Картотека игр по конструированию для детей средней группы


Картотека игр по конструированию для детей средней группы

Картотека игр по конструированию

(средняя группа)

Составил воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна

«Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. — Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

«Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик

Материал: кирпичики.

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

«Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик(машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор,

дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

«Ворота для машины Айболита»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.. Материал: кирпичики

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

«У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

«Городок для кукол»

Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию

, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Материал: кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. — Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.

«Складываем фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части,конструктивная деятельность

: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход:

Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.

«Придумываем фигуры

»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход:

Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

«Обведи контур»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части,конструктивная деятельность

: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. Материал:

Ход:

В наборе имеются рамки. Если ребенок любит рисовать и раскрашивать, то он довольно легко сможет сам нарисовать фигурку, обводя рамку изнутри карандашом. Потом этот рисунок можно заштриховать или закрасить; вырезать

«Лесенка для черепашки»

Цель: Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры. В группе

дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в
группе
водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

«Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки»

Цель: Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из четырех кирпичиков и двух пластин.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры. В гости к детям приходят веселые игрушки, которые рассказывают детям о том, что в лесу нет даже скамеечек. Воспитатель предлагает детям построить для зайки узкую скамейку, а для мишки- широкую скамейку. Дети сами подбирают материал для строительства.

«Собери круги»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше, меньше, еще меньше, маленькие, подбирая их в определенной последовательности; учить обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины, познавая их физические свойства.

Материал: плоскостные круги разного размера и цвета.

Ход игры. Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру, по цвету, по вашему настроению.

«Мост для пешеходов»

Цель: Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой. Словарь: лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина.

Материал: кубики и кирпичики, пластина

Ход игры. Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что нам делать? Конечно же построить мост. (Воспитатель строит образец)

Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.

«Разные машины»

Цель: Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, способы конструирования

. Научить детей сравнивать постройки, замечать их различия.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Мы с вами уже строили дорогу и машину. а теперь вы придумаете свои машины и построим целый гараж разнообразных машин. Дети сравнивают постройки. Называют свои автомобили.

«Постройка парохода, лодки. Поездка куклы в гости»

Цель: Закреплять умение детей приставлять плотно друг к другу кирпичи, ставя на длинную узкую сторону, изображая лодку или пароход. Различать детали нос, корма.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Наши игрушки очень любят путешествовать, но чтобы плавать по морю необходимо построить корабль. Давайте поможем нашим игрушкам и построим корабль и назовем его «Дружба.»

«Находим геометрические фигуры»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части,конструктивная деятельность

: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход:

Рассыпьте игру и предложите ребенку найти треугольники, круги, прямоугольники. Попросите перечислить геометрические фигуры, сосчитать их количество, сравнить по основным признакам (угол, стороны, их количество)

«Сделай орнамент»

Цель: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений: знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части,конструктивная деятельность: складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход:

В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга

План «Планирование игр со строительным материалом в подготовительной группе

Картотека игр и занятий со строительным материалом в подготовительной группе по З.В.Лиштван

.

Постройка самолета

Цель

: научить детей строить самолет, творчески используя свои наблюдения, а также фотографии готовой постройки, применяя полученные ранее умения; развивать у детей умение предварительно обдумывать ход своей работы.

Закрепить знания о частях самолета (фюзеляж, крылья, хвост, мотор, пропеллер, шасси)

Самолет двухмоторный.

\

Ход:

предложить рассмотреть несколько фотографий самолетов разного типа. Уточнить для чего используются самолеты ( для перевозки пассажиров, грузов, почты, для нужд сельского хозяйства, обороны государства).

Из каких частей состоит самолет (фюзеляж, крылья, хвост, мотор, пропеллер, шасси), знать, что самолеты бывают с одним, двумя и более моторами.

Предложить детям самостоятельно продумать какой самолёт будут строить, и определить, какой материал им нужен, предложив разные конструкторы, определить, с помощью каких деталей сконструированы разные части.

Предупредить, что дети могут несколько изменить конструкцию. Так, на фотографии может быть двухмоторный самолет, а ребенок строит самолет с одним или тремя-четырьмя моторами. Но все основные части самолета должны быть отражены в конструкции. Дети должны усвоить на основе сравнения, что эти части есть у любого самолета.

Предложить хорошо подумать, с чего следует начать строительство.

В процессе стройки необходимо обратить особое внимание на начало работы: важно, чтобы дети правильно установили размер конструкции. Тем, кто затрудняется, нужно помочь вопросом, советом, напомнить, как это делается.

Когда постройки будут готовы, их следует внимательно рассмотреть, останавливая внимание детей на интересных конструкциях, удачном использовании материала, на использовании приобретенных ранее умений.

При этом нужно обратить внимание на передачу правильных пропорциональных соотношений между отдельными частями постройки, на хорошо продуманную конструкцию фюзеляжа, на удачное изображение мотора и других частей, поощрить тех детей, которые проявили творческую инициативу.

Лучшие варианты построек, изображающие разные виды самолетов, желательно сохранять в строительном уголке в течение двух-трех дней.

Постройка судов

Цель

: закрепить представления детей об этом виде транспорта (суда бывают большие и маленькие, пассажирские, грузовые, военные. Кроме того, есть небольшие суда, катера, лодки.

Помочь детям усвоить зависимость между формой судов и назначением их в жизни

Учить детей строить по представлению и использовать большее число деталей.

Ход

: предложить рассмотреть несколько фотографий судов разного типа.

Обратить внимание на основания судов, изображенных на чертеже или выполненных в упрощенных постройках. Путем сравнения выяснить, что у судов разного назначения разное основание. Форма у них одна, овальная (овал может быть и узким и широким), но ширина судов разная. Быстроходные корабли (в основном военные) имеют узкое длинное основание, нос у них острый. Суда большой грузоподъемности (баржи) имеют широкое основание и тупой нос. Форма основания пассажирских судов уже, чем у баржи.

В начале нужно рассмотреть выполненные воспитателем постройки оснований судов, которые удобно расположить на низких столах, чтобы дети видели их сверху. Сравнить форму этих оснований и вспомнить, почему она разная. Можно вместо построенных воспитателем оснований судов предложить чертеж их.

Варианты: (военный корабль, баржа, пассажирский теплоход, пристань с судами).

Выяснить с детьми, что теплоход плавает быстрее барж, но медленнее военных кораблей. Дети должны сами решить, какая форма основания должна быть у такого судна. Обратить внимание на то, что скорость движения зависит и от строения судов, и от силы двигателя: моторная лодка быстрее движется, чем лодка с веслами. Ракеты и метеоры имеют мощный мотор и особое строение, поэтому они движутся очень быстро, обгоняют любые суда на реке.

При анализе готовых построек следует, прежде всего, обратить внимание на то, справились ли дети с определением формы основания. Можно предложить детям определить, какие из теплоходов будут иметь большую скорость, какие меньшую. Правильное решение и будет показателем того, насколько сознательно усвоили они указанную выше зависимость.

Постройка городского транспорта

|

Цель:

Закрепить представление о городском транспорте, разнообразии видов, его назначении. Обратить внимание на то, что конструкция каждого вида транспорта зависит от его назначения

Ход

: провести беседу о городском транспорте после наблюдений различных видов транспорта в своем городе, обратить внимание на скорость передвижения, определить, какие виды транспорта передвигаются быстрей.

Предложить рассмотреть игрушки транспорт, определить, для чего они предназначены, чем отличаются друг от друга, почему, затем рассказать о том, что у них общего. Предложить, из каких деталей будут строить основные части.

Предложить подумать и сказать, что будет строить каждый, в какой последовательности. Следить, чтобы дети выполняли постройки в нужной последовательности, удачно подбирали необходимые детали, чтобы можно было узнать, какого назначения транспорт.

В конце просмотреть с детьми все постройки, отметить удачные и в заключение подвести итог: какие виды транспорта знают дети, чем они отличаются.

Варианты:

грузовой транспорт (грузовой автомобиль, самосвал, молоковоз, цистерны), городской транспорт для перевозки пассажиров

Постройка моста

Цель

:Учить делать мостовое перекрытие на высоких, редко поставленных устоях, проявлять самостоятельность и инициативу в осуществлении строительного замысла, договариваться с товарищем о совместной работе.

Ход:

рассматреть фотографии, картины с изображением разных мостов (железнодорожные, для машин, для пешеходов,а также изображения мостов, которые одновременно служат для пешеходов и машин; под ними могут плавать пароходы и катера или проходить поезда).

Обратить внимание на то, как они устроены, какую часть можно назвать основной, на чем держится мост. Такой частью являются устои — опоры. Они очень прочные, потому что должны выдерживать большую тяжесть. На устоях размещается ездовая часть. С одной и с другой стороны у мостов спуски для машин или лесенки для пешеходов. Нужно обратить внимание на то, что у мостов почти всегда есть перила, сказать об их назначении и конструкции.

Вместе со строительным материалом на столах разложить и игрушки — автомобили, лодки, пароходы. Они нужны, чтобы выяснить размеры моста.

Детям предлагается подумать, из каких деталей можно сделать устойчивую опору (из брусков, из цилиндров). А если устои должны быть выше, то можно их сложить из кубов или кубы подставить под бруски (цилиндры).

Устои устанавливаются с двух сторон друг против друга. Перед тем как делать площадку, нужно соединить между собой устои длинными пластинами. Если одной пластины не хватает, ее можно удлинить, приложив другую. В этом случае соединение пластин должно быть на середине бруска (цилиндра), чтобы площадка была устойчивой. Площадку можно выложить из коротких пластин (квадратных, широких, узких).

Если мост для пешеходов высокий, нужно сделать с обеих сторон лесенки; если невысокий, можно сделать спуск из длинных пластин.

Предложить детям самим построить мост (конструкция моста имеет симметричную форму, поэтому его могут строить двое детей). Нужно объяснить им, что каждый будет строить одну сторону. Предварительно дети должны договориться между собой о том, как строить, чтобы конструкция с обеих сторон получилась одинаковая.

Надо также посоветовать в случае необходимости заменить одни детали другими.

В процессе работы необходимо проверять, как дети будут определять размер моста, где намерены сооружать лестницу для пешеходов, как хотят связывать устои, помочь договариваться по ходу работы.

Напоминать, что постройку нужно соразмерять с игрушками, которые лежат на столе (различные виды транспорта, куклы).

Когда постройки будут закончены, нужно рассмотреть их с детьми, остановиться на удачных конструкциях, обратить внимание на наиболее интересное решение задачи, на прочность скреплений, на отделку перил.

Варианты:

мост через реку, мост, который бы служил и для пешеходов и для машин, а под ним проходили поезда.

Постройка зданий

(жилое двухэтажное здание с большими окнами с перекрытием между этажами)

Цель

: Уточнить у детей представления об основных частях здания (основание, стены, двери, окна, крыша).

Продумывать последовательность выполнения постройки; какие детали наиболее целесообразно использовать. Выполнять постройку, точно прикладывая деталь к детали, пользоваться способом замены одних деталей другими.

Ход:

Предложить образец постройки, выполненный воспитателем, который послужит для подбора деталей и напоминания о последовательности работы.

Постройка зданий

( красивого домика для кукол)

Цель

: Уточнить у детей представления об основных частях здания (основание, стены, двери, окна, крыша) и особенностях его оформления (фронтон)

Продумывать последовательность выполнения постройки; какие детали наиболее целесообразно использовать. Выполнять постройку, точно прикладывая деталь к детали, пользоваться способом замены одних деталей другими.

Развивать умение выполнять постройку по фотографии, дружно и согласованно работать с товарищем.

Ход:

рассмотреть фотографии зданий, находящиеся вблизи детского сада, уточнить их назначение. Обратить внимание детей на архитектурные особенности зданий. Дети узнают, что фронтон, колонны украшают их.

Показывая на занятии фотографию здания, выполненного из строительного материала, спросить у детей, нравится ли оно им и чем именно.

Уточнить, что дом красивый потому, что фасад его украшен колоннами, на крыше тоже имеются украшения и вся конструкция четко симметрична.

Рассмотреть, из каких деталей построен дом. Познакомить их с новой деталью — фронтоном, объяснить, где можно его использовать. Выяснить, что в основании постройки положены кубы (подсчитать, сколько их с каждой стороны),

Дети называют детали, из которых сделаны пол, стены, окна и т. д., указывают количество их. Вслед за этим они рассматривают крылечко, красиво украшенное перилами.

Предложить кому-нибудь из детей рассказать о последовательном ходе стройки. Посоветовать украшения на крыше и перилах сделать иными, но конструкцию дома требует воспроизвести точно.

Строить дом дети будут вдвоем. Напомнить, что работать нужно дружно, договориться, как строить (один строит правую сторону, другой — левую).

В процессе стройки необходимо помогать детям организовать работу, вовремя справиться с трудностями, исправить допущенные ошибки.

Предложить детям рассмотреть свои постройки и постройки товарищей, работавших рядом. Необходимо поощрить за удачи в творчестве, за дружную работу.

Постройка сказочного домика

Цель

: Учить детей декоративному оформлению конструкций.

Продумывать последовательность выполнения постройки; какие детали наиболее целесообразно использовать. Выполнять постройку, точно прикладывая деталь к детали, пользоваться способом замены одних деталей другими.

Развивать умение выполнять постройку по иллюстрации, дружно и согласованно работать с товарищем.

Ход:

рассмотреть с детьми иллюстрации к сказкам, обращая их внимание на красивую конструкцию и оформление сказочных домиков. Хороши иллюстрации Ю. Васнецова в книгах «Ладушки», «Радуга-дуга». Желательно рассмотреть такие иллюстрации, на которых видны арки внизу дома или выступающие вперед боковые части его и т. д.

Можно в строительном уголке повесить иллюстрации сказочных домиков, сказать детям, что скоро они будут строить подобные домики и им нужно заранее подумать, какой домик и с кем они будут сооружать (строят дети вдвоем), какие игрушки им понадобятся.

Спросить детей, какой домик они решили строить, для кого, как распределили между собой обязанности. Нужно напомнить, что основание у домика может быть разное (квадратное, прямоугольное, с разной длиной сторон).

По окончании работы все вместе рассматривают законченные постройки, выясняют, похожи ли они на сказочные домики, хорошо ли построены, какие можно считать лучшими.

Постройка красивого здания
своего города
Цель:

Учить строить здания по представлению, продумывать какой формы будет основание.

Развивать умение выполнять постройку по иллюстрации, дружно и согласованно работать с товарищем

Ход

: Заранее нужно сообщить детям, что каждый будет строить то здание, какое ему нравится. Предлагается еще раз хорошо рассмотреть это здание во время прогулки или на картинке, чтобы лучше его построить. (В строительном уголке должны быть альбомы с фотографиями зданий или альбомы с картинками.) Следует обратить внимание на сложную форму основания зданий.

Заранее надо предупредить детей, что они будут строить по двое, поэтому нужно договориться, кто с кем хочет работать, что собираются строить, как предполагают украшать здание, какие детали понадобятся.

Называть тему стройки, какое здание дети построят, какой формы будет его основание (прямоугольной, квадратной, с аркой и т. д.), рассказывают, договорились ли они с товарищами, как будут строить, как будут украшать постройку. Начинать стройку нужно с основания.

В процессе стройки надо разрешить детям пользоваться альбомом, если им нужно что-нибудь уточнить, вспомнить; следует помогать в разрешении трудных конструктивных задач.

В конце рассмотреть все постройки детей, спросить, можно ли узнать, какое здание построено, привлечь их внимание к лучшим постройкам, к тому, что дети сумели построить здание с такой формой основания, которую выбрали сами.

Постройка театра

Цель: Учить строить здания по представлению, продумывать какой формы будет основание.

Развивать умение выполнять постройку по иллюстрации, дружно и согласованно работать с товарищем

Ход: Предложить использовать иллюстративный материал (картины, фото) с изображением других театров. Надо подобрать фотографии готовых конструкций из строительного материала, и повесить их в строительном уголке.

Предложить тему постройки, попросить детей выбрать партнёров и рассказать о своих намерениях.

В конце желательно рассмотреть все постройки, отметить наиболее удачное решение конструктивных задач, поощрить детей за дружную работу, за изобретательность.

Постройка вокзала

Цель:

Упражнять детей в изображении знакомых сооружений по памяти и представлению, побуждая их к проявлению творчества и изобретательности, вспомнить основные части здания вокзала, последовательный ход выполнения постройки и руководствоваться этим в работе. Учить детей предварительно распределять обязанности между участниками стройки, не подавлять инициативы друг друга во время работы.

Ход:

Спросить детей, кто был на железнодорожном вокзале. Спросить, как он устроен, виделили приход поезда, высадку пассажиров, как производится посадка. Нужно отдельно рассмотреть поезд на иллюстрации поезд, обратить особое внимание на тепловоз. Дети подготовительной группы уже знают, что поезда перевозят пассажиров, различные грузы.

Сообщить детям тему стройки, предложить вспомнить, какие постройки им придется сооружать: здание вокзала, железнодорожный путь, поезд, перрон и др., напоминает, что работать дети будут по трое, поэтому нужно заранее распределить, кто что будет строить, и подумать о размере каждой постройки.

Помогать детям правильно распределить участки стройки, следить, чтобы все работали не спеша, аккуратно укладывали детали «строителя», чтобы рационально использовали их.

Готовые постройки надо рассмотреть вместе с детьми, предложить им рассказать, кто что строил, какую выбрали форму здания, поощрить за то, что усвоили последовательность выполнения постройки здания, хорошо подбирают детали, за проявление инициативы и изобретательности, за хорошее исполнение, за дружную, согласованную работу.

Подготовительная группа Парамонова Лариса

Примерные конспекты занятий

«Мост для пешеходов»

Цель:.

Формировать у детей умения: создавать замысел конструкций в соответствии с конкретными условиями; анализировать эти условия и на основе анализа строить и контролировать свою практическую деятельность.

Оборудование.

На каждого ребенка: строительный материал, листы синей бумаги разной ширины, два кораблика с мачтами, фигурки людей.

Ход.

Вначале анализируется образец и проводится короткая беседа с целью уточнения представлений детей о различных конструкциях моста. Воспитатель предлагает вспомнить, какие мосты они видели, рассматривали на картинках, чем они отличаются друг от друга и что у них общего (общее — части: опоры, ездовая часть, спуски, перила; но они имеют различную форму: например, у моста для транспорта пологие спуски, а у пешеходного — ступеньки и т.п.).

Затем воспитатель обращает внимание на имеющиеся дополнительные материалы (листы бумаги, разные по ширине, кораблик, фигурки людей) и предлагает построить мост для пешеходов через реку (лист бумаги), по которой плавают суда. (Длина моста должна соответствовать ширине листа бумаги, а высота — высоте мачт кораблика.) Дети воспроизводят конструкцию моста-образца, но при этом самостоятельно определяют, как увеличить его длину и высоту, чтобы преобразовать заданную конструкцию с учетом определенных условий.

При обсуждении готовых построек отмечается их соответствие заданным условиям; выделяется в них общее и различное. Последнее связано с разной шириной мостов.

«Мост для транспорта»

Цель:

Формировать у детей умения: анализировать условия задачи; создавать конструкцию в соответствии с этими условиями.

Оборудование.

На каждого ребенка: строительный материал, лист голубой (синей) бумаги, две машинки, судно.

Ход:

Воспитатель предлагает вспомнить, что строили на прошлом занятии (мост для пешеходов), и проанализировать постройку по памяти — назвать основные части моста (опоры, проезжую часть, спуски и т.д.), определить их функциональное назначение, назвать детали, из которых эти части были построены.

Затем он говорит, что сегодня дети будут строить мост для транспорта, и дает задание — построить мост через реку той же конструкции, что и на прошлом занятии, но так, чтобы по нему могли разъехаться две машинки, а под ним проплыть судно. Он предлагает детям рассмотреть дополнительные материалы (машинки, судно, листы бумаги).

Дети самостоятельно строят мост, видоизменяя по памяти знакомую конструкцию в ширину, длину; делают спуски для машин, по-разному располагая их по отношению друг к другу, соблюдают высоту моста.

При анализе построек воспитатель обращает внимание не только на их соответствие заданным условиям, но и на оригинальность отдельных конструктивных решений.

Мост для пешеходов

Мост для транспорта

«Мост для пешеходов и транспорта»

Цель:

Учить детей создавать замысел конструкции с учетом нескольких условий, выраженных словесно и предметно; самостоятельно подбирать строительный материал в соответствии с замыслом; договариваться о совместной работе, планировать ее.

Оборудование.

На каждого ребенка: строительный материал, игрушечные суда (пароходик, кораблик и т.д., по 1–2 шт.), листы голубой (синей) бумаги разной ширины, машинки (по 2 шт.), фигурки людей (по 2–3 шт.).

Ход.

Вначале проводится предварительная беседа, в которой выясняется, какие мосты строили на прошлых занятиях (пешеходный, для транспорта и т.д.), чем они отличаются друг от друга и что у них общего и т.п. Делается вывод, что мосты бывают разных конструкций в зависимости от их практического назначения.

Затем воспитатель обращает внимание на имеющиеся материалы и предлагает построить мост через реку определенной ширины (лист голубой бумаги) для пешеходов и транспорта так, чтобы по нему могли разъехаться две машинки, а под ним могли свободно проплыть суда (кораблик, пароход и т.д.). Дети, объединившись по двое, строят один мост.

В процессе выполнения задания воспитатель наблюдает, последовательно ли дети анализируют условия и как контролируют свои практические действия (зрительно или практически определяют соответствие размеров частей моста заданным условиям, например, длину моста соразмеряют с шириной реки, высоту — с высотой мачт судна и т.п.).

Важно, чтобы дети заранее договорились о предстоящей работе (кто какую часть моста будет строить и т.д.); однако возможно обсуждение и в процессе исполнения постройки. При этом воспитатель следит, чтобы обсуждение носило деловой и доброжелательный характер.

Обсуждая готовые постройки, дети обращают внимание на разнообразие конструкций при соответствии их всем заданным условиям, объясняют причину этого (разные формы и размеры предметов, выступающих в качестве условий), замечают оригинальность решений и т.д., а воспитатель отмечает тех детей, которые научились выполнять дело сообща.

«Жилой дом»

Цель:

Учить на основе анализа образца находить отдельные конструктивные решения (постройка балкона). Формировать у детей умение преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями.

Оборудование.

Строительный материал (по набору на каждого).

Ход.

Вначале дети самостоятельно анализируют образец двухэтажного дома с балконом. Воспитатель предлагает особенно внимательно рассмотреть, как и из каких деталей сделан балкон (при этом дети могут подойти ближе к столу воспитателя) и рассказать об этом.

Затем одним детям дают задание построить двухэтажный дом такой же конструкции, но трехподъездный, с балконом над центральным входом, другим — дом той же конструкции, но трехэтажный с одним подъездом и двумя балконами на втором этаже.

Жилые дома. а — образец; сделанные самими детьми: б — трехэтажный с одним подъездом и двумя балконами на втором этаже, в — трехподъездный с балконом над центральным входом

Воспитатель предлагает нескольким детям повторить заданные условия и затем приступить к выполнению задания. Конструкцию каждого дома дети выполняют по-разному, используя материал из своего набора. Предварительно они обговаривают, как будут строить (один — первый этаж, другой — второй; или один — одну половину дома, другой — другую и т.д.).

Если дети испытывают трудности в постройке балкона, воспитатель может подсказать или показать, как это лучше сделать.

В процессе выполнения задания воспитатель отмечает не только уровень технических навыков детей (как делают перекрытия, как кладут пластины для пола, балкона и т.д.), но и то, насколько правильно и своевременно они учитывают заданные условия, как умеют договориться между собой о предстоящей деятельности.

При обсуждении построек дети самостоятельно находят ошибки в конструкциях и рассказывают, как их можно исправить. Воспитатель обращает внимание на то, что жилые дома получились разных видов, обсуждает вместе с детьми, чем дома отличаются друг от друга и где такого типа домики лучше строить (в поселках, маленьких или больших городах).

«Детский сад»

Цель:

Учить детей сооружать различные постройки, объединенные общим содержанием; коллективно создавать замыслы построек и совместно реализовывать их.

Оборудование.

Строительный материал (по набору на каждого ребенка).

Ход занятия.

Накануне занятия, на прогулке, организуется целенаправленное обследование детского сада. Отмечается специфика здания (сколько этажей, сколько входов, как они расположены, какие окна и т.д.) и участка (на нем есть горки, качели, беседки, лесенки и т.д.).

Дети делятся на подгруппы (3–4 человека) и обсуждают конструкцию здания «своего» детского сада, его расположение на участке. Затем договариваются, что будут строить на участке (горку, качели, беседку и т.д.), и кто что конкретно будет строить. Воспитатель тщательно контролирует этот момент и направляет процесс обсуждения в нужное русло (каждый из детей отстаивает свое предложение, однако принимать надо наиболее удачное; тон обсуждения должен быть спокойный, дружелюбный).

В процессе выполнения построек воспитатель следит за взаимоотношениями и взаимодействиями детей. Готовые постройки сравниваются, отмечаются оригинальные конструкции, их расположение и т.п.

Затем дети могут строить улицу, площадь, поселок, город, устраивать выставку по градостроению и т.п.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]