Нетрадиционная техника рисования — пальцами и ладошками

Картотека тем для разных групп, в том числе коллективные композиции

Представим примерный список тем для каждой возрастной группы, который можно использовать при обучении дошкольников рисованию ладошками:

Младшая группа:

  • «Цветные ладошки» (дети учатся делать отпечатки ладошкой на бумаге).
  • «Осьминожки»
  • «Золотое солнышко» (коллективная работа).
  • «Листопад» (коллективная работа).
  • «Рыбка».
  • «Цветочек для мамы».
  • «Мои рукавички».
  • «Жили у бабуси два веселых гуся».
  • «Травка».
  • «Бабочка».
  • «Паучок».

Средняя группа:

  • «Бабочка-красавица».
  • «Синичка» (как вариант – «Снегирь», «Воробушек», «Лебеди»).
  • «Осеннее дерево».
  • «Жираф».
  • «Змей Горыныч» (как вариант – «Дракон», «Динозаврик»).
  • «Волшебный лес».
  • «Весна» (с помощью ладошек изображается травка с цветочками).

Старшая группа:

  • «Подводный мир» (как вариант – «Аквариум»).
  • «Красивый букет».
  • «Бабочка на лугу»
  • «Сказочная птица».
  • «Разноцветный петушок».
  • «Слон».
  • «Сказочный лес» (как вариант – «Старый пенек в лесу»).
  • «Лес — наше богатство» (как вариант – «Волшебный лес») (коллективная работа).

Подготовительная группа:

  • «Ворона».
  • «Ежик».
  • «Кактус».
  • «Лошадь на лугу».
  • «Загадочный подводный мир».
  • «Собака».
  • «Цветы в вазе».
  • «Павлин».
  • «Ворона».
  • «Пусть всегда будет мир» (плакат с изображением птиц на фоне природы) (коллективная работа)

Отметим, что многие темы предлагаются детям разного возраста, например рисование бабочки, рыбки, птицы, цветочка. Однако в каждой группе им соответствует свой уровень сложности.

К примеру, если дети раннего дошкольного звена просто дополняют бабочку необходимыми деталями (глазки, усики), то в более старшем возрасте изображение становится более детальным: отпечатанное с помощью ладошек изображение насекомого украшается замысловатыми узорами, подбираются интересные контрастные цвета. Аналогично, рыбка во второй младшей группе будет просто дополнена глазками, а позднее ребята рисуют уже на основе такого изображения целый подводный мир, морские обитатели будут отличаться друг от друга окраской, рисунком чешуи.

Меры предосторожности

Маленькие дети быстро устают, для первого раза достаточно заниматься не более 5 минут. Дальше внимание ребенка не будет концентрироваться на творчестве. Первые несколько занятий — это адаптационный период. Не стоит ставить труднодостижимые цели, пока нужно проводить уроки в форме игры. Во время рисования дети с помощью родителей смогут изучить геометрические фигуры, названия цветов, различных животных и виды транспорта, даже части тела.

Важно правильно подготовить рабочее место и следить за малышом. Сначала необходимо разобраться с красками. Если это акварель, то ее разводят водой до пастообразного состояния. Густую гуашь также стоит сделать более жидкой. Пальчиковые краски уже готовы к использованию. Можно подмешать в них блестки, чтобы рисовать было интереснее.

Лучше налить материал в плоское блюдце или тарелку. Малышам сложно доставать краску из маленькой баночки пальцами, гораздо проще зачерпнуть ее из большой посуды. Рядом рекомендуется поставить миску с теплой чистой водой. В ней ребенок будет мыть руки, чтобы дальше использовать другой цвет. А также нужно положить рядом полотенце, которое можно испачкать краской.

Оставлять малыша одного во время занятий не желательно. Маленький ребенок может быть настолько изобретательным, что разрисует не только бумагу. Роль родителей во время творчества заключается в направлении энергии детей. Мать или отец должны общаться с малышом, подсказывать или помогать ему. Но при этом нужно разрешать делать ошибки. Пусть ребенок рисует криво или некрасиво — так он все равно выражает свое «Я».

Если малышу еще не исполнился год, то вместо стола лучше предоставить ему пол. С него желательно убрать ковер, постелить клеенку. Рекомендуется также убрать все предметы, которые ребенок может испортить. Шкафы и кровати тоже можно застелить клеенкой, иначе они могут быть разрисованы. Если родители боятся, что малыш замерзнет, под него можно подстелить теплый плед.

Конспекты занятий

ФИО автораНазвание конспекта
Кокунова С.Н.«Весёлая зебра» (вторая младшая группа) Образовательные задачи: учить дошкольников рисовать нетрадиционным способом — ладошками, комбинировать в рисунке разные приемы рисования, закрепить знания по теме «Животные». Развивающие задачи: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, аккуратность. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушечная зебра. Раздаточный материал: зеленые листы цветной бумаги, гуашь белого и черного цвета, кисти, баночки-непроливайки, подставки под кисти, салфетки. Ход занятия: Занятие начинается с загадки:
  • Не слыша волны океанской,
  • Морского простора не зная,
  • В далёкой степи африканской
  • Резвится тельняшка морская.
  • Вот так лошадка! – воскликнул Андрейка,
  • Словно большая тетрадка в линейку!

Появляется игрушечная зебра, которая пришла в гости к ребятам из далёкой Африки. Дети рассматривают ее вместе с педагогом — она имеет красивую окраскуя, как у лошадки есть грива и хвостик. Проводится физкультминутка:

  • У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде
  • У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде
  • (показываем пятнышки руками по всему телу)
  • На лбу, в ушах, на шее, на локтях
  • Есть на носу, на животе, коленях и носках.
  • (показываем части тела)
  • А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
  • А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
  • (показываем пятнышки руками по всему телу)
  • На лбу, в ушах, на шее, на локтях
  • Есть на носу, на животе, коленях и носках.
  • (показываем части тела, убыстряя темп)

Затем воспитатель рассказывает малышам удивительную историю: однажды в африканской пустыни родилась зебра. И ей стало очень одиноко, совсем не с кем было играть. И вот зебра проделала огромный путь, чтобы найти друзей. Педагог предлагает детям помочь зебре — нарисовать ей много друзей, похожих на нее. Воспитатель приглашает ребят сесть за столы и объясняет им приемы рисования в необычной технике — с помощью ладошек. Ручки нужно опустить в белую краску и оставить отпечаток на зеленой бумаге. Недостающие детали дорисовываются кисточкой — черные полоски, глазки, грива. Самостоятельная работа дошкольников. Зебра благодарит малышей и уходит довольная — теперь ей есть, с кем играть.

Шишова Л.В.«Синичка» (средняя группа)
Воспитатель просит ребят показать свои ладошки, погладить их, похлопать, потереть о свои щечки. Оказывается, ладошки умеют делать очень много дел, в том числе и рисовать птичек. Педагог выясняет у малышей, что птички улетели в теплые края, так как им нечего стало кушать. Однако некоторые пернатые остались зимовать — на эту тему предлагаются загадки:
  • Окраской — сероватая,
  • Повадкой — вороватая,
  • Крикунья хрипловатая.
  • Известная персона
  • По имени. (ворона)
  • Маленький мальчишка,
  • В сером армячишке
  • По дворам шныряет,
  • Крохи собирает.
  • В поле ночует,
  • Коноплю ворует. (воробей)
  • Синяя косынка, темненькая спинка.
  • Маленькая птичка, звать её. (синичка)

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут рисовать синичку. Проводится пальчиковая гимнастика:

  • На ладонь посадим птичку,
  • Кормим милую синичку,
  • Птичка зёрнышки клюёт,
  • Деткам песенки поёт:
  • «Тень, тень, тень,
  • Я летаю целый день.

Педагог показывает дошкольникам свою ладошку и спрашивает, не напоминает ли она им птицу. Обозначает пальцем воображаемый клювик, шею, туловище, пушистый хвостик. Но эта птичка совсем не яркая, поэтому нужно раскрасить ее (наносит краску на ладонь, дети повторяют действия за воспитателем). Птичку нужно посадить в середину листа — для этого пальчики широко раскрываются и ладонь прижимается к бумаге. С помощью кисти птичке дорисовываются лапки и глазик. В конце занятия все птицы вывешиваются на доску — сказочную полянку.

Алексеенко Г.«Слон» (старшая группа)
Воспитатель просит детей встать в круг, проводится небольшая разминка:
  • «Мы руками хлоп-хлоп,
  • Мы ногами топ-топ.
  • Плечиками чик-чик,
  • Глазками миг-миг.
  • За руки возьмёмся
  • И друг другу улыбнёмся»

Дети берутся за руки. Педагог сообщает им, что они превратились в одно большое и доброе животное. Проводится игра:

  • У нашего доброго животного очень большое, доброе сердце, давайте послушаем как оно бьётся (руку положить на сердце, оно бьётся тук-тук-тук.
  • А ещё наше доброе животное дышит ровно, глубоко. (руку положить на крудную клетку)
  • А когда наступает ночь наше доброе животное ложится, закрывает глазки и засыпает.
  • Но вот солнышко встало и наше животное просыпается, открывает глазки, встаёт, потягивается и улыбается.

Ребятам загадывается загадка про слона:

  • У него большие уши,
  • как гора огромен он.
  • Равных нет ему на суше:
  • он по весу — чемпион.

Рассматривание изображения слона, обсуждаются его части тела, форма и размер головы, ушей, хобота, бивней, туловища, ног, хвоста. Особо выделяются огромные уши, закрывающие частично голову, длинный гибкий хобот и маленькие глазки. Воспитатель сообщает ребятам, что уши защищают животное от перегрева, а также от назойливых насекомых. А подвижный хобот легко поднимает различные предметы, срывает листья с деревьев и набирает воду из водоема. Острые бивни служат слону защитой от хищников, а также вскапывают землю в поисках воды во время засухи. Бивни и хобот — это инструменты для выживания слона. Кроме того, педагог сообщает и другие интересные факты из жизни этих животных. Например, что все слоны имеют серый цвет. Они очень вежливые — умеют приветствовать и обнимать друг друга. Живут слоны около 60 лет. Дошкольникам предлагается изобразить слона нестандартным способам — с помощью ладошки. Воспитатель демонстрирует процесс изображения: ладонь раскрашивается серой краской, но только до первой фаланги, поскольку ноги у слона толстые и короткие. Кроме того, при нанесении отпечатка большой палец нужно отвести в сторону — это будет хобот. Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Вот все пальчики мои
  • Их как хочешь поверни.
  • И вот этак и вот так,
  • Не обидятся никак
  • (потирание кистями рук)
  • 1,2,3,4,5 (хлопки ладонями)
  • Не сидится им опять
  • (встряхивание кистями)
  • Постучали, повертели.
  • Рисовать мы захотели.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ рисунков: педагог предлагает нескольким ребятам рассказать о своем слоне (какой у него характер, чем он любит заниматься).

Патрикеева И.Н.«Золотая пора» (подготовительная группа)
Звучит аудиозапись пения птиц под шум осенней листвы. На доске висят картинки с изображением осеннего пейзажа. Воспитатель загадывает загадку про осень:
  • Утром мы во двор идём –
  • Листья сыплются дождём,
  • Под ногами шелестят
  • И летят, летят, летят.

Педагог предлагает рассмотреть репродукции известных русских пейзажистов на осеннюю тему — И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень». Обсуждение увиденного: как изображена природа, какого цвета небо, деревья, облака, трава, настроение, которое хотели выразить художники. Затем для рассматривания предлагаются фотографии: дети выделяют признаки золотой осени. Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Угадай дерево по листочкам». Чтение стихотворения Л. Фадеевой «Осень-бабушка»:

  • В сером выцветшем платке
  • Ходит осень — бабушка
  • У реки, в пустом леске,
  • Где повяла травушка.
  • И стучит её клюка
  • О коряги, пёнышки,
  • И глядят из кузовка
  • Хилые опёнышки.
  • Снимет варежки потом —
  • Вязаны, не куплены —
  • И звенят в её бидон
  • Розовые клюквины.
  • Гладит высохшей рукой
  • Зайца полинявшего.
  • Ходит-бродит за рекой
  • Осень настоящая.

Воспитатель сообщает ребятам, что они сегодня превратятся в художников-пейзажистов и изобразят осень во всей ее красоте, а затем устроят выставку своих картин. Пейзаж детям предлагается нарисовать с помощью ладошек. Педагог показывает последовательность выполнения работы: ладошки нужно намазать красной, желтой и оранжевой краской и изобразить отпечатком крону дерева в верхней части вертикально расположенного листа бумаги. Остальная часть работы выполняется кисточкой — дорисовывается коричневый ствол, разноцветные листочки. Образ дерева дополняется травкой, цветами, солнцем, облаками. Проводится физкульминутка на осеннюю тему:

  • Мы в лесу осеннем целый день гуляли
  • (дети шагают в разных направлениях)
  • Любовались травкой
  • (наклоняются, делая движение руками в стороны)
  • Воздухом дышали
  • (машут на себя руками)
  • Под ногами листьями, выстлана земля
  • (идут на носочках, руки на поясе)
  • Давайте соберем их, скорее все друзья
  • (собирают листья и складывают воспитателю в корзину).

Самостоятельная деятельность детей. Оформление стенда «Золотая выставка».

Материалы и инструменты

Все материалы можно найти в любом магазине, где продают канцелярские принадлежности. Детям не нужны профессиональные дорогие краски. Лучше выбрать те, у которых безопасный состав, ведь ребенок может попробовать их на вкус.

Необходимые инструменты и материалы:

  • бумага;
  • пальчиковые или любые другие краски;
  • сухие и влажные салфетки;
  • ватные палочки и диски;
  • старые зубные щетки;
  • клеенка или коврик для творчества.

Бумагу для рисования можно подобрать любую — листы формата А4 или А3, ватман, раскраски, цветной картон. Можно не покупать дорогие товары, достаточно приобрести стандартный альбом или скетчбук. Но бумага в них должна быть плотной, чтобы не размокать от воды. Из красок подойдут акварель, гуашь, а также специальные материалы для пальцев. Их можно приобрести в любых художественных магазинах. Краски должны быть яркими, существует акварель и гуашь с блестками. Такие материалы заинтересуют детей. Изображать фигуры можно не только руками — ребенок может использовать ватные диски или палочки, зубные щетки.

Малыша желательно усадить за удобный стол, а на стул постелить покрывало или положить подушку, чтобы ему было комфортно. Рабочее место лучше застелить клеенкой или специальным ковриком. В любом случае дети вымажут его красками. А также рекомендуется нарядить ребенка в старую одежду, которую не жалко испачкать. А для очищения кожи нужно использовать сухие или влажные салфетки.

Малыши еще не смогут рисовать серьезные картины.

Их первые попытки будут напоминать бессмысленные каракули: черточки, палочки, кривые линии, кляксы. Но чем чаще ребенок будет заниматься, тем интереснее станут его изображения. С возрастом улучшится техника, а самые талантливые дети начнут создавать настоящие шедевры.

Советы родителям

Самым маленьким родители должны показать, как именно можно нарисовать картину пальцами. Необычная техника изобразительного искусства должна заинтересовать ребенка. Кончиком пальца нужно зачерпнуть краску и поставить на бумаге точку или провести линию. Малыш может это повторить. Но рисовать можно не только пальцами, но и всей ладонью.

Дети постарше с удовольствием используют готовые шаблоны. Можно найти их в интернете и распечатать или нарисовать самостоятельно. Это изображения фруктов, овощей, животных, транспорта. Обычно они уже окрашены, но в них есть белые области. Ребенок должен закрасить их так, чтобы цвета совпадали, или обводить контуры рисунков.

Есть популярные картинки, которые используют воспитатели в детских садах. Методика пальчиковой живописи подойдет и для изображения явлений природы. Руками ребенок может нарисовать солнце, дождь, снегопад, звездную ночь.

Фон закрашивают пальцами, равномерно распределяя материал по бумаге. Но можно использовать цветной картон. Крупные образы — солнечные лучи, облака, рыбок, цветы — рисуют ладонями. А мелкие детали можно изобразить мизинцами, ватными палочками и даже зубочистками.

Рисование пальцами позволит подготовить поздравительные открытки и тематические плакаты для детского сада. Ребенок сможет принять участие в украшении дома к любому празднику. А родители помогут малышам с каждым новым занятием осваивать более сложные техники живописи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]