Что это такое
Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.
Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы
Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести
- формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
- развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
- совершенствовать мелкую моторику;
- воспитывать положительное восприятие процесса творчества.
Ниткография — нетрадиционные техники рисования для детей от 5 лет
Ниткография для детей
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Молчаново Томской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника –
«ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи… То есть, получается, «пишу ниткой» или проще — «рисую нитью». Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках. Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета. Задачи: — учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы; — развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление; — привить художественные навыки и эстетический вкус. Форма организации деятельности: индивидуально-практическая. Занятие ориентированно на аудиторию от 5 лет и выше, без ограничения возраста. Для занятия ниткографией нам потребуется в большом количестве её величество Ваша Фантазия. А что такое фантазия? Нам поможет в этом разобраться щедрый и блестящий рассказчик Виктор Юзефович Драгунский.
Фантазия
Я — небесный верхолаз, Я по небу лазаю, А потом оттуда — раз! – Опускаюсь на землю. Ты не веришь? Ну и что ж… Все равно это не ложь, А моя фантазия. В моей голове тоже проснулась её Величество Фантазия, и родился маленький стишок, посвящённые этому способу рисования.
Ниткография
Хочу предложить вам шедевры создавать — Обыкновенной ниткой рисовать. Вот образ волка, кошки или льва, А может здесь носатая сова? Мышата зашуршали из-под нитки: — А где наши нарядные накидки! Чудная птица встала на крыло — Всё завертелось, кубарем пошло… И мысли вдруг зашевелились, Чудесной песней на листы полились, Волшебную нам сказку написали, Иголочку и нитку прославляли. А те и рады на бумаге танцевать, Фантазию лихую нам бы обуять! Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие
материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.
Итак, за дело! Технология выполнения «ниткографии» необычайно проста.
1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску. 2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.
3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.
Хорошо использовать толстую шерстяную нить — ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.
4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.
5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.
6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать. Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны…
Это перевёрнутый предыдущий рисунок…
Один и тот же отпечаток даёт новые образы.
Если вы будете наблюдательны, то вскоре сможете ловко управлять ниткой с иголкой.
А теперь я хочу вам поведать сказку, которую с удовольствием сочинила и рассказываю своим воспитанникам на занятиях.
Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки
Маленькая принцесса Ниточка сидела и скучала в своём потайном уголке. Она изучила все просторы своего королевства, научилась выполнять простые и сложные швы: от смётки деталей до изумительной тонкой вышивки гладью. Ей хотелось чего-то нового, необычного. Мамки-няньки Пальчики никогда не разрешали и шагу ступить без них, а ведь ей так хотелось самостоятельности… — Ты что делаешь? – нарушила её уединение служанка Иголочка. — Да вот, вот скучаю, — с грустью сказала принцесса Ниточка. — Слушай, а давай отправимся в путешествие! – весело и радостно предложила Иголочка. — Я бы с удовольствием, — вздохнула Ниточка, только вот мамки-няньки нас вряд ли отпустят. Да и куда же мы пойдём, если кроме своего королевства мы никогда ничего не знаем, — ещё печальнее и почти с отчаянием сказала Ниточка. — Подумаешь, — бойко возразила Иголочка, — путешествия для того и нужны, чтобы изучать различные страны… Помнишь, как старый граф Клубок рассказывал нам сказку о необыкновенной стране Изобразилии. — Да, помню, но как мы туда попадём, в эту страну Изобразилию? — Хватит ныть! – оборвала Иголочка. – Идём! Она схватила Ниточку за руку, и потащила за собой. — Куда ты меня тащишь? Да отпусти ты мою руку, и скажи, куда мы идём. — Куда, куда? Конечно же, к дедушке Клубку, — с улыбкой и озорством ответила Иголочка.- Что, ещё не дошло? — А вдруг он на нас мамкам-нянькам нажалуется? – всё ещё жалобным голосом на ходу говорила Ниточка, едва поспевая за Иголкой. — Как ты себе это представляешь? – остановилась, как вкопанная, Иголочка. — Чтобы такой заядлый путешественник, как граф Клубок побежал жаловаться? Ну, я тебя умоляю! Ему что, заняться больше нечем? — Наверно ты права, — уже более весёлым голосом ответила Ниточка. – Да отпусти ты мою руку. К дедушке Клубку я и сама пойду с удовольствием. Подруги быстро пробежали по улице Пуговичкиной, свернули на улицу Спицыных и оказались на улице Клубочкиных перед самым домом графа. — Ой, а что же мы скажем дедушке Клубку? – нерешительность опять овладела Ниточкой. — Подруга, ты такая странная. Конечно, мы ему расскажем всё, как есть. Смелее, за мной! Иголка громко постучала в дверь графа. -Кто там, — послышался весёлый, чуть охрипший голос. — Дедушка граф, это мы, Иголочка и моя подруга Ниточка. — Иду, иду – ответил дедушка. – Ну, здравствуйте, юные принцессы. Чем могу быть полезен? Здравствуйте, дедушка Клубочек, — как завороженные, ответили хором девочки. Они впервые были во владениях графа, и им очень понравился сад и его белоснежный замок. Вязаные колонны возвышались над деревьями и цветами. Белая беседка, с кружевной отделкой, утопала в цветущей яблоне, во всех уголках, как разноцветный ковёр, были всевозможные цветы: шикарные пионы, надменные нарциссы, красавицы розы. Всё было выполнено в одном стиле, сразу было видно, что здесь на славу поработали настоящие мастера. — Ну, так о чём речь – с улыбкой спросил дедушка Клубочек. — Мы хотели… — Знаете, что, давайте-ка пройдём в беседку, и там спокойно всё обсудим. Дедушка Клубок повёл девочек в глубину сада, к сказочно-красивой беседке. Он позвонил в вязаный колокольчик, и тут же появилась тонкая, очень изящная, его помощница Спица. — Уважаемая Спица, подайте нам, пожалуйста, чаю с мёдом и клубничным вареньем, — отдал распоряжение дедушка Клубок. — Сию минуту, — ответила Спица, и тот час же появилась с вязаным подносом, уставленным различными яствами. Она накрыла маленький изящный стол, который находился посреди беседки, и незаметно удалилась. — Угощайтесь, красавицы, — предложил дедушка Клубок. — Спасибо, — как во сне ответили девочки хором. Они стали пить чай, настоянный на розовых лепестках и перечной мяте вприкуску с клубничным вареньем. — Как вкусно! – восхищалась Ниточка. — Вот это угощение! – не скрывала своего восторга Иголочка. – Дедушка Клубочек, а не могли бы Вы проводить нас в страну Изобразилию, о которой вы нам рассказывали на празднике фантазёров. — В страну Изобразилию? – с хитринкой спросил дедушка Клубочек. — А зачем вам туда нужно? — Нам надоело сидеть в нашем королевстве, мы уже хорошо изучили все науки и решили отправиться в увлекательное путешествие, чтобы научиться чему-нибудь новенькому, — на одном дыхании выпалила Иголочка. — Путешествовать? Это здорово! А что скажут по этому поводу матушка Розовая бобина и уважаемая Игольница? — Нам уже пять лет, и мы сами можем отвечать за свои поступки, — с твёрдостью в голосе сказала до сих пор молчавшая Ниточка. — Хорошо, раз вы такие взрослые и самостоятельные, то конечно, я провожу вас в страну красок и кисточек. Это же не в тридевятом царстве находиться, и не за семью горами, а здесь, рядом, в соседнем королевстве. — Ура! – закричали девочки хором. – А когда мы туда отправимся? – с нетерпением спросили они. — Вы чай допили? – спросил дедушка Клубок. — Да, большое спасибо! Мы ещё ни разу не пили такой изумительный чай. — А добавки хотите? — Нет, — хором ответили Ниточка и Иголочка. — Ну, что же, тогда можно отправляться прямо сейчас в путь дорожку! — А что с собой нам надо взять,- не унималась Иголочка. — Хорошее настроение и немного фантазии, — ответил дедушка Клубок. — Тогда в путь! – весело и радостно защебетала Ниточка. Они без каких либо препятствий покинули Швейное королевство и через пять минут стояли на Главной выставочной площади страны Изобразилии. От изящества и красоты выставленных картин у Ниточки с Иголочкой с непривычки закружилась голова, и перехватило дух. Они никогда не видели столько картин, выполненных в различных техниках и жанрах. А как красивы и правдоподобны были запечатлённые мгновения! Девочки, вместе с дедушкой Клубочком, переходили от одной картины к другой, с восхищением рассматривали различные исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, живописные пейзажи и анималистические жанры. — А хотите увидеть одну из мастерских, где создаются такие чудеса, – спросил дедушка Клубок. — Конечно, — захлопали в ладоши девочки. – Мы с удовольствием посмотрим на рождение картин. — Тогда нам сюда, — сказал дедушка, и вся компания свернула на улицу Вдохновения. Они зашли в ближайшую мастерскую и стали свидетелями спора двух барышень Кисточек. Одна из них была тонкой, как тростинка, другая полная противоположность: очень упитанная и своенравная дама. — Интересно, — сказала упитанная Кисточка. — Зачем нам такие худышки, как Вы? — Мы очень нужны в стране Изобразилии. Ведь нельзя завершить ни один стоящий рисунок без нас, тонких кистей, — парировала Кисточка-тростинка. — Что-то я сомневаюсь, – не останавливалась упитанная дама. — Смотри, какой насыщенный мазок, получается, из-под моего ворса. Она быстро опустилась в банку с гуашью и пробежалась по белоснежному листу бумаги. — Зато я оставляю тонкий, чуть видимый след. И Кисточка-тростинка оставила тонкий, чуть видимый след на листе. — А можно и мне попробовать,- не выдержала и перебила их спор Ниточка. — Может и у меня что-то получится, — неуверенно сказала Иголочка. Обе Кисточки мгновенно устремили свой взор на странную компанию. — Это кто тут пищит? Вас не учили не влазить в чужие разговоры? – сказали они хором, как будто и не заметили девочек. — Глубокоуважаемые дамы! Мы прибыли из Швейного королевства, — заступился за своих подопечных дедушка Клубок. Эти юные дарования решили попробовать свои силы на новом поприще. — Пусть попробуют, — вступилась за Ниточку и Иголочку тётушка Гуашь. – Я люблю, когда у кого-нибудь что-нибудь получается новенькое, – и она открыла свои владения для Ниточки. — Ух ты, — обрадовалась Ниточка, и опустила свой хвостик в Жёлтую краску. Но она была такая маленькая и лёгкая, что никак не смогла опуститься даже на три миллиметра в гуашь. — Давай, давай, — стали злорадствовать Кисточки. – Посмотрим, на что ты способна. — Я и сама не знаю, на что я способна, — чуть не заплакала Ниточка. — Дамы, вообще-то не прилично так встречать гостей из соседнего королевства, — вступился за Ниточку белоснежный галантный Лист бумаги и ловко расстелился перед ней.- Давай, девочка, не робей. — Прости нас девочка, просто, когда мы с сестрой начинаем ссориться, весь мир для нас перестаёт существовать. Я тебе помогу набрать краски, — виновато сказала Кисточка тростинка. Она заботливо помогла Ниточке окунуться по самые плечи в краску. Мягкая краска ласкала Ниточкино тело, уставшее от путешествия. Ниточка была счастлива. Она вылезла из краски и с удовольствием закрутилась на листе бумаги в необычную форму, но дальше что делать — не знала. Белоснежному листу стало жалко девочку, и он галантно накрыл её второй свободной своей половинкой. — Вот ты где! – закричали Мамки-няньки и с силой дёрнули ниточку из-под листа. — Мы с ног сбились, ища тебя, а ты здесь лежишь себе спокойно, прохлаждаешься — не унимались они.
— Смотрите! – перебил их галантный Лист, и он раскрыл свои половинки. — Ах, как красиво! – только и успели сказать все участники этой истории. Каждый видел в Ниточкином следе (хотя на самом деле, следа получилось сразу два, одинаково похожих друг на друга, как братья-близнецы) что-то своё, необыкновенное… Кто-то красивые воздушные цветы необычайной формы, кто-то танцующую мышку, а кто-то маленького мышонка. — Надо же, — удивилась упитанная Кисточка, и это с первого раза. — Ура,- закричала Иголочка. — Ты просто молодец! — Отличный дебют, — похвалили Мамки-няньки. Оказывается, и самостоятельность иногда не мешает нашим деткам. Зря мы так волновались. — А можно, я тебе буду помогать, — с мольбой в голосе сказала Иголочка. — Конечно, — обрадовалась Ниточка. Ведь мы с тобой неразлучные подруги. — Уважаемый Лист, можно мне иногда Вас прокалывать в нужных для нас местах? – спросила Иголочка у белоснежного Листа бумаги. — Конечно, я очень люблю, когда кто-нибудь мыслит по-своему. Я в вашем распоряжении! И тут такое началось! Ниточка ныряла то в одну, то в другую баночку, Кисточка помогала ей набирать краску, Иголочка прокалывала лист бумаги в нужных местах, Кисточки с удовольствием добавляли свою лепту и видение в новые шедевры, мамки няньки кругом помогали юным дарованиям, а старый граф Клубок стоял и любовался всё новым и новым картинам. Не было ни одного рисунка, который бы повторился у Ниточки с Иголочкой. — О! Да ведь это «Ниткография» — с улыбкой проговорил старый Клубок.
Некоторые работы моих воспитанников:
Трей Рома, 14 лет
Бирулина Юля, 14 лет
Пашкова Катя, 13 лет
А теперь и вам, ребята, я предлагаю приступить к этому увлекательному занятию. В конце занятия прошу детей: «Закончите предложение: «Мне сегодня на занятии больше всего понравилось…». Эмоции хлещут через край…
Благодарю всех за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать зимнее дерево Ниткография как рисование нитью Изонить «Кувшинки». Мастер-класс Первоцветы в технике ниткография. Мастер-класс
Похожие статьи:
Нетрадиционные техники рисования. Ниткография
Мастер класс для педагогов ДОУ. Нетрадиционные техники рисования
Техника рисования «по сырому»
Родителям о нетрадиционных техниках рисования
Аппликация с элементами рисования
Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду
Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.
Вариант №1 — собственно ниткография
Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.
Что нужно:
- шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
- краска (гуашь или акварель);
- 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).
Инструкция:
- Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
- Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
- Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
- Прикладываем чистый лист, прижимаем.
- Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
- Снимаем верхний лист, убираем нить.
- Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.
Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.
Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.
Видео: как работать в технике ниткография
Вариант № 2 — ниткопись
В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.
Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.
Инструкция:
- На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
- Наносим клей по контуру.
- Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
- Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.
Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:
- по спирали;
- по кругу;
- ровными линиями;
- зигзагообразными линиями и т.д.
Видео: учимся рисовать нитками по ткани
Вариант №3 — аппликация нитками
Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.
Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).
Вариант №4 — изонить
Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.
Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности
Что нужно:
- нитки;
- кнопки в виде гвоздиков;
- дощечка;
- рисунок на бумаге;
- ножницы.
Инструкция:
- На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
- По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
- Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
- Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.
Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.
Улитка из скрученных ниток
Считается одной из самых популярных и в то же время несложных аппликаций из скрученных ниток — улитка. Для данной поделки лучше всего выбрать нитки для вязания или вышивания, а также лист картона, клей, карандаш, фломастеры.
Пошаговый мастер-класс создания такой аппликации:
- На листе картона нарисовать довольно-таки большую улитку.
- Подготовить нитки желтого цвета, аккуратно их распустить, чтоб они не были запутанными и слишком мятыми на вид.
- Кончик нитки поместить в центр ракушки улитки и аккуратно размещать кругами (спиралькой), плотно прилагая друг к другу и хорошо проклеивая.
- Рожки улитки приклеить из кусочков ниток, остальные части разукрасить фломастерами.
Схема составления конспекта занятия для старшей группы
Удачный план занятия — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить
- систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
- воспитание терпимого отношения к процессу творчества.
Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:
- развивать память, мышление, креативность;
- расширять представления об окружающем мире;
- работать над развитием фантазии.
После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.
Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью
Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.
- Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
- Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
- Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.
Пример конспекта
Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)
<�…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”. (Показывается прием рисования) – Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка. – Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…> |
Перспективный план по ниткографии и ниткописи
Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается
- месяц работы;
- темы занятий и техники выполнения рисунка;
- цели использования методики;
- источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.
Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.
Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.
В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.
Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)
<�…МАЙ «Страна цветных снов». Цель: закреплять умение использовать нетрадиционные техники – рисование «нитками»…> |
Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.
Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)
Рисование цветными ниточками
Цель: познакомить детей с техникой рисования цветными нитками, развивать фантазию и воображение, воспитывать аккуратность. |
Этапы работы над рисунком в технике ниткографии
«Козлик»
Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме
Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку — козлика.
Инструкция:
- «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх — вправо, низ — влево)».
- «Отрезаем нить около 40 см».
- «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
- «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
- «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
- «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик — влево».
- «Снимаем верхний лист».
- «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
- «Обводим контуры коричневым карандашом».
Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.
Фотогалерея рисунков в технике ниткографии
Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам
Для выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищем
С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов
Этапы работы над рисунком в технике ниткописи
Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.
«Цветы»
Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания
Инструкция:
- «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
- «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
- «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
- «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
- «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
- «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».
Фотогалерея рисунков цельной ниткой
Домик и дерево можно выполнить без предварительно нанесённых контуров
В этом рисунке отрабатывается складывание ниток по спирали и по кругу
Такие сюжеты не требуют мелких складок на нитках
Фруктовый сад
Для создания аппликации в виде фруктового сада стоит подготовить нитки для вышивания разных цветов, клей ПВА, карандаш, лист картона, ножницы, цветные карандаши.
Пошаговый план работы:
- На листе картона нарисовать 3 дерева в довольном порядке.
- На кроне одного дерева нарисовать небольшие шарики — это будет вишня, на другом чуть больше — яблоки, а на третьем нарисовать груши.
- Взять нитки коричневого цвета и нарезать на отрезки, примерно по 0.7-1 см.
- Приклеить нитки в качестве ствола всем деревьям.
- Взять темно-зеленую нитку и обклеить ей ободок кроны каждого дерева.
- Нарезать светло-зеленые нитки на кусочки по 0.5 см и приклеить их по всему периметру кроны деревьев.
- Нарезать на мелкие кусочки нитки красного и желтого цвета. Красными выложить яблоки, а желтыми — груши.
- Цветными карандашами дорисовать солнце, тучи, траву.