Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.
Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.
Как понять, что пора
На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:
- «Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Увы, не научат — у школьных учителей просто нет времени, чтобы научить правильно читать каждого ребенка. Уже на первых уроках придется читать книги, учебники, надписи на доске. Не умея читать, первоклашка рискует сразу же отстать от одноклассников и потерять интерес к учебе.
- «Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию.
Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.
Пора учиться читать, если…
Если у дошкольника уже сформировался достаточный словарный запас, чтобы болтать со взрослыми, если он грамматически верно строит предложения, понимает и использует в речи фразеологизмы — значит, ребенок готов учиться читать.
Без достаточного грамматического фундамента и словарного запаса учиться читать будет тяжело. Критически важно, чтобы ребенок понимал смысл слов и фраз, которые прочитывает, иначе обучение не будет продуктивным. Поэтому, если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.
Как облегчить обучение чтению для дошкольника
Больше хвалить и никогда не ругать
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.
Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.
Заниматься понемногу, но регулярно
Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.
А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.
Читать книги вслух
В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.
Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.
Мнение эксперта
По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.
Обсуждать прочитанное
Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.
Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:
- Кто тебе понравился из героев?
- Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
- Что бы ты сделал на месте героя?
- Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
- Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
- Что больше всего запомнилось из прочитанного?
- Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?
Идти от простого к сложному
От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.
Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.
Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.
Основные принципы игр
Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!
Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.
Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.
Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).
Методики обучения дошкольников чтению
Складовое чтение
Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.
Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.
Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).
Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.
Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.
Слоговое чтение
Эту методику разработала Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед. Основная единица в ее системе — не буква, а слог. Автор методики предлагает переходить к изучению буквосочетаний, как только ребенок освоил первые гласные буквы — а, о, у. Когда дошкольник научился соединять две гласных буквы, можно переходить к изучению согласных.
Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.
На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — букварь, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.
Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.
Тексты для чтения по слогам (для дошкольников и первоклассников)
Тексты для чтения по слогам (для дошколят и первоклашек)
ДРУ-ЗЬЯ
Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!
В ЛЕ-СУ
Ле-том в ле-су хо-ро-шо. Све-тит сол-нце, по-ют птич-ки, ра-ду-ю-тся все зве-ри. Вот ры-жая бел-ка.Она гры-зет ореш-ки. Вот о-лень, он щип-лет трав-ку и пьет во-ду из ру-чья. А это — зай-ка. Он пря-чет-ся под кус-том. Фи-лин спит, а ли-си-ца близ-ко. Где же ми-шка ко-со-ла-пый? Он объ-ел-ся ме-ду и от-ды-ха-ет.
Бо-тин-ки
Ут-ром Ви-тя с Ми-тей со-бра-лись в детс-кий сад. Вста-ви-ли о-ни но-ги в сво-и крас-ны-е бо-тин-ки, а за-шну-ро-вать по-ле-ни-лись.
— А-вось не по-те-ря-ют-ся! -ре-шил Ви-тя.
— До-е-дем , — сог-ла-сил-ся с бра-том Ми-тя.
Са-дят-ся о-ни с ма-мой в ав-то-бус. А ле-вый Ви-тин бо-ти-нок сго-во-рил-ся с пра-вым Ми-ти-ным, да о-ба и сос-ко-чи-ли с ног. Сос-ко-чи-ли и по-плы-ли по лу-же.
мол-чат Ви-тя с Ми-тей, толь-ко бо-сые но-ги под се-бя под-жи-ма-ют. В детс-ком са-ду все так и ах-ну-ли: у Ви-ти с Ми-тей два бо-тин-ка на че-ты-ре но-ги!.. Хо-ро-шо, у Пав-лу-ши за-пас-ны-е бо-тин-ки о-ка-за-лись, прав-да, зе-лё-ны-е. Так весь день и хо-ди-ли Ви-тя с Ми-тей, как кло-у-ны в цир-ке: од-на но-га в крас-ном бо-тин-ке, дру-га-я — в зе-лё-ном!
Повторяем букву «Ш»
Мы-ша-та Ти-ша и Гла-ша — ша-лу-ниш-ки. О-ни ша-ли-ли, ша-ри-ли по уг-лам, шур-ша-ли и наш-ли сыр, шпро-ты и лап-шу. Мы-ша-та ус-тро-и-ли пир.
Приг-ла-си-ли ли о-ни на пир кош-ку Мур-ку?
По-мощ-ни-ца.
Спле-ла бе-лоч-ка кор-зи-ну. Из и-во-вых пру-ти-ков спле-ла. Ни у ко-го та-кой в ле-су нет: лег-ка-я, проч-на-я, кра-си-ва-я.
Всё ле-то не рас-ста-ва-лась бе-лоч-ка с кор-зин-кой… То гри-бы при-не-сёт, то я-го-ды, то зёр-ныш-ки с по-ля.
Од-наж-ды да-же Сквор-чон-ка в тра-ве наш-ла. Вы-пал он из гнез-да, вот и по-те-рял-ся.
При-нес-ла бе-лоч-ка сквор-чон-ка до-мой и пря-мо в кор-зин-ке е-му до-мик ус-тро-и-ла.
Под са-мый Но-вый год при-гла-си-ла бе-лоч-ка дру-зей. Как у-ви-де-ли о-ни её у-го-щень-е так и ах-ну-ли: кто же те-бе бе-лоч-ка по-мо-гал?
— Кор-зи-на! Кор-зи-на! — за-кри-чал Сквор-чо-нок и за-пел так, слов-но нас-ту-пи-ла вес-на.
Что хо-тел ко-тик по-ка-зать ма-ме
—Ма-лень-кий ко-тик со-брал-ся на про-гул-ку. Он по-до-шел к Ма-ме Кош-ке , что-бы ска-зать ей об этом,но не-о-жи-дан-но про-из-нес:
— Ма-моч-ка, я те-бя люб-лю!
-Ка-ки-е за-ме-ча-тель-ны-е сло-ва! — об-ра-до-ва-лась Ма-ма Кош-ка. — Но бу-дет луч-ше, ес-ли ты по-ка-жешь, как ме-ня лю-бишь.
Ко-тик не знал, как по-ка-зать сво-ю лю-бовь. Он ре-шил, что сна-ча-ла по-мо-жет ма-ме смо-тать в клуб-ки шерсть, из ко-то-рой о-на вя-жет для не-го та-ки-ена-ряд-ны-е и теп-лые ве-щи! Клуб-ки по-лу-ча-лись боль-ши-ми, но он сов-сем не ус-тал!
По-том ко-тик взял-ся со-би-рать раз-бро-сан-ны-е по ком-на-те ку-би-ки,
как вдруг у-ви-дел в уг-лу са-мо-кат. Е-му в го-ло-ву приш-ла пре-крас-на-я и-де-я.
Сей-час он лов-ко про-ка-тит-ся на од-ной лап-ке и по-да-рит э-тот цир-ко-вой но-мер ма-ме!
Мыш-ки — ма-лыш-ки об-ра-дова-лись то-му, что ко-тик не по-шёл на про-гул-ку.
Им всег-да бы-ло скуч-но без не-го. А вмес-те о-ни ве-се-ло иг-ра-ли в кош-ки — мыш-ки и бе-га-ли по все-му до-му! Ма-лень-кий ко-тик иг-рал чест-но.
Он ни-ког-да не под-гля-ды-вал в щё-лоч-ку под плат-ком и не ку-сал мы-шек за хвос-ти-ки.
Ма-лень-кий ко-тик за-пы-хал-ся. Он пил све-же-е мо-ло-ко и ду-мал о том, что не зна-ет, как вы-пол-нить прось-бу Ма-мы Кош-ки. Не зна-ет, как по-ка-зать лю-бовь.
Но по-том ре-шил, что Ма-ма Кошка е-го о-бя-за-тель-но прос-тит, по-тому что прось-ба ее — слож-на-я, а он — толь-ко Ма-лень-кий ко-тик!
За-яц и че-ре-па-ха (сказка)
По-спо-ри-ли од-наж-ды за-яц и че-ре-па-ха, кто быст-ре-е лес-ну-ю по-ля-ну об-бе-жит. Че-ре-па-ха тро-ну-лась в путь, а за-яц ле-жит под кус-том, по-сме-и-ва-ет-ся: «Спе-ши, спе-ши, че-ре-па-ха, ве рав-но я те-бя об-го-ню». Но по-ка он так по-те-шал-ся, че-ре-па-ха – хоть и ти-хо шла – о-ка-за-лась у це-ли. Бро-сил-ся за-яц за не-ю, да позд-но. Бе-гать-то он у-мел, но не знал то-го, что, ле-жа на мес-те, и от че-ре-па-хи мож-но от-стать.
Че-ты-ре сест-ры
Жи-ли на све-те сёст-ры: Зи-ма, Вес-на, Ле-то и О-сень. Зи-ма бы-ла се-да-я, бе-ла –я. Вес-на бы-ла мо-ло-да-я, бе-ло-ли-ца–я, в зе-ле-ном на-ря-де, с го-лу-бы-ми гла-зами. Ле-то то-же в зе-ле-ном на-ря-де, за-го-ре-ло-е, за-го-ре-ло-е. А О-сень зла-то-во-ло-са-я, в крас-ной ша-ли. Пош-ли Зи-ма, Вес-на и Ле-то в гос-ти к О-се-ни. У не-ё на сто-ле и ГРУ-ши, и яб-ло-ки, и сли-вы, и ар-бу-зы, и ды-ни, и бе-лый кА-ра-вай, и па-ху-чий мёд. По-о-бе-да-ли сёст-ры и ста-ли бла-го-да-рить О-сень. О-сень и го-во-рит: Нет, э-то я долж-на вас бла-го-да-рить. Ты, Зи-ма, зем-лю сне-го-вым о-де-я-лом у-кры-ла, спря-та-ла от Де-да Мо-ро-за, ты, Вес-на, по-ле дож-дя-ми по-ли-ва-ла, ты, ле-то, яс-но-е сол-ныш-ко по-сы-ла-ло, что-бы всё со-зре-ло. Сест-ры и ра-ды: Все мы хо-ро-шо по-тру-ди-лись, что-бы лю-ди со-бра-ли бо-га-тый у-ро-жай.
Упражнения для обучения чтению
Упражнения на запоминание букв
Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.
Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.
Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.
Упражнения на гласные и согласные
Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.
Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.
Упражнения на составление слов
Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.
Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.
Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.
Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!