Картотека развивающих игр на логику для старших дошкольников


Статья:

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «найди семь отличий» и т. п. 1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть… (художник, рама, подпись). 2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ». Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д. 3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: • огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро; • овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица. 4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?» Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ. 5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ». Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д. 6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — …; стул, шкаф — …; огурец, капуста — …; ботинок, сапог — …; кукла, мячик — …; чашка, тарелка — …; кошка, слон — …; нога, рука — …; цветок, дерево — …; окунь, щука — …; роза, одуванчик — …; март, сентябрь — …; дуб, береза — …; фонарь, лампа — …: дождь, снег — … Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами. 7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы. Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению. 8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ». Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие. 9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ». По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать. 10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?». • Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. • Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. 11. «РАНЖИРОВАНИЕ». Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица — квартира — город — страна—Земля; младенец—юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать. 12. «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ». Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и , казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.

Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

  • терпение;
  • умение играть и верить в игру;
  • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
  • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
  • творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»

Сравнение двух или более предметов.

  • Чем похожи эти слова:

    кошка, книга, крыша;

  • число, весло, кресло;
  • Назовите общие признаки:
      яблока и арбуза;
  • кошки и собаки;
  • стола и стула;
  • ели и сосны;
  • голубя и дятла;
  • ромашки и гвоздики.
  • Чем отличается:
      ручка от карандаша;
  • рассказ от стихотворения;
  • сани от телеги;
  • осень от весны;
  • дерево от кустарника;
  • лиственное дерево от хвойного дерева.
  • Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

    В первом и втором ряду по 5 картинок:

    удочка цветок ключ топор отвертка
    ваза дрова замок рыба

    К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

    Пример: стрелка – часы; колесо — ?

    Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

    колесо – круг, ковер — ? белка – дупло, медведь — ? магазин – продавец, больница — ? день – обед, вечер — ? охотник – ружье, рыбак — ? слово – буква, дом — ? лес – деревья, поле — ? палец – кольцо, ухо — ? море – капля, толпа — ? цветок – бутон, листок — ?

    Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

    ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь. Лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей; коза, свинья, корова.

    Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

    • покупать –
    • открывать –
    • помнить –
    • встречать –
    • толстый –
    • мелкий –
    • полный –
    • знаменитый –
    • голодный –
    • брать —

    К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

    Пример: умный друг – глупый враг.

    тихий плач – радостная встреча – вспомнить радость – светлый верх – темное прошлое – слабый мороз —

    Логические задачи:

    • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
    • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
    • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
    • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
    • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
    • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
    • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

    Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

    по рисунку

    • по изложенному в стихотворении:

    Сел воробушек на дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. Рыбка с мостика нырнула, Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Возле речки, ну дела, Серого обогнала! Сидела кошка в птичьей клетке, А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку И, прочирикав, улетела.

    Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

    • ваза хрустальная, а стакан легкий;
    • зебра полосатая, а леопард злой;
    • холодильник белый, а ковер мягкий;
    • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

    Отвечай быстро”. Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

    Таблица, разделенная на 9 клеток.

    В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

    Вопросы по таблице:

    • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
    • Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
    • Кого больше зверей или насекомых?
    • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
    • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
    • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

    Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

    Логические задачи с ответами

    Задача

    В лесном профилактории на поляне два спортсмена играют в настольный теннис. После очередного сильного удара ракеткой теннисный шарик отлетел далеко и закатился в стальную трубу, вертикально вкопанную глубоко (несколько метров) в землю. Шарик оказался на самом дне трубы (несколько метров от поверхности земли). У спортсменов это был единственный шарик. Подскажите пожалуйста, как им вытащить теннисный шар без особых усилий, не прибегая к выкапыванию столь длинной трубы?

    Ответ

    Им необходимо налить в трубу воды до краев, тогда шарик сам всплывет на поверхность.

    Задача

    Итак, можете ли вы установить, по какому принципу выстроена данная последовательность :

    8 2 9 0 1 5 7 3 4 6

    Ответ

    Все цифры следуют друг за другом в соответствии с алфавитным порядком их названий (восемь, два, девять, ноль и т.д.).

    Задача

    Как вы думаете, что ваши друзья и знакомые используют чаще чем вы, но это является вашей собственностью?

    Ответ

    Ваше имя. Именно друзья и знакомые, при обращении к вам, используют ваше имя, но вы его используете сами гораздо реже.

    Задача

    Если вы это имеете, то имеете полную часть. Если же вы этим с кем-то поделитесь, то оно исчезнет совсем?

    Ответ

    Это секрет. Если вы им с кем-то поделитесь, то это уже не будет секретом и он автоматически исчезает сам по себе.

    Задача

    Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?

    Ответ

    Нужно прыгать с нижней ступени

    Задача

    Что можно видеть с закрытыми глазами?

    Ответ

    Сны

    Задача

    Пока это не измерить, то оно не известно. Однако если оно постоянно летит, то многим людям это часто не нравится. Что это?

    Ответ

    Это время. Пока человек не посмотрит на часы, то оно не известно. И люди часто говорят с сожалением, что время пролетает.

    Задача

    Представьте, что в вашем шкафу для носков имеется : 4 белых носка, 8 черных, 3 коричневых и 5 серых. Какое минимальное количество носков надо вытащить из шкафа не глядя, чтобы быть уверенным, что вы получите хотя бы одну пару одинаковых носков.

    Ответ

    Пять носков. Так как количество видов носков равно 4, то вытащенный пятый всегда будет образовывать пару с каким-то из четырех.

    Задача

    Если вы назовете ее имя, то оно тотчас исчезнет. Что это такое?

    Ответ

    Молчание (или тишина). Если вы начнете произносить ее название (имя), то молчания или тишины уже не будет.

    Задача

    Что постоянно ходит, но при этом в большинстве случаев оставаясь на одном месте?

    Ответ

    Это часы. В разговоре мы иногда употребляем выражение «идут часы …».

    Задача

    Как вы думаете, если женщина холодна как рыба, то мужчина должен быть терпелив, как … ?

    Ответ

    Рыбак.

    Задача

    Вам необходимо выяснить закономерность, по которой цифры стоят в данной последовательности и указать цифру, которая должна продолжить данную последовательность :

    2 1 9 7 6 4 0 8 …

    Ответ

    Цифра 3. Решение связано с алфавитным порядком названий цифр, только не по первой букве, а по второй (если вторые одинаковые, то по третей).

    Задача

    У Александра есть собственный зоомагазин по продаже птиц. Если он помещает по одной птице в каждой клетке, то одной птице не хватит клетки. Если же Александр поместит в каждую клетку по две птицы, то одна клетка останется свободной. Как вы думаете, сколько же клеток и птиц в зоомагазине Александра?

    Ответ

    У Александра в зоомагазине четыре птицы и три клетки.

    Задача

    Представьте, что у вас есть большой бочонок кваса. Кроме этого у вас есть две пустые бутыли на 3 и 5 литров. Как при помощи этих бутылей отмерить ровно один литр кваса?

    Ответ

    Сначала из бочонка наполняем квасом до полна бутыль на 3 литра, далее выливаем из 3-х литровой бутыли все 3 литра в 5-и литровую бутыль. Потом снова из бочонка наливаем квас дополна в 3-х литровую бутыль. Затем из нее выливаем квас в пятилитровую бутыль до ее заполнения. И в итоге в 3-х литровой бутыли останется кваса ровно 1 литр.

    Задача

    Александр весит вдвое меньше, чем Дмитрий, а Николай весит в 3 раза больше, чем Александр. Попробуйте определить, сколько весит каждый из них, если все вместе они весят 360 килограмм?

    Ответ

    Николай = 180кг, Дмитрий = 120кг, Александр = 60кг. Решение : пусть вес Александра = х (икс), тогда вес Дмитрия = 2х, а вес Николая = 3х. Следовательно получаем уравнение : (х + 2х + 3х) = 360кг. Равносильно : 6х = 360кг, откуда х = (360кг : 6) = 60кг. После этого легко вычисляется вес каждого из них.

    Задача

    Если Джек не выпивает на работе, то почему-то все его сотрудники начинают думать, что он плохой работник и бездельник. Как вы думаете почему?

    Ответ

    Джек работает дегустатором алкоголя.

    Задача

    Это является черным, когда вы его получаете, Когда вы это используете, то оно – красного цвета. После использования это становится белого или серого цвета. Что это такое?

    Ответ

    Это древесный уголь. В магазине он продается в мешках и там он черного цвета, а когда вы его зажжете (например, в шашлычнице), то он красного цвета. А когда уголь полностью выгорит, то становится белым или серым, т.е. залой.

    Задача

    Вам необходимо выяснить закономерность, по которой цифры стоят в данной последовательности и определить цифру, которая должна стоять вместо вопросительного знака.

    1=4, 2=3, 3=3, 4=6, 5=4, 6=5, 7=4, 8=?

    Ответ

    Цифра «6». Каждая первая цифра – это порядковая цифра, а цифра после равенства указывает количество букв, из которых состоит название цифры. Например, 1 = «один» (4 буквы), 2 = «три» (3 буквы) и т.д.

    Задача

    Ниже указана последовательность букв. Не существует правила порядка, по которому данная последовательность выстроена. Однако для полноты не хватает двух букв, назовите эти две буквы?

    И С Ф А М О Н Д Я И

    Ответ

    Буквы «М» и «А». Группа букв состоит из первых букв названий месяцев в году. Все они расположены хаотично, но для полноты не хватает еще двух букв (ведь их должно быть 12).

    Задача

    Вы его видели там, где он никогда не был и не мог быть. Но вы видите его там очень часто. Кто же это он и где это он не мог быть, но вы его там видите часто?

    Ответ

    Вы видите себя (свое отражение) в зеркале. Возможен и такой вариант – это телеведущий «в телевизоре», где он никак не поместится.

    Задача

    Продолжите следующую последовательность букв :

    С О Н Д Я Ф М …

    Ответ

    Буква «А». Здесь использована последовательность первых букв в названии месяцев года, начиная с сентября : Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март. Следовательно, следующей буквой будет «А» – Апрель.

    Задача

    Первый мотоциклист живет в городе А, второй в городе Б. Однажды они оба в одно и тоже время выехали каждый из своего города в другой. Мотоциклисты встретились на расстоянии 40 км от первого города. Когда они добрались до соседних городов, то сразу же развернулись и поехали обратно домой. При этом они снова встретились в 48 км от второго города. Каково же расстояние между городами А и Б?

    Ответ

    Расстояние между городом А и городом Б составляет 72 километра.

    Задача

    От станции А к станции Б отправляется поезд, причем время пути составляет 5 часов. От станции А к Б и наоборот от станции Б к А ежечасно отходят поезда в 5 минут первого, 5 минут второго и т.д. Сколько поездов встречных встретится данному поезду?

    Ответ

    Когда поезд выезжает, то 4 встречных уже в пути, а пятый только отправляется. За время в 5 часов из пункта Б в пункт А отправятся еще 4 поезда, поэтому поезд встретит всего 9 встречных поездов.

    Задача

    У одного мальчика есть сестра. Три года назад он был в 7 раз старше сестры, два года назад – в 4 раза, в прошлом году – в 3 раза, а в этом году сестра младше только в 2,5 раза. Сколько же лет брату и сестре?

    Ответ

    Брату (мальчику) 10 лет, а его сестре 4 года.

    Задача

    Три карпа и один лещ были проданы за ту же сумму, что и две щуки. Один карп, два леща и три щуки были проданы вместе за 50 фунтов. Сколько стоит каждая из рыб, если их стоимости равны целым числам фунтов?

    Ответ

    Карп стоит 4 фунта, лещ 8 фунта, щука 10 фунтов.

    Задача

    Если квадрат возраста Тимофея прибавить к возрасту Лены, то получится 62. Если же наоборот квадрат возраста Лены прибавить к возрасту Тимофея, то получится 176. Сколько же лет Тимофею и Лене?

    Ответ

    Тимофею 7 лет, а Лене 13 лет.

    Задача

    Один человек, путешествуя по лесным чащам амазонки, случайно попал в плен к местным туземцам-аборигенам. Аборигены были жестоким племенем и сообщили ему, что его казнят, но каким способом – это зависит от него. Если он скажет неправду, то его сбросят со скалы, а если скажет правду, то повесят. Что же должен сказать путешественник, чтобы остаться в живых?

    Ответ

    Путешественнику нужно сказать : «Я буду сброшен со скалы». Это идет в разрез с обоими условиями туземцев.

    Задача

    Летело 10 уток, одну подстрелили, сколько останется уток?

    Ответ

    Останется одна утка, остальные девять улетят.

    Задача

    Угол, размером в один градус рассматривают в лупу, которая имеет 8-кратное увеличение. Какой величины угол покажется в этой лупе?

    Ответ

    В этой лупе угол будет казаться также в один градус, т.к. степень наклона линий друг от друга при увеличении не изменится.

    Задача

    Три колхозницы шли по дороге в город. По пути их обогнал автобус с еще 10 колхозницами. Сколько колхозниц шло в город?

    Ответ

    Шло только три колхозницы, а остальные ехали на автобусе.

    Задача

    Имеется 7 яблок, необходимо разделить их поровну между 8 детьми, причем сделать это надо с как можно меньшим числом разрезаний яблок.

    Ответ

    Нужно 4 яблока разрезать пополам, 2 яблока на четверти и 1 яблоко на 8 частей. В итоге каждый ребенок получит : 1/2, 1/4 и 1/8 яблока.

    Задача

    Хозяин оставил своей беременной собаке завещание, в соответствии с которым ей достается 21 колбаска. Если собака родит щенка-самца, то ему достается 14 колбасок, а собаке только 7. Если родится щенок-самка, то она получит 7 колбасок, а собака получит 14 колбасок. Но на самом деле собака родила двоих разнополых щенят. Как распорядителям имущества необходимо поделить колбаски, чтобы не нарушить условие завещания?

    Ответ

    Собака получит в два раза меньше колбасок, чем ее сын и в два раза больше, чем дочь. В итоге распорядители отдали шесть колбасок собаке, двенадцать щенку-мальчику и три щенку-дочке.

    Задача

    Четыре рыбака нужно было переправится с одного берега реки на другой. Рядом с их берегом была лодка, на которой находилось два мальчика. Лодка может взять вес либо двух мальчиков, либо одного рыбака. Мальчики согласились помочь рыбакам. Как же они смогли переправить рыбаков на другой берег?

    Ответ

    Сначала оба мальчика переплывают на другой берег, куда надо переправить рыбаков. Затем один остается, а другой переплывает обратно и дает лодку одному рыбаку, который переплывает на другой берег. Далее мальчик на том берегу берет лодку у переплывшего реку рыбака и переплывает реку один. Он забирает снова другого мальчика и они вместе переплывают на другой берег, где есть уже один рыбак. В таком же порядке можно переправить на другой берег и остальных рыбаков.

    Задача

    Стая голубей приземлилось на деревья по одному на каждое дерево, в результате не хватило одного дерева. Тогда голуби сели по два на одно дерево, в результате одно дерево оказалось лишним. Сколько было голубей и деревьев?

    Ответ

    Решение: когда голуби сели по 2 на одно дерево, то это равносильно тому, что голубей стало в 2 раза меньше. При этом если раньше 1 голубь был лишним, то теперь недостает 1 голубя. Следовательно, уменьшение количества голубей в 2 раза ведет к количественному снижению на 2. В итоге, голубей изначально было 4, а деревьев, соответственно, 3.

    Задача

    Одному кузнецу принесли пять цепей по 3 звена в каждой. Его попросили соединить их в одну непрерывную цепь. Он смог это сделать, при этом он разъединил и обратно соединил всего 3 звена. Как же ему это удалось?

    Ответ

    Просто он разъединил все три звена только в одной цепочке. Этими тремя звеньями он и соединил оставшиеся четыре цепочки в одну общую цепь из 15 звеньев.

    Задача

    В один детский сад, где было 50 детей, привезли груши. 60 груш больших и 60 поменьше. Первоначально было принято решение раздать детям груши в следующем порядке : 30-и детям по 2 крупные груши, а остальным 20-и детям по 3 маленькие груши. Но при вскрытии коробки с грушами выяснилось, что во время перевозки все груши перемешались между собой, большие и поменьше.

    Тогда было принято решение распределить груши так : груши выдавались по 5 штук сразу на двоих детей. К удивлению воспитателей для последних двух детей груш не хватило. Как же это так получилось?

    Ответ

    Одновременно по 2 больших и 3 поменьше груш можно было раздать лишь только 40 детям. После чего осталось бы только 20 крупных груш. Если крупные груши выдавать по 2 на ребенка, то их хватит на еще 10 детей. Но их выдавали по 5 на двоих, поэтому-то груш и не хватило.

    Задача

    Можете ли вы обосновать, почему почти во всех странах мира канализационные крышки у люков имеют только круглую форму? (Квадратные крышки люков бывают лишь тогда, когда они дополнительно крепятся шарнирами).

    Ответ

    Если крышки люков будут квадратными, то они могут легко провалиться в люк, т.к. диагональ квадрата больше стороны квадрата. Поэтому их если и делают, то только прикрепив к люку шарнирами. У круглых крышек люков нет диагонали и стороны, а только диаметр, который у крышки всегда больше отверстия люка.

    Задача

    Как вы думаете, какой знак следует поставить между 0 и 1, чтобы было получено число больше 0, но меньше 1?

    Ответ

    Этот знак является запятой. То есть 0,1. Это число больше 0, но меньше 1.

    Задача

    Как вы думаете, сколько граней имеет шестигранный карандаш, который ни разу не затачивали?

    Ответ

    Шестигранный карандаш, если не подвергался заточке будет иметь 8 граней. 6 большие грани и 2 торцевые.

    Задача

    Трехлитровый сосуд полностью заполнен тремя литрами воды. Вам необходимо за 2 переливания заполнить два пустых сосуда на 1 и 2 литра, чтобы в каждом из них было по 1 литру воды. При этом больше нельзя пользоваться ни чем, кроме этих трех сосудов.

    Ответ

    Из полного сосуда наливаем в двухлитровый пустой ровно два литра, т.е. до краев. Далее из этого сосуда выливаем в однолитровый ровно литр воды (т.е. до краев).

    Задача

    Как вы думаете, какой предмет будет иметь одинаковое изображение при рисовании его с любой точки зрения?

    Ответ

    Этим свойством обладает только шар.

    Задача

    Ответьте, сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза превышает прошедшую?

    Ответ

    Сейчас восемь часов.

    Задача

    На праздничном столе горят 7 свечей. 3 из них потушили. Сколько свечей останется?

    Ответ

    Останутся 3 потушенные свечи, т.к. остальные 4 сгорят полностью.

    Задача

    Можете ли вы записать число 1000 при помощи только восьми восьмерок и арифметических знаков суммы?

    Ответ

    Получится равенство : 888 + 88 + 8 + 8 + 8 = 1000.

    Задача

    В одном хлебном магазинчике есть 3 сорта булочек. На 10 рублей можно купить либо 1 булочку первого сорта, либо две булочки второго, либо 3 булочки третьего сорта. В магазин зашла группа детей, мальчиков и девочек поровну. Они сложились и получили 70 рублей. Всю сумму они потратили на покупку булочек. Каждому ребенку досталось булочек на одинаковую сумму. Сколько было куплено булочек и каких сортов, если ни одна из булочек не была поделена на части?

    Ответ

    Группа детей состояла из трех мальчиков и трех девочек. Каждый ребенок получил по 2 булочки 3 сорта и по 1 булочке 2 сорта.

    Задача

    Распиловщик бревен должен распилить бревно длиной 5,5 метра на бревнышки длиной 0,5 метра. Каждый распил длится 2,5 минуты. За какое время будет выполнена распиловка всего бревна?

    Ответ

    Распиловка бревна займет ровно за 25 минут.

    Задача

    Имеется стебель цветка высотой 1 метр. От земли по нему вверх начинает ползти гусеница. Днем она поднимается на 30 см, а ночью спускается на 20 см. Через какое время (в сутках) гусеница доползет до верхушки цветка?

    Ответ

    Гусеница доползет до верхушки цветка за 7,5 суток.

    Задача

    В книжном шкафу одного ученого на одной полке стоят две книги. Первая книга стоит слева от второй, рядом с ней. В первой книге 230 страниц, во второй 325 страниц. Как вы думаете, сколько всего страниц между первой страницей первой книги и последней страницей второй книги?

    Ответ

    Между этими страницами книг находятся только переплеты.

    Задача

    Солдаты выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Линейка растянулась на 25 метров. Сколько всего было солдат в линейке?

    Ответ

    Всего в линейке было 26 солдат.

    Соображалки и загадки-шутки


    Кот или лев? Эти задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания.

    Приучая ребенка внимательно слушать условие задачи, можно предложить задачу-шутку, в которой имеются числовые данные, но производить арифметические действия не надо.

    Не всегда ребенок с легкостью может найти ответ, понимая, что задача с «секретом». Пусть взрослого порадует уже одно то, что ребенок не станет торопиться с ответом, а попытается подумать, по­рассуждать, приводя различные доводы и опровергая сам себя. По­могите ему нащупать правильный путь рассуждений.

    ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

    1) В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? ( Все 9 пароходов)

    2) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке)

    3) Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет, превратится в лед.)

    4) Жили-были 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько братьев и сестер в семье? (8 человек).

    5) Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

    6) В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся но нему на 3 м и достиг середины. Какой длины канат? (6 м.)

    7) Неожиданно пошел сильный дождь. Однако Таня, Саша, Лена не промокли. Почему? (Они наблюдали за дождем в окно; у каждого был зонт или плащ.)

    8) У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)

    9) Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каб­лук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей.)

    10) Вода в чайнике закипает через 10 мин. Алеша поставил чай­ник в 8 ч. Когда он может пить чай? (Через 10 мин после того, как поставил, или в 8 ч 10 мин.)

    11) Ведерко со снегом принесли в комнату в 5 ч. В 6 ч снег в ведре растаял и превратился в воду. За сколько времени растаял снег? (За 1 ч.)

    12) В 10 ч малыш проснулся. Во сколько он лег спать, если проспал 2 ч? (В 8 ч.)

    13) Костя ссыпал вместе песок из 3 кучек, а Маша ссыпала вместе песок из 4 кучек. Сколько кучек песка получилось? (2 кучки, если каждый — в свою, или 1 большая, если весь песок дети ссыпали вместе.)

    14) Дети измеряли длину грядки шагами. Костя решил на глаз, что длина грядки 8 шагов. Таня измерила шагами, у нее получилось 10 шагов, у Андрея — 7 шагов. Кто из детей измерил правильно? (Каждый из тех, кто измерял, прав по-своему, так как у каждого свой шаг был принят за условную меру. Им надо было договориться о единой мерке или измерить длину грядки линейкой, тогда они получили бы точный отсчет).

    15) На стройке работал каменщик. В первый день работы он построил 2 двадцатиэтажных дома. Во второй день — 1 двадцати­этажный дом. Сколько двадцатиэтажных домов построил каменщик за два дня? (Один каменщик не смог бы так быстро строить.)

    16) Сколько орехов помещается в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.)

    17) По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и 3 из них нырнули в глубину за рыбой. Сколько акул плавает в море? (Все 9 акул, только часть под водой.)

    18) В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. 1 тюлпан и 3 нарцисса завяли. Сколько тюльпанов в вазе? (Все 3 тюльпана.)

    19) 7 мальчиков чистили от снега дорожки в саду. Каждый из них расчистил по 2 дорожки, причем одну из них каждый мальчик чистил в одиночестве, а вторую всей компанией. Сколько дорожек расчистили мальчики? (8 дорожек (7+1).)

    20) 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка.)

    21) В бочонке 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед? (Дети должны обратить внимание на то, что не сказано сколько меда получит каждый. После этого они должны посчитать, сколько детей отведает мед, если каждый получит по 1 ложке (10), по пол-ложки (20), по 2 ложки (5).)

    22) В кувшине 10 кружек молока. На сколько детей хватит молока? (Решается аналогично задаче 21.)

    23) Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат — 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (У того, кто съел меньше.)

    24) Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (Пройдет 2 года, значит, брату будет 8 лет.)

    25) 2 бригады сеяли горох. Первая бригада засеяла 4 грядки гороха, а вторая — столько и еще полстолько. Сколько гороха засеяла вторая бригада? (6 грядок 4+2.)

    26) Гусь, стоя на 2 ногах, весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг.)

    27) Один ослик нес 10 кг сахару, а другой ослик нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (Поклажа у обоих одинаковая — по 10 кг.)

    28) Бабушка cвязала внукам шерстяные носочки. Всего она связала 6 носков. Сколько внуков было у бабушки? (3 внука. По 2 носка на каждого)

    29) Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояло 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10 лыжников.)

    30) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (7 детей.)

    30) Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Во дворе 2 кошки.)

    31) Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8 бельчат.)

    32) Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков).

    33) Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (Сделали 2 разреза.)

    34) Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось! (Получилось 6 частей.)

    35) Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах были поровну.)

    36) Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе — поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть, какую часть получил каждый? (Каждая девочка получила по одной второй части от яблока, а мальчики — по одной четверки части от яблока. Одна вторая часть больше, чем одна четвертая)

    37) На столе стоял полный стакан кефира, а рядом — стакан, наполненный только до половины. Как разделить кефир поровну между 3 детьми? (Каждый должен получить по полстакана кефира.)

    38) Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12 глаз.)

    39) Сегодня в 12 ч шел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (В это же время, значит, либо в 12 ч ночи, либо в 12 ч дня. Ночью не может быть солнечной погоды, а днем может)

    40) В автобусе ехало 9 пассажиров. На остановке все, кроме 3 пассажиров, вышли. Сколько пассажиров осталось в автобусе. Сколько пассажиров вышло? (Осталось 3 пассажира, вышло 6 пассажиров.)

    41) Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)

    Логические задачи и игры для дошкольников

    Задание на развитие сообразительности ( для детей в возрасте от 6, 7 лет)

    Среди логических игр весомое место занимают игры на развитие смекалки. Они подвижны, интересны, из них можно узнать много нового. Такие игры позволяют ребенку быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, что помогает развивать логику. Игры на смекалку помогают ученику победить, демонстрируя сверстникам, на что они способны. Ленивые детишки, глядя на победу других, должны попытаться проявиться путем проб и ошибок, заставить себя думать. Таким образом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развития детей. Примеры таких игр.

    Игра «Вот так я!»

    Дети образуют круг. Ведущий указывает на кого-то из учеников и говорит: «Вот так я!». После этой команды ученик начинает счет и игроки считают один за другим, но ранее ведущий сообщил, что вместо некоторых чисел необходимо говорить «Вот так я!». Такими числами могут быть числа, в записи которых есть цифра 6, или числа, делящиеся на 2, т. д (например: 1, 2, 3, 4, 5, «вот так я», 7, 8 и т. др.). Нужно играть быстро. Если игрок сбился, то покидает игру. Счет начинают сначала. Остаться должен один игрок.

    Задания на развитие творческих способностей

    К сожалению, очень часто родители считают, что невозможно развить у ребенка логическое мышление, так он такие способности должен иметь от рождения. Это ошибочное предположение. К своему малышу следует присматриваться, находить скрытые таланты, с раннего возраста эти таланты развивать. Но чтобы лучше достичь этой цели, необходимо ребенку создать комфорт и хорошую атмосферу.

    Психологи предлагают много игр для развития творческих способностей, в частности раскраски и упражнения с дорисовкой изображений.

    Игра «Дорисуй изображение»

    Логика для детей 5 — 7 лет

    В этом пособие собраны очень интересные задачи, задания, упражнения и игры на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, направленные на сравнение предметов по различным признакам, выделение существенных отличий предметов, обощнение и классификацию. Эта книга рекомендована для использования в детских садах и дома для занятия детей совместно с родителями. Это пособие можно использовать для подготовки к урокам математики в школе.

    Скачать пособие Тихомировой Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет в формате pdf

    Логические задачи для детей

    Задача

    Черепаха пришла в гости к своей подруге, которая живёт на 14 этаже. Лифт оказался сломан – придётся подниматься пешком. Черепаха начала свой путь после полудня. Полчетвёртого уже – черепаха на четвёртом этаже. Полпятого уже – черепаха на пятом этаже. Полвосьмого уже – черепаха на восьмом этаже. Когда же она доберётся до 14 этажа?

    Ответ

    (Полвторого ночи)

    ***

    Лена, Аня и Женя помогали бабушке в саду. Бабушка захотела сделать детям подарки. «Куплю-ка я куклы обеим девочкам», – подумала бабушка. Неужели она ошиблась и неправильно сосчитала детей?

    Ответ

    (Бабушка не ошиблась, девочек было действительно двое: Лена и Аня, а мальчику Жене бабушка купила гоночную машинку)

    ***

    В пенале у Аси лежат 4 простых карандаша и 2 цветных. Какое минимальное количество предметов нужно взять, чтобы в руке точно оказался простой карандаш?

    Ответ

    (3 предмета)

    ***

    На часах было 11:45, когда начался мультфильм. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент?

    Ответ

    (12:10)

    ***

    Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет.

    Ответ

    (Света, Ира, Юля, Аня)

    ***

    У сороконожки 90 ножек. Она купила 13 пар сапожек. Но при этом 16 ног остались босыми. Сколько пар старых сапожек было на сороконожке до покупки новых сапожек?

    Ответ

    (24)

    ***

    Петя и Коля живут в одном многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше, чем Пети. Вечером Петя поднимался по лестнице к Коле. Когда он прошёл половину пути, то оказался на 8 этаже. На каких этажах квартиры мальчиков?

    Ответ

    (П-2, К-14)

    ***

    Из 64 маленьких кубиков составили большой куб. Синей краской покрасили пять граней большого куба. Назови количество маленьких кубиков с тремя синими гранями.

    Ответ

    (4 – по углам)

    ***

    На пароме помещается или 6 грузовиков, или 10 легковушек. В четверг паром, полностью загруженный, 5 раз пересек реку и переправил 42 машины. Сколько было среди них грузовиков?

    Ответ

    (12)

    ***

    Речь пойдёт про единицы времени. Что можно узнать, данным произведением 60 х 60 х 24 х 7?

    Ответ

    (Количество секунд в неделю)

    ***

    Брату и сестре 2 года назад вместе было 15 лет. Сейчас сестре 13 лет. Сколько должно пройти лет, чтобы брату исполнилось 9 лет?

    Ответ

    (3 года)

    ***

    В гости к Игорю пришли друзья. Сколько их было, если каждый из них сложил из даты своего рождения число и номер месяца и получил 35? Причём даты рождения у всех гостей разные.

    Ответ

    (8)

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]