Краткое содержание книги
Содержание этой методики соответствует всем требованиям ФГОС и включает в себя следующие разделы:
- изучение свойств предметов и чисел;
- закономерности;
- числа;
- величины;
- пространственно-временные представления.
Дети в детском саду
В младшем возрасте с ними изучают только числа, а в старшем занимаются изучением простых арифметических действий с ними. Все занятия нужно проводить с учетом ведущей деятельности ребенка в дошкольный период — игровой. Но уроки следует проводить регулярно, чтобы полученные знания были систематизированы.
Для детей 4-5 лет
Эта часть пособия не направлена на запоминание и заучивание, а на воспитание у детей умения самостоятельно делать выводы, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Не нужно навязывать ему занятия математикой, педагоги должны стараться его замотивировать.
Важно! Книгу не стоит давать сразу полностью: нужно отрезать листы по мере выполнения заданий и складывать в отдельную папку. А в конце учебного года ее можно отдать родителям воспитанника.
В этом пособии изучают следующие темы:
- «Повторение»;
- «Раньше, позже»;
- «Сравнение по высоте»;
- «Число и цифра 4»;
- «Квадрат»;
- «Куб»;
- «Вверху, вниз»;
- «Сравнение по ширине»;
- «Число и цифра 5»;
- «Овал»;
- «Внутри, снаружи»;
- «Впереди, сзади, между»;
- «Пара»;
- «Прямоугольник»;
- «Числовой ряд»;
- «Ри;
- «Порядковый счет»;
- «Сравнение по длине»;
- «Число и цифра 7»;
- «Числа и цифры 1-7»;
- «Сравнение по толщине»;
- «Выше, ниже»;
- «План»;
- «Число и цифра 8»;
- «Цилиндр»;
- «Конус»;
- «Призма и пирамида».
Важно! После изучения всех тем во второй части «Игралочки» собраны задания на повторение всего материала.
В каждом разделе предложено несколько упражнений для отработки и закрепления:
- сравнение;
- дорисовать фигуры;
- соединить точки;
- найти лишний предмет и объяснить почему;
- закрасить нужное число или подходящую фигуру;
- прохождение лабиринта;
- составление предложений.
Упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики и речевое развитие. Все темы проиллюстрированы, потому что при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал. Важно, чтобы воспитатель не давал детям готовые ответы, а помогал им самостоятельно найти ответ на вопросы. В возрасте 4-5 лет педагоги формируют интерес к изучению математики.
Мальчик занимается математикой
Для средней группы 5-6 лет
В книге Петерсон «Математика для дошкольников» для средней группы детей начинают знакомить с простыми арифметическими действиями и расширением уже имеющихся знаний. В данном пособии для средней группы подробно изучают следующие разделы:
- свойства предметов;
- сравнение;
- сложение;
- работа над пространственными представлениями НА, НАД, ПОД;
- работа над понятиями «справа», «слева»;
- вычитание;
- работа над понятиями «между», «посередине», «внутри», «снаружи»;
- один-много;
- изучение цифр и чисел.
Упражнения на развитие логического мышления для дошкольников
В средней группе изучению каждой темы выделяется больше времени, потому что это первые ступеньки детей к школе.
Важно! Занятия не должны быть слишком продолжительными. Нужно устраивать физминутки и смену деятельности.
Дошкольникам предлагают выполнить следующие разновидности упражнений:
- поиск одинаковых признаков и отличий;
- поиск схожих фигур и закрасить их;
- поиск лишних предметов;
- работа с таблицами.
Практически на каждое упражнение ребенок должен дать развернутый ответ. Таким образом, происходит развитие связной речи и грамматического строя. На изучение каждой темы отводится несколько занятий, потому что материал усложняется. Поэтому применение пособия Петерсона по математике для детей 5-6 лет позволяет реализовать комплексный подход к обучению.
Для дошкольников 6-7 лет
В подготовительной группе большая часть занятий посвящена отработке арифметических действий. Среди новых тем следует выделить следующее:
- измерение площади;
- измерение длины;
- измерение массы;
- часы.
Дидактические игры
В книге Петерсон «Подготовка к школе 6-7 лет» предлагают раздаточный материал, чтобы дошкольники смогли применять знания на практике и лучше овладеть полученными знаниями.
Достоинство этой методики в том, что это не учебник по математике для детского сада, а рабочая тетрадь. И заниматься по тетрадям «Раз — ступенька, два— ступенька…» можно и в домашних условиях. Задания соответствуют возрасту ребенка и усложняются постепенно. Уроки желательно проводить в игровой форме, чтобы дети не потеряли интерес к изучению нового для них предмета.
«Реализация системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон в контексте ФГОС ДО»
«Реализация системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон в
контексте ФГОС ДО».
Воспитатель: Корнеева Л.А.
Сегодня, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, меняется технология проектирования образовательного процесса. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от взрослого к ребенку приоритетной целью дошкольного образования становится развитие способностей ребенка самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Следовательно, обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, стимулирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе стандарта лежит деятельностный подход.
Деятельностный подход — организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Если в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, то и методы воспитательной работы принимают вид игры: коллективные игры со сверстниками, игра с родителями. При этом ребенок строит различные типы игр – режиссерскую игру, сюжетную игру, игру по правилам, что позволяет создавать разнообразные комбинации игровой деятельности как основы методики воспитания. На дошкольном уровне образования системно-деятельностный метод Л. Г. Петерсон конкретизирован в основной общеобразовательной программе дошкольного образования « Мир открытий». Важным условием осуществления системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов деятельностного метода обучения. Данные приципы выступают как необходимые психолого-педагогических условия организации образовательного процесса в современном детском саду .
Система основных принципов
1) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
2)Принцип деятельности — заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
3) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
4) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
5) Принцип минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 1990- х гг., т.е. около 20 лет назад. За это время она прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов). Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Технология «Ситуация», о которой пойдет речь, представляет собой адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования
Перед педагогом ставятся определенные задачи:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Не случайно рассматриваемая образовательная технология получила название – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.
Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.
Основные этапы образовательной технологии «Ситуация» включают:
1.Введение в игровую ситуацию — на этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность на основе их личного опыта
и постановка «детской цели». В завершение этого этапа обязательно задаются мотивирующие вопросы «Хотите? Сможете?»
2. Актуализация — на этом этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага.
3. Затруднение в игровой ситуации связано с фиксированием в речи затруднения в деятельности и пониманием его причины. Важным моментом является то, что затруднения как такового может не возникнуть (так как уровень подготовленности детей может быть разным). Педагог должен вывести детей на понимание возможного затруднения и нахождения пути выхода их затруднения. В стандартной ситуации это происходит с помощью вопросов «Почему не смогли? Что нужно сделать, когда чего-то не знаешь, но хочешь узнать?»
4. Открытие детьми нового знания – на этом этапе педагог, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка — на этом этапе детям предлагаются игры и упражнения, в которых новое знание используется совместно с изученным ранее, с возможным усложнением (принцип минимакса)
6. Осмысление ( Итог). В завершении педагог совместно с детьми фиксирует достижение «детской цели» в устной речи с акцентом на новое знание. Важно обратить внимание детей на то, что полученные новые знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.
Резюмируя выше можно сказать что данный подход очень хорошо применим ко всем образовательным областям и дает обширные возможности для внедрения ФГОС в педагогический процесс.
Литература:
- А. Г. Асмолов. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
- Абдиллина Л.Э., Петерсон Л.Г., Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
- А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000…» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. – М., 1998.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013
- Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
- Каталог «Дошкольное образование. Все о дошкольном образовании: методики, статьи советы родителям, обучающие игры, пособия, материалы, сказки» -http:\\www.shcool.edu.ru
4
Петерсон дошкольное образование: как проводить занятия
Процесс обучения по этому пособию должен строиться с учетом следующих методических принципов:
- Создание благоприятной психологической обстановки — один из главных принципов в обучении. Комфортная обстановка благотворно влияет на общее состояние ребенка.
- Деятельностного подхода — дошкольник познает мир не путем получения готовых ответов, а в результате самостоятельного поиска. Взрослый в большей степени придерживается позиции наблюдателя.
- Индивидуального подхода — воспитатель создает такие ситуации, в которых каждый ребенок в группе чувствует себя частью команды.
- Целостности — процесс обучения не ограничивается детским садом. Одна из задач педагога — донести до родителей важность продолжать образовательный процесс во время других видах деятельности.
- Вариативности — использование заданий с несколькими вариантами ответов.
- Творческого подхода — здесь важно не только поощрение творческой деятельности ребенка, но и совместной работы со взрослыми.
- Непрерывности.
Важно! Занятия в группе по Петерсону с соблюдением ситуативной технологии, что помогает сделать образовательный процесс интересным для детей.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО
Существует 3 вида ситуаций на уроке:
- «открытия» нового знания;
- тренировка;
- итоговые.
Особенностью первого типа занятий является реализация образовательных целей с изучением новых математических тем. Детям оставляют возможность самостоятельно рассуждать и находить ответ. В начале занятий педагог вводит в новую тему, говорит о ее значении. Далее он создает затруднительную ситуацию, в результате которой происходит «открытие» нового знания.
Для этого педагог предлагает воспитаннику выполнить действие, используя новые знания. Благодаря этому взрослый подводит дошкольника к осознанию того, что он пока не готов выполнить новые навыки. Решение практических упражнений по новой теме и ее закрепление. На этом занятии главная цель педагога на этом типе занятий — вовлечь ребенка в образовательный процесс.
Дидактический материал
Воспитатель, задавая наводящие вопросы, побуждает ребенка выбрать способ решения трудной ситуации. В результате успешного применения новых знаний на практике обязательно нужно похвалить ребенка. В конце педагог проговаривает алгоритм решения, не выходя за пределы игрового метода.
Затем он создает различные ситуации для применения нового навыка. Или организует небольшую самопроверку. При подведении итогов воспитатель проговаривает условия, благодаря которым удалось достигнуть результата.
Занятие тренировочного типа можно провести в игровой форме. Целью таких уроков является закрепление полученных знаний. Но оно проходит не в форме стандартных заучиваний. Ребенок самостоятельно находит затруднения, которые мешают ему усвоить новую тему и справиться с ними. Во время подведения итогов воспитатель должен обратить внимание на то, что ему помогло выйти победителем.
Важно! Итоговые занятия проводят с участием двух педагогов. Один из них занимается организацией образовательного процесса, а второй — записывает полученные результаты. Цель таких уроков — систематизировать полученные знания и проверить насколько ребенок их усвоил.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Принцип слоеного пирога в методике Петерсон Методика Петерсон построена по методу «слоеного пирога». Знания преподаются в простой доступной форме. Ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания. Методика Петерсон дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, а затем освоить его на новом витке развития. Кроме того методика Пересон учитывает, что ребенок быстрее усваивает те знания, которые ему нужны. В методике предусматривается мотивация – ребенок должен сам захотеть научиться считать! Методика Петерсон приближена к реальным потребностям ребенка. Наверное поэтому, дети, обучающиеся по методике Петерсон знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию на 1–2 года.
Методика изучения математики по Петерсон Математика развивает логическое мышление, учит анализировать и прогнозировать события. Для развития ребенка создаются группы по изучению логики. А наиболее легко детям все усваивать, когда они играют. Ведь игра – это первые кирпичики знаний, опираясь на которые дети начинают сами придумывать новые варианты игр, развивая свои логические способности. Математика и логика – две неотъемлемые части аналитических способностей ребенка. Во многих специализированных школах математику изучают по методике Петерсон. Если при стандартном изучении математики мы в первом классе изучали сложение и вычитание, а затем – умножение и деление, то методика Петерсон предусматривает изучение всего и сразу! Только одно но – сначала самое простое, затем информация добавляется в более сложной форме. Это позволяет ребенку запоминать и одновременно повторять все азы математики, а также развиваться, развиваться и развиваться. Главное, что благодаря игровым формам подачи математических знаний у ребенка пропадает страх перед новым. Ребенок знает, что ему все под силу!
Методика Петерсон – с трех лет! Обучение детей по методике Петерсон можно начинать с трех (или даже раньше!) лет. Только и в три, и в четыре, и в пять лет ребенок должен получать одни и те же знания с постепенным увеличением информации. Методика Петерсон предусматривает, что если ребенок что-то упустил в три года, он обязательно этому обучится в пять лет.
Методика Петерсон – закономерности развивают логику Если вы планируете заниматься с ребенком по методике Петерсон, то должны учесть, что эта методика (как и сама математика!) базируется на закономерностях. Ребенок должен уметь выстраивать закономерность из 3 желтых кубиков и 1 красного. В пять лет перед ним будет стоять уже более тяжелая задача: сформировать закономерность 2 синих , 2 зеленых и 2 красных.
Числовой ручеек в методике Петерсон У детей, занимающихся по методике Петерсон, перед глазами всегда большой числовой ручеек. Когда надо прибавить 3 к 1, то он ставит пальчик на число 1 и делает три шажка вперед. Если нужно из 5 вычесть 2, то малыш ставит пальчик на число пять и делает два шажка назад. Вот и вся игровая логика! Но так математика детям дается очень легко!
Главный лозунг методики Петерсон: Зачем учить детей сложно, если можно легко!? Цветовые ритмы в методике Петерсон Выложите на полу кубики: 2 красных, 2 зеленых, 2 красных и 2 зеленых…Попросите продолжить эту линейку. Если ребенок, к примеру, положит желтый кубик, объясните ему, что нарушена цветовая последовательность.
Отличия по методике Петерсон Когда ребенок будет знать, что предмет может быть большим или маленьким, красным или зеленым, шариком или кубиком, поиграйте с ним в отличия. Предложите ему вслед за большим синим шаром нарисовать какой-нибудь предмет, который будет отличаться от него по одному только признаку. Ребенок может нарисовать красный маленький шар или большой зеленый шар, или красный куб. Это его фантазия, главное, чтобы у него работала логика – основа математики!
Неравенства по методике Петерсон Вы можете научить ребенка решать неравенства. Положите на одну тарелку 5 яблок, а на другую – 3 и спросите у ребенка, где яблок больше. Если ему будет трудно ответить на этот вопрос, выкладывайте с каждой тарелки по яблоку, а затем объясните ему, что в тарелке с оставшимися 2 яблоками яблок было больше. Дети обычно очень любят это задание. Играйте с детьми в математику, и, возможно, вашему ребенку будет очень легко и интересно учиться в школе. Ниже представлены несколько игр по методике Петрсона направленные на создание интересной и содержательной с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности. Дорожки Первым шагом в подготовке детской руки к овладению письмом могут стать упражнения — «Дорожки». При выполнении этих упражнений развивается точность движения. Вы рисуете дорожки разной формы, в начале каждой дорожки рисуете, например, машину, а в конце – дом.
Потом говорите ребенку: — Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным. Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам ваших дорожек. Рекомендуем начинать с относительно простых, некрутых дорожек. В дальнейшем можно сужать дорожки или менять ритм их изгибов. Можете рисовать дорожки сами, а можете воспользоваться нашими. Лабиринты Разгадывание «обычных» лабиринтов — любимое занятие многих малышей. Задания такого рода интересны и не очень сложны. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов. Задание ребенку: — Возьми карандаш, найди путь, а затем раскрась его каким-либо цветным карандашом.
При проверке задания обратите внимание на то, чтобы во время поиска пути ребенок останавливался на поворотах и мысленно искал свободный коридор. Выполнение таких заданий способствует развитию умения целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания шестилеток: постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость. Не забывайте и маленькие хитрости, например, из некоторых лабиринтов можно быстрее найти выход, если прокладывать путь с конца. Соедини по точкам
В этом разделе собраны задания, в которых требуется соединить по порядку точки, чтобы получился рисунок, который можно использовать как раскраску. Это упражнение развивает внимание, усидчивость, порядковый счёт. Точки можно соединять в прямом и обратном порядке. При соединении точек в обратном порядке, зад ание значительно усложняется.
Следующая > |
Значение книги в подготовке к школе
Значение занятий по Петерсону трудно переоценить, если они были проведены с учетом всех рекомендаций. Ее преимущество в том, что подходит для проведения индивидуальной работы с детьми. Воспитателю проще составить перспективное планирование, чтобы обучение математике было эффективным.
Занятие по математике в ДОУ
При использовании этой методики дошкольники не теряют интерес к учебе. Это обусловлено тем, что на занятиях используют игровые методы, вводят сказочных персонажей. Многие исследования доказали эффективность обучения таким способом. Дети учат самостоятельно размышлять, искать пути решения.
Также применение книги Петерсона способствует развитию творческого мышления. Хотя многие при изучении математики упускают эту составляющую. Подобранные задания позволят педагогам максимально доступно объяснить ребенку даже сложные задачи. В результате занятий по этой образовательной методике дети учатся самостоятельно справляться с заданиями. А взрослый лишь может подсказать направление в решении задачи.