Ниткография – увлекательная техника рисования для детей


Что это такое

Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы

Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести

  • формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
  • развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

Ниткография — нетрадиционные техники рисования для детей от 5 лет

Ниткография для детей

Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Молчаново Томской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника –
«ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи… То есть, получается, «пишу ниткой» или проще — «рисую нитью». Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках. Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета. Задачи: — учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы; — развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление; — привить художественные навыки и эстетический вкус. Форма организации деятельности: индивидуально-практическая. Занятие ориентированно на аудиторию от 5 лет и выше, без ограничения возраста. Для занятия ниткографией нам потребуется в большом количестве её величество Ваша Фантазия. А что такое фантазия? Нам поможет в этом разобраться щедрый и блестящий рассказчик Виктор Юзефович Драгунский.
Фантазия

Я — небесный верхолаз, Я по небу лазаю, А потом оттуда — раз! – Опускаюсь на землю. Ты не веришь? Ну и что ж… Все равно это не ложь, А моя фантазия. В моей голове тоже проснулась её Величество Фантазия, и родился маленький стишок, посвящённые этому способу рисования.

Ниткография

Хочу предложить вам шедевры создавать — Обыкновенной ниткой рисовать. Вот образ волка, кошки или льва, А может здесь носатая сова? Мышата зашуршали из-под нитки: — А где наши нарядные накидки! Чудная птица встала на крыло — Всё завертелось, кубарем пошло… И мысли вдруг зашевелились, Чудесной песней на листы полились, Волшебную нам сказку написали, Иголочку и нитку прославляли. А те и рады на бумаге танцевать, Фантазию лихую нам бы обуять! Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие
материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.


Итак, за дело! Технология выполнения «ниткографии» необычайно проста.


1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску. 2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.


3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.


Хорошо использовать толстую шерстяную нить — ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.


4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.


5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.


6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать. Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны…


Это перевёрнутый предыдущий рисунок…


Один и тот же отпечаток даёт новые образы.

Если вы будете наблюдательны, то вскоре сможете ловко управлять ниткой с иголкой.
А теперь я хочу вам поведать сказку, которую с удовольствием сочинила и рассказываю своим воспитанникам на занятиях.
Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки

Маленькая принцесса Ниточка сидела и скучала в своём потайном уголке. Она изучила все просторы своего королевства, научилась выполнять простые и сложные швы: от смётки деталей до изумительной тонкой вышивки гладью. Ей хотелось чего-то нового, необычного. Мамки-няньки Пальчики никогда не разрешали и шагу ступить без них, а ведь ей так хотелось самостоятельности… — Ты что делаешь? – нарушила её уединение служанка Иголочка. — Да вот, вот скучаю, — с грустью сказала принцесса Ниточка. — Слушай, а давай отправимся в путешествие! – весело и радостно предложила Иголочка. — Я бы с удовольствием, — вздохнула Ниточка, только вот мамки-няньки нас вряд ли отпустят. Да и куда же мы пойдём, если кроме своего королевства мы никогда ничего не знаем, — ещё печальнее и почти с отчаянием сказала Ниточка. — Подумаешь, — бойко возразила Иголочка, — путешествия для того и нужны, чтобы изучать различные страны… Помнишь, как старый граф Клубок рассказывал нам сказку о необыкновенной стране Изобразилии. — Да, помню, но как мы туда попадём, в эту страну Изобразилию? — Хватит ныть! – оборвала Иголочка. – Идём! Она схватила Ниточку за руку, и потащила за собой. — Куда ты меня тащишь? Да отпусти ты мою руку, и скажи, куда мы идём. — Куда, куда? Конечно же, к дедушке Клубку, — с улыбкой и озорством ответила Иголочка.- Что, ещё не дошло? — А вдруг он на нас мамкам-нянькам нажалуется? – всё ещё жалобным голосом на ходу говорила Ниточка, едва поспевая за Иголкой. — Как ты себе это представляешь? – остановилась, как вкопанная, Иголочка. — Чтобы такой заядлый путешественник, как граф Клубок побежал жаловаться? Ну, я тебя умоляю! Ему что, заняться больше нечем? — Наверно ты права, — уже более весёлым голосом ответила Ниточка. – Да отпусти ты мою руку. К дедушке Клубку я и сама пойду с удовольствием. Подруги быстро пробежали по улице Пуговичкиной, свернули на улицу Спицыных и оказались на улице Клубочкиных перед самым домом графа. — Ой, а что же мы скажем дедушке Клубку? – нерешительность опять овладела Ниточкой. — Подруга, ты такая странная. Конечно, мы ему расскажем всё, как есть. Смелее, за мной! Иголка громко постучала в дверь графа. -Кто там, — послышался весёлый, чуть охрипший голос. — Дедушка граф, это мы, Иголочка и моя подруга Ниточка. — Иду, иду – ответил дедушка. – Ну, здравствуйте, юные принцессы. Чем могу быть полезен? Здравствуйте, дедушка Клубочек, — как завороженные, ответили хором девочки. Они впервые были во владениях графа, и им очень понравился сад и его белоснежный замок. Вязаные колонны возвышались над деревьями и цветами. Белая беседка, с кружевной отделкой, утопала в цветущей яблоне, во всех уголках, как разноцветный ковёр, были всевозможные цветы: шикарные пионы, надменные нарциссы, красавицы розы. Всё было выполнено в одном стиле, сразу было видно, что здесь на славу поработали настоящие мастера. — Ну, так о чём речь – с улыбкой спросил дедушка Клубочек. — Мы хотели… — Знаете, что, давайте-ка пройдём в беседку, и там спокойно всё обсудим. Дедушка Клубок повёл девочек в глубину сада, к сказочно-красивой беседке. Он позвонил в вязаный колокольчик, и тут же появилась тонкая, очень изящная, его помощница Спица. — Уважаемая Спица, подайте нам, пожалуйста, чаю с мёдом и клубничным вареньем, — отдал распоряжение дедушка Клубок. — Сию минуту, — ответила Спица, и тот час же появилась с вязаным подносом, уставленным различными яствами. Она накрыла маленький изящный стол, который находился посреди беседки, и незаметно удалилась. — Угощайтесь, красавицы, — предложил дедушка Клубок. — Спасибо, — как во сне ответили девочки хором. Они стали пить чай, настоянный на розовых лепестках и перечной мяте вприкуску с клубничным вареньем. — Как вкусно! – восхищалась Ниточка. — Вот это угощение! – не скрывала своего восторга Иголочка. – Дедушка Клубочек, а не могли бы Вы проводить нас в страну Изобразилию, о которой вы нам рассказывали на празднике фантазёров. — В страну Изобразилию? – с хитринкой спросил дедушка Клубочек. — А зачем вам туда нужно? — Нам надоело сидеть в нашем королевстве, мы уже хорошо изучили все науки и решили отправиться в увлекательное путешествие, чтобы научиться чему-нибудь новенькому, — на одном дыхании выпалила Иголочка. — Путешествовать? Это здорово! А что скажут по этому поводу матушка Розовая бобина и уважаемая Игольница? — Нам уже пять лет, и мы сами можем отвечать за свои поступки, — с твёрдостью в голосе сказала до сих пор молчавшая Ниточка. — Хорошо, раз вы такие взрослые и самостоятельные, то конечно, я провожу вас в страну красок и кисточек. Это же не в тридевятом царстве находиться, и не за семью горами, а здесь, рядом, в соседнем королевстве. — Ура! – закричали девочки хором. – А когда мы туда отправимся? – с нетерпением спросили они. — Вы чай допили? – спросил дедушка Клубок. — Да, большое спасибо! Мы ещё ни разу не пили такой изумительный чай. — А добавки хотите? — Нет, — хором ответили Ниточка и Иголочка. — Ну, что же, тогда можно отправляться прямо сейчас в путь дорожку! — А что с собой нам надо взять,- не унималась Иголочка. — Хорошее настроение и немного фантазии, — ответил дедушка Клубок. — Тогда в путь! – весело и радостно защебетала Ниточка. Они без каких либо препятствий покинули Швейное королевство и через пять минут стояли на Главной выставочной площади страны Изобразилии. От изящества и красоты выставленных картин у Ниточки с Иголочкой с непривычки закружилась голова, и перехватило дух. Они никогда не видели столько картин, выполненных в различных техниках и жанрах. А как красивы и правдоподобны были запечатлённые мгновения! Девочки, вместе с дедушкой Клубочком, переходили от одной картины к другой, с восхищением рассматривали различные исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, живописные пейзажи и анималистические жанры. — А хотите увидеть одну из мастерских, где создаются такие чудеса, – спросил дедушка Клубок. — Конечно, — захлопали в ладоши девочки. – Мы с удовольствием посмотрим на рождение картин. — Тогда нам сюда, — сказал дедушка, и вся компания свернула на улицу Вдохновения. Они зашли в ближайшую мастерскую и стали свидетелями спора двух барышень Кисточек. Одна из них была тонкой, как тростинка, другая полная противоположность: очень упитанная и своенравная дама. — Интересно, — сказала упитанная Кисточка. — Зачем нам такие худышки, как Вы? — Мы очень нужны в стране Изобразилии. Ведь нельзя завершить ни один стоящий рисунок без нас, тонких кистей, — парировала Кисточка-тростинка. — Что-то я сомневаюсь, – не останавливалась упитанная дама. — Смотри, какой насыщенный мазок, получается, из-под моего ворса. Она быстро опустилась в банку с гуашью и пробежалась по белоснежному листу бумаги. — Зато я оставляю тонкий, чуть видимый след. И Кисточка-тростинка оставила тонкий, чуть видимый след на листе. — А можно и мне попробовать,- не выдержала и перебила их спор Ниточка. — Может и у меня что-то получится, — неуверенно сказала Иголочка. Обе Кисточки мгновенно устремили свой взор на странную компанию. — Это кто тут пищит? Вас не учили не влазить в чужие разговоры? – сказали они хором, как будто и не заметили девочек. — Глубокоуважаемые дамы! Мы прибыли из Швейного королевства, — заступился за своих подопечных дедушка Клубок. Эти юные дарования решили попробовать свои силы на новом поприще. — Пусть попробуют, — вступилась за Ниточку и Иголочку тётушка Гуашь. – Я люблю, когда у кого-нибудь что-нибудь получается новенькое, – и она открыла свои владения для Ниточки. — Ух ты, — обрадовалась Ниточка, и опустила свой хвостик в Жёлтую краску. Но она была такая маленькая и лёгкая, что никак не смогла опуститься даже на три миллиметра в гуашь. — Давай, давай, — стали злорадствовать Кисточки. – Посмотрим, на что ты способна. — Я и сама не знаю, на что я способна, — чуть не заплакала Ниточка. — Дамы, вообще-то не прилично так встречать гостей из соседнего королевства, — вступился за Ниточку белоснежный галантный Лист бумаги и ловко расстелился перед ней.- Давай, девочка, не робей. — Прости нас девочка, просто, когда мы с сестрой начинаем ссориться, весь мир для нас перестаёт существовать. Я тебе помогу набрать краски, — виновато сказала Кисточка тростинка. Она заботливо помогла Ниточке окунуться по самые плечи в краску. Мягкая краска ласкала Ниточкино тело, уставшее от путешествия. Ниточка была счастлива. Она вылезла из краски и с удовольствием закрутилась на листе бумаги в необычную форму, но дальше что делать — не знала. Белоснежному листу стало жалко девочку, и он галантно накрыл её второй свободной своей половинкой. — Вот ты где! – закричали Мамки-няньки и с силой дёрнули ниточку из-под листа. — Мы с ног сбились, ища тебя, а ты здесь лежишь себе спокойно, прохлаждаешься — не унимались они.


— Смотрите! – перебил их галантный Лист, и он раскрыл свои половинки. — Ах, как красиво! – только и успели сказать все участники этой истории. Каждый видел в Ниточкином следе (хотя на самом деле, следа получилось сразу два, одинаково похожих друг на друга, как братья-близнецы) что-то своё, необыкновенное… Кто-то красивые воздушные цветы необычайной формы, кто-то танцующую мышку, а кто-то маленького мышонка. — Надо же, — удивилась упитанная Кисточка, и это с первого раза. — Ура,- закричала Иголочка. — Ты просто молодец! — Отличный дебют, — похвалили Мамки-няньки. Оказывается, и самостоятельность иногда не мешает нашим деткам. Зря мы так волновались. — А можно, я тебе буду помогать, — с мольбой в голосе сказала Иголочка. — Конечно, — обрадовалась Ниточка. Ведь мы с тобой неразлучные подруги. — Уважаемый Лист, можно мне иногда Вас прокалывать в нужных для нас местах? – спросила Иголочка у белоснежного Листа бумаги. — Конечно, я очень люблю, когда кто-нибудь мыслит по-своему. Я в вашем распоряжении! И тут такое началось! Ниточка ныряла то в одну, то в другую баночку, Кисточка помогала ей набирать краску, Иголочка прокалывала лист бумаги в нужных местах, Кисточки с удовольствием добавляли свою лепту и видение в новые шедевры, мамки няньки кругом помогали юным дарованиям, а старый граф Клубок стоял и любовался всё новым и новым картинам. Не было ни одного рисунка, который бы повторился у Ниточки с Иголочкой. — О! Да ведь это «Ниткография» — с улыбкой проговорил старый Клубок.


Некоторые работы моих воспитанников:


Трей Рома, 14 лет


Бирулина Юля, 14 лет


Пашкова Катя, 13 лет


А теперь и вам, ребята, я предлагаю приступить к этому увлекательному занятию. В конце занятия прошу детей: «Закончите предложение: «Мне сегодня на занятии больше всего понравилось…». Эмоции хлещут через край…

Благодарю всех за внимание!

Рекомендуем посмотреть:


Как нарисовать зимнее дерево Ниткография как рисование нитью Изонить «Кувшинки». Мастер-класс Первоцветы в технике ниткография. Мастер-класс

Похожие статьи:

Нетрадиционные техники рисования. Ниткография

Мастер класс для педагогов ДОУ. Нетрадиционные техники рисования

Техника рисования «по сырому»

Родителям о нетрадиционных техниках рисования

Аппликация с элементами рисования

Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду

Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.

Вариант №1 — собственно ниткография

Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.

Что нужно:

  • шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
  • краска (гуашь или акварель);
  • 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).

Инструкция:

  1. Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
  2. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
  3. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
  4. Прикладываем чистый лист, прижимаем.
  5. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
  6. Снимаем верхний лист, убираем нить.
  7. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.

Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.

Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

Видео: как работать в технике ниткография

Вариант № 2 — ниткопись

В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.

Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.

Инструкция:

  1. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
  2. Наносим клей по контуру.
  3. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
  4. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.

Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:

  • по спирали;
  • по кругу;
  • ровными линиями;
  • зигзагообразными линиями и т.д.

Видео: учимся рисовать нитками по ткани

Вариант №3 — аппликация нитками

Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).

Вариант №4 — изонить

Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.

Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности

Что нужно:

  • нитки;
  • кнопки в виде гвоздиков;
  • дощечка;
  • рисунок на бумаге;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
  2. По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
  3. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
  4. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.

Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

Улитка из скрученных ниток

Считается одной из самых популярных и в то же время несложных аппликаций из скрученных ниток — улитка. Для данной поделки лучше всего выбрать нитки для вязания или вышивания, а также лист картона, клей, карандаш, фломастеры.

Пошаговый мастер-класс создания такой аппликации:

  1. На листе картона нарисовать довольно-таки большую улитку.
  2. Подготовить нитки желтого цвета, аккуратно их распустить, чтоб они не были запутанными и слишком мятыми на вид.
  3. Кончик нитки поместить в центр ракушки улитки и аккуратно размещать кругами (спиралькой), плотно прилагая друг к другу и хорошо проклеивая.
  4. Рожки улитки приклеить из кусочков ниток, остальные части разукрасить фломастерами.

Схема составления конспекта занятия для старшей группы

Удачный план занятия — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить

  • систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
  • воспитание терпимого отношения к процессу творчества.

Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:

  • развивать память, мышление, креативность;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • работать над развитием фантазии.

После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.

Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью

Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.

  • Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
  • Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
  • Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.

Пример конспекта

Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)

<�…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”. (Показывается прием рисования) – Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка. – Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…>

Перспективный план по ниткографии и ниткописи

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается

  • месяц работы;
  • темы занятий и техники выполнения рисунка;
  • цели использования методики;
  • источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.

Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.

Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.

В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.

Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)

<�…МАЙ «Страна цветных снов». Цель: закреплять умение использовать нетрадиционные техники – рисование «нитками»…>

Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.

Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)

Рисование цветными ниточками
  1. Угадай, что это?
  2. Угадай, что это?

Цель: познакомить детей с техникой рисования цветными нитками, развивать фантазию и воображение, воспитывать аккуратность.

Этапы работы над рисунком в технике ниткографии

«Козлик»

Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме

Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку — козлика.

Инструкция:

  1. «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх — вправо, низ — влево)».
  2. «Отрезаем нить около 40 см».
  3. «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
  4. «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
  5. «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
  6. «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик — влево».
  7. «Снимаем верхний лист».
  8. «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
  9. «Обводим контуры коричневым карандашом».

Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.

Фотогалерея рисунков в технике ниткографии


Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам


Для выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищем


С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов

Этапы работы над рисунком в технике ниткописи

Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.

«Цветы»

Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания

Инструкция:

  1. «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
  2. «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
  3. «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
  4. «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
  5. «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
  6. «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».

Фотогалерея рисунков цельной ниткой


Домик и дерево можно выполнить без предварительно нанесённых контуров


В этом рисунке отрабатывается складывание ниток по спирали и по кругу


Такие сюжеты не требуют мелких складок на нитках

Фруктовый сад

Для создания аппликации в виде фруктового сада стоит подготовить нитки для вышивания разных цветов, клей ПВА, карандаш, лист картона, ножницы, цветные карандаши.

Пошаговый план работы:

  1. На листе картона нарисовать 3 дерева в довольном порядке.
  2. На кроне одного дерева нарисовать небольшие шарики — это будет вишня, на другом чуть больше — яблоки, а на третьем нарисовать груши.
  3. Взять нитки коричневого цвета и нарезать на отрезки, примерно по 0.7-1 см.
  4. Приклеить нитки в качестве ствола всем деревьям.
  5. Взять темно-зеленую нитку и обклеить ей ободок кроны каждого дерева.
  6. Нарезать светло-зеленые нитки на кусочки по 0.5 см и приклеить их по всему периметру кроны деревьев.
  7. Нарезать на мелкие кусочки нитки красного и желтого цвета. Красными выложить яблоки, а желтыми — груши.
  8. Цветными карандашами дорисовать солнце, тучи, траву.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]