Самооценка дошкольника: как продвигается ребенок в осознании себя

Самооценка – это комплексное психологическое понятие, которое включает представление человека о самом себе. Психологи выделяют несколько видов самооценки:

  • заниженная;
  • завышенная;
  • адекватная.

Формироваться самооценка у дошкольников начинает с самого раннего возраста, когда ребенок не имеет собственных оценочных суждений о себе, под влиянием ближайшего окружения.

Основные факторы, на которых формируется самооценка:

  1. Чувство психологической защиты.
  2. Здоровая атмосфера в семье, где растет малыш.
  3. Внимательное, но ненавязчивое участие взрослых в жизни ребенка.
  4. Эмпатия или сопереживание со стороны родителей.

Что такое самооценка?

Это понятие включает в себя:

  • общее представление человека о себе самом — своей «ценности» (достоинствах и недостатках, позитивных и негативных качествах и т. д.);
  • личную значимость в жизни окружающих.

Она является основой всего того, на чем строится уверенность в себе.

Психологи считают, что уровень самооценки зависит от соотношения двух величин — требований (притязаний) к самому себе и своих возможностей.

Объективная самооценка предполагает соответствие желаний, целей, требований к окружающим и к себе и возможностей человека (физических, нравственных, материальных и других). Так, планируя определенные действия, субъект должен понимать, может ли он себе это позволить.

Составляющими такой поведенческой реакции являются два неразрывно связанных между собой компонента:

  • когнитивный — все, что человек знает о себе;
  • эмоциональный — его отношение к собственной личности.

В будущем самооценка позволяет:

  • соизмерять силы и возможности;
  • давать оценку поступкам;
  • делить их на хорошие и плохие;
  • вопреки возможным неудачам, собраться с силами и идти к намеченной цели.

В жизни ребенка самооценка играет огромную роль. Она учит самоанализу, мотивирует, помогает строить нормальные отношения с другими людьми.

Способы коррекции самооценки

Применив способы коррекции самооценки на практике, вы поможете своему ребенку избежать трудностей в будущем.

  1. Не сравнивайте малыша со сверстниками. Недопустимо говорить: «А вот Дима уже выполнил домашнее задание и гуляет во дворе, а ты еще сидишь над учебником». Родители должны понимать, что у каждого ребенка разные способности – это первое. Самая главная задача родителя – разглядеть талант своего ребенка или его отсутствие. Оценивайте способности малыша трезво. Не бывает людей успешных во всех направлениях.
  2. Не забывайте хвалить ребенка. Для большинства детей похвала – это самая большая мотивация. Хвалите своего ребенка за результат чего-либо. Малыш будет покорять новые и новые вершины ради заветных слов мамы и папы: «какой же ты молодец», «мы гордимся тобой», «так держать».
  3. Уважайте личное пространство ребенка. Для малыша важно, чтобы близкие люди ценили его мир. Бережно относитесь к личным вещам и игрушкам ребенка. Пусть он понимает, что его любят, ценят и уважают.
  4. Адекватно оценивайте способности ребенка. Не стоит предъявлять завышенные требования к малышу. Если ваш сын или дочь учатся во 2 классе, они не обязаны знать программу 5 класса, даже если эту программу легко освоил один из их одноклассников.
  5. Не критикуйте личность. Не ругайте и не кричите на малыша, если не все получается с первого раза. Лучше помогите преодолеть трудности и вместе радуйтесь успехам и достижениям.

Чаще разговаривайте с ребенком, так вы поймете, чего ему не хватает. Доверительные отношения между родителями и детьми гораздо легче сформировать в дошкольном возрасте ребенка, чем в подростковом.

Предпосылки и этапы формирования самооценки

Еще у не рожденного малыша начинает формироваться самооценка. Факт эмоциональной связи мамы и ребенка давно доказан. Переживания женщины непосредственно влияют на плод. Если беременность желанная, мама с радостью вынашивает кроху, его клеточная память способна зафиксировать данный факт. Это соответствующим образом влияет на зарождение важных личностных качеств, которые остаются с человеком на всю его жизнь.

После появления малыша на свет развитие его самооценки происходит в четыре этапа:

С момента рождения до полутора лет

Это период тактильных ощущений, когда младенец познает мир посредством прикосновений, заботы родителей и близких людей. Желанный малыш уже внутриутробно получает подсознательную информацию о том, что он нужен, значим. Появившись на свет, он нуждается в соответствующей заботе родных. У младенцев процесс анализа отсутствует, но бессознательно вырисовывается картинка:

  • вовремя покормили, убаюкали, поиграли — значит «я хороший»;
  • забыли, долго плачет, не обращают внимания — «я плохой, никому не нужен».

То есть с первого дня жизни важно обеспечить крохе достаточно тепла, заботы, внимания.

От полутора до 3-4 лет

В этот период дети активно познают мир. Делают они это различными способами. Рядом с созидательными действиями могут наблюдаться и разрушительные (открутил колеса у машинки и т. д.) В зависимости от реакции близких формируются определенные стороны самооценки. Недопустима критика, откровенный негатив. Ситуацию лучше контролировать, действуя тонко и деликатно. Необходимо дать крохе почувствовать себя самостоятельным, способным нести ответственность за сделанное. А если что-то не получилось, поддержать и предложить повторить попытку.

С 4 до 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется появлением осознания самого себя и своего места среди сверстников. Ребенку важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться и т. д. Анализируя ситуацию, малыш склонен искать причину в себе. Поэтому, если папа устал и не хочет играть в мяч, следует объяснить это сыну или дочери. Иначе ребенок решит, что причина нежелания общения кроется в его плохом поведении. Будет думать и вспоминать, что же он сделал не так. То есть появится неоправданное чувство вины, которое негативно сказывается на формировании самооценки.

С 6 до 14 лет

Сложный, интересный, длительный этап. Здесь идет формирование таких качеств, как:

  • интерес к процессу труда и достижению результата;
  • оценка его действий другими членами коллектива.

У ребенка может быть необычное хобби, но неприятие его интересов другими может повлиять на его развитие негативно. Человечек просто разуверится в себе из-за сложностей и непонимания в коллективе.

Ни в одном из этапов развития самооценки ребенка нельзя допускать ошибок. Каждый упущенный момент отразится на жизненной позиции уже взрослого человека.

Составляющие самооценки

Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:

  • когнитивный
  • эмоциональный

Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.

Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.

Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.

К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.

Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.

Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.

Характеристика уровней самооценки

С точки зрения психологии выделяется три уровня самооценки. При определении этого качества нельзя оперировать исключительно понятиями «хорошо — плохо». Здесь необходим более углубленный подход с учетом некоторых особенностей.

Заниженная самооценка

Если ребенок поддается чужому влиянию, проявляет:

  • неуверенность в себе,
  • нерешительность,
  • застенчивость,
  • чрезмерную осторожность

— это показатели заниженной самооценки. Для таких детей просто необходимо одобрение, поддержка окружающих.

Сложившийся комплекс неполноценности не позволяет ему ставить перед собой высокие цели. Да и средства их достижения не всегда бывают достойными. Такие дети часто зациклены на своих неудачах и боятся изменить привычный ход событий.

Из них вырастают замкнутые и завистливые, чрезмерно требовательные и самокритичные, жестокие и мстительные люди. Решив, что неудачник — это их амплуа, они просто не замечают свои возможности и успехи. Внешний портрет личности с заниженной самооценкой:

  • голова втянута в плечи;
  • нерешительность в жестах и действиях;
  • «бегающий» взгляд.

Такие проявления в детском возрасте должны вызывать у родителей тревогу и желание немедленно попытаться исправить положение.

Завышенная самооценка

Часто ребенок с завышенной самооценкой жалуется на то, что с ним никто не хочет дружить. Это происходит от того, что он постоянно пытается убедить окружающих в своем превосходстве, требует признания его уникальности. Считает, что его недооценивают.

Ни советы родителей, ни мнение окружающих для таких детей не важны. Они берутся за непосильные задачи, при этом рискуют потерпеть неудачу. Неуспех ребенок списывает на случайность, чужую вину. Критику воспринимает как придирчивость.

У малышей с завышенной самооценкой постепенно развиваются грубость, агрессия, жесткость, неуживчивость. Внешне также определяются характерные черты:

  • высоко поднятая голова и прямая спина;
  • долгий, прямой взгляд;
  • «командирский» тон.

Такие люди стремятся во всем быть первыми. Это стремление достойно похвалы, но стоит объяснять, что не все средства в достижении целей хороши.

Адекватная самооценка

Успех в обществе, в профессиональной деятельности, в межличностных отношениях во многом зависит от умения человека соизмерять силы и возможности. То есть, очень важно, чтобы у ребенка с раннего детства развивалась адекватная самооценка.

Такой уровень позволяет маленькому человеку нормально воспринимать здоровую критику, правильно оценивать поставленные цели и свои силы (шанс выполнить задачу). Реальная оценка самого себя порождает ощущение стабильности, внутренней гармонии. Это является залогом позитивного отношения к окружающим. Человек с подобной поведенческой реакцией сможет сполна проявить достоинства, компенсируя ими имеющиеся недостатки.

Благодаря представленным выше описаниям можно определить уровень самооценки ребенка. А вдумчивый подход к развитию и воспитанию поможет его откорректировать.

Как повысить самооценку ребенка?

Как повысить самооценку ребенка? Как сделать так, чтобы малыш перестал стесняться людей, бояться общения и смог проявить себя и показать способности?

  • Хвалите детей. Малыши воспринимают себя так, как их воспринимают окружающие. Меня похвалили, значит, я хороший. Мне сделали замечание, значит, я плохой.

Похвала стимулирует детей, придает уверенности, повышает самооценку. Критика моментально снижает ее и отбивает желание стремиться к чему-то.

  • Если нужно раскритиковать ребенка, старайтесь делать это деликатно. Лучше сначала похвалить, выделить положительные качества, а потом посоветовать, что поправить, чтобы стало лучше. Не обзывайте детей, не смейтесь над ними и не унижайте публично.
  • Не произносите «Но». Фраза «Ты, конечно, молодец, НО…» сразу снижает важность похвалы. Она нацелена на указание недостатка.

Как ее исправить? «Ты, конечно молодец. Твоя работа мне очень нравится. Давай подумаем, как можно сделать ее еще лучше? Может, добавить то-то и то-то?».

Эта фраза уже нацеливает малыша на продолжение деятельности и на совершенствование сделанного.

  • Давайте детям свободу действий. Не нужно указывать с точностью до пункта на то, что нужно выполнить. Дайте простор фантазии, попросите придумать решение и воплотить его.

Ребенок не всегда беспомощный, просто ему много чего запрещено.

Что влияет на формирование самооценки ребенка?

Чтобы помочь подрастающему человеку сформировать адекватную самооценку, необходимо разумно использовать и похвалу, и критику.

  1. Возможно, стоит обратить внимание на количество замечаний и поощрений, сделанных за день ребенку. Похвалы меньше, чем порицаний? Нужно задуматься, ведь это занижает самооценку. Постоянное захваливание также неуместно.
  2. Похвала должна звучать не просто так, а за конкретное дело, поступок. Поскольку авторитет старших родственников в приоритете у малышей, можно использовать прием идентифицирования. Пример: «Какой ты сильный, как папа!». Но не следует применять превосходную степень похвалы: «Ты лучше всех!» или сравнивать ребенка с другими детьми. Лучше отмечать успехи малыша в динамике: «Сегодня ты быстрее, чем вчера справился с уроками».
  3. Критикуя или делая замечания, не нужно переходить на личность. Вместо: «Ты сегодня отвратительно себя вел» лучше сказать: «Не стоило ссориться с Сережей, можно было спокойно обсудить правила игры, ведь ты же мудрый парень». Следует чаще делать упор на сильные стороны своего ребенка.

Уровень самооценки может колебаться у человека в течение всей жизни. Уверенность, которую вселили в него родители, формирует стержень. Он поможет справиться с критикой или откровенной лестью, подстерегающей человека на его жизненном пути. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что он:

  • самодостаточный;
  • разумный;
  • умеющий принимать правильные решения.

Также стоит помнить, пример родителей, то, как они справляются с трудностями и различными житейскими ситуациями, чрезвычайно важен для их отпрыска.

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Формирование детской самооценки начинается задолго до того, как малыш начинает осознанную жизнь: понимает слова и умеет разговаривать. Практически с самого рождения ребенок чувствует окружающую обстановку, отношение к нему родителей или других людей.

Если внешний мир не имеет раздражителей – никто не кричит, не нервничает, не обвиняет друг друга, малыш чувствует себя хорошо, уверенно и спокойно.

Прикосновения любящих рук, объятия и поцелуи, ласковые слова ребенок ощущает инстинктивно. И если это присутствует постоянно, маленький человек чувствует себя защищенным и любимым.

Это главные формы для закладки самооценки. Ребенок, растущий в атмосфере спокойствия и добра, не имеет проблем с самооценкой.

Если же в семье постоянно слышатся крики, раздражение сквозит в воздухе, обвинения звучат с утра до вечера, ребенок становится беспокойным. Он чувствует себя ненужным, считает причиной негативных событий и теряет самооценку.

Уже к 5-летнему возрасту малыш будет иметь заниженную самооценку. Он будет думать, что плохой, что виноват в том, что родители ругаются, станет задаваться вопросом «а если бы меня не было, наверное, не было бы сейчас ничего плохого».

Развивается тревожность, агрессия, неуверенность в себе и мнительность. Маленькие дети с низкой самооценкой не умеют вести себя в обществе, плохо ладят со сверстниками, они думают, что с ними не хотят общаться и играть.

Девочка боится подойти к подружкам и поиграть с ними в куклы, потому что думает о том, что ее не примут, им и так весело. Мальчик боится показать робота, которого собрал сам, своим друзьям, потому что опасается высмеивания.

Постепенно стеснительность и робость становятся частью жизни, формируют характер и являются причиной комплексов. Дети избегают общения, предпочитают проводить время в одиночестве и перестают к чему-либо стремиться.

Ребенок с нормальной самооценкой ведет себя спокойно в любом обществе. Ему комфортно со сверстниками и детьми разных возрастов, легко со взрослыми людьми. Он не стесняется рассказывать о себе и своих увлечениях, показать свои поделки, игрушки, нередко сам становится инициатором игр и разговоров.

Дети с устойчивой психикой и развитой самооценкой не задумываются о том, что о них думают и кем их считают. Им достаточно собственного мнения о себе и мнения родителей.

Особый период для формирования самооценки

Резкое снижение самооценки возможно при поступлении ребенка в школу. Родителям очень хочется, чтобы их сын или дочь были лучшими, а их самих хвалили за воспитание. И, если учитель жалуется на ученика, папы и мамы разочаровываются и злятся. Причем злятся на самих себя, на свои неоправданные ожидания. А негатив вымещают на ребенке.

Первоклашка ощущает, что взрослые объединились и стали в «одну линию». Они вместе начинают поучать, высказывать негатив в сторону ребенка. Как же не снизиться самооценке?

Родителям необходимо понимать, что они поддержка, та «стена» на которую можно опереться. Даже если плохие отметки, что-то не так с поведением, родным необходимо занять сторону младшего члена семьи. Попытаться разобраться, помочь. Сказать учителю: «Может, вы в чем-то и правы, но мы вчера старательно делали уроки. Еще подучим и все исправим». А для сына или дочери найти слова, которые помогут восстановить баланс. То есть похвалить за старания по дому и т. д.

В любой ситуации ребенок должен помнить, что родители его любят! Говорите об этом, показывайте действиями. Малыш должен знать, что как бы мама (папа) не сердились, они рядом и всегда поддержат.

В некоторых ситуациях, чтобы определить уровень самооценки, необходимы визиты к психологу. Это поможет взрослым понять, правильно ли они ведут себя в конкретных ситуациях и вообще по отношению к своему ребенку.

Как сформировать адекватную самооценку

Прежде всего, хочется отметить, адекватная самооценка – это важный показатель в формировании психического здоровья личности. Такой человек способен воспринимать реальность такой, какая она есть и, не пытаясь изменить мир, легко адаптируется к жизни. Именно от адекватной самооценки зависит успешность и комфортное существование личности в социуме. Если вы настроены воспитать здорового и счастливого ребенка, а об этом мечтают все родители, задумайтесь над своим поведением.

Наступает период, когда девочки копируют мам, а мальчики – пап. Именно от отношения родителей друг к другу многое зависит. И помните о том, что у детей очень развита интуиция. Не пытайтесь их обмануть внешней картинкой. Если мама или папа не уверены в себе, не могут отстоять свое мнение и постоянно жалуются на жизнь, не нужно думать, что малыш этого не замечает. Ниже более детально описаны несколько действенных приемов по формированию адекватной детской самооценки. Проверьте себя, все ли хорошо в вашей семье.

Проверить, не созданы ли завышенные условия

Допустим, вы стали замечать, что малыш чрезмерно себя критикует. В его лексике стали появляться выражения: «я ничего не умею», «у меня никогда не получится», «я никогда не смогу». Давайте разбираться. Ключевой момент здесь: «стали замечать». То есть раньше малыш был веселый, проявлял интерес к знаниям и вдруг не получается и ничего не хочется.

Рассмотрим на примере. Учились в 5-А две девочки: Маша и Катя. Обе были прилежными ученицами, очень дружили и их родители также отлично общались между собой. На одном из семейных праздников мама Кати поведала, что у дочери есть невероятный талант к рисованию и она этому очень рада. «Рисование – это прекрасно, не то, что какой-нибудь травмоопасный спорт», — сказала женщина.

Почему-то мама Маши тут же приняла решение, что дети непременно должны ходить на занятия вместе, не выяснив, есть ли этот талант у ее дочери. «Все дети любят рисовать», — подумала она. Не прошло и двух месяцев, как Катю отметил преподаватель и стал рекомендовать ее работы на всевозможные детские конкурсы, а Машины работы были посредственными детскими рисунками. Девочка разуверилась в собственных силах, стала хуже учиться из-за неуверенности в себе и даже не хотела дружить с подругой, которая оказалась успешнее ее.

Все могло бы сложиться по-другому, если бы мама Маши не создала для нее завышенные условия.

Не навязывайте детям ничего насильно, лучше помогите определиться им с желаниями, и, если особых талантов у малыша нет, хвалите его за хорошие отметки, ведь это его труд. Только не сравнивайте с другими в его пользу, это может сказаться негативными последствиями в будущем.

Мнение ровесников

Действительно, мнение ровесников очень важно. Для начала разберитесь в ситуации, если кто-то плохо сказал о вашем сыне или дочери – это еще не повод бежать в школу восстанавливать справедливость. Детская психика – вещь хрупкая и ломается очень быстро. Критерии оценки детей очень высоки и иногда не поддаются логике.

Дети могут насмехаться только из-за того, что сверстник слегка полнее или учится лучше других. Если идет открытая травля, лучше перевестись в другую школу. Скорее всего, в новом коллективе сложатся абсолютно нормальные и адекватные отношения. Дайте подростку шанс самостоятельно исправить ситуацию и почувствовать себя важным в коллективе. Проведите беседу о том, как делать не нужно. Помните, критиковать ребенка не стоит. Можно давать оценку поступкам, но не человеку.

В случае, если ситуация не критична и подросток просит о каких-либо нестандартных вещах в свой гардероб, чтобы не выбиваться из толпы сверстников, попросите его обосновать свою просьбу. Если рваные джинсы хочется именно ему, и это решение он принял самостоятельно, то почему бы и нет. Иногда лучше поступиться своими родительскими принципами для будущего блага всей семьи.

Хвалите

Дети и взрослые очень похожи. Разве что на взрослом человеке лежит больше ответственности. Если возникает вопрос, как помочь повысить детскую самооценку, прислушайтесь к себе. Чтобы помогло вам? Правильно, похвала! Вам же нравится, когда вас хвалит руководство, даже если без повышения и без увеличения заработной платы, но как же приятно услышать похвалу за хороший результат проделанной вами работы.

Вот и малышу приятно, когда вы его хвалите. Только хвалите за дело, а не просто так. У формирующейся личности должно быть четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Именно так формируется адекватная самооценка и оценка реальности в целом.

Преодолевайте трудности

Здесь опять идет пересечение со взрослой жизнью. Например, у вас катастрофически не хватает времени на занятия в спортзале, но желание заполучить фигуру мечты перевешивает. После тяжелого рабочего дня вы мчитесь в спортзал и через несколько месяцев заметен долгожданный результат. Гордились бы собой? Естественно, да! Повышение самооценки обеспечено.

Так и с самооценкой ребенка. Преодолевая трудности, малыш научится себя уважать и любить. Не стоит замахиваться на глобальные задачи. Начните с малого. Пусть малыш подтянется на турнике с папиной помощью 3-4 раза. Достижение? Конечно! Не забудьте похвалить сына.

Девочки, особенно в подростковом возрасте, не уверены в своей красоте и привлекательности. Неуверенность наносит огромный удар по самооценке. Сходите с дочерью в салон или на фотосессию. Увидите, как изменится ее настроение. Преображение во внешности и принятие себя – важный момент в формировании адекватной самооценки.

Методы диагностики самооценки у детей

Уровень самооценки в дошкольном возрасте постоянно колеблется. Цель родителей — способствовать формированию умения правильно оценивать себя, свои действия относительно конкретной ситуации. Взрослые должны четко знать, над чем стоит поработать, поэтому важно уметь анализировать особенности самооценки.

Существуют различные методики, по результатам которых определяется сторона, требующая коррекции. Они разработаны на основе вопросов, которые задаются непосредственно тестируемому. К ним относятся:

  • «Самооценка дошкольника» — методика Т. В. Драгуновой;
  • «Какой я?» — разработчик Р.С. Немов;
  • «Лесенка» — по В. Г. Щур.

На одной из них остановимся подробнее.

Методика «Лесенка»

Начало беседы: вопросы о составе семьи, о ближайших родственниках, друзьях, окружении.

Действия: взрослый рисует 10-ступенчатую лестницу и говорит, что на ступеньках располагаются люди:

  • на нижней — самые плохие;
  • на второй — немного лучше;
  • наверху — самые лучшие.

Ребенку предлагается нарисовать себя на одной из ступеней, а затем рассказать, почему он для себя выбрал именно эту ступеньку.

После дается следующее задание: как он думает, на какую ступень его бы поставила мама (папа и другие близкие)? Также выяснить, почему он так считает.

Если, по мнению тестируемого, мама по какой-то причине не поставила ребенка на самую высокую ступень, выяснить, кто бы мог его туда поставить? Также нужно спросить, кто для него приготовил только нижнюю ступеньку?

Анализ результатов тестирования:

  • если ребенок выбрал для себя три нижние позиции — самооценка занижена;
  • с 4 по 7 — адекватная (средняя);
  • три верхние — завышенная.

Нормальный результат:

  • ребенок ставит себя на высокие ступени и считает, что он «хороший»;
  • отлично, если себя тестируемый ставит на 2-3 позицию, а мама (кто-то из близких) — на самую высокую;
  • если малыш ведет себя плохо в саду и воспитатель «ставит» его на нижнюю ступень — это также нормально.

Неблагоприятное развитие ситуации:

  • ставит себя на нижние ступени, значит, он не уверен в себе;
  • ребенок ставит себя выше, чем поставила бы его мама;
  • высокую ступень тестируемый занял бы по мнению друга, а не кого-то из близких.

Тестируя младших школьников, необходимо выяснить, куда поставил бы его учитель, по мнению ребенка. И сделать анализ детских пояснений по этому поводу.

Самооценка девочек младшей школы обычно выше, чем мальчиков. Это связано с тем, что девчонки чаще всего более старательны и достигают хороших результатов в учебе. Именно школьные успехи — наиболее значимый критерий в этом возрасте.

Три основных вида оценки себя детьми

Есть 3 варианта результата исследований самооценки: адекватная (но это большая редкость для детей, как вы поняли), заниженная или завышенная. Для выявления отклонений и проводятся данные исследования. Разберем более детально позитивые и негативные стороны всех трех вариантов.

Завышенная

Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.

Такие дети всегда должны быть первыми и их стремление похвально, главное не переходить черту. Ребенку нужно объяснить, что не все средства хороши на пути к цели. Договоренности такой малыш предпочитает не соблюдать, ему это неинтересно и осуждение общества абсолютно безразлично.

Заниженная

В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками. Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения. Пускай они будут мелкими и незначительными, но задача родителей акцентировать внимание на положительных сторонах.

Не позволяйте малышу думать о неприятностях, настройте его на позитивное мышление и дайте понять, что ваш ребенок заслуживает большего.

Адекватная

Большая редкость – адекватная самооценка ребенка, но все же она существует. Такие дети коммуникабельны, активны и им нравится учиться. Сложные задачи их не пугают. Если с заданием справиться не удалось, они адекватно воспримут критику и примут к сведению все сказанное учителем. Обычно к таким деткам тянется весь коллектив, так как они умеют заинтересовать и организовать сверстников.

Развитие самооценки у дошкольников и младших школьников

Самооценка формируется на основе восприятия личности другими людьми. Поэтому, для того, чтобы ребенок учился адекватно сопоставлять свои возможности, действия и требования к себе самому, важно с первых дней правильно относится к его появлению, взрослению, становлению. Основная роль при этом отводится родителям и близкому окружению.

Любовь родных малыш должен ощущать постоянно. Особенно важно на ночь действиями подтверждать свое отношение, так как темное время суток для ребенка — это нечто неведомое, порождающее страх. Поддержка родителей (сказка на ночь, ритуал укладывания в постель) дают ощущение любви и защищенности.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее он осознает свою значимость среди других людей. Основанием для суждений о себе становится его оценка взрослыми. Малышей до трех лет чаще всего постоянно хвалят. У большинства трехлеток формируется слегка завышенная самооценка. Но не следует пока торопиться что-то менять. Критика для баланса сейчас неуместна и даже опасна. Если занизить самооценку теперь, тяжелее будет справиться с этим позже. Дошкольник нуждается в адекватной оценке его действий и поступков. То есть, необходимо справедливо дозировать похвалу и порицание.

Для старшего дошкольника и младшего школьника приобретает невероятную важность то место, которое он занимает в социуме. Общение со сверстниками очень влияет на самооценку, поэтому задача родителей — не забывать о существовании этой стороны воздействия. Тактичные советы родителей, их любовь и понимание — важнейший потенциал для формирования адекватной самооценки.

В этом возрасте важно объяснить, что в жизни могут случаться поражения. Помочь научиться извлекать из них положительный опыт — это также задача близких людей. Для этого предложить подрастающему человеку ответить на вопрос: «Почему это случилось? Какой урок можно извлечь из данной ситуации?».

Для чего нужна самооценка

Самооценка ребенка дошкольного возраста выполняет сразу несколько функций. Она помогает ему адекватно воспринимать сверстников, своих родителей, понимать, правильный ли он совершил поступок.

К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли:

  • обучающую;
  • стимулирующую;
  • мотивирующую;
  • аналитическую.

Самооценка в младшем школьном возрасте в формате обучения дает возможность самостоятельно оценивать свои результаты. Так ученик может сам понять, что именно ему необходимо выучить, над какими ошибками еще стоит поработать. Если у ребенка адекватная оценка себя самого, то в процессе учебы он может обойтись без помощи родителей.

Также разумная самооценка ребенка дошкольного возраста может стимулировать ребенка еще раз попробовать свои силы в выполнении, например, сложного задания. Благодаря повышенной мотивации дети добиваются успеха. При аналитическом мышлении школьник может самостоятельно структурировать свои знания, упорядочивать полученные навыки и опыт.

Такие функции являются ключевыми моментами в особенности развития самооценки младших школьников. В любом из видов деятельности ученик развивает различные навыки. Например, он может совершенствоваться в школьной среде, в бытовых вопросах, в играх со сверстниками. Так формируется адекватная самооценка у детей.

Что делать, если у ребенка завышенная самооценка?

Чтобы не создавать условия для формирования завышенной самооценки у дошкольника, необходимо:

  • привлекать его к выполнению обычных, домашних дел, которые ему под силу (полить цветы, сложить игрушки и т. д.);
  • не перехваливайте — не стоит восхищаться умением кушать ложкой, но необходимо отметить, что он сделал это аккуратно;
  • хвалить за проявление инициативы;
  • показывать пример адекватной оценки собственных неудач и успехов;
  • не сравнивайте малыша с другими, сравнение проводится только в динамике (сегодня ты лучше, чем вчера);
  • проводите с ним много времени.

Проявляйте искреннюю заинтересованность в его жизни.

Существуют определенные фразы, которые помогут сформировать нормальную самооценку. Они одинаково актуальны для детей с завышенным или заниженным уровнем. К ним относятся:

  1. «Твоя жизнь состоит не только из твоих успехов» — показывает, что важно стремление к чему-то, а не только результат.
  2. «Ошибиться не стыдно, хуже — ничего не делать» — неудача может постичь каждого, неправильный выбор — это вполне нормально. Важно — не сдаваться.
  3. «К сожалению, несправедливость тоже бывает» — не все складывается так, как мы этого хотим, но не стоит оставлять попытку чего-то добиться.

Игры для детей с завышенной самооценкой

Поскольку ребенок с завышенной самооценкой часто считает себя уникальным, необходимо создавать ситуации, в которых прослеживается значение каждого. Например:

1. «Волшебные очки»

Цель: научить замечать не только в себе, но и в других что-то хорошее.

Возраст: 4 года и старше.

Действия: можно использовать маскарадные очки. Кто их надевает, тот видит в людях только хорошее. Приведите пример, надев их. Подходя к участникам игры, отмечаем в каждом что-то особое. Например: «Саша умеет красиво рисовать рыбку. Света хорошо рассказывает стихи». Очки примеряют по очереди, предлагая рассказать о достоинствах того, на кого посмотрели. Можно повторять хорошие качества, но лучше помочь подобрать новые слова, подчеркивая что-либо особое в товарище.

2. «Наш ритм»

Цель игры: помочь детям понять, что правильные совместные действия создают общий, слаженный ритм.

Возраст: 4-6 лет.

Действия: Взрослый хлопками задает общий ритм, дети присоединяются, четко повторяя силу, темп хлопков. Взрослый замедляет ритм. Соответственно, дети выполняют то же, постепенно успокаиваясь. Повторить, предложив задать ритм кому-нибудь из детей (выбирая детей с разным уровнем самооценки).

3. «Самый большой шар»

Цель: дать понять, что, находясь в равных условиях, победить может каждый.

Возраст: 6 лет.

Действия: У всех одинаковые воздушные шары. Предложите надуть их. Победитель тот, у кого получился самый большой. Игру можно продолжить. Например, подбросить, кто выше.

Важно правильно комментировать итог игр и упражнений в соответствии с поставленной целью.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА

Объективность самооценки включается в один из компонентов психологической готовности к школе – личностную готовность. Поэтому формирование адекватной самооценки становиться важным вопросом для родителей и педагогов.

Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется с одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а с другой стороны — под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.

Адекватная самооценка помогает дошкольнику осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты, которые помогут определить самооценку Вашего ребенка

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка, если на 3-ю, 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, 8-ю, то средняя (адекватная), а если стоит на 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н. В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н. В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Хвалим и наказываем

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов о. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала

Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!», «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Наказания

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

Успехов Вам в сотрудничестве с ребенком!

Следующая >

Стратегии влияния на человека

Основные стратегии влияния на человека:

  • Императивное влияние,
  • Манипулятивное влияние.

Первая характеризуется функцией управления поведением и установками человека, в том числе процессом их усиления и направления в нужном направлении. Это также включает в себя функцию принуждения по отношению к объекту воздействия.

Реализация этой стратегии часто происходит тогда, когда по определенным причинам человек ограничен в своей способности предпринимать самостоятельные действия или принимать решения. В рамках социальной практики эта стратегия уместна и эффективна в экстремальных ситуациях, когда под давлением времени необходимо принимать быстрые и важные решения. Она также может быть полезна при регулировании иерархических отношений между людьми в «закрытой» организации (например, в военных институтах) и в определенных субкультурах. Эта стратегия играет важную роль в системе административных отношений.

Манипулятивная стратегия обычно относится к феномену межличностного влияния. Это один и тот же одномерный, объективный, монолитный взгляд на природу человека. Как правило, она отводит людям пассивную роль и обезличивает их уникальную природу.

Сущность и содержание понятия самоуважения

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в работах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонко, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, В. Джеймс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3-й Фрейд, К. Хорни.

В психологии других людей самооценка рассматривается в структуре «самопознания», которое определяется как совокупность всех представлений человека о себе, связанных с его оценкой.

Психоаналитическая теория занимает позицию, согласно которой самоощущения, формирующиеся в сознании индивида, неполны, искажены и не соответствуют действительности. По мнению Фрейда, самооценка формируется под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами; из-за этого постоянного конфликта адекватная самооценка невозможна.

Нео-фрейдисты считали, что человек направлен в поведении требованиями социальной среды, несовместимыми с его основными мотивами, и поэтому не способен формировать адекватные ценностные суждения о себе. К. Хорни предположил важность взаимосвязи «реального Я» и «идеализированного Я» для формирования личности, Г. Салливан проследил влияние различных типов ранних персонификаций (эмоционально заряженных образов себя и других людей) на формирование характера.

Поведы анализируют самооценку с точки зрения теории познания (А. Бандура, Г. Мид, Б. Скиннер). А. Бандура рассматривает самоуважение как фактор, усиливающий действия; он определяет самоуважение как один из компонентов, регулирующих поведение. Широкий спектр поведения человека регулируется реакциями самоуважения, которые выражаются в удовлетворенности собой, гордости за свои достижения, неудовлетворенности собой и самокритике.

В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт и К. Роджерс считали, что образ человека может быть неполным и искаженным. Мнения других людей, идеи, ассимилированные с детства, собственные претензии, все это при определенных условиях формирует образ, который не соответствует объективной структуре личности. Для изменения этого образа и достижения адекватной самооценки необходимо изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, то есть изменить социальное положение индивида, систему его отношений с другими людьми, характер его деятельности.

Взаимодействующий подход (М. Вебстер, К. Кули, М. Мид, Б. Собичек) фокусируется на личности, которая формируется на основе опыта, полученного человеком при взаимодействии с другими людьми. То есть, самооценка и самовосприятие человека обусловлены реакциями и мнениями других людей о человеке. Кули создал теорию «Зеркального Я», согласно которой субъективно интерпретированная обратная связь других людей имеет большое значение как основной источник данных о себе.

Представитель феноменологического подхода Н. Бранден указывает на то, что самооценка, представление человека о себе, играет важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что методы взаимодействия с реальностью, которые он использует, принципиально правильны и соответствуют требованиям реальности. Самооценка функционирует как необходимое условие эффективного взаимодействия с миром и оказывает глубокое влияние на мыслительные процессы, эмоции, желания, ценности и цели человека.

Таким образом, зарубежные психологи рассматривают самооценку в первую очередь как механизм, обеспечивающий соответствие требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальный баланс человека с его социальным окружением. В то же время они понимают саму социальную среду как враждебную индивидууму. Ограничение роли самоуважения адаптивной функцией лишь отрицает деятельность человека и функцию самоуважения как одного из механизмов, реализующих эту деятельность.

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

В чем опасность низкой самооценки

Низкая самооценка напрямую связана с качеством жизни. Низкая самооценка не даст человеку стать счастливым. Человек, который недоволен собой, не может быть счастлив. Отношения в обществе у такого человека не складываются. Как правило, работа мечты так и остается мечтой навсегда, так как неуверенность в собственных силах не дает шанса заявить о себе. И это самые мелкие причины, почему низкую самооценку стоит корректировать. Склонность к депрессиям во взрослой жизни – это также результат неадекватной самооценки.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен — если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст — это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности и виды влияния

Феномен межличностного (психологического) влияния имеет важную особенность. В его исследовании необходимо назначить инициатора влияния (того, кто первым осуществляет попытку влияния) и адресата влияния (того, на кого направлена данная попытка).

С точки зрения психологии, конструктивное воздействие должно отвечать трем критериям:

  • Невозможность уничтожения личности вовлеченных лиц, в том числе их отношений;
  • Психологическая корректность (умение читать, свобода от ошибок);
  • Удовлетворение потребностей обеих сторон.

Типы влияния включают в себя убеждение, саморекламу, внушение, заразительную привлекательность и принуждение. Убеждение — это преднамеренное, мотивированное влияние на других людей или группу людей. Его цель — изменить суждения, отношение, намерения или решения. Он должен отвечать нескольким условиям. Во-первых, согласие получателя должно быть получено до того, как будет использована убедительная аргументация.

Самореклама состоит в провозглашении своих целей и демонстрации своей компетентности и квалификации. Она необходима для оценки, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе за должность и т.д.

Индукцией называется сознательное или бессознательное неподобающее влияние другого человека (группы). Его цель — изменить свое состояние, отношение к определенным вещам или предрасположенность к определенным действиям. Контаджион состоит в передаче собственного состояния (отношения) к другим людям. Люди, в некотором смысле, начинают принимать это условие или отношение.

Принуждение характеризуется угрозой использования своей контролирующей силы для того, чтобы заставить получателя вести себя желаемым образом. Контролирующая сила — это власть лишать адресата каких-либо преимуществ или изменять условия его жизни или труда.

Манипуляция — это другой вид межличностного влияния. Она состоит в том, чтобы тайно заставить адресата испытать соответствующие состояния, принять решение и совершить действия, необходимые для достижения собственных целей инициатора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]