Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш дом»


Тюльнева Ольга Викторовна, Джамалова Светлана Ивановна, воспитатели, ГБОУ г.Москвы Школа №1537. Конспект викторины по экологии предназначен для воспитателей детского сада. Цель занятия,- обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. В занятии используется ИКТ.

Дата публикации: 14.06.2018

Конспект открытого занятия по экологии

в старшей группе №10

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников

«Природа вокруг нас!»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

— формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.

— продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

— Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

— упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.

— узнавать и называть птиц, животных по их изображению.

Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: воспитывать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Материал: проектор, презентация на электронном носителе, магнитная доска с магнитами, эмблемы команд, жетоны, медальки «юный эколог», волчок, листы с заданием

рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки с вопросами для конкурса,

Фонограмма «У оленя дом большой», «В мире животных»

Предварительная работа:

Придумать название для команды и нарисовать эмблемы.

Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Ход занятия.

1.Организационный этап

Воспитатель Дети, приглашаю вас в круг дружбы. Давайте подарим друг другу и гостям наши добрые улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: Добрый вечер, дорогие друзья!

Пришла весна, наступил Май! А май — это песня! А май — это сказка! А май — это сплошь чудеса и весна!

Воспитатель Добрый день, уважаемые гости! Счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы совершить небольшое увлекательное путешествие в неизведанную страну, которая называется природой. Чтобы подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру.

В викторине у нас будут принимать участие две команды. Вначале мы считалкой выберем капитанов, а затем, при помощи нашей волшебной шкатулки, распределимся по командам. Капитаны, выбирайте, название для команды (на столе лежат эмблемы )

Воспитатель Есть мир чудесный — он вокруг И стоит только захотеть Как оживет природа вдруг И всем захочется лететь, как птица, Шуметь берёзкой кудрявою в лесу И я вас приглашаю окунуться В природу, в дикий мир и красоту.

Команды готовы и мы отправляемся в удивительный мир природы.

Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Первая команда – «Солнышки», вторая команда – «Бабочки». Поприветствуем игроков.Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим, что вы справитесь, а болельщики вам помогут.

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот, кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов, является победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники. Нужно быть очень внимательным и терпеливым. Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет, какая команда должна будет отвечать первой.

2.Основная часть

Воспитатель Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.

И так начинаем!

Воспитатель

1. Разминка. У нас три команды. Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки . Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Вы смотрите, не зевайте, И, подумав, отвечайте!

  • Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?(перелетные)
  • Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
  • Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
  • Сколько ног у паука? (восемь)
  • Какая птица лечит деревья? (дятел)
  • У какого дерева белый ствол? (у березы)
  • Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  • На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  • Назовите детенышей курицы (цыплята)
  • Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
  • Как назвать детеныша коровы? (теленок)
  • У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
  • Сколько ног у жука? (шесть)
  • У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
  • Когда земляника поспевает? (летом)

Воспитатель Молодцы! С вопросами разминки вы справились. А сейчас мы проверим, как вы разбираетесь в явлениях природы. Следующая игра называется «Бывает-не бывает»

(задается по очереди каждой команде по 1 явлению)

2.Игра «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает) Листопад летом (не бывает) Дождь летом (бывает) Роса зимой (не бывает) Заморозки весной (бывает) Гроза летом (бывает) Метель летом (не бывает) Радуга летом (бывает) Град летом (бывает) Буран летом (не бывает) Иней зимой (бывает) Туман осенью (бывает) Капель летом (не бывает) Иней летом (не бывает) Мороз летом (не бывает) Лужи зимой (не бывает)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас пойти в лес

Физкультминутка

Мы идём все лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).

Впереди – ручеёк, перейти – вот мосток. (Ходьба на носочках).

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).

(слайд 2)

Воспитатель Вот мы и пришли в лес. Здесь существуют свои правила поведения.

3 Конкурс «Правила поведения в лесу»

Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков). «Подбери знак» (Ведущий называет знак, а участники из всех знаков выбирают соответствующий знак и по очереди показывают). — «Не разводить костёр», — «Не шуметь», — «Не ломать ветки», — «Не рвать растения», — «Не разорять птичьи гнёзда», — «Не трогать детёнышей животных».

«Блиц- опрос». «Правила поведения в природе» 1.Бросать в лесу мусор можно или нельзя? 2.Вырубать деревья можно или нельзя? 3.Можно ломать ветки деревьев и кустарников или нет? 4.Хорошо или плохо разводить костёр в лесу? 5. Ловить диких животных и уносить их домой можно или нельзя? 6.Рвать и топтать полевые цветы, это хорошо или плохо? 7.Можно или нельзя ловить бабочек и других насекомых? 8.Заводы дымят, это хорошо или плохо? 9.Можно разрушать птичьи гнёзда или нет? 10. Громко слушать музыку в лесу, это хорошо или плохо?

(слайд 3)

4 конкурс Игра «Расчистим родник».

Ведущий: Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» — круги из картона). На другой стороне болота находится засыпанный листвой родник. Каждый участник команды, преодолев «болото», должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Итак, начали!

Молодцы, вы спасли сегодня три родника с чистой водой!

Воспит.: Вспомните, в какой сказке заблудилась девочка в лесу?

Ответы детей: (маша и медведь)

Как она нашла дорогу домой? Как кричала в лесу, чтобы ее услышали?

Ответы детей:

Восп.: А что нужно сделать, чтобы не заблудиться в лесу?

Ответы детей:

Восп.: Правильно. Нельзя далеко уходить от мамы и папы, нужно быть послушными.

5 Игра-тест «Если ты потерялся в лесу»

(дети выбирают ответ на вопросы)

побежишь со страху, куда глаза глядят; сядешь под куст и будешь плакать; будешь кричать и звать на помощь; начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу; выложишь на тропинке «сигналы» из камушек, шишек.

Восп.: Ну что ж, кажется, мы нашли дорогу и вышли из леса! Ой! Слышите? Кто-то жужжит! Кто же это?

Ответы детей:

Восп.: Да. В лесу очень много разных насекомых.

Давайте с ними познакомимся. (рассматривают иллюстрации с насекомыми) Как вы думаете, насекомые могут быть опасны? Как себя вести при встрече с ними?

Ответы детей: Восп.: Да. Есть среди них и полезные насекомые. Послушайте стихотворение:

Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?» Пчела в ответ: «А ты как мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был ужасно нужжен: Я берегла его на ужжин!»

Воспит.: Как нужно себя вести, чтобы нас не кусали насекомые.

Ответы детей:

Воспит.: Ребята, а почему еще нельзя обижать насекомых, только ли потому что они кусаются?

Ответы детей:

Игра со зрителями. Правда ли что…1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да) 2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да) 3. Стрижи даже спят на лету? (да) 4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует). 5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да) 6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет) 7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да) 8. Бабочки живут всего один день? (нет) 9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.) 10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год) 11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)

Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).

6. Игра «Четвертый Лишний» Презентация (или карточки)

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» 1 заяц, ёж, лиса, шмель; (слайд 4,5)

2. бабочка, стрекоза, енот, пчела; (слайд 6,7)

3. кузнечик, божья коровка, комар, воробей, (слайд 8,9)

4. голубь, ворона , воробей, ласточка (слайд 10,11)

5. Корова, овца, свинья, лось (слайд 12, 13)

6. крокодил, лягушка, черепаха, гусеница; (слайд 14,15 )

Наши команды- Mолодцы!

Воспит.: Дети, скажите, пожалуйста, а что нам дает в лесу воздух?

Ответы детей:

Воспит. Правильно, растения.

7. И сейчас следующий тур «Узнай дерево по описанию»

1

1Оно может жить до 2000 тыс. лет. 2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. 3. Из него делают бочки и паркет. 4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

(слайд 16)

2

1Оно всегда зеленое или голубое. 2. Из него делают струнные музыкальные инструменты. 3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов. 4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)

(слайд 17)

3

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. 2. Из него самые лучшие дрова. 3. Из его коры делают много полезных вещей. 4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

(слайд 18)

4

1. С его цветков лучший мед.

2. Из него делают ложки и лапти. 3. Цветет летом и очень душистое. 4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

(слайд 19)

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. 2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять. 3. Оно быстрее всех заселяет пари. 4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

(слайд 20)

8 конкурс «Найди спрятавшихся зверей».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и назвать их.

(слайд 21-22)

9 конкурс Игра «Изобрази животное».

Цель: развитие воображения и умения показать образ животного средствами пантомимы.

Задание. Дети противоположных команд выбирают картинки и показывают животного, а соперники отгадывают его название.

Подведение итога

10 конкурс. Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок) 2. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник) 3. Кто в лесу плетет паутину? (паук) 1. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (насекомые) 2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка) 3. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Вы показали хорошие знания. Сегодня мы принимаем вас в Эколята. Эколята – это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут ее, и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.

Сейчас мы произнесем клятву защитников природы.

Клятва Эколят

Мы, дети старшей группы, клянемся!

1. Сажать деревья и кустарники, ухаживать за саженцами.

2. Заботиться о птицах, кормить их зимой.

3. Заботиться о своих домашних животных, кормить и убирать их домики.

4. Не бросать мусор на землю и предупреждать об этом окружающих людей.

5. Помогать взрослым в уборке вокруг своего дома и детского сада.

6. Любить и беречь природу

7. Любить и беречь планету – помнить о том, что планета общий дом для человека.

Ведущий: Мы принимаем вас в «Эколята», надеемся, что вы будете настоящими защитниками природы.(повязать зеленые галстуки и подарить значки)

Ведущий: Сейчас жюри, подсчитав баллы, объявит результаты конкурса. А пока послушайте стихи о природе.

Литературная пауза: дети читают стихи о природе

Ребенок

Я узнал, что у меня есть огромная страна

И тропинка и лесок, в поле каждый колосок

Речка, небо — голубое — это всё моё родное

Всех люблю на свете я

Это Родина моя!

Ребенок: Любите родную природу — Озера, леса и поля. Ведь это же наша, с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.

Рефлексия

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.

Нас в любое время года Учит мудрая природа. Птицы учат пению, Паучок – терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Ведь ее лесной народ Учит крепкой дружбе. (слайд 23-24)

Песня «Не дразните собак»

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему: «Животные леса»

Составила: Задубина Юлия Алексеевна Шлиссельбург 2015 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Орешек»

Цель:

  • обобщить и закрепить знания детей о диких животных.

Задачи:

  • Закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных.
  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные.
  • Формировать умение находить правильные ответы на вопросы о животных.
  • Воспитывать интерес к жизни животных, любознательность.
  • Составлять небольшой рассказ (3-4 предложения) о животных.

Словарная работа:

дикие животные, лисёнок (бельчонок, медвежонок и др.), логово, берлога, нора, дупло.

Предварительная работа:

отгадывание загадок по теме “Дикие животные”.

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк и др.).

Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.

Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Фигурки «дикие животные», картинки «Дикие животные и их детёныши», плакат с изображением леса, разрезные картинки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в группу пришла гостья. Но, чтобы она появилась, нужно отгадать, кто это. Попробуем?

Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост — ее краса. Этот зверь лесной — …

Правильно, это лиса! Она пришла к нам в гости из леса. Лисичка хочет поиграть с вами и посмотреть, что вы знаете о диких животных наших лесов.

Ребята, скажите, кто такие – дикие животные?

(Живут в природе, сами строят себе жилище и добывают пищу)

Вы уже знаете, что я пришла из леса. В нём живёт много разных зверей. Но в этом лесу (лиса обращает внимание детей на макет леса) я вижу тех животных, которых раньше не встречала. По-моему здесь какая-то путаница. Нужно разобраться..

1. Д/и «Путаница»

Животных, что живут в лесах, Мы оставим на местах. Нужно лишних здесь назвать И из леса их убрать.

(Дети убирают слона, динозавра, корову, страуса, белого медведя)

Молодцы! Садимся на стулья.

Ребята, в нашем лесу недавно случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и лил дождь, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти своих детёнышей. Вы хотите им помочь!

2. Д/и «Назови детёныша»

Много мам на белом свете, И у каждой мамы дети. На помощь мы должны придти И деток правильно найти!

(Дети называют взрослое животное и его детёныша, ставят соответствующую картинку)

Спасибо вам за помощь. Вы, наверное, устали.

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, —

Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадёмся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом, И мы головки повернём. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши.

Мышки-то норки свои нашли. А другие животные так перепугались во время непогоды, что забыли кто где живёт. Снова нужна ваша помощь!

3. Д/и «Найди дом»

Есть у каждого свой дом, Нам тепло, уютно в нём, И лесным животным тоже Домик свой найти поможем.

(Дети называют жилище животного и приклеивают его изображение в нужное место)

Справились! Ну вот детёныши с мамами, домики все свои нашли, можно и пообедать. А вы знаете, чем питаются дикие животные?

4. Д/и «Кто что ест?»

В лесу- то, чтобы выживать, Пищу нужно добывать. Вы скажите поскорей Кто что любит из зверей!

(Дети рассказывают, чем питаются разные животные и выбирают на столе подходящее «угощение»)

Молодцы, ребята! Вы так много знаете о животных леса, столько всего рассказали. Но у меня всё равно остаётся несколько вопросов.

5. Д/и «Скажи, зачем?»

Что? Зачем? И Почему? Всё никак я не пойму Ну, ребята, не скучайте, На вопросы отвечайте!

— Зачем лисе длинный пушистый хвост?

— Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?

— Зачем ежу иголки?

— Почему волки воют?

— Для чего зайцу длинные уши?

— Почему рысь имеет пятнистую окраску?

— Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?

Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз – прыжок, два – присядка. Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, любят долго потянуться, Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы, То одну, то обе вместе долго топчется на месте. А кому зарядки мало – начинает всё сначала!

Ребята, когда я собиралась к вам, приготовила картинки с нашими лесными зверями. Но по дороге мне встретились злые разбойники. Они испортили все картинки. Посмотрите, что с ними стало.

6. «Разрезные картинки»

Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками.

Вот картинки разрезные, Непонятно, что на них. Вы картиночки сложите, Про животных расскажите.

Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.

Дети встают полукругом.

— Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше занятие? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей). Я думаю, что и наша гостья осталась довольна. Как вы думаете, кто из вас понравился лисичке больше всех? Почему? (Ответы детей) Но ей пора возвращаться. А на прощание лисичка хочет угостить вас лесными лакомствами. (Корзиночка с грибочками и орешками).

Занятие окончено.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]