Инновационные формы организации и проведения физкультурных занятий в соответствии с ФГОС


Физкультурные занятия: задачи, структура, типы

Любовь Федорова

Физкультурные занятия: задачи, структура, типы

Физкультурные занятия. Задачи, структура и типы занятий. Способы организации детей.

Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков,создает благоприятные условия:

• для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений,

• содействует развитию разносторонних способностей детей.

Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.

Задачи физкультурных занятий:

1. занятия позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности;

2. подводят детей к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий;

3. формируют и развивают навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитывают интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни;

4. чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях;

5. занятияспособствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности:

o они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений;

oразвивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий:

1. обеспечение высокой двигательной активности детей;

2. соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья;

3. прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности;

4. повторение и закрепление, по мере необходимости, двигательных действий;

5. дозированная физиологическая нагрузка, и её постепенное увеличение, которая способствует повышению выносливости организма;

6. подготовка организма к выполнению сложных движений, позволяющая предупредить травматизм при их выполнении;

7. приучение детей слушать указания воспитателя;

8. выполнение движений одновременно всей группой, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания.

Структура физкультурных занятий

В пособии Т. И. Осокиной физкультурное занятие является трехчастным, состоящим из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра)

и заключительной части.

Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия. В вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего образовательные задачи:

• разучивание строевых упражнений;

• освоение разных способов ходьбы и бега;

• закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах)

;

• использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;

• развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;

• развитие динамической ориентировки в пространстве;

• вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;

• разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:

• педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;

• содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные Ьасти тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;

• применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физиологической нагрузки, для развития определенных физических качеств.

В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем, чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.

Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней – 20-25 мин, в старшей – 25-30 мин, в подготовительной – до 35 мин.

Типы физкультурных занятий

Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием.

I.По содержанию:

1. гимнастика и подвижные игры,

2. обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр,

3. развитие ориентирования;

4. занятия-походы (элементарный туризм)

.

II.По использованию методов работы:

1. большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других);

2. игровой тип занятий;

3. сюжетный тип занятий;

4. занятие может также предусматривать только закрепление и совершенствование движений;

5. контрольный тип занятий (педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год).

При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

Способы организации детей на занятии

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т. д., когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т. д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе)

и т. д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях
физкультурного занятия.
Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т. е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях.Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.

Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека, упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т. д.

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.

Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Существует индивидуальный способ организации, Когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие Дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т. д., а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т. д.)

. Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Степаненкова Э. Я.Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский

, 2006. — 368 с

Организация и методика проведения занятия по физической культуре

Основная часть

(12—15 минуты) направлена на решение главных задач занятия — обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.

В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.

В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как правило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.

Равновесие.

Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.

Перед началом упражнений воспитателю необходимо подготовить детей к предстоящему выполнению задания и в наиболее трудных упражнениях обязательно осуществлять страховку.

В средней группе ребенок должен овладеть навыками ходьбы по ограниченной площади опоры: на полу между линиями (ширина расстояния между линиями 15-20 см), по доске, положенной на пол (ширина 15-20 см). Положение рук при этом меняется: на поясе, в стороны, за головой и т. д.

Когда дети освоят упражнения в равновесии на уменьшенной площади опоры, воспитатель переходит к обучению ходьбе по повышенной опоре, то есть по гимнастической скамейке, а затем и по горизонтальному бревну.

Прыжки

Для детей средней группы программа предлагает наиболее простые упражнения в прыжках, подпрыгивании, прыжках с продвижением вперед, в длину с места, на небольшое расстояние.

Подпрыгивание. На пятом году жизни ребенок владеет умением подпрыгивать на месте на двух ногах и продвигаясь вперед. Чтобы период максимального напряжения сменялся периодом относительного отдыха, прыжки на двух ногах чередуют с ходьбой. Расстояние, на которое дети продвигаются при подпрыгивании, не должно превышать 2-3 м, так как прыжки несут большую физическую нагрузку. Основная цель упражнения — учить энергично, отталкиваться от пола (земли) одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги.

Прыжки с невысоких предметов (20-25 см). Главное в обучении — приземление на полусогнутые ноги и сохранение устойчивого равновесия. Детям объясняют, что перед прыжком надо согнуть ноги в коленях и прыгнуть чуть вперед. Приседание при приземлении не должно быть глубоким.

Прыжки в длину с места — одно из самых трудных упражнений для детей пятого года жизни. Для прыжков длину с места воспитатель показывает: исходное положение — ноги слега расставлены, ступни параллельно; согнуть ноги до полуприседа, а руки отвести назад; затем с движением рук вниз-вперед оттолкнуться двумя ногами, приземлиться на полусогнутые ноги, руки вынести вперед и выпрямиться. В средней группе дети овладевают общей структурой этого вида прыжка. У них довольно хорошо получается отталкивание двумя ногами, появляется взмах рук. Однако полной согласованности в движениях рук и ног еще нет. При выполнении прыжков в длину с места наиболее типичны следующие ошибки: плотная постановка стоп в исходном положении, слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад-вверх, прыжок на прямые ноги (лишь некоторые дети приземляются на полусогнутые ноги). При обучении детей прыжкам в длину с места воспитателю следует добиваться правильного исходного положения, энергичного отталкивания и мягкого приземления.

Значение занятий физической культурой в ДОУ

Значение занятий физической культурой для развития детей дошкольного возраста.

Движение, физическая культура, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения!

Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, ребенка, лежащего среди дня на диване. И это правильно! Без правильного и комплексного развития мышц ребенка невозможно его общее развитие и здоровье.

С момента своего рождения здоровенький малыш стремится к движениям. Движения приводят мышцы человека в тонус, оказывая важное влияние на общее самочувствие ребенка. В дальнейшем движениями ребенка нужно грамотно управлять. Комплекс упражнений в физической культуре в детском саду ориентирован на определенную возрастную группу.

Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура способствуют всестороннему развитию у детей: умственных способностей, мышления, внимания, пространственных представлений, восприятия, формированию скелета и его крепости, правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка.

Спортивные занятия –форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков и создаёт благоприятные условия для усвоения физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей.

Занятия физкультурой позволяют научить будущих школьников самим создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем интереснее занятия, тем богаче двигательный опыт ребёнка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который так необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.

Занятия физкультурой способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности, развивают у детей оценочные суждения; достижения хороших результатов на виду у всех детей, вселяет в ребёнка уверенность и создаёт хорошее настроение, осознание своих способностей и возможностей работать и побеждать в команде ,а разделённая радость – это двойная радость!

А у спешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Так же обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно-обоснованных нагрузок на все органы и системы ребёнка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.

Специально организованные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определённой последовательности, позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определённому плану и поэтому позволяют дозировать физическую нагрузку, постепенно увеличивая её, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении. Дети приучаются слушать указания инструктора, выполнять движения одновременно всей группой, это воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Вот как справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Движение, физическая культура, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]