Уроки рисования для детей: нетрадиционная техника пуантилизм с помощью ватных палочек

Рисование для ребенка – неотъемлемая часть развития. Через рисунок он показывает восприятие окружающего мира, свое настроение, мечты. Техника рисования пуантилизм для детей нетрадиционная, и потому очень интересная в освоении. Главная идея состоит в том, чтобы получить целостное изображение из раздельных точек. В детском саду для изучения пуантилизма используются разные материалы – штампы, пластилин и другие. Мы предлагаем освоить метод с помощью ватных палочек и красок.

Описание техники

Пуантилизм происходит от французского Pointillisme, что буквально означает «точечный» (от point — точка). Техника пришла к нам из Франции, где впервые ее применил Жорж Сера, художник-постимпрессионист и основатель неоимпрессионизма. Благодаря удачному сочетанию цветов особенно прославилась его картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Второй яркий пример пуантилизма – работа Поля Синьяка «Гавань в Марселе».

Особенностью картин в том, что они выполнены раздельными мазками. Краски не смешиваются, но глаз воспринимает изображение как единое целое. Важно отметить, что мазки не всегда имеют правильную, округлую форму. Это могут быть продолговатые линии, точки, прямоугольники и т. д.

Как рисовать с детьми?

Знакомство детей с пуантилизмом хорошо начать с небольшой презентации картин, выполненных в данной технике.

Чтобы вызвать интерес, можно начать занятие с рассказа о том, как в умелых руках даже простая точка оживает. В конце теоретической части следует продемонстрировать пример рисунка, который нужно нарисовать.

При выборе изображения нужно учитывать возрастные особенности:

  • В средней и младшей группе детского сада (4–5 лет) для рисования в технике пуантилизм малышам предоставляют заготовки с контуром. Например, раскраски с животными (цыпленком, рыбкой) или игрушками. Изображения должны быть максимально простыми. Не нужно использовать сразу много красок. Для первого занятия можно ограничиться одним цветом.

  • В старшей группе (6–7 лет) дети могут самостоятельно нарисовать предмет на заданную тему. Сначала ватной палочкой рисуется контур, а затем серединка заполняется выбранным цветом. В этом возрасте рекомендуется использовать несколько цветов.

Выберите один рисунок-образец. Хорошо, если он будет соответствовать теме проводимых занятий. Зимой актуальны рисунки снежинок и снеговиков, осенью – деревьев с опадающей листвой, летом – солнышка и радуги и т. д.

Пуантилизм. Техника рисования для детей ватными палочками

Пуантилизм. Нетрадиционная техника рисования ватными палочками.
Автор: Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г. Ейск Краснодарский край Описание: материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям. Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с нетрадиционными техниками рисования. Цель: развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционной техники рисования: ватными палочками. Задачи: — познакомить с течением изобразительного искусства «пуантилизм»; — расширять знания через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса детей к изобразительному творчеству. — научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием ватных палочек; — создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала детей. *** Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое творчество, которое не придерживается классических традиций художественного изображения. Рисование в нетрадиционных техниках свободно от канонов академического рисования, оно более упрощенное и доступное для детского восприятия и поэтому восхищает, удивляет и развивает детское воображение. В нетрадиционном рисовании используются самые различные необычные материалы. Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь.
Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются необычными, интересными и сказочными. Одним из видов нетрадиционных техник рисование является рисование ватными палочками. Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей. Этот метод очень прост. Нужно всего лишь макнуть ватную палочку в гуашь и сделать оттиск на бумаге. Можно придумать любой узор и методом «тычка» создать необычайно красивую картину. Дети очень любят этот метод рисования. Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. 19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи. Жорж-Пьер Сёра — основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени. Эйфелева башня.1889


Сена в Гранд-Жатт, весна 1888


Пудрящаяся девушка» 1889-90 г.


Рисование ватными палочками – весьма необычная и интересная техника, Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу. Дети дошкольники учатся рисовать ватными палочками:


Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть.


Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд.


Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук.


Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек.


Хороши для выполнения в технике пуантилизм пейзажи с изображением округлых форм: облаков, леса, деревьев.


Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста. Эту технику рекомендую при рисовании цветов: сирени, одуванчиков.


Иногда использую шаблоны для выполнения этой техники. Рисование в технике «пуантилизм» дает широкую возможность создавать настоящие детские «шедевры». Даже если дети работают по шаблону, результат получается у всех разный, т. к. каждый ребенок имеет свое индивидуальное восприятие, свои особенности характера и почерка. Вот такие интересные работы получаются при освоении этой техники.


Работы детей 7 — 8 лет.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм Пуантилизм — техника рисования для детей ватными палочками. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей Рисование «Морская черепашка» для детей 7-8 лет поэтапно с фото Рисование «Карнавал «Фиеста патрональ». Портрет конкистадора» поэтапно с фото. Начальная школа

Похожие статьи:

Пуантилизм для детей. Мастер-класс

Рисование по теме Осень в подготовительной группе

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Отпечаток листьями

Нетрадиционная техника рисования при помощи отпечатка для дошкольников. Мастер — класс

Материалы и правила рисования

Рисование ватными палочками – относительно чистая техника. Застилать столы клеенкой не потребуется.

Подготовьте материалы:

  • бумагу, картон (можно цветные) либо раскраску;
  • краски (акварель, гуашь);
  • ватные палочки – по количеству используемых красок;
  • стаканчик с водой.

Правила рисования:

  1. Держите палочку перпендикулярно бумаге.
  2. Обмакнув ватку в краску нужного цвета, оставляйте отпечатки короткими тычками.
  3. Заполняйте сначала контур и постепенно переходите от краев к центру.
  4. Для каждого цвета используйте отдельную ватную палочку.

Рисуем зимний пейзаж

В зимнее время изучение рисования ватными палочками придется как нельзя кстати. В технике пуантилизм получается легко и быстро изобразить снежинки. Для зимней тематики за основу берут цветной картон – синий, черный или серый. На темном фоне отчетливо виден белый цвет.

Примеры рисунков детей на тему «зимняя фантазия»:

Работы у детей получаются всегда разные, даже если образец был взят один. Рисунок отражает индивидуальное видение, характер, знания, навыки и умения маленького художника.

Когда дети освоят рисование ватными палочками, будет полезно провести занятие с использованием сразу нескольких нетрадиционных техник. Цель урока – закрепить знания и научить ребенка использовать подручные предметы для получения нужной текстуры и воплощения творческой задумки.

Опытные педагоги и медики полагают, что рисование играет важную роль в развитии детей. Занятия оказывают положительное действие на центральную нервную систему. Они способствуют развитию речевых навыков и мелкой моторики. Нетрадиционные техники примечательны тем, что позволяют приобщать к искусству ребят самого младшего возраста, так как не требуют искусных мазков кисточкой или штрихов карандашом. Овладеть техникой рисования ватной палочкой нетрудно. На занятии каждый ребенок сможет ощутить себя художником, создающим произведение искусства.

Нетрадиционная техника рисования «методом тычка». Мастер-класс с фото

Мастер класс «Волшебные палочки» Нетрадиционная техника рисования «методом тычка».

Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Дом детского творчества» с. Молчаново Томской области Мастер-класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 5 лет и выше. Работы, выполненные по «методу тычка», могут стать коллективным делом при оформлении праздников, украшением интерьера и подарком для родных и близких друзей. Нетрадиционную технику рисования «метод тычка» освоила совсем недавно. Сначала она мне почему-то не понравилась. Но для летнего лагеря запросили занятия, которые бы способствовали развитию детей и создавали ситуацию успеха. «Ниткография» (можно посмотреть здесь /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html), «Монотипия» и другие способы нетрадиционного рисования были уже хорошо поставлены на поток. На свой страх и риск решила попробовать рисовать ватными палочками «методом тычка». Так и мастер класс назвала «Ватные палочки». Сначала даже мыслей особых не было: решила, пусть каждый ребёнок выложит по контуру своё имя. Пока ребятишки работали, внимательно наблюдала за ними, что-то советовала, примечала. Сработало то, что каждому ребёнку нравилось собственное имя, которым его нарекли родители. Итог первого эксперимента понравился не только мне. На планёрке решили дать детям задание: сделать ватными палочками надпись: «С днём рождения! ДОЛ «Восход» — 35 лет!». Отпечатали детям буквы и цифр на компьютере, чтобы был выдержан единый стиль, и раздали каждому ребёнку по листу. Дети опять смогли удивить взрослых! Каждая буква была по-своему интересна, необычна. После таких экспериментов мы стали работать по сюжетным картинкам: наблюдать, подмечать, создавать. Добавили к ватным палочкам зубочистки – получилось ещё интереснее. Оказывается, при создании рисунков «методом тычка» можно играть цветом, тоном, нажимом, насыщенностью точек на листе бумаги. Естественно, рисунки получаются декоративными, необычными, а главное, всегда получаются у ребятни. Работала с разными возрастными категориями детей. Малышам распечатывала рисунки на компьютере, и их главная задача была – не выйти за границы рисунка, более старшие дети создавали свои шедевры.Цель: создание условий для экспериментальной деятельности обучающихся. Задачи: — познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка»; — создавать ситуацию успеха на занятии; — закреплять технологию растяжки тона, умение смешивать краски механическим путём; — подмечать связь изобразительного искусства с геометрией; — развивать мелкую моторику рук; — воспитывать аккуратность, терпение; — содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации. Материалы и инструменты, которые Вам пригодятся: — ватман, формат А -4; — ватные палочки, зубочистки; — гуашь; — палитра; — баночка под воду; — салфетки.


Итак, в добрый путь! Для МК решила нарисовать простенький сюжет. Сделаем эскиз будущей композиции. Наметим на листе бумаги лёгким касанием карандаша стебельки.


Место бутона обозначим овалам. Вверху самый большой цветок, второй поменьше и ниже – самый маленький. Нарисуем три овала.


Наметим центр овалов.


Обозначим середину цветов.


Обозначим 4 лепестка: их прорисовываем по направляющим линиям стебелька и class=»aligncenter» width=»439″ height=»625″[/img] Добавляем ещё 4 листочка каждому цветку.


Волнистыми линиями добавляем цветку листья.


Убираем ластиком не нужные линии. Эскиз готов!


Если у детей получились жирные линии, предлагаю им пройтись полностью по рисунку ластиком, рисунок всё равно виден – работа от этого только выиграет. На палитре разведём разные оттенки синего, малинового и зелёного цветов. Как готовить разные оттенки, можно посмотреть по ссылке /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/cvety-dlja-mamy.html. Начинаем работу с заполнения фона: сверху вниз.


Не забываем играть оттенками голубого цвета (белила + синий цвет): наш фон идёт от светлого к тёмному. Молодцы, фон готов!


Цветы в работе тоже заполняем «методом тычка» сверху вниз, по порядку: большой, средний, маленький. Цветок начинаем заполнять с центрального лепестка: по контуру пустим ярко-малиновый тон.


Затем заполняем лепестки внутри, ряд за рядом. Каждый последующий ряд на тон светлее. По центру лепестка проходит самый светлый тон малинового цвета.


Заполняем сердцевину цветка. Ярко-зелёным цветом выложим стебельки. Листья заполняем более светлым тоном (вместо белил возьмём жёлтую краску, тогда зелёный цвет будет звучать), при этом не забываем главное правило: вся работа выполняется сверху вниз.


Ваш рисунок почти готов.


Теперь внимательно посмотрите, что получилось (отодвиньте рисунок примерно на метр от глаз). Сердцевина цветка просматривается слабо. Возьмите и усильте плотность точек, не забывая при этом держать форму-овал. По нижней части овала-серединки пройдитесь более тёмным цветом. По верхней части овала — светлым и белым: получился объём. Зубочисткой сделаем небольшие акценты в композиции. Пройдёмся бордовой краской по контуру лепестков цветов, а тёмно-зелёной – по листьям. Поздравляю! Ваш рисунок готов! Его можно поместить в рамочку и подарить маме, бабушке, или просто украсить комнату.


Привожу примеры первых букв, заполненных методом тычка. Сюжетные картинки. Первые шаги. Небольшие зарисовки.
Желаю творческих Вам успехов и необычных рисунков!

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс Рисование пейзажа в комбинированной технике «сырым по сырому» и «сухим по сухому» Нетрадиционные способы рисования в детском саду для старших дошкольников Техника рисования. Выдувание

Похожие статьи:

Рисование осенних листьев, 1-2 класс

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]