Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 — 7 лет

Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка. В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников. От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит, как скоро сформируется произвольность данного процесса, а следовательно, и подготовленность ребенка к обучению в школе.

Игры для младших дошкольников на развитие внимания

Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях. Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.

  1. Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
  2. Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
  3. Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.

Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.

Упражнения с опорой на зрительные сигналы

  1. Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.
  2. Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.
  3. Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки. Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.
  4. Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов. Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:

Игры на слуховое внимание для дошкольников

  1. Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.
  2. Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба. Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Дидактическая игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста»

Подготовила ст.воспитатель Н.А.Липатова

2 Содержание Введение 3 § I.Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. 4 § II. Комплекс дидактических игр для развития внимания у детей дошкольного возраста 10 Заключение 17 Список литературы 18

3

Введение В период модернизации системы образования, обеспечения

преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности позволит развивать внимание, средством дидактических игр.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста она имеет исключительное значение: игра для них учёба, игра для них труд, игра для них — серьёзная форма воспитания.

Игра — способ познания окружающего мира. Развивающие и учебно-

дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка,

порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Наиболее важными для детей являются такие игры, в которых совершенствуются познавательные процессы.

Данная работа позволит педагогам познакомиться с понятием внимание,

его видам и особенностями развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Подобранный комплекс дидактических игр поможет педагогу в работе по развитию данного познавательного процесса.

4

§ I.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста, и вызывает у него различные реакции.

С точки зрения отечественной науки внимание у человека развивалось

в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий. Проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные психологи: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А.

Ухтомский, В. Вундт, Н. Ф.Добрынин, П. Я. Гальперин По своему происхождению и способам осуществления обычно

выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное,

называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей.

Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.

Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий,

поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение,

5

сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в

работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф.

Добрыниным послепроизвольным.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: концентрированность; объём; распределение; переключение;

устойчивость.

• Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии, у старшего дошкольника недостаточно большой. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания. Именно поэтому педагогу легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание дошкольников.

• Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. Объём внимания характеризуется количеством объектов,

воспринимаемых одновременно. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5-7 единиц информации. Увеличение объёма внимания может достигаться укрупнением информационных единиц, объединением их в комплексы: отдельные линии объединяются в геометрические фигуры,

звуки — в слова или мелодию, движения — в действия и т. п.

6

• Под распределением внимания обычно понимают его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности,

требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

• Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с

которой он может переводить своё внимание с одного объекта на другой,

причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса; включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нём; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

• Устойчивость внимания – показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.

В устойчивости внимания сочетаются, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени,

сколько необходимо для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Рассмотрим особенности внимания у детей 5-7 лет.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным и говорит о его низком уровне. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам:

7

предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста,

чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Сосредоточение, устойчивость, переключение – положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях,

как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твёрдость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешанностью,

беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой,

удивлением, неуверенностью, тревожностью.

Объём внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20

секунд. Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10—15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты..

Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов. Старшие дошкольники привыкают быстрее переключаться с отдыха на работу и с одного вида деятельности на другой.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

8

В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий. В 6-7 летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений, а также могут заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого), и реже отвлекаться на посторонние объекты.

Важно отметить, что особенности темперамента влияют на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнения детьми заданий, характер взаимоотношений между педагогом и детьми.

Дети с флегматическим типом сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности, они испытывают трудность в распределении внимания и медленно выполняют задания.

У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности в её выполнении.

Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание из-за неуверенности в себе.

Таким образом, надо учить ребёнка быть «внимательным». В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

9

Психологи считают что, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.

Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те,

которые он привык решать в детском саду во время игр. О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р.И.Жуковской, Н.Я.

Михайленко, А.П.Усовой, Д.Б. Эльконина и др.

Поэтому дидактические игры помогут как педагогам, так и детям сформировать познавательные процессы в ведущей для детей данного возраста деятельности.

10

§ II. КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины,

наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых;

требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить,

в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть.

Выкладывание из палочек.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки,

трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из

палочек

11

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12

палочек;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13

палочек;

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.) Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен.

Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и

объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие.

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих

различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

12

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.

Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки,

формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры,

букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор,

силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор,

силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Нанизывание бусинок.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Назови животных.

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных животных.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных животных, среди которых ему надо отыскать диких животных.

13

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке животные спрятались от тебя.

Начинай искать диких животных».

Скопируй.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку; образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагается сделать две картинки одинаковыми

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру. Будь внимателен!».

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

Витрина магазина.

Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением витрины магазина.

Описание: Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена витрина магазина, в

которой выставлены только что поступившие конфеты. Они выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала своему сыну выбрать любую коробку. Мальчик захотел ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику найти коробку, где содержится наибольшее количество конфет. Объясни свой выбор.

Какими способами можно проверить правильность выбора? (Можно сосчитать.)

Посмотри еще раз внимательно на рисунок, подумай и скажи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.

Приступай к работе».

14

Строители.

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения

внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а

три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо до- рисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

Воспроизведение геометрических фигур.

Цель: развитие произвольного внимания, объема внимания, памяти,

мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру

образца.

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,

запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрически фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

Назови предмет.

Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.

15

Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов

(игрушек, фруктов, посуды, овощей).

Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция: « Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».

Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

Что слышно?

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью

(ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.

Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки.

Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток,

деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее

16

переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

Четыре стихии

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: земля – руки вниз, вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз,

если слово «вода»— вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим» .

Слушай хлопки

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге,

руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.

Инструкция: Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!».

Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (по- каз).

Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем игру.

Кто летает?

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные,

существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

17

Заключение Внимание дошкольника в первую очередь отражает его интересы по

отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями.

Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

Если внимание специально не развивать, возникает снижение способности сосредотачивать, распределять, удерживать, переключать, что приводит к трудностям усвоения программного материала, а в последующем в школьном возрасте к неуспеваемости.

Игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В

то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а

другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали развитие внимания ребенка

18

Список литературы

1. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников.[Текст] И.Л. Баскакова. – М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995. – 64с.

2. Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачева, В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников [Текст] Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.! Под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2000. – 64с.

3. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

4. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания. [Текст] П.Я. Гальпери АПН РСФСР. 1958. №3. С.33-38.

5. Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

6. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. «Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект». – М.: Педагогика, 2007. – 154 с.

7. Немов, Р.С. Психология [Текст] Р.С. Немов: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4 изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.- 688с.

Следующая >

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Они требуют сосредоточения, концентрации внимания, а также содействуют формированию знаний и умений, необходимых для поступления в школу. Ознакомьтесь, что ребенок должен знать к 1 классу.

В играх активно задействуется память и словесно логическое мышление. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

При подборе упражнений на развитие внимания у дошкольников придерживайтесь принципов продвижения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

Учимся концентрировать внимание

В младшей школе ребенку потребуется не только усидчивость, но и способность следить за ходом урока. От внимательности и памяти зависит усвоение информации.

В качестве игры предлагают простые шифровки, которые просто составляются. Для этого необходимо взять 10 букв и цифры до 10. В итоге 1 буква будет обозначаться 1 цифрой.

Дети получают карточки с указанием, какая цифра какую букву обозначает. Например, 1 — б, 2 — о, 3 — а, 4 — с и т. п. На карточке оставляют шифр — 304, ребенок сопоставляет с ключом и получает слово «бас».

Танцы народов мира для детей: индийские, ирландские, танцы китаянок

В младших классах можно использовать игру «Корректор». Детям дают распечатанный текст и говорят какую букву вычеркивать. На выполнение отводится ограниченное количество времени.

Для развития зрительного внимания подойдут задания «найди отличия», «сравни», лабиринты и т.п. Весь материал подбирают в соответствии с возрастом.

5 лучших упражнений для школьников

Каждый день нужно на некоторое время концентрироваться на происходящем вокруг. Анализировать звуки, шум вокруг и подмечать мельчайшие детали. Делать это можно в течение пяти минут. Подобное упражнение позволяет научиться замечать особенности окружающей среды.

Любые повседневные дела нужно выполнять осознанно. Такая концентрация позволит приучиться к постоянной внимательности. Даже моя посуду или вытирая пол ребенок должен быть сосредоточен.

Важно! Развитию высших психических функции нужно уделять время каждый день. Так постепенно получится их улучшить.

Школьнику полезно вырабатывать навык видеть все детали предмета. Достаточно взять одну любую вещь и попытаться назвать семь ее основных качеств.

Для выработки устойчивости внимания используют простое упражнение. На белом листе бумаги рисуют прямую линию. Как только ребенок отвлекся, он должен провести линию вверх.

В школе некоторые учителя используют презентации для работы. Не все ученики могут легко их воспринимать. Для выработки концентрации нужно научить школьника абстрагироваться от внешних раздражителей. В этом поможет медитация.

На уроках физкультуры тоже можно заниматься развитием внимания. Для этого используют эстафеты, игры, которые направлены на запоминание последовательности движений — достаточно пяти или шести вариантов.

Физическая активность благотворно влияет на работу головного мозга

Многие задания можно самостоятельно распечатать и использовать в домашних условиях. В магазинах продаются специальные рабочие тетради, где есть подборка тематических заданий.

Подготовка к школе: учимся сосредотачиваться

Последний год в детском саду очень важен для развития ребенка. В этот период закладывается база для формирования письма, чтения и математических способностей.

Дошкольника нужно постепенно приучать к урокам. В силу возраста ему будет сложно сидеть на одном месте определенное количество времени. Поэтому нужно сразу вырабатывать этот навык.

Важно! Во время занятия ничто не должно отвлекать ребенка: просьбы родителей, включенный телевизор и т. п.

Прослушивание классической музыки и чтение книг позволяют вырабатывать привычку сосредотачиваться. Есть еще одно полезное упражнение: для него понадобятся простые часы. Нужно в течение одной минуты смотреть только на секундную стрелку и наблюдать только за ней.

Развитие внимания, памяти, мышления занимает ключевое место в дошкольном возрасте. Для этого используют специальные игры и упражнения, которые помогают улучшать работу головного мозга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]