План взаимодействия с семьями воспитанников
План взаимодействия с семьями воспитанников
на 2019
/2020учебный год
Основная часть | Вариативная часть* | ||||||||||
Плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания | Тематические мероприятия | Национально-культурный компонент | Компонент ДОО** | ||||||||
Дата | Направление, тема, содержание | Форма проведения | Дата | Направление, тема, содержание | Форма проведения | Образовательная область, в рамках которой реализуется мероприятие | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Сентябрь | |||||||||||
Составление социально-демографического паспорта семей | Анкетирование, тестирование | Общая тема на период 15 августа – 1 сентября «День знаний» | |||||||||
Мы – будущие школьники | |||||||||||
«Подарки первоклассникам от малышей» | Мастерская детей, родителей, педагогов | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | |||||||||
«Школьная линейка» | Посещение линейки, посвященной 1 сентября, родителями, детьми и педагогами | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
«Как эффективно подготовить ребенка к школе» | Консультация | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||
Режим детского сада | Информация в родительском уголке | Любимый детский сад | ||||||
«Ребенок в детском саду» | Информационный стенд для родителей | «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||
Задачи развития и воспитания детей 5–6 лет | Родительское собрание | «Сделаем детский сад красивым» | Акция сотрудников детского сада и родителей по благоустройству групповых помещений | «Социально-коммуникативное развитие» | ||||
Анкетирование с целью выявления родительских установок в воспитании | Кто встречает нас в детском саду? | |||||||
«Наши взрослые друзья и наставники» | Медиапрезентации сотрудников детского сада для детей и родителей в родительском клубе | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||
«Любимый педагог» | Конкурс профессионального мастерства с посильным участием родителей и воспитанников | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Общая тема на период 11–30 сентября «Осень» | ||||||||||||
Осенняя пора | ||||||||||||
«Здоровье детей – в наших руках» | Консультация-практикум | Предложение родителям составить с детьми стихотворение про осень и записать его | Конкурс на лучшее осеннее стихотворение | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» | ||||||||
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развития и обучения детей на основе работы в группе «Почтовый ящик» | Предложение родителям изготовить с детьми гербарии, экибаны, поделки из природных материалов на тему «Осень» | Домашнее задание для родителей, вовлечение в совместную деятельность с детьми | «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | |||||||||
Совместное создание программы взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников | Изготовление с родителями фотоколлажа на тему «Осень в лесу (парке, у водоема)» | Семейный фотоконкурс | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | |||||||||
«Спортивные игры для старших дошкольников» | «Ширма для родителей» | Труд людей осенью | ||||||||||
«Овощные и фруктовые домашние блюда» | Консультация диетсестры для родителей | «Физическое развитие», «Позна- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
вательное развитие» | ||||||||
Детский сельскохозяйственный труд | Беседы с родителями | «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | ||||||
Знакомство родителей с логическими играми, рекомендуемыми к проведению с детьми старшего дошкольного возраста | «Съедобные и несъедобные грибы: как отличить, где собирать? Первая помощь при отравлении несъедобными грибами» | Консультация врача | «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | |||||
«Советы доктора Айболита» | Оздоровительная акция | Природа на планете Земля | ||||||
«Правила поведения детей и взрослых в природе» | Буклеты для родителей | «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | ||||||
«Макет экосистемы родного края» | Конкурс объемных макетов экосистем, изготовленных детьми и родителями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Привлечение родителей (по желанию) к посильной помощи по подготовке территории детского сада к зиме (перекопка растений, уборка сухой листвы, обрезка веток и т. д.) | Рекомендации родителям со- вершить прогулку в лес и оказать посильную помощь лесу: убрать мусор, оградить муравейник, «полечить» сломанное деревце | Беседы с родителями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | |||||
Октябрь | ||||||||
Консультация для родителей на тему «Детская лживость». Цель: познакомить с причинами, механизмами и путями возникновения и развития лживости у детей; дать практические рекомендации по предупреждению и коррекции детской лживости | Общая тема на период 1–15 октября «Я вырасту здоровым» | |||||||
Хочу быть здоровым | ||||||||
«Мы – будущие олимпийцы» | Спортивный конкурс семейных команд | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||
Мои родители | ||||||||
«Профессии моих родителей» | Организованная образовательная деятельность с участием родителей | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
Работаем сообща: семейная мастерская | Ремонт детской мебели, пошив одежды для кукол | Общая тема на период 16 октября – 4 ноября «День народного единства» | ||||||||||||
Родная страна | ||||||||||||||
Привлечение родителей и жителей ближайшего микросоциума к акции «Сделаем родной город (поселок) чище» | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | |||||||||||||
Беседа психолога с родителями на тему «Детская застенчивость». Цель: помочь родителям понять природу, механизмы и пути возникновения и развития детской застенчивости; предложить практические приемы преодоления детской застенчивости | Конкурс для родителей и жителей ближайшего микросоциума «Малые скульптурные формы своими руками в подарок родному городу (поселку)» | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||||||||
Фестиваль «Многонациональная Россия» с участием родителей, детей, жителей ближайшего микросоциума различных национальностей | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» | |||||||||||||
Конкурс творческих работ «Герои России». Цель: привлечь внимание родителей к нравственно-патриотическому воспитанию детей различными методами и способами | «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» | |||||||||||||
Москва – столица нашей родины | ||||||||||||||
«Путешествие по Москве» | Семейный проект | «Познавательное развитие», |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» | ||||||||
Ноябрь | ||||||||
«Как одевать ребенка в холодное время года» | Подгрупповые консультации | Общая тема на 5–15 ноября «Уголок природы в детском саду» | ||||||
Ухаживаем за комнатными растениями | ||||||||
«Чудо-лекарь» | Конкурс на лучшее комнатное растение, выращенное родителями для детского сада | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» | ||||||
Обитатели живого уголка | ||||||||
«Юные актеры» | Театральная гостиная | «Аквариум своими руками» | Конкурс на лучшую поделку (рыбки, аквариумы, водоросли из бросового материала) | «Художественно-эстетическое развитие» | ||||
Декабрь | ||||||||
«Подумаем вместе…» | Решение с родителями педагогических задач | Общая тема на 16 ноября – 31 декабря «Новый год» | ||||||
Что такое праздник? | ||||||||
«Традиции празднования Нового года в различных странах» | Консультация | «Познавательное развитие», «Социально- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
«Елочка-красавица» | Деятельность по реализации детско-взрослого проекта | коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» | ||||||
«Чем занять ребенка дома в праздничные дни?» | Консультация для родителей | Готовимся к Новому году | ||||||
«Украсим группу к празднику» | Конкурс среди родителей на самое лучшее украшение группы | «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||
«Проектная деятельность в детском саду» | Школа для родителей | Подарки к Новому Году | ||||||
«Сделаем подарки для самых близких» | Творческая мастерская | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||
«Праздничный стол для вашего ребенка» | Консультация диетсестры | Новогодний утренник | Ролевое участие родителей в детском новогоднем утреннике | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | ||||
Январь | ||||||||
Подбор библиотечки семейного чтения «Советы воспитания» | Общая тема на 1–31 января «Зима» | |||||||
Зимушка-зима |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
«Пришла зима, много снега принесла» | Экскурсия с родителями и детьми в парк | «Интересная и увлекательная зимняя прогулка с ребенком» | Беседа с родителями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | ||||
Эффективные средства и методы закаливания | Практикум для родителей | Мы – спортсмены | ||||||
Организация зимних спортивных игр, забав и развлечений детей и родителей на вечерней прогулке в детском саду. Цель: объединять детей и родителей общими забавами и играми, показать практические способы организации детских зимних игр | «Физическое развитие» | |||||||
«Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» | Консультация | Зимние чудеса | ||||||
«Экспериментальная деятельность старших дошкольников» | Консультация для родителей | «Познавательное развитие» | ||||||
Февраль | ||||||||
«Ребенок и компьютер: за и против» | Памятки для родителей | Общая тема на период 1–23 февраля «День защитника Отечества» | ||||||
Наша армия | ||||||||
Составление памяток для отцов на тему «Несложные советы и правила воспитания детей». Цель: оказать помощь | «Кем служил в армии мой папа?» | Рассказы отцов для детей на тематическом мероприятии | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
отцам в некоторых аспектах воспитания детей | «Из уст в уста». Рассказы отцов для детей о семейных военных историях, прославивших род | «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||||||
«Играем вместе с папой» | Фестиваль подвижных игр | Будущие защитники Родины | ||||||||||
«Стихи о Родине» | Поэтический вечер с родителями | «Речевое развитие» | ||||||||||
«Будущие защитники Родины» | Конкурс военизированных игр и эстафет для детей и родителей | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» | ||||||||||
Изготовление родителями плакатов, рисунков «Генеалогическое древо моей семьи» | Общая тема на период 24 февраля – 8 Марта «Международный женский день» | |||||||||||
Подготовка к празднику | ||||||||||||
«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны!» | Тематическая образовательная деятельность с участием мам группы | «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||||||
«Как воспитать у детей любовь к семье, матери?» | Беседа с родителями | Подарки к празднику | ||||||||||
«Умелые ручки» | Изготовление подарков для мам и бабушек вместе с папами | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Март | ||||||||
«Как развивать творческие способности у ребенка?» | Родительское собрание | Общая тема на период 9–31 марта «Народная культура и традиции» | ||||||
Народная игрушка | ||||||||
Фольклорный праздник «Ярмарка» для детей, родителей, педагогов и жителей ближайшего микросоциума | «Художественно-эстетическое развитие» | |||||||
Составление библиотеки русских народных сказок и потешек в помощь родителям | Народная культура | |||||||
Создание музеев и мини-музеев русского быта, народной утвари | «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» | |||||||
«Несложные правила безопасности для взрослых и детей» – буклеты для родителей | Декоративно-прикладное искусство | |||||||
«Вместе в музей (на выставку) народного искусства» | Маршрут выходного дня | «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||
Апрель | ||||||||
Презентация «Копилки доб- | Вечер-встреча с родите- | Общая тема на период 21 марта – 15 апреля «Весна» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
рых дел». Цель: обмен опытом нравственного воспитания в семье | лями | «К нам весна шагает быстрыми шагами…» | ||||||
«Прогулки на свежем воздухе». Цель: ознакомление родителей с методикой и практическими рекомендациями по организации прогулок на свежем воздухе | Индивидуальное общение | «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | ||||||
Памятки для родителей: «Как вести себя в природе?», «Что взять с собою в поход?» | Живая и неживая природа. Труд весной | |||||||
«Сделаем скворечник своими руками» | Семейная акция | «Физическое развитие», «Познавательное развитие» | ||||||
Беседа с родителями на тему: «Что значит понятие “нравственость” в наши дни? Как воспитать ребенка нравственным человеком?» | Общая тема на период 16 апреля – 9 мая «День Победы» | |||||||
Герои ВОВ | ||||||||
«Чтим родную историю» | Поход детей и родителей в библиотеку с целью поиска сведений о героях ВОВ | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | ||||||
«Окажем помощь одинокому пожилому человеку». Цель: объединять детей и вос- питывающих взрослых общим делом, закладывать у детей основы доброты, нравственности | Акция детей, родителей и сотрудников детского сада | «Социально-коммуникативное развитие» |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Подбор для родителей библиотечки семейного чтения по теме «Детям о ВОВ» | Памятники героям ВОВ | |||||||
Экскурсия детей и родителей к памятникам героям ВОВ, к местам сражений, боевой славы | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | |||||||
Май | ||||||||
«Здоровье без лекарств» | Памятки для родителей | Общая тема на период 10–31 мая «Лето» | ||||||
Лето красное | ||||||||
«Солнце – наш друг» | Консультация для родителей | «Познавательное развитие» | ||||||
Природа расцветает | ||||||||
«Ядовитые растения нашего края» | Памятки для родителей | «Познавательное развитие» | ||||||
«Всей семьей на стадион» | Памятки-буклеты для родителей | «Природа родного края» | Фотовыставка | «Познавательное развитие» |
Рабочая программа для воспитателей ДОУ по работе с родителями
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Ярцева Смоленской области
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом совете Заведующий МБДОУ детским садом № 7 протокол № 1 от «31» августа 2015г. Приказ № от _________г. ___________ И.М. Захарова
ПРОГРАММА
по работе с родителями
Составитель: Гришакова С.В.
2015 г.
Пояснительная записка
Сегодня самостоятельное значение приобретают глобальные тенденции в изменении института семьи, которые привлекают все большее внимание ученых. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания,
равно как и семья не может воспитать ребенка изолировано от других воспитательных институтов
.
Все они призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.
Отсутствие образовательных программ для родителей в теле – и радиоэфире, снижение тиражей специализированных научно – популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников.
В этой ситуации, как показывает практика, нередко единственным источником педагогических знаний для родителей становится воспитатель детского сада
.
Создание в дошкольном учреждении коллектива единомышленников: родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребенка, — позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускника ДОУ в школе.
Цельрабочей программы
— создание необходимых условий для повышения профессиональной компетентности и ответственных взаимоотношений педагогов с семьями воспитанников(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи
рабочей программы
:
- изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- совершенствовать профессиональный уровень педагогов через
использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности;
- создать в детском саду условия для разнообразного по
содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- установить партнерские взаимоотношения с семьями
воспитанникови привлечь их к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ
Основные принципы
Преемственность согласованных действий.
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов(по словам В. А. Сухомлинского)
заключается в том, «…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
Гуманный подход
к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т. е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
Открытость.
Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателяДОУ открытости по отношению к семье воспитанника
.
Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей
,
специалистов ДОУ, социальное окружение.
Индивидуальный подход
к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее и состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство
(
родители
,
воспитатели
,
специалисты, младшие воспитатели, психолог и др.). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно – историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс субъективные факторы человеческой жизни – общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь, т. е. все то, что сохраняет саму жизнь.
Обратная связь.
Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания
,
деятельности ДОУ
.
Родители хотят знать
:
учитывают ли воспитатели их мнение
,
реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, — как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
Поэтапность реализации.
Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности
Планируемые результаты:
индивидуальная методическая помощь воспитателя,
участникам педагогического процесса по вопросу организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
повышение уровня профессиональной компетентности, самооценки и развитие ощущения профессиональной состоятельности у педагогов;
повышение уровня родительской компетентности, гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
систематизация работа с семьей и исключение малоэффективных форм работы и нецелесообразных перегрузок в отношениях с родителями.
Содержательный раздел
Существует методы позволяющая выстраивать отношения с родителями.
Первый — «Давайте познакомимся!»
. На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы
.
Второй этап — «Давайте подружимся!»
. На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги,
«круглые столы»
, игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе»
. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско — педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.
Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными. Родительские собрания на духовно-нравственные темы, лекции для родителей, открытые показы воспитательно-образовательного процесса, вечера вопросов и ответов, проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительскиесеминары-собеседования на диалоговой основе, наглядные работы информационные стенды для родителей, папки-раскладушки, выставки детских работ)
.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН