Статья на тему «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»


Определение понятия экологическое воспитания

Экологическое воспитание – это привитие морально-нравственных категорий, который отвечают за формирование у человека бережного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, так как именно в этот момент у человека закладывается набор основных нравственных ценностей.
Замечание 1

В рамках экологического воспитания ребенок знакомится с основными представлениями о природе, осознает, что он является частью этой природы, и что люди несут ответственность практически за все, что происходит на нашей планете. Ребёнок должен научиться бережно относиться к окружающей среде. Эти цели и задачи как раз и реализуются в рамках экологического воспитания.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Организация предметно-игровой среды

Для реализации задач программы в дошкольном учреждении формируется предметно-развивающая среда, целью которой является пробуждение интереса ребенка к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании.
Экологический центр включает в себя комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью. Перечень растений для каждого возраста детей определен учебной программой.

Здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, черенкования, опрыскивания и полива растений. Для работы дошкольников приобретаются фартуки с расчетом, что в группе будет как минимум 5 человек. В процессе работы в комнатном цветнике дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов.

Рядом можно расположить мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа, ягод. Его можно оформить в виде паровозика, сказочной поляны, персонажей из мультфильмов. Наблюдая за развитием и ростом посадок дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.

В экологическом центре может расположиться живой уголок с 2-3 представителями фауны: хомячок, мышка, морская свинка, попугай. В задачи малышей входит каждодневный уход за своими питомцами. Ребята понимают, что без их заботы обитатели уголка могут погибнуть. Между тем, вместе с ними в группе весело и уютно. Занятие-игра с домашними животными учит дошкольников и школьников сопереживанию, трепетному отношению к ним, наблюдательности за тем, как питомцы растут и ухаживают за собой.

Познавательно-практический центр в группе предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий.

Оснастить такой центр можно микроскопом, зеркалами, колбами, жидкостями для смешения, линзами. Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников и школьников.

Тематические экологические станции организуются на игровых площадках с целью изучения объектов живой и неживой природы.

Экология для детей – это и станции «Лес», «Цветник», «Огород», «Луг», «Поле», «Пруд», «Народная аптека», которые уместнее будет оборудовать на территории детского сада вблизи от игровой площадки.

Здесь ребята наблюдают за растительным миром своего региона, учатся в условиях открытого грунта ухаживать за овощными культурами. Таблички с изображением овощей будут служить ориентиром для наблюдения и работы на своей грядке. Две-три сосны и несколько елей создадут небольшой лесной уголок, где можно наблюдать рост деревьев, появление молодых побегов на ветках, изучать шишки хвойных деревьев и находить их отличия.

Небольшой участок нескошенной травы станет хорошей имитацией луга, где дошкольники будут наблюдать за жизнью и поведением насекомых, жуков, червей. А посеянные пшеница, рожь, ячмень позволят сформировать представление о происхождении хлеба, научат бережному отношению к нему. На искусственном пруду дети могут наблюдать за растениями водоема: кувшинкой, ряской, камышом, осокой. В глубину мини-водоема следует запустить улиток, мелкую рыбешку. Здесь облюбуют себе место для отдыха бабочки и стрекозы.

К функциональным экологическим станциям можно отнести «Столовую для птиц», «Метеорологическую станцию», «Умелые руки».

В них ребята учатся составлять простейшие цепочки экологии, определяют направление и силу движения ветра, погоду. Здесь же, используя природный и бросовый материал, дошкольники занимаются изготовлением поделок, пробуя древесину, стебельки, шишки на прочность, гибкость, ломкость. Игры на станциях помогают развивать у детей мыслительные процессы, нравственные качества, мелкую моторику рук.

Запрещающие знаки, расположенные на станциях, в форме игры закрепят знания малышей о правилах поведения в природе, научат ценить экологию своего региона, помогут привести в систему экологическое воспитание дошкольников в соответствии требованиям учебной программы.

Формы экологического воспитания

Существуют следующие формы экологического воспитания:

  • образовательная деятельность
  • экскурсии
  • тематические праздники
  • знакомство с природой в повседневной жизни
  • трудовая деятельность
  • выставки, конкурсы, олимпиады

Образовательная деятельность — это ведущий метод ознакомления учащихся с природой и окружающим миром. В процессе образовательной деятельности педагог систематически дозировано предоставляет знания о явлениях и предметах природы детям, учитывая их возраст, психологические особенности и специфику местности, в которой дети живут.

Занятия могут иметь несколько разновидностей:

  • ознакомительные уроки
  • обобщающие уроки
  • углубленно-познавательные уроки

На ознакомительных уроках учащиеся могут познакомиться с различными видами животных, растений и явлениями природы, которые не встречаются в их местности. В процессе занятия учитель прибегает к использованию большого количества наглядных пособий. Они помогают сформировать у учащихся правильные представления о теме урока.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Методы и формы экологического воспитания 410 ₽ Реферат Методы и формы экологического воспитания 220 ₽ Контрольная работа Методы и формы экологического воспитания 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Во время обобщающего урока дети учатся обобщать свои знания касаемо некоторых природных явлений и предметов. В процессе этого занятия дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Во время углубленно-познавательного урока дети расширяют свои знания относительно тех явлений, которые они видят каждый день в повседневной жизни. Педагог восполняет имеющуюся информацию новыми сведениями.

Экскурсии занимают особое место процессе экологического воспитания. Вовремя уроков-экскурсий дети в натуральной обстановке могут познакомится с природными явлениями. Целесообразно проводить экскурсии в одни и те же местах в разное время года, для того, чтобы дети могли заметить сезонные природные изменения.

Весьма интересными для детей и взрослых являются тематические праздники. Они могут быть посвящены какому-то времени года, природным явлениям, животным и др. Особенность этой формы работы заключается в том, что на нее у детей формируется положительный отклик в сознании.

В дошкольном учреждении во время ежедневных прогулок педагог знакомит детей с природными явлениями и материалами, например, дети играют в песок, со снегом, с опавшими листьями.

Трудовая деятельность занимает особое место в процессе экологического воспитания. Трудовая деятельность является увлекательной для детей, она может проходить в саду, на огороде или в цветнике. Дети могут сажать семена, поливать растения, удалять сорняки, собирать урожай. Любая трудовая деятельность воспитывает в детях любовь к труду, самостоятельность, а в процессе экологического воспитания кроме этого идёт формирование ответственности за окружающую природу.

Дети могут принимать участие в различных конкурсах и викторинах, где они могут продемонстрировать свои знания о предметах и явлениях природы, так же дети могут делать поделки из природных материалов.

С.Н. Николаева

Система экологического воспитания дошкольников

Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Рецензенты:

Кудрявцев В. Т. – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института им. Л. С. Выготского.

Кавтарадзе Д. Н. – доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией экологии и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Цветкова И. В. – доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Галицкая И. А

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Об авторе

Николаева Светлана Николаевна (р. 1940) – доктор педагогических наук, исследователь в области экологического образования, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Трудовую деятельность начинала воспитателем в одном из московских детских садов. После окончания МГПИ им. В. И. Ленина работала в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук. Являлась ученицей видной плеяды отечественных ученых: психологов (B.C. Мухина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер) и педагогов (Э. И. Залкинд, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Т. А. Маркова, Н. А. Ветлугина). До 1979 года занималась исследованием вопросов умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой. С 1980 года и по сегодняшний день занимается исследованием в области экологического образования дошкольников.

С. Н. Николаева является автором первой «Программы экологического воспитания дошкольников» (1993), которая в дальнейшем стала программой «Юный эколог», и первой «Концепции экологического воспитания дошкольников». В 1992 году опубликована теоретическая монография «Общение с природой начинается с детства», в которой автор анализирует и обобщает исследования, позволившие определить новый – экологический – подход в ознакомлении дошкольников с природой. С этого момента начинается интенсивная работа автора в области экологического образования. В 2006 году С. Н. Николаева защитила диссертацию доктора педагогических наук.

Вкладом в дошкольную педагогику является разработанная автором целостная система экологического воспитания детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада и семьи, теоретическое обоснование которой представлено в данном издании. В системе определены содержание и методы экологического воспитания дошкольников, программа для дошкольных учреждений, раскрыто понятие «технология», представлена последовательность технологий для детей всех возрастных групп. Технологии к программе «Юный эколог» позволяют практикам формировать у дошкольников начала экологической культуры. Звеном системы является и образование взрослых: подготовка специалистов в колледжах и вузах осуществляется по учебным пособиям С. Н. Николаевой «Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений» и «Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие. Для студентов факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений». В системе повышения квалификации дошкольных работников нередко используется пособие «Экологическое воспитание детей при подготовке к школе».

Сфера сегодняшних научных интересов С. Н. Николаевой – вопросы всестороннего интеллектуального и личностного развития детей в системе экологического образования.

Предисловие

Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость.

В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Эффективность педагогических приемов и методов

Воспитание экологической культуры у дошкольников подразумевает вариативность методов и приемов работы в подаче обучающего материала. Их разделяют на:

  1. беседы;
  2. наблюдения;
  3. рассматривание объектов;
  4. сюрпризный момент;
  5. художественное слово;
  6. динамические паузы;
  7. пальчиковая гимнастика;
  8. метод проектов, игровых обучающих ситуаций.

Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника либо младшего школьника с природными объектами. Долгосрочные проекты разрабатываются для детей старшего возраста и они рассчитаны на реализацию задач экологического обучения малышей в течение одного учебного года в рамках учебной программы. Проект подразумевает длительный процесс наблюдения, экспериментирования с последующим анализом эффективности применяемых методов, приемов и форм работы с детьми.

Старшие дошкольники к завершению проекта научатся устанавливать связи, проводить параллели, видеть ошибки в деятельности, узнают пути их исправления. Они смогут сравнить результат эксперимента, экологического проекта с первоначально поставленной задачей, объективно прокомментировать результат совпадения их гипотезы с полученными данными. Ребята подведут итог бесполезности либо эффективности своей работы и поставят перед собой задачу достичь нового уровня. В группах среднего возраста подобные проекты могут длиться до 1 месяца, в младших – 1 неделю.

Разнообразие эффективных форм работы

В копилке воспитателя должны быть не только традиционные формы работы с детьми, она пополняется в зависимости от опыта педагога, его творческих поисков. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждении реализуется через следующие виды деятельности:

  • Игра-занятие. Этот тип организованной деятельности является ведущим в жизни малыша, поэтому широко планируется для всех возрастов дошкольников. Работа по экологическому воспитанию детей может вестись в ходе сюжетно-ролевых игр: «Магазин семян», «Овощной магазин», «Народная аптека», «Питомник», «Речной дозор», «Зоомагазин», «Ветеринарная аптека».
  • Зрелищные мероприятия. Экологические развлечения, праздники по сезонам, способствуют эмоциональному восприятию информации, побуждению беречь богатство природы родного края. К таким мероприятиям относятся: «Хвала хлебу», «Праздник урожая», «Осенняя феерия», «Хрустальная зимушка-зима», «Грачи прилетели», «Здравствуй, лето красное!». Постановка мюзикла «Как звери к зиме готовились», опера «Бал цветов» способствуют образному восприятию и легкому усвоению материала.
  • Работа с семьей. Для раскрытия родителям понятия «экология для малышей» можно провести дни открытых дверей, экологические акции, туристические походы, путешествия, Дни доброты.
  • Сотрудничество с социумом. Программа по экологическому воспитанию дошкольников предусматривает преемственность в работе дошкольного учреждения и начального звена общеобразовательной школы. Для формирования основ экологической культуры у дошкольников и школьников можно организовать форумы по обмену опытом детей, конкурсы «Юный исследователь», лаборатории «Советы ученого Пробиркина», мастерские «Уроки Самоделкина», клуб «Уроки экологической безопасности».
  • Экскурсия в питомник поможет детям осознать кропотливость труда взрослых в процессе выращивания растений из маленьких черенков в большую садовую культуру. Посетить с детьми приемник для бездомных животных вместе с родителями – значит пробудить у воспитанников чувство глубокого сострадания к оставленным питомцам, желание заботиться о них и помочь найти своего хозяина.
  • Труд. Задачи программы воспитатель реализует в практической деятельности на участке, в экологическом центре, на тематических площадках.
  • Изготовление книжек-самоделок «Экологические сказки» в совместной деятельности детей с родителями позволят активизировать мыслительную деятельность ребят в придумывании сюжета и оформлении книжных страниц. Детям предлагается оформить такие книги, как: «Сказка о любопытной Козявочке», «Как путешествовала капелька», «Сказка о цветке Росянка». Мастерская по изготовлению кукол «Капелька», «Королева Экология», «Пробиркин», «Самоделкин», «Экологическая Безопасность»Подобные книги обогатят развивающие центры новыми персонажами, которые станут главными героями игры малышей, их советчиками в принятии грамотных решений в сохранении экологии своего участка.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]