Программа по дошкольной подготовке.рабочая программа по теме

Рассмотрим, как составляется программа деятельности в детском саду. Прежде всего отметим, что в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей:

  • специально организованная учебная деятельность (занятия),
  • игры,
  • самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.),
  • индивидуальная работа,
  • наблюдение,
  • экскурсии, походы,
  • праздники и развлечения,
  • кружки и тому подобное.

Организация занятий в ДОУ

Они могут быть организованы фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения учреждения, профессионального мастерства педагога.

Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста остаются занятия по различным разделам программы (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Продолжительность специально организованной учебной деятельности (занятия) для детей раннего возраста — до 10-15 минут, младшего дошкольного возраста — от 15 до 25 минут (5-7 групповых занятий в неделю), старшего дошкольного возраста — от 25 до 35 минут (7-11 групповых занятий в неделю).

Ориентировочное распределение групповых фронтальных занятий

Виды занятий (по возрастам)3 года4 года5 лет6 лет
Физическое развитие2222
Художественно-эстетическое развитие:2222
— музыкальная деятельность2222
— изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)0,250,511
— художественная литература1122
Речевое развитие1112
Познавательное развитие0,250,50,50,5
— логико-математическое0,250,50,50,5
— ознакомление с окружающим миром (природой)0,250,511
Всего занятий7-88-910-1111
Рекомендуемое количество занятий в день1-2 занятия в день1-2 занятия в день2-3 занятия в день2-3 занятия в день
  1. – и еще 3 занятия на свежем воздухе в другие режимные моменты;
  2. – задачи по логико-математическому развитию реализуются не только на специально организованных занятиях, но и интегрируются в другие виды деятельности детей в течение дня.

Примеры авторских программ

Наименование занятия:

Конструирование с Lego

Новизна

  1. Внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс.
  2. Развитие сенсорики в интеллекте воспитанников, реализуемых в двигательных игрищах.

Актуальность

  1. Такое конструирование более обширно открывает для старших дошколят мир техники, чем другие виды занятий;
  2. Подготавливает почву для технических способностей малышей;
  3. Активизирует мыслительную и речевую деятельность, общительные навыки, воображение малюток, развивает познавательную активность и расширяет кругозор.

Цели и задачи

  1. Развитие у детей технического творчества.
  2. Развитие интереса к конструированию.
  3. Обучение анализа основных частей конструкции объекта и понятие об их функциональном назначении.
  4. Развитие мелкой моторики, внимания и памяти.
  5. Улучшение коммуникативных навыков во время работы с парой.

Наименование занятия:

Программа деятельности в детском саду «Ребенок»

Программа деятельности в детском саду «Ребенок» предлагает интеграционный подход к организации образовательного процесса.

Но, к сожалению, ориентировочного распределения или предметных, или интегрированных занятий на неделю или на месяц авторы программы не подали.

Эту информацию можно вычленить из некоторых разделов методических рекомендаций к программе. Скажем, по развитию речи рекомендуется проводить 4 занятия в месяц: 3 комплексных и 1 специальное (доминантное).

Речевые занятия рекомендуется проводить во всех возрастных группах 1 раз в неделю только с группами детей (до 15 человек).

Если в группе 20 и более детей, то их желательно разделить на 2 или более подгрупп.

Распределение комплексных и специальных речевых занятий в течение месяца и квартала

Месяц кварталаВид речевого занятия и составляющие программного содержания
1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя
IКомплексное:Комплексное:Комплексное:Специальное (тематическое):
1. Связная речь1. Связная речь1. Связная речьЗвуковая культура речи
2. Грамматика2. Словарь2. Грамматика
3. Словарь3. Звуковая культура речи3. Звуковая культура речи
IIКомплексное:Комплексное:Комплексное:Специальное (тематическое):
1. Связная речь1. Связная речь1. Связная речь1. Грамматика
2. Грамматика2. Словарь2. Грамматика
3. Словарь3. Звуковая культура речи3. Звуковая культура речи
IIIКомплексное:Комплексное:Комплексное:Специальное (тематическое):
1. Связная речь1. Связная речь1. Связная речь1. Словарь
2. Грамматика2. Словарь2. Грамматика
3. Словарь3. Звуковая культура речи3. Звуковая культура речи

В дошкольном учреждении во всех возрастных группах следует проводить интегрированные занятия, где сочетаются несколько направлений деятельности детей, и комбинированные занятия с целью закрепления приобретенных детьми знаний, речевых умений и навыков.

Интегрированные занятия в детском саду

На современном этапе одним из ведущих принципов дидактики выступает принцип интеграции, который в дошкольном образовании реализуется через интегрированное занятие.

Ключевым моментом такого занятия есть тема, которой подчинены несколько направлений деятельности, используемые на занятии (по математике, изобразительной деятельности, речевого развития и др.).

В зависимости от того, задачи какого раздела доминируют, интегрированные занятия могут быть разные: музыки, ознакомление с окружающей средой, изобразительного искусства и тому подобное.

К планированию интегрированных занятий следует подходить умеренно, их рекомендуется проводить с целью закрепления речевых умений и навыков детей, выполнение умственных задач на основе материала из различных разделов программы «Ребенок».

То есть на интегрированном занятии не подается новый речевой материал, поэтому эти занятия рекомендуется проводить в определенное время, ориентировочно 1 раз в квартал.

Инновационные программы

Какую рабочую, инновационную методику можно составить? На основе авторской разработки можно выбрать много интересных тем по экологии, физкультуре, искусстве, рисованию и иным дисциплинам.

Исходная основа для разработки авторской программы – это типовая образовательная программа, где задаются базовые параметры тех умений ребят, которые должны осваиваться. Поэтому, педагогу при создании своей собственной программы, нужно отталкиваться от данного минимума и углубить, расширить, конкретизировать его. В то же время воспитателям необходимо помнить, что нельзя выстраивать методику ниже этого минимального уровня.

Комбинированные занятия

В отличие от интегрированного занятия комбинированное состоит из отдельных частей, которые не связаны между собой и имеют свои программные задачи из одного или разных подразделений Программы (обучение языку и развитие речи с окружающей средой, физической культурой, изобразительной деятельностью, художественной литературой).

Важной формой обучения детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты являются организованные занятия (групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные).

Советуем планировать 1 раз в неделю групповые или индивидуально-групповые занятия по обучению детей элементам грамоты в старшей группе, а индивидуальные занятия планировать и проводить каждый день с отдельными детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Напоминаем, что обучение детей элементам грамоты и подготовке к письму целесообразно проводить с небольшими группами детей или же как кружковую работу для детей шестого и седьмого годов жизни, которые выявляют потребность читать и писать.

Намерения, отличия программы

Итак, мы выяснили с вами, что собственная программа создается воспитателем или коллективом. Она принадлежит ему или им как интеллектуальная собственность. Ее цель — решение определенной задачи в дополнительном образовании и достижение его многообразия.

Вы спросите, каковы отличия авторской методики от образовательной? Первая создается самим воспитателем:

  • по личному замыслу, учитывая стаж работы с ребятами;
  • исходя из опыта;
  • уровня мастерства воспитателя;
  • наработанных программ;
  • видения воспитателем решения задач.

В собственной методике необходимо дать оригинальный подход и необходимую новизну.

Обучение дошкольников элементам грамоты

Как показывает практика работы современных дошкольных учебных заведений, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты целесообразно проводить с небольшими группами детей, поэтому будут преобладать групповые (до 15 человек), индивидуально-групповые (4-8 человек) и индивидуальные (1-4 человека) занятия, на которых объединяют детей старшего дошкольного возраста примерно одного уровня развития (если развитие детей разноуровневый, то следует планировать отдельные задачи для таких детей).

Ведь не секрет, что среди малышей есть такие, которые уже интересуются звуками и буквами или даже самостоятельно читают слова, предложения и тому подобное. Таких детей советуем привлекать к кружковой работы.

На занятиях по обучению элементам грамоты, которые целесообразно проводить раз в неделю как групповое или индивидуально-групповое, дети вслушиваются в речь, узнают, что она состоит из предложений, предложения строятся из слов, а слова могут делиться на слоги и отдельные звуки.

Занятия по художественной литературе

Занятия по художественной литературе проводятся во всех возрастных группах: фронтальные или групповые занятия не реже, чем один раз в неделю, индивидуальные, индивидуально-групповые – практически ежедневно.

В системе учебно-воспитательной работы математического содержания надо предусмотреть интегрированные, комплексные занятия.

Например: сочетание занятий по математике с другими видами деятельности – конструированием, изобразительной деятельностью, физическим воспитанием, экскурсиями в природу.

Дважды в неделю планируется занятия по физической культуре и музыкальное.

Осенью, зимой и весной два занятия по физкультуре проводятся в физкультурном зале, а три – на свежем воздухе.

Формы работыОсобенности организации занятийГруппаПродолжительность, в мин.
Занятия по физической культуреежедневномладшая20-25
средняя25-30
старшая30-35
подготовительная35-40

Примерная схема календарного планирования учебно-воспитательной работы воспитателя за основными режимными моментами первой и второй половины дня

Первая половина дняВторая половина дня
УтроЗанятияПрогулкаТруд, самостоятельная художественная деятельностьРазвлечения, игры
Игры, беседы, наблюдения, труд, индивидуальная работа с детьми и родителями; самостоятельная двигательная деятельность детейТема. Программное содержание. Материал. План (ход) занятия.Игры, труд, наблюдения, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа по различным разделам программы, экскурсии, прогулки. походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детейРазные виды труда (ручная, хозяйственно-бытовая, в природе) в разных формах. самостоятельная художественная деятельность детей (изобразительная, художественно-оформительская, речевая, музыкальная, театрализованная)Различные виды театров (кукольный, теневой, игрушек и др), игры-драматизации, инсценировки, концерты, физкультурные, музыкальные, литературные досуг

На вторую половину дня можно запланировать и работу занятий кружков согласно планам руководителей кружков.

Примерная схема календарного планирования образовательной работы воспитателя по видам детской деятельности и формами работы педагога с детьми

Игровая деятельностьРазличные виды игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, драматизации, дидактические и тому подобное.
Учебно-познавательная деятельностьЗанятия (тема, программное содержание, материал, ход занятия)
Трудовая деятельностьРазличные виды и формы труда
Коммуникативная деятельностьИндивидуальные, групповые, коллективные беседы с детьми на личностные, морально-этические темы, организация и разыгрывание ситуаций межличностного общения и др
Познавательная деятельностьНаблюдения, целевые прогулки, экскурсии, детское экспериментирование, опыты, чтение художественной литературы и т.д.
Двигательная деятельностьПодвижные игры, элементы спортивных игр и упражнений, физкультурные праздники и развлечения; прогулки-походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей
Кружковая работаТематика кружковых занятий по планам руководителей кружков
Индивидуальная работа с детьми и родителямиИндивидуальная работа с детьми по различным разделам программы (игры, упражнения, беседы, разговоры и другие формы), индивидуальные беседы, беседы, консультации для родителей

Литература

Прежде чем перейти к этой теме, посмотрим, какая литература предлагается на различных сайтах.

  1. Здесь можете получить купоны, которые дают право на участие офлайн в вебинарах по теме о рабочей программе воспитателя.
  2. Хотите приобрести комплект с книгой и диском о составлении основной образовательной программы ДОО? Тогда зайдите сюда.
  3. Чтобы познакомиться с разработкой рабочей программы педагога в компакт – диске для компьютера, перейдите сюда.
  4. Хотите заглянуть в педагогическую видеомастерскую для основной образовательной программы ДОО? Тогда вам сюда.

Особенности использования программы «Ребенок в дошкольные годы»

Программа деятельности в детском саду «Ребенок в дошкольные годы» — это программа нового типа.

Программа ориентирована на ценности и интересы ребенка, учет возрастных возможностей, на сохранение детской субкультуры, на амплификацию детского развития, взаимосвязь всех сторон жизни малыша.

Программа деятельности в детском саду «Ребенок в дошкольные годы» адресована педагогам, практическим психологам и социальным педагогам дошкольных учебных заведений, воспитателям, которые работают в домах семейного типа, школах-интернатах; студентам педагогических ВУЗов и колледжей, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание», родителям.

Цель программы — обеспечить полноценное физическое, социальное, познавательное и эстетическое развитие личности ребенка шестого года жизни;облегчить вхождение во Вселенную и развить его внутренние силы и духовный потенциал.

Основные задачи программы — вооружение ребенка наукой жизни:

  • формирование базисных характеристик;
  • обеспечение возможности единого старта» для детей шестилетнего возраста;
  • создание единой образовательной среды, что способствует перспективности, преемственности между дошкольным учебным учреждением и начальной школой.

Научно-теоретическим фундаментом программы являются достижения отечественной и мировой психолого-педагогической науки, а также современные исследования развития ребенка, которые признают своеобразие, уникальность, особенность дошкольного детства в становлении личности, учета сензитивности этого периода относительно становления первичного схематического мировоззрения, соподчинение мотивов, произвольного поведения, внутренних этических инстанций, самосознания.

Базисные характеристики личности

К базисным характеристикам личности ученые относят:

  • компетентность,
  • креативность и инициативность,
  • произвольность,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • безопасность и независимость поведения,
  • самосознание и способность личности к самооценке.

Программа деятельности в детском саду предусматривает своевременное становление базисных характеристик как необходимость реализации стандарта, определенного «Базовым компонентом дошкольного образования», то есть выполнения обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом вообще, связанных с обеспечением равного старта каждого ребенка независимо от места и условий проживания, типа дошкольного учебного заведения.

Основа программы

В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой.

Итак, каждый психологический возраст включает:

  • качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым («Создание фонда «Хочу»), то есть приобщение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, организация условий для ее духовного роста, формирования основ ценностного отношения к действительности;
  • определенную иерархию видов деятельности и ведущие их типы («Создание фонда «Могу»), то есть усвоение ребенком знаний, овладения умениями и навыками, формирование культуры познания, способность самостоятельного практического использования приобретенного в жизни;
  • основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, самосознания, личности («Показатели компетенции ребенка»), то есть обязательный минимум набора элементарных знаний, представлений, практических умений и навыков, которые гарантируют ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в нем, адекватно реагировать на явления, события, людей.

Показатели компетенции ребенка являются минимальным образовательным ядром, уровень усвоения которого отражается в качественно-количественных показателях деятельности и поведения ребенка.

Структура программы

Программа имеет особенности в структуре, состоит из двух частей: программа деятельности в детском саду для раннего и переддошкольного возраста и деятельности в детском саду для детей дошкольного возраста.

Раздел «Гендерная социализация»

Подраздел «Гендерная социализация» разработан в соответствии с новейшими исследованиями психологов. Он охватывает две взаимосвязанные стороны:

  • присвоение дошкольником принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
  • воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Риторика

Новым в программе является направление «Риторика», Программа деятельности в детском саду отводит данному разделу место в вариативной части.

Современная риторика, которая легла в основу разработки подраздела программы, объединяет в единое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и тому подобное.

Итак, риторика учит эффективному общению на новом этапе развития общества в условиях колоссальных возможностей открытости и доступности информационного пространства. Однако неизменным для современной риторики является то, что в центре — личность, которая общается.

Развитие духовного потенциала ребенка

Программа деятельности в детском саду содержит подраздел «Развитие духовного потенциала ребенка», который также является новым в программе, его отнесли к вариативной части.

Духовный потенциал является интегральным образованием, в уникальной и неповторимой комбинации сочетает возможное и действительное, сознательное и бессознательное, сущее и должное.

Для обновления программы «Ребенок в дошкольные годы» были привлечены ведущие специалисты по вопросам дошкольного и начального образования. В процессе разработки объема знаний, умений (компетенций) и навыков детей раннего, переддошкольного и дошкольного возраста были использованы современные исследования психологов, педагогов, дидактов, социологов, лингвистов.

Программа деятельности в детском саду содержит разделы:

  1. Ранний дошкольный возраст (3-й год жизни)
  2. Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
  3. Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
  4. Старший дошкольный возраст (6-й год жизни)

Программа деятельности в детском саду охватывает обучение и воспитание детей от третьего до шестого года жизни. Она ориентирует на работу с детьми с такими тематическими подразделами: быт, игры, здравоохранение и физическое воспитание детей, родной край, развитие речи, формирование начальных математических представлений, эстетическое воспитание и художественное творчество детей, воспитания основ культуры поведения и взаимоотношений, труд.

Особенно богатая программа деятельности в детском саду на историко-этнографический материал, поскольку составители рассматривали ее как региональную.

Свои задачи дошкольное учреждение реализует в тесном сотрудничестве с семьей.

Важным является то, что в Программу введены направления работы «Основы правовой культуры», «Духовное воспитание», «Основы экономической культуры».

Программы «Истоки», «Радуга», «Детство»

Программа «Истоки» — это программа, разработанная под руководством авторского коллектива научных сотрудников , им. А.В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Основная цель Программы «Истоки» — формирование полноценной и всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста, развитие у него универсальных творческих способностей в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями.

Программа «Истоки» рассчитана на детей в возрасте от рождения до 7-ми лет.

Программа «Истоки» целостно определяет характер и содержание современного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, который направлен на развитие личностной культуры ребенка-дошкольника.

Основным принципом Программы «Истоки» является гуманная педагогика, подразумевающая диалог между:

  • ребенком и взрослым,
  • детьми,
  • педагогом и родителями,
  • педагогами.

Программа «Радуга» — это программа, разработанная для ДОУ Е.В. Соловьёвым, совместно с радом авторов-разработчиков (Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.).

Замечание 1

Программа «Радуга» является первой комплексной программой, которая открывает путь современным вариативным образовательным программам для детей дошкольного возраста, пришедшим на смену Типовой образовательной программе.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Образовательные программы для детей дошкольного возраста 480 ₽ Реферат Образовательные программы для детей дошкольного возраста 280 ₽ Контрольная работа Образовательные программы для детей дошкольного возраста 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основная цель Программы «Радуга» — сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, оказание помощи каждому дошкольнику прожить дошкольное детство с радостью и пользой, а также обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие воспитанникам, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время Программа «Радуга» является единственной Программой, которая охватывает весь комплекс проблем, связанных с обеспечением необходимых условий по сохранению здоровья дошкольников, их успешного воспитания, обучения и развития.

Программа «Радуга» рассчитана на детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет.

Программа «Детство» — это программа, которая была разработана коллективом педагогов кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Основная цель Программы «Детство» — обеспечение необходимых условий для полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста.

Программа «Детство» была разработана на основании достижений современной и классической дошкольной педагогики. Обучение детей по данной Программе, направлено на углубление и систематизацию полученных знаний, а также получение необходимого жизненного опыта. Количество занятий по Программе «Детство» и их продолжительность не регламентированы, педагог должен определить это самостоятельно, исходя из возможностей и потребностей воспитанников.

Стратегическая цель ДО

Стратегической целью дошкольного образования является развитие жизненной компетенции ребенка, направление ее на творчество и самореализацию.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. С целью охвата дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста, особенно детей пятилетнего возраста, Программу можно использовать также для работы с детьми в дошкольных учебных заведениях с кратковременным режимом пребывания, общеобразовательных, внешкольных учебных заведениях, центрах развития.

Освоение и проживание детьми различных видов и форм деятельности, спланированных в блочно-тематических циклах, обеспечивает системное формирование представлений и знаний детей, благодаря целостному восприятию темы..

Такое планирование и вся Программа деятельности в детском саду позволяет воспитателю построить образовательный процесс так, чтобы максимально реализовать заявленную цель, ключевую идею через систему занятий, целесообразных форм и методов обучения, оптимальных для каждой возрастной группы.

Система образовательной работы по теме целостно представлена в предложенной форме перспективного плана. Ежедневное планирование составляется по принципу методического конструктора, элементы которого в течение дня могут в зависимости от реальной ситуации трансформироваться, менять последовательность и тому подобное.

Требования и уровень

Образовательная авторская методика является результатом интеллектуальной работы воспитателя. По подготовке такой разработки можно анализировать уже готовые методики, сделать исследовательскую работу и внести интересные технологии обучения современных методик.

Авторская разработка должна соответствовать требованиям ФГОС, целями которых является:

  • личностное развитие детей;
  • укрепление их здоровья;
  • воспитание активной жизненной позиции, творческого подхода в решении задач в различных условиях жизни;
  • прививание деткам патриотизма, честности, доброты, уважения к взрослым и традициям.

Уровень авторской методики должен иметь передовой педагогический опыт, отличаться новизной и иметь инновационный характер. Об инновационном общеобразовательном документе под редакцией Вераксы Н.Е. и других.

Для того чтобы вникнуть во все тонкости посетите вебинар «Рабочая программа — основной документ воспитателя ДОО».

И вы на нем рассмотрите следующие вопросы:

  1. Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ воспитателя ДОО.
  2. Особенности разработки рабочей программы в соответствии с принципами интеграции образовательного процесса и требованиями ФГОС ДО.
  3. Положение о рабочей программе как реализация единого подхода к разработке и оформлению программы.
  4. Структура и содержание рабочей программы.

Эта разработка предполагает соответствие правилам системности в образовании. Она должна быть направлена на развитие способностей ребенка. Уровень авторской методики собирается использовать основные дидактические средства и обеспечивать учебными пособиями по реализации учебной программы. В такой методике отражаются задачи и цели программы на каждый год деятельности. Ее можно создать и коллективом воспитателей.

Технология построения образовательного пространства

Технология построения образовательного пространства с помощью методического конструктора предусматривает широкое поле профессиональных свобод воспитателя в пределах заданного тематического цикла.

Такая свобода дает ему возможность из отдельных дидактических элементов (эффективных форм, методов, средств обучения и воспитания детей), имеющихся в картотеке, самостоятельно конструировать общую картину проживания дня и даже недели.

Критерии выбора дидактических элементов

При этом основными критериями выбора соответствующего дидактического элемента являются:

  • личное видение, понимание и принятие педагогом каждой из учебных тем;
  • ориентирование на возможности, интересы и наклонности детей конкретной группы;
  • учет имеющихся ресурсов.

Преимущество планирования по принципу методического конструктора заключаются, во-первых, в высокой степени доверия профессиональному мастерству педагога, который способен строить свою работу с детьми, ориентируясь на ощущения реальной ситуации, а не согласно обобщенной стандартизированной регламентацией.

Во-вторых, минимизация объема необходимой документации для ежедневного планирования ощутимо экономит время и силы воспитателя. То есть воспитатель с подготовленной картотеки накануне или в начале дня выбирает для себя те дидактические средства, которые нужны ему для работы поездом дня. А значит, он не тратит драгоценное время на переписывание в журнал для календарного планирования всех видов работы, в которые жизнь все равно внесет свои коррективы.

Воспитатель в ходе работы с детьми рефлексирует, слушает сердцем и умом себя, своих воспитанников и, пользуясь картотекой методического конструктора оптимально организовывает образовательный процесс.

Отмечаем, что данная технология требует дальнейшей проработки, касающийся практического применения и, в соответствии с этим по инициативе Министерства образования и науки разработана серия изданий «Библиотека воспитателя детей дошкольного возраста» как дидактически-методическое сопровождение к Базовому компоненту дошкольного образования.

Эти материалы также можно использовать в образовательном процессе по такой технологии.

Опытные педагоги откроют в этом дидактически-методическом сопровождении новые возможности для творческого профессионального самовыражения.

А молодые воспитатели найдут подсказки, как построить образовательную работу в течение дня. самое интересное и полезное для детей.

Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Анастасия Вербицкая

Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Введение

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Следовательно, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

1. Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей)

.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основныхнормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании»

[1] и Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»
[1],
«каждым образовательным учреждением самостоятельно»
.

В соответствии с п. 6 часть 1 ФЗ от 29.12.2013года №273-ФЗ был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2].

Настоящий ФГОС дошкольного образования (Стандарт)

представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Стандарт регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Образовательную деятельность осуществляют дошкольные организации, индивидуальные предприниматели, а так же и родители (законные представители)

.

В основе Стандарта заложены принципы сохранения уникальности и самоценности детства, гуманистический характер отношений взрослых и детей, уважение к личности ребёнка, реализация Программы в форме игры. Взрослый и ребёнок являются равноправными участниками образовательного процесса.

В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка, возможности освоения Программы на разных этапах её реализации. Стандарт включает в себя требования к структуре Программы и её объёму.

Новый Стандарт обеспечивает равные возможности получения дошкольного образования для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

Программа определяет организацию и содержание образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающую социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ № 32661 «Обобразовании» [1] содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами, утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками)

результатов освоения
основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
2. Структура и содержание основной образовательной программы ДОУ

Образовательная программа определяет: цели и приоритетные направления образования в конкретном учреждении; конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения; набор программ воспитания и образования – комплексных и парциальных; набор программ дополнительного образования, взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами; особенности организации учебно-воспитательного процесса и режима работы дошкольного образовательного учреждения; применение нетрадиционных форм воспитания и образования детей и новых педагогических технологий; учебно-методическую базу, обеспечивающую введение нетрадиционных дисциплин; систему аналитических и диагностических методик, обеспечивающих обоснованность программы.

Основная общеобразовательная программасостоит из двух разделов: «Обязательная часть»

и «Часть, формируемая участниками
образовательного процесса», каждый из которых включает в себя целевой, содержательный и организационный компонент [5].
В обязательной части рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду, сведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников, содержание образовательного процесса, приоритетное направление в работе дошкольного учреждения, цели и задачи деятельности детского сада по реализации основной общеобразовательной программы, особенности образовательного процесса в детском саду, принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы дошкольного учреждения, организация режима пребывания детей в детском саду, модель образовательного процесса, система физкультурных, закаливающих и оздоровительных мероприятий, содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, целевые ориентиры. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Структура Образовательной программы ДОУ, выглядит следующим образом [6]:

Iраздел: Предназначение дошкольного образовательного учреждения исредства его реализации. В данном разделе отражаются приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения. А также раскрываются основные средства реализации дошкольного образования,среди которых мы считаем следующие: Устав ДОУ, образовательная деятельность согласно лицензии ДОУ, освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования», освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы и комплекса парциальных программ, освоение воспитанниками позиции субъекта в детских видах деятельности, предоставление родителям воспитанников возможности выбора режима пребывания в ДОУ и оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания дошкольников, обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды, высокий профессионализм педагогов, развитие методической службы в ДОУ.

IIраздел: Описание «модели»

выпускника
дошкольного образовательного учреждения. Данный раздел определяет особенности развития личности ребенка – выпускника дошкольного учреждения. Раскрывает приобретенные навыки, умения в течение всего периода пребывания в ДОУ.
IIIраздел: Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса. В данном разделе раскрывается миссия, цели, задачи дошкольного учреждения, также ожидаемые результаты деятельности ДОУ.

IVраздел: Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение. В данном разделе перечисляются комплексные и парциальные программы дошкольного образования, а также используемые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Vраздел: Особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Данный раздел содержит учебный план, особенности учебной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями ДОУ, режим дня, а также традиции ДОУ в работе с детьми, педагогами и родителями. Данный раздел подвергается большим изменениям, поэтому каждый год на педагогическом совете принимаются изменения к Образовательной программе, в которой утверждаются изменения в учебном плане на текущий год.

VIраздел: Критерии и показатели реализации образовательной программы. Для оценки результативности воспитательно-образовательного процесса у педагогов должны быть четкие ориентиры. Поэтому шестой раздел сдержит систему показателей развития детей всех возрастных групп по всем разделам комплексной программы.

3. Цели и задачи программы в соответствии с ФГОС

Цель основной общеобразовательной программы — обеспечение социальной успешности ребенка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходя из цели программы, педагогический коллектив ДОУ основной целью своей работы видит в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формировании основ базовой культуры личности, всестороннем развитии психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечении безопасности жизнедеятельности дошкольника [4].

Задачи:

— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

— сохранение и укрепление здоровья детей;

— формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

— подготовка ребенка к жизни в современном обществе;

— формирование универсальных предпосылок учебной деятельности,предусматривающих обеспечение готовности ребенка к школе, необходимой и достаточной для освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)

психическом развитии детей;

— формирование у ребёнка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве;

— создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Цели и задачи программы принципы и подходы к формированию программы значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста описывают в пояснительной записке.

Заключение

Итак, образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей)

.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, с изм. и доп. (ред. от 4 июня 2014 года N 148-ФЗ)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с приложением ФГОС ДО

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014

4. Бахолдина О. И. Воспитатель в условиях введения ФГОС ДО. / О. И. Бахолдина. – г. Острогожск. – 2014. – 176с.

5. Макарова А. Основная образовательная программа дошкольного учреждения: краткая справка // Ресурсы образования. – № 2. – 2015. – С. 2-6

6. Скоролупова О. А. «Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения» – М.: ООО «Издательство Скрипторий»

, 2014.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]