Структура индивидуального занятия на этапе постановки звуков
- Организационный момент
- Артикуляционная зарядка: общие артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие силы голоса и выдоха.
- Объявление темы занятия ребёнку.
- Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
- Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончика, спинки, корня), участие голосовых складок, характер выдыхаемой струи.
- Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
- Развитие фонематического слуха: опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённым по артикуляционным и акустическим характеристикам, в слогах с учётом выше указанных рекомендаций, в словах, в предложениях, в тексте.
- Закрепление произнесения звука в словах.
- Домашнее задание.
- Итог занятия: повторение какой звук отрабатывался на занятии, анализ основных положений артикуляции изучаемого звука,заключительное проговаривание.
- Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
И в заключении, хотелось бы отметить, что при подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка нужно поддерживать стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.
Программа индивидуальных логопедических занятий «Буду говорить правильно»
Наталия Беляева
Программа индивидуальных логопедических занятий «Буду говорить правильно»
Информационная карта образовательной программы
дополнительного образования детей.
Направленность: Специальная педагогическая
Вид образовательной деятельности: Коррекционно-развивающая
Название программы: «Буду говорить правильно»
Сведения об авторе: Беляева Наталия Михайловна
Учитель-логопед
Аннотация программы:Возраст детей: 3-6 лет
Срок реализации программы зависит от тяжести речевого нарушения.
Год разработки: 2021г.
Цель:
• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Задачи:
В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР,решаются следующие задачи:
•формирование полноценных произносительных навыков;
•развитие фонематического слуха, фонематических
представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
•совершенствование лексико-грамматических средств языка;
•развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи,как:
•развитие мотивации к обучению;
•развитие самоконтроля за своей речью;
•развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Ожидаемые результаты.
В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Статус программы:Разработана на основе:
• «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
Программа утверждена:
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция,а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания,творчества в следующие целевые ориентиры:
— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
— может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
— проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия, отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей психолого-логопедической службы. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности психолого-логопедической службы выявляет, что при чёткой организации она может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет,имеющих различные нарушения в развитии речи на родном языке:
• фонетические нарушения (простая и сложная дислалия, а также недостатки произношения, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата – дизартрия, ринолалия);
• фонематическое недоразвитие;
• фонетико-фонематическое недоразвитие.
Программасоставлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании»
;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Декларацией прав ребенка;
Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детский сад 2100»
;
Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Приказом Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования»;
Положением о психолого-логопедической службе ГБОУ Школа № 2072 дошкольного отделения;
Письмом Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 328-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, Б. Д. Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Программаопирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
1.2. Планируемые результаты
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры в рамках реализации рабочей программы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Цели, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цели программы:
• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР,решаются следующие задачи:
-формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического слуха, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
-совершенствование лексико-грамматических средств языка;
-развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи,как:
• развитие мотивации к обучению;
• развитие самоконтроля за своей речью;
• развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
• Работа по формированию звукопроизношения.
-Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
-Знакомство с артикуляцией звука.
-Постановка отсутствующих у ребенка звуков.
-Автоматизация поставленных звуков в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, поговорках, стихах, скороговорках). -Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)
.
• Работа над слоговой структурой слова:
-Усвоение слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
• Работа по развитию фонематического слуха, фонематических представлений, доступных форм звукового анализа и синтеза.
-Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.
-Выделение слогов и слов с заданным звуком.
-Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.
-Определение ритмической структуры слова.
-Формирование фонематического анализа: определение места звука в слове (начало, середина, конец)
; называние звука, стоящего перед данным звуком и после него.
-Развитие синтетической деятельности: составление из названных звуков слогов и слов.
-Развитие фонематических представлений: подбор слов на заданный звук, слог; подбор картинок на определенный звук; преобразование слов (добавить начальный или конечный звук)
.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
-Формирование системы словоизменения.
Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путём подстановки притяжательных местоимений мой, моя, моё (мужской, женский и средний род)
.
Падежные конструкции
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе.
Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-, от-, под-, на -, с-, за -, пере-, вы- (летает, ходит)
.
Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять)
.
Согласование прилагательных и числительных с существительными.
Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов: у, в, на, над, под, по, около, между.
-Формирование системы словообразования.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-; -ок,-ек,-ик; -чек,-чик; -ечк,-ичк,-очк; -ц;-ушк-,-ишк-, -ышк-,-юшк.
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – оньк-, — еньк-.
Образование имен существительных при помощи суффикса – ниц — со значением вместилища (для супа – супница, для селёдки – селёдочница)
.
Образование слов с противоположным значением (антонимы из числа существительных, прилагательных, наречий, глаголов)
.
Образование форм единственного и множественного числа существительных с суффиксами, обозначающими названия детёнышей –онок,- енок, — ата, — ята.
Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами)
и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
Образование притяжательных прилагательных от существительных.
• Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
— Формирование синтаксического строя речи: учить составлять предложения. — Составлять предложения по опорным словам, данным в начальной форме.
— Разговорно-описательнаяи повествовательная речь: объединять простые предложения в короткий рассказ; составлять рассказы по сериям сюжетных картинок; составлять рассказ по сюжетной картине.
В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.
2.2. Направления работы в соответствии с речевыми нарушениями детей.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ГБОУ Гимназии № 2072 включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи
— коррекция звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — коррекция звукопроизношения.
— развитие фонематического восприятия;
— совершенствование слоговой структуры слов.
НВОНР, ОНР — коррекция звукопроизношения;
— развитие фонематического восприятия;
— совершенствование слоговой структуры слов;
— совершенствование лексико-грамматических средств языка;
— развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
III. Организационный раздел программы
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой.
3.1. Логопедическая диагностика речевого развития ребёнка.
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных и образовательных достижений.
Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка.
Вид диагностики Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка
Форма обследования Иллюстрированные тестовые задания с учётом возраста и речевого диагноза ребёнка.
Источник «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова.
Способы и параметры фиксации Протоколы обследования речи детей, индивидуальные речевые карты с фиксацией симптомов речевых нарушений.
3.2 Форма организации коррекционно-развивающей работы.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных занятиях.
3.3. Планирование индивидуальной работы.
План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю. В течение занятий происходит смена видов деятельность.
Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Программы:
• «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
Технологии:
1. Логопедическиетехнологии формирования произносительной стороны речи:
• Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:Т. Дмитриева,2012.
• Спивак Е. Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М.: издательство ГНОМ, 2012
• Ткаченко Т. А. Логопедический альбом. –Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур»
, 2009
• Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –М.: Издат-школа, 1996
• Дьякова Е. А., Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003г.
•Пожиленко Е. Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999г.
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения и комплект тетрадей по закреплению произношения звуков у дошкольников. – М.:Гном и Д, 2001г.
• Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. -С-П. 2000.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1998
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
• Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994г.
• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
• Резниченко Т. Б. Ларина О. Д. Говорим правильно (альбомы)
– М, 2003 г.
• Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.:. —М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)
.
• Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.
2. Технологии формирования слоговой структуры слова.
• Маркова А. К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
• Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П. 2000
• Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005г.
• Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М. ,2001.
• Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.Москва: Сфера, 2007.
•Курдвановская Н. В. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера,2007
3. Технологии обогащения и активизации словарного запаса,формирования грамматического строя речи:
• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. — М. 1973г.
•Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.
•Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома, — М. ООО «Издательство ГНОМ и Д»
, 2008г.
•Ткаченко Т. А.Обогащаем словарный запас: тетрадь. –Екатеринбург: ООО «КнигоМир»
, 2011
•Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп)
. — М.: Издательство
«Скрипторий 2003»
, 2010.
•Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, Детство-Пресс, 2001г.
•Агранович З. Е. Домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. –СПб : Детство-пресс, 2001г.
• Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.
•Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1999.
• Набор игр — занятий, разработанный педагогическим коллективом детского сада №1565.
• Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. — М. 2003
• Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.
• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. — М. 1973г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
•Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.
•Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с PHH. СПб, 2004
4.Технологии формирования связной речи:
•Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.
•Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп)
. — М.: Издательство
«Скрипторий 2003»
, 2010.
•Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4—5 лет с ОНР. В 3 альбомах/ Н. Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
•Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М. 2002.
• Коноваленко В. В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна)
— М. 2001
•Коноваленко В. В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М. 2003
• Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи. -М. 2001.
• Ткаченко Т. А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. -М. 1981
• Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. -С-П. 1999
• Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
5. Логопедическиетехнологии обучения грамоте:
•Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В, Кислова Т. Р. По дороге к азбуке (пособие в 4 частях, М.: Баласс, 2003г.
•Кузнецова Е. В., Тихонова Н. А.Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 1999г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
•Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. –М., 2000г.
• Ткаченко Т. А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2013
• Ткаченко Т. А. Первые прописи. Методика ранней грамотности. – М.: Эксмо, 2013