Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Осенняя прогулка».


Конспект тематического занятия в детском саду в подготовительной группе на тему: Осень

Тематическое занятие в подготовительной к школе группы «Такая разная осень»
Описание: Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Занятие разнообразное, интересное для детей и не требует большой подготовки. Цель: Познакомить детей с произведениями живописи, музыки и литературы, рассказывающими о ранней (золотой) и поздней осени. Донести музыкальный и художественный образ осени до сознания детей. Формировать знания детей о классической музыке, о пейзажной живописи, о взаимосвязи видов искусств. Развивать творческую активность дошкольников в различных видах деятельности через эмоциональное восприятие. Задачи: — Формировать интерес к разным видам искусства; — развивать творческое воображение, ассоциативное мышление через слушание музыки, художественное слово и через игру на музыкальных инструментах. — подвести детей к самостоятельному рассказу об услышанной музыке на тему осень; — развивать интерес к творческой деятельности. — Развивать у детей интонационный слух. — Расширять диапазон голоса. Способствовать прочному усвоению детьми различных интонационных оборотов — Продолжать учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией. — Учить петь хором. — Развивать устную разговорную речь детей. — Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. — Воспитывать музыкально-эстетический вкус, доброжелательное отношение к высказываниям сверстников о прослушанной музыке. — Воспитывать культуру исполнения.
Ход занятия
Дети заходят в зал под спокойную музыку в украшенный осенними декорациями зал.Музыкальный руководитель: Наша природа прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое это время года? (дети отвечают)
. Правильно, осень. Вспомните особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый запах сохой травы, горьковатый запах дыма, удивительный запах грибов… Именно осенью мы слушали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов. Композиторы любили это прекрасное время года, многие посвящали ему свои произведения. Послушайте знакомое вам произведение.
(Звучит « Березовая аллея» Е.Доги.)
Я вижу, вы узнали музыку. Назовите это произведение.
(Дети называют)
. Какой характер у этой музыки?
(светлый, нежный, спокойный)
. А сейчас мы посмотрим, как изобразили это время года художники.
(На экране – картины «Ранняя осень» И.Шишкина, « Ранняя осень» И.Левитана).
Какая красота! Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины?
(Осень еще не полностью наступила, потому что много зеленой краски, хотя уже появилась желтая, оранжевая.)
Правильно, оба художника использовали зеленые, желтые, оранжевые, голубые тона. Как эти цвета можно назвать одним словом?
(Теплые)
. Какая осень здесь изображена?
(Ранняя, потому что еще много зелени)
. Предлагаю послушать, как писали о ранней осени поэты.
Дети: (по очереди)
Облетают листья с кленов, Их все больше с каждым днем. По траве- еще зеленой- Меж деревьев мы идем. Мягко стелет перед нами Свой ковер осенний сад. Шелест листьев под ногами… Это значит листопад!
(М. Познанская)
В темный лес дремучий Заглянула осень. Сколько свежих шишек У зеленых сосен. Сколько спелых ягод У лесной рябинки! Выросли волнушки Прямо на тропинке. И среди брусники, На зеленой кочке, Вылез гриб-грибочек В красненьком платочке.
(Е.Трупнева)Дети исполняют песню «Грибной урожай»Музыкальный руководитель: А теперь послушаем следующее произведение, посвященное осени. (Звучит « Осень» А.Вивальди из цикла «Времена года»)
. Какое произведение прозвучало? Кто его сочинил?
(Дети отвечают)
. В каком ладу написано произведение?
(В мажорном)
. А какой характер у этого произведения?
(Яркий, торжественный, ликующий, светлый, радостный)
. Что вы представляли, когда слушали музыку?
(Деревья, одетые в разноцветные наряды,-желтые, красные, бордовые; хоровод из листьев, который кружится на ветру; голубое небо)
. Давайте посмотрим, какие картины подходят к произведению Антонио Вивальди.
(На экране картины «Золотая осень» И.Остроухова, « Золотая осень» и « Золотая слободка» И.Левитана, «Золотая осень» Л.Туржанского.)
Какие прелестные пейзажи! Какое настроение они у вас вызывают?
(радостное)
. Какие краски использовали художники?
(Желтые, зеленые, красные, бордовые.)
Каким одним словом можно назвать эти краски?
(Теплые, нарядные)
Правильно, молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед красотой. О каком же периоде осени рассказали нам художники?
(Дети отвечают)
. Да, о вершине осени. Они и назвали свои картины одинаково-«Золотая осень». Что, по-вашему, общего в картинах художников и в музыки Вивальди?
(Картина и музыка яркие, торжествующие.)
А что говорят поэты о самом выразительном времени года?
Дети (по очереди)
: В золотой карете, Что с конем игривым, Проскакала осень По лесам и нивам. Добрая волшебница Все переиначила: Ярко-желтым цветом Землю разукрасила. С неба сонный месяц Чуду удивляется. Все кругом искрится, Все переливается.
(Ю.Капустина)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой пестрою стеной, Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют, То там, то здесь, в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
(И.Бунин)
Утром мы во двор идем- Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят…летят…летя…
(Е.Трупнева)Музыкальный руководитель: Предлагаю вам взять в руки осенние листья и исполнить танец-фантазию под чудесную музыку Петра Ильича Чайковского. (Дети исполняют танец с осенними листьями под «Вальс» П.Чайкоского)
Но ведь не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую в народе называют поздней-с мелким надоедливым дождиком, с криками улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам. Давайте послушаем такую музыку.
(Звучит « Осенняя песнь» П.Чайковского)
. Мы с вами послушали еще одно произведение об осени. Назовите его.
(Дети называют.)
Что можно сказать о темпе музыки? В каком ладу написана она? Какой у нее характер?
(Темп у этого произведения неторопливый. Оно написано в миноре. Эта музыка рассказывает о другой осени-тоскливой и унылой.)
Что вы услышали и представили себе во время слушания этой пьесы?
(Порывами ветра; листья облетают с деревьев, а многие деревья стоят уже без листьев; долго идет дождь; по небу тянутся стаи перелетных птиц.)
Давайте еще раз обратимся к картинам. На какой из них изображена поздняя осень?
(« Поздняя осень» И.Левитана.)
Вот как художник изобразил эту осеннюю пору: природа потеряла свои краски и как бы затихла, замерла. Она ждет не дождется, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. Какие тона преобладают в картине?
(Серые, темные, коричневые, синие.)
А что же говорят поэты об этом времени года?
Дети: (по очереди)
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман. Гусей крикливых караван Тянулся к югу, приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора.
(А.Пушкин)
Скучная картина, тучи без конца. Дождик так и льется, лужи у крыльца. Чахлая рябина мокнет под дождем. Смотрит деревушка сереньким пятном. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)Музыкальный руководитель: Вот какой разной бывает осень! Сколько тепла и радости она нам дарит! Не зря в ее честь на Руси устраивают замечательный праздник- Осенины. Давайте исполним песню, которая так и называется-« Осенины на Руси». Дети исполняют песню. Песня «Осенины на Руси»
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, композиторы, художники о своем настроении, навеянном красотой осени. Вот так чудесно перекликаются произведения музыки, поэзии и живописи.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы на тему: Осень Конспект НОД по рисованию для детей подготовительной группы ДОУ. Осенняя рябина НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Осень» Конспект СОД в подготовительной группе на тему: Осень

Похожие статьи:

Сценарий осеннего бала в старшей-подготовительной группе ДОУ

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за воробьем осенью»

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за голубями»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за тополем»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за сезонными изменениями в ноябре»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]