ПОДАРИТЕ РЕБЕНКУ ДЕТСКИЙ ОГОРОД
Трудно представить себе летний отдых на даче без веселых ребячьих голосов. В каждой семье есть дети и внуки, которые проводят лето за городом вместе с родителями, бабушками и дедушками. Казалось бы, вот они помощники по саду и огороду, которые могут и полоть, и сажать, и поливать… Да не тут-то было.
Обратите внимание на то, что маленькие дети постоянно хотят вам помогать в любых работах на участке: и семена сеять, и картошку сажать, и травку полоть, и цветочки поливать. Но мы, чаще всего, отправляем их играть, чтобы не мешались под ногами. И напрасно…
Очень быстро маленький ребенок превращается в подростка. Вот тут-то мы и начинаем его «загружать» разными садово-огородно-цветочными делами. А он – неприученный к ним, – воспринимает такую помощь родителям, как тяжкую повинность, и после 17 лет (по статистике) вообще перестает появляться на семейной «фазенде».
Но все это можно легко изменить, если заинтересовать маленького человека, привить ему любовь к работе на земле. В этом вам поможет Детский огород, о котором мы сегодня и хотим вам рассказать.
Декор и обустройство
Грядки рекомендуется делать с ограждениями. Так почва не будет осыпаться, а сорняки не переползут на грунт. В качестве ограждений можно применять стандартные доски. При этом стоит ошкурить их, чтобы ребенок не загнал занозу, а затем покрасить – для придания декоративного эффекта.
Красиво смотрятся плетеные ограждения, но чтобы создать их, потребуется больше времени. Не используйте шифер или подобные материалы – они хрупкие и неэкологичные.
Уместно в детском огороде смотрятся декоративные элементы – флюгеры, пугала, фигурки животных. Сделайте таблички для каждой культуры с названиями. Если ребенок еще не умеет читать, нарисуйте изображения. Для вьющихся растений, к примеру, фасоли, можно сделать пирамидки из ивовых прутьев.
Дорожки между грядками можно проложить геотекстилем. Сверху укладывается слой песка. Пленка в данном случае не подходит. Геотекстиль не позволит сорнякам прорастать, но прекрасно пропускает воду.
КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКИЙ ОГОРОД
Он может состоять из одной или нескольких (если у вас не один ребенок) грядок. Чтобы ребенку было интересно, и он понимал, что это – его личные «владения», детский огород разбивают в стороне от взрослого. Он должен быть расположен так, чтобы ребенку было удобно подойти к нему с любой стороны.
Грядки не должны находиться на открытом солнечном месте, иначе маленький садовод может перегреться на солнышке. Лучше всего выбрать небольшой участочек в рассеянной полутени, например, под старой яблоней.
Чтобы ребенок чувствовал разницу между своими и взрослыми грядками, им лучше придать какие-то необычные формы – полукруга, треугольника, овала. Понятно, что грядки должны быть небольшими, чтобы ребенок мог ухаживать за растениями со всех сторон.
Посильный вклад самого ребенка в детский огород зависит от его возраста. Психологи рекомендуют начинать эту работу с детьми после четырех лет. Понятно, что вклад малышей в детский огород будет минимальным. Вы – взрослые – должны и землю подготовить, и грядки сформировать, и бороздки наметить. При этом все свои действия вы должны обсуждать с ребенком.
Пусть он решит, какой формы будет грядка. Что на ней будет расти, что и как вы будете вместе сажать и сеять. Обязательно купите малышам наборы детских сельхозорудий: лопатку, грабельки, тяпочку, маленькую леечку.
Пускай вместе с вами он своими грабельками порыхлит землю на грядке. А вот семена он должен посеять сам, и полить посевы тоже. Неважно, что вы потом доделаете за него всю работу. Он этого даже не заметит.
Для ребят постарше – какую-то часть подготовительных работ переложите на их плечи, но все остальные вопросы также решайте вместе с ними.
Проект Мини-огород
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1 Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно(воспитатели с 01.06.18г. по 08.06.18г.)
2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта(воспитатели, родители с 01.06.18г. по 15.06.18г.)
.
3 Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта(воспитатели с 01.06.18г. по 08.06.18г.)
.
4 Разработка консультаций для родителей «Полезные свойства овощей. Как приучить ребенка есть фрукты и овощи.»
,
«Правильное питание детей»
,
«Трудовое воспитание ребенка в семье»
,
«Экологическое воспитание ребенка в семье»(воспитатели с 01.06.18г. по 31.08.18г.)
.
5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта(воспитатели, родители с 01.06.18г. по 14.06.18г.)
.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде(воспитатели с 15.06.18г. по 19.06.18г.)
.
2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений (воспитатели на протяжении проекта)
.
3 Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде»
,
«Чужак в огороде»
, Агния Борто:
«Нарисуем огород»
,
«Было у бабушки сорок внучат»
. Ю. Тувим
«Овощи»
, Т. Шорыгина:
«Летний дождик»
,
«Корзина овощей»
,
«Росток»
, Я. Бжехва
«Помидор»
, Т. Бокова
«Праздник урожая»
. Расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают на огородах
(воспитатели на протяжении проекта)
.
4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения (воспитатели с 22.06.18г. по 29.06.18г.)
.
5 Дидактические игры: «Овощи и фрукты»
,
«Опиши овощ»
,
«Угадай, что это»
,
«Вершки-корешки»
,
«Четвёртый лишний»
, Игра-лото
«В саду, на поле, огороде»
,
«Один — много»
. Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов
(воспитатели на протяжении проекта)
.
6 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет — продукты»
,
«Приятного аппетита: сюжет — столовая»
,
«Кафе»
,
«Ярмарка»
. Развитие игровой деятельности. Развитие речи
(воспитатели на протяжении проекта)
.
7 Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры(воспитатели с 13.06.18г. по 31.08.18г.)
.
ЧТО САЖАТЬ НА ДЕТСКОМ ОГОРОДЕ
Чем меньше ребенок – тем проще должен быть детский огород. Для одного малыша вполне достаточно будет одной грядки. Сеять на ней нужно всего понемножку: морковку, редиску, репку, салат, горох, огурчики (для открытого грунта).
Маленькие дети любят все яркое, поэтому по краю детской грядки можно посеять ноготки и настурцию. Эти неприхотливые однолетние цветы будут главным украшением маленького огородика. И ребенок с гордостью отметит, что его грядка – самая красивая, особенно если вы будете ему об этом напоминать.
Если в вашей семье растут два или три малыша – обязательно выделите каждому отдельную грядку, объединив их в общий детский огород. Но помогите ребятишкам сделать каждую непохожей на другую. Устройте соревнование: чья грядка лучше. Тогда они будут очень стараться ухаживать за своими маленькими огородиками.
Для ребенка постарше можно сделать детский огород, состоящий из овоще-ягодной грядки и цветочной клумбы. Туда можно добавить несколько кабачков, парочку тыкв, высадить 4 – 5 кустиков земляники садовой.
А на клумбе посадить какие-то неприхотливые однолетники (которые в следующем году можно будет заменить другими).
Главное, постоянно наблюдайте вместе с детишками за ростом и развитием растений. Рассказывайте им о тех, которые растут в детском огороде. Потихоньку приучайте регулярно ухаживать за ним. А представляете, какая будет радость, когда созреет первый урожай?
Пусть ребенок сам выдернет первую редиску или сорвет первый огурец. Помойте их и сделайте своему ребеночку салатик, который он съест с огромным удовольствием!
А главное – постоянно хвалите свое чадо за то, что он придумал такой красивый огород и так хорошо он за ним ухаживает. Поверьте, что в будущем вы получите самого лучшего помощника, который с удовольствием будет работать и в саду, и на огороде.
Правильная планировка участка
Выделить детям можно всего одну грядку. Но если вы видите, что малыш испытывает настоящее удовольствие от занятий в огороде, можно обустроить несколько грядок.
Если у вас мало времени или места, в качестве грядки могут выступать обычные фабричные пакеты с грунтом. Просто расположите их на земле, сделайте ямки и посадите растения. При этом необходимо учесть некоторые моменты:
- пакеты черного цвета быстро нагреваются, что приводит к засыханию корней, – не располагайте их на солнце;
- поливать растения будет сложно; чтобы вода не застаивалась, в нижней части пакетов делают дренажные отверстия;
- приобретайте только качественные смеси, подходящие для выбранных культур.
Разбивать грядки, если вы решили отдать предпочтение именно им, лучше вместе с ребенком. Не стоит обустраивать огород в регулярном стиле, лучше всего подойдут небольшие квадратики или узкие прямоугольнички.
Оптимальный вариант – огороды в контейнерах. Они мобильны и при плохой погоде легко и быстро переставляются, к примеру, на террасу. Но почва в таких ящиках быстро пересыхает, а значит, поливать огород придется чаще.
Располагать огород следует так, чтобы ребенку было комфортно ухаживать за ним. Обязательно недалеко должен быть безопасный источник воды. Пруд не подходит – малыш может упасть в него.
Огород следует располагать на хорошо освещенном месте. На одного ребенка должно приходиться не менее 0,5 квадратных метра огорода. Длина грядки – до 3 метров. Ширина – не более 60 см, иначе малышу будет сложно дотянуться до середины. Расстояние между грядками – не менее 50 см, иначе дети будут повреждать посадки, проходя между рядами. Рекомендуется поставить рядом с огородом стол и скамейку, чтобы ребенок имел возможность передохнуть. Можно неподалеку установить пластиковый домик, что позволит разнообразить деятельность малыша.
Для чего ребенку нужен огород
Огород нужен для того, чтобы ребенок ближе познакомился с природой и увидел, как она меняется по сезонам. Более того, это отличный вариант получить результат от своей работы. Он способствует формированию трудовых навыков, ответственности. Работа на воздухе укрепляет детский организм!
Огород для ребенка на даче – необходимость. Во-первых, ваше чадо будет занято, а значит, не станет отвлекать вас по поводу и без. Во-вторых, труд на воздухе укрепляет здоровье. Более того, огород воспитает в ребенке ответственность. Растения, инвентарь и тип грядки выбирается исходя из возраста ребенка.