. Так же необходимо отметить осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. По результатам повторного обследования логопедом анализ результатов уровня развития звуковой культуре речиу детей старшего дошкольного возраста увеличился на 23% (сентябрь 2021г. -61%(13д), май 2021г. – 90%(19д)). Дети овладели правильным четким произношением, научились определять звуковой состав слова, умеют использовать различные средства интонационной выразительности речи, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]