Текст книги «Главные правила безопасности. Энциклопедия для малышей в сказках»


Сказка про высокий дуб

Жил да был мальчик Алеша. Он был очень веселый и любил приключения. Мама всегда очень беспокоилась и переживала за него, потому что Алеша был ужасно непослушным.

Однажды Алеша гулял во дворе. Было еще совсем рано, и никто из друзей не вышел. Кто-то завтракал, кто-то спал, а кто-то вообще заболел и грустно сидел у окна, глядя на улицу.

Посреди двора рос старый-престарый дуб. Он был такой огромный, что когда ребята брались за руки, то едва могли обхватить его шершавый ствол своим хороводом. Про этот дуб рассказывали много всяких интересных и таинственных историй. Больше всего Алеше понравился рассказ дворника дяди Пети о том, что на самой верхушке дуба не просто веточки и листочки. Там спрятана от посторонних глаз целая страна. На ветвях лежит большое пушистое облако, а на нем луга, поля, леса и целый город. Только все маленькое-премаленькое. И живут в этой стране волшебные гномы. Они наблюдают за двором и иногда спускаются, чтобы исполнить желание какого-нибудь хорошего и послушного ребенка. Алеша долго ждал, пока маленький гном придет к нему в гости. Но Алеша не очень-то слушался маму, поэтому гномы к нему не приходили.

Поскучал Алеша во дворе один, да и думает:

— Пока нет никого, залезу-ка я на дуб, поймаю гнома и загадаю ему желание. Заодно и волшебную страну посмотрю, будет потом о чем ребятам рассказать.

Как всегда Алеша совершенно забыл, что мама строго запретила ему залезать высоко.

— Ты еще маленький, — говорила мама. – Не залезай на подоконник, иначе можно упасть и набить огромную шишку. А если окно открыто, то можно вообще вывалиться на улицу. На крыше живут злые эльфы. Как только какой-нибудь маленький непослушный мальчик высовывается в окно, они его тут же подхватывают и уносят далеко-далеко. Никогда еще никто из детей, унесенных эльфами, не возвращался домой. И на забор нельзя залезать, и на деревья. Эльфы всегда начеку. Если ты залез не очень высоко, то они просто подлетят и толкнут тебя, ты упадешь и больно ударишься. А вот если ты залез высоко от земли, то там их волшебства хватит на то, чтобы навсегда забрать тебя к себе.

— А зачем они толкаются? – удивился Алеша.

— Просто так, из вредности, — ответила мама. – Ведь они же злые!

— Никогда не буду высоко забираться, — подумал Алеша. И тут же забыл свое обещание.

Забыл он и про маму, и про эльфов. Так уж ему хотелось влезть на дуб и поймать гнома.

Взял Алеша лесенку, поднялся до первой ветки. А потом с ветки на ветку, все выше и выше. Стал подбираться к верхушке старого дуба. Долго-долго карабкался Алеша по дубу. Но верхушка все никак не приближалась. Зато земля осталась где-то далеко внизу. Ухватился Алеша за ствол и присел отдохнуть. Сидит и думает:

— Зря я полез сюда. Теперь если и поймаю гнома, то придется его просить, чтобы он меня спустил на землю. Какое-то неинтересное желание получается. Ладно, хоть волшебный город увижу.

Вдруг ветка рядом с ним вздрогнула. В зеленой листве кто-то зашевелился.

— Ой, — перепугался Алеша. – Наверное, это злой эльф. Сейчас он меня столкнет вниз!

Алеша начал торопливо спускаться, но нога соскользнула, и он кувырком полетел вниз.

Злые эльфы не успели его схватить, потому что он зацепился штанами за длинную крепкую ветку и повис в воздухе.

Смотрит он вниз, а земли-то и не видно. Где-то далеко-далеко люди разговаривают, собака лает, машины бибикают, а он висит, и того гляди свалится.

Испугался Алеша, стал на помощь звать. Кричит, а сам думает:

— А вдруг эльфы услышат и прилетят за мной?

Подумал так и замолчал. А ветка уже совсем согнулась, вот-вот сломается.

— Кто тут? – раздался вдруг грубый голос.

Затаился Алеша, дышать боится.

— Все, — думает. – Точно, злой эльф за мной прилетел.

Тут ветки раздвинулись и увидел Алеша черную бороду и лохматые брови.

— А-а-а! – закричал Алеша. – Помогите!

— Сейчас помогу, — ответила голова и из зеленой листвы появилась огромная рука.

— Не трогай меня, не трогай, — начал барахтаться Алеша.

— Ты зачем сюда залез? – сердито спросила его голова, а рука крепко схватила за штаны.

— Гномов ловить, — прохныкал Алеша.

— Понятно, — кивнула голова. – Так вот я и есть самый главный гном.

— Если ты и правда гном, то спусти меня на землю, — попросил Алеша. А потом добавил: — Только гномы ведь маленькие.

— Я кушал хорошо вот и вырос большой, — ответил гном и потащил его с собой вниз.

Долго-долго они спускались со старого дуба, а когда спустились, оказалось, что весь двор собрался у дерева.

— А где же гном? – спросил Алеша у дворника дяди Пети.

— Домой вернулся, некогда ему тут с тобой заниматься. Он же твое желание уже исполнил.

Алеша поднял голову и посмотрел на высокий дуб, верхушка которого была выше дома.

— Ну что? — нахмурил лохматые брови дядя Петя. – Полезешь еще на дерево?

— Нет. Высоко залезать вообще нельзя. Мне так мама говорила.

— Ну и молодец, — усмехнулся в черную бороду дворник. – Маму надо слушаться.

Как объяснить правила безопасности по сказкам: 7 опасных ситуаций

Детские сказки – это просто кладезь намеков и прямых, и тонких. Главное, умело повернуть их в нужную сторону в разговорах с детьми.

Журналистка Наталья Калашникова расспросила детского психолога и специалистку по детской безопасности Ольгу Бочкову о том, как увидеть известные сказки в нужном ракурсе и расшифровать имеющиеся в них послания.

«Волшебник Изумрудного города», Александр Волков

Иллюстрация Леонида Владимирского

Правило №1: Игнорировать правила безопасности – это безрассудство!

«»Буря, идет страшная буря! – закричал он. – Прячьтесь скорее в погреб, а я побегу, загоню скот в сарай!» Анна бросилась к погребу, откинула крышку. – «Элли, Элли! Скорей сюда! » – кричала она. Но Тотошка, перепуганный ревом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не захотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон. «Я вычитала в своей волшебной книге, что домик всегда пустует в бурю…» Элли смущенно ответила: «Это правда, сударыня, во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой…» – «Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!»»

Если во время бури надо прятаться в погребе, так и делайте, неоправданный риск может иметь очень серьезные и опасные последствия. К сожалению, даже волшебники не могут предусмотреть подобные безрассудства.

Правило №2: Бесплатный сыр бывает только в мышеловке

«Вдруг Элли заметила впереди столб и на нем доску с надписью: «Путник, торопись! За поворотом дороги исполнятся все твои желания!!!» Элли прочитала надпись и удивилась. – «Что это? Я попаду отсюда прямо в Канзас, к маме и папе?» Элли обрадовалась, забыла обо всем на свете и бросилась вперед. Тотошка следовал за ней с веселым лаем».

Если вам предлагают исполнить все желания где-то за поворотом, остановитесь и подумайте: а проверенный ли это источник, и с чего бы ему исполнять желания всех незнакомых ему людей? Чем больше обещания, тем больше разочарование, да еще и с опасностью для жизни, как и вышло у Элли.

Правило №3: Никогда не отходи далеко от родителей, если находишься в незнакомом месте

«Железный Дровосек и Страшила, увлеченные все тем же интересным спором, что лучше – сердце или мозги, не заметили, что Элли убежала, и мирно шли по дороге. Внезапно они услышали крик девочки и злобный лай Тотошки».

Этот отрывок хорошо подходит для родителей – иногда детям требуются секунды, чтобы попасть в переделку, будьте внимательны и не отпускайте ребенка ни на шаг. А еще лучше – учите его правилам безопасности!

Правило №4: Только трус нападает на беззащитных и слабых

«Эта мирная беседа была прервана громовым рычанием. На дорогу выскочил огромный лев. Одним ударом он подбросил Страшилу в воздух; тот полетел кувырком и упал на краю дороги, распластавшись, как тряпка. Лев ударил Железного Дровосека лапой, но когти заскрипели по железу, а Дровосек от толчка сел, и воронка слетела у него с головы. Крохотный Тотошка смело бросился на врага. Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперед и загородила собой Тотошку. – «Стой! Не смей трогать Тотошку!» – гневно закричала она. Лев замер в изумлении. – «Простите, – оправдывался Лев. – Но я ведь не съел его…» – «Однако ты пытался. Как тебе не стыдно обижать слабых! Ты просто трус!» – «А… а как вы узнали, что я трус? – спросил ошеломленный Лев. – Вам кто-нибудь сказал?..»».

Трус, чтобы казаться смелым, лезет в драку первым, рассчитывая напугать врага, которого он очень сильно боится сам. Если кто-то запугивает или задирает тебя, держись уверенно, не пугайся и не давай себя в обиду. А лучше – уйди от обидчика.

«Маша и Медведь», русская народная сказка


Кадр из диафильма «Маша и медведь», 1966

Правило №5: Отправляясь в лес, подготовься

«Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась».

Правила сбора в лес самые простые:

яркая одежда, заряженный телефон, компас, свисток;

отходить друг от друга можно максимум на два метра.

А если заблудились:

остановиться, осмотреться и позвать на помощь;

уходить со своего места, тем более искать наугад дорогу — крайне опасно и неизвестно, куда может привести!

Как уберечь ребенка от опасности на летних каникулах: памятка ЛизыАлерт

«Гадкий утенок», Ганс Христиан Андерсен


Кадр из мультфильма «Гадкий утенок», Walt Disney Studios, 1939

Правило №6: Не стоит терпеть пустую критику и грубое обращение

«»Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты, видно, хочешь быть умнее кота и нашей госпожи, не говоря уже обо мне! Не дури и будь благодарен за все, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь кое-чему научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда поступают истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да сыпать искрами!» – «Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят!» – сказал утенок».

Тут вывод очевиден: если кто-то попробует сказать вам подобное тому, что сказала курица гадкому утенку, непременно сделайте так же, как этот мудрый парень! Идите подальше от этого места и этого человека!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Александр Пушкин


Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1951

Правило №7: Отправляясь на прогулку, предупреди родителей.

«Делать нечего. Она, / Черной зависти полна, / Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе Чернавку, / И наказывает ей / Сенной девушке своей/ Весть царевну в глушь лесную / И, связав ее, живую / Под сосной оставить там/ На съедение волкам. / Черт ли сладит с бабой гневной? / Спорить нечего. С царевной / Вот Чернавка в лес пошла / И в такую даль свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась».

Если вы собираетесь погулять, даже с кем-то знакомым, предупредите близких о том, с кем и куда вы идете. В случае с царевной ее отец знал бы, к кому первому идти с вопросом — что стало с дочкой.

Чернавка, хоть и по-доброму относилась к Царевне, выполняя приказ, была готова ее убить. Очень редко, но в жизни такое бывает, что человек, знающий вас и относящийся к вам с симпатией, может сделать зло. Мы не можем подозревать всех, но можем научиться соблюдать правило – если тебя кто-то куда-то зовет «сначала уточни у близких, можно ли пойти».

Еще почитать по теме:

9 мультфильмов, которые учат детей важным вещам

Как говорить с ребенком о безопасности, чтобы это не превратилось в «родительский нудеж»

10 книг с теми самыми иллюстрациями из детства, которые можно купить и сейчас

Кто мы такие и где нас читать?

ведь у нас есть не только сайт!

Сказка про электрический ток

Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в «темный лабиринт». Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки.

— Интересно, — подумал Алеша. – А вдруг там кто-то живет?

Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?

Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.

— Как красиво! – подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.

— Это же маленькие человечки! – вдруг понял мальчик.

Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда как можно дальше.

Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.

Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.

Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:

— Подойди, подойди к розетке!

— Ну уж нет! – ответил Алеша и отполз от розетки подальше. – Я теперь к электричеству близко не подойду.

Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку.

Сказки о смекалке (сказки, в которых дети мобилизуются в опасных ситуациях и спасают себя).

“Сказка об умном мышонке”, Самуил Маршак

Даже попав в лапы кошки, можно не растеряться, а сосредоточиться: подумать и спасти себя!

“Тюлька, маленькая рыбка и большая выдумщица”, Джулия Доналдсон

Тоже надо было сообразить, что можно распутать клубок баек о себе и дойти до первоисточника (то есть до дома)!

“Приключения Дук-ду”, Валентина Путилина

“Вот и выбрался Дук-ду в Дальний лес, а там ему все знакомо, не зря его мама учила находить дорогу по всяким приметинкам” – и другие ситуации, где бельчонок Дук-ду вспоминает, чему его учила мама, это помогает ему и успокоиться, и спастись.

Книги – кладезь того, как делать нельзя

“Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Астрид Линдгрен

Собственно, эта книга и написана о том, как нельзя… Это советская мультипликация сделала Карлсона положительным героем, в котором многие взрослые обрели своего “внутреннего ребенка”. Книгу можно разбирать постранично… Обнаружил в своей комнате чужого человека – беги к взрослым и рассказывай! И так далее.

“Приключения Эмиля из Леннеберги”, Астрид Линдгрен

“Не надевайте супницу на голову” и прочее.

“Элизиум”, Аликс и монеты”, Александр Андерсон

Нечего улетать непонятно куда непонятно с кем, а родителям уходить и оставлять детей дома. Книга признана самой загадочной российской книгой 2014 года, кстати.

Музыкально – тематическая сказка для старших дошкольников с элементами ОБЖ для дошкольников

Музыкально – тематическая сказка с элементами ОБЖ для дошкольников «Приключения Волка»
Описание: сценарий музыкально-тематической сказки с элементами ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных учреждений.В игровой форме дети закрепляют элементарные правила поведения: правила дорожного движения, правила пожарной безопасности,контакты с незнакомыми людьми, правила личной безопасности. Может использоваться как итоговое занятие. Цель: развитие творческих способностей , обогащение музыкальных впечатлений детей, создание положительной эмоциональной атмосферы праздника.
Задачи:
Дать детям представление о поведении с незнакомцами; Закрепить знания о правилах дорожного движения; Дать понятие о правилах пожарной безопасности; Закреплять знания и навыки, полученные в течение года, продолжать формировать умение выразительного и эмоционального исполнения знакомых песен и танцев; Активизировать воображение, память, внимание и мышление при участии во всех видах музыкальной деятельности; Продолжать учить детей владеть способом совместных музыкальных действий.Оборудование: Музыкальный зал разделён по зонам: Домик мамы- Козы; Городская улица с пешеходным переходом; Лесной улей. Костюмы персонажей: Коза, козлята, волк, 3муравья, 3 поросёнка, 3 пчелы, Красная шапочка, цветы, Айболит, белка. Атрибуты:Пожарный шланг; Импровизированный переход «зебра»; Червяк (мягкая игрушка); Светофор; Корзина для козы; Дорожные знаки; Книга о правилах дорожного движения.
Уважаемые зрители, гости и родители, Сегодня приглашаем вас мы в дивный, чудный лес. Лесные обитатели покажут вам старательно, Что безопасность жизни важна для вас для всех. Перед домиком на стульчиках сидят козлята.
Мама Коза с корзинкой в руках поёт: Ой, козлятушки, вы, ребятушки, Остаётеся вы без матушки. В огород пойду за капустою, Может Волк придти – сердцем чувствую. Но чтобы Волк не скушал вас, Слушайте, дети, мой наказ: В дом чужого не пускать, Волку дверь не открывать! 1 Козлёнок: Не волнуйся, мамочка, будет всё в порядке. Знаем мы из сказочки — Волк ужасно гадкий!
Козлята танцуют «Чарльстон»

После танца Козлята заходят в дом.
Волк (поёт): Отворяйте, поскорей, мамаше дверь, Я устала, я голодная, как зверь. 2 Козлёнок (поёт): Не откроем незнакомцу дверь, Потому что ты не мама, а страшный зверь. Волк (поёт тоненьким голоском): Эй, Козлятки мои, я вам капусты принесла, Отворите поскорей, а то авоська тяжела. 3 Козлёнок: Уходи от нас скорее, не откроем Волку двери, Это всем должно быть ясно, даже тем, кто ходит я ясли. 4 Козлёнок: Чужака домой не пустим, даже если он с капустой! Волк: Мне Козлят не обмануть, найти б ещё кого-нибудь. Близится обед, ребята, ну а вот и Поросята!
Выходят три Поросёнка (идут по пешеходному переходу, поют под мелодию песни «Вернисаж»).

1.А я примерный пешеход, я знаю каждый переход. 2. и 3. Когда идём втроём с тобою. 1.А я по правилам хожу, мне безопасно, как ежу, 2. и 3.Когда ведём тебя с собою. 1. А потому , что знают все, что по дорогам и шоссе 2. и 3.Ходить нельзя – погибнем трое. Сперва налево посмотри, потом уже переходи- Запомни это навсегда!
Волк (поёт): Своим глазам не верю даже, как ждал я этого пейзажа Их даже трое – не один, в обед свининки поедим.


Поросята: 1. Спасите, братцы, это Волк, он в Поросятах знает толк, 2. и 3. Не бойся, братец, мы с тобою. 1. Скажите, братцы, как нам быть, как Волка нам перехитрить? 2. и 3. Ах, с этим Волком нет покоя! 3. Ура, придумал, как нам быть, как Волка нам перехитрить, 1. Скажи скорей, я беспокоюсь. 3. Как помогал нам до сих пор наш добрый дядя Светофор… 1. и 2.Тогда бежим к немускорей! Поросята подбегают к Светофору:
Ах, Светофор, ах, Светофор! Наш добрый друг с давнишних пор! От Волка нам спасенья нет, Он хочет съесть нас на обед.
Светофор: Дорожных правил он не знает, он их всё время нарушает. Вот он и вас обидел тоже, всё это на него похоже. Волшебная палочка, три раза взмахни, Поросят преврати в разноцветные огни! (у Поросят в руках появляются разноцветные кружочки
)
Поросята: Я – зелёный! Я – жёлтый! Я – красный! Вместе: Вот здорово, вот прекрасно! Светофор: Теперь нам Волка можно не бояться, Теперь над Волком можно посмеяться. Не знает Волк, всем ясно и без спора, Зачем нужны три цвета светофору. Поросята бегают вокруг Волка (он кружится, хватается за голову) Волк: Где же Поросята, их простыл и след, Были здесь недавно, а теперь их нет. Ну куда ж так быстро спрятались они? Лишь кругом сверкают разноцветные огни. Что же означает каждый огонёк? Что они мигают, не возьму я в толк. Красный – самый яркий, я пойду туда, Может быть там ждёт меня, наконец, еда! Волк попадает под машину.Волк: Ах, что за напасти, на меня одни несчастья! Вы сказать мне должны, для чего здесь нужны три различных цвета. Светофор: Самый строгий – красный свет, он горит – дороги нет! Знают все прекрасно, двигаться опасно. Жёлтый свет мигает, он предупреждает: Не спеши, подожди, скоро в путь идти. А зелёный светит – знают даже дети, Он нам всем говорит: «Идите, путь открыт!» Дети исполняют
«Песенку пешехода» С. Г. Нарсауленко).
1 поросёнок: Ну ладно, мы тебя уже простили, И книгу подарить тебе решили. Все правила дорожного движенья Найдёшь ты в этой книге без сомненья! Волк (листает книгу): Нет, когда голодный Волк, чтение ему не в толк. Мне поросят не обмануть, найти б ещё кого-нибудь. Вот – красавец грибок, разведу я костерок. Чтоб огонь развести, нужно спички найти. Находит в кармане спички, «разжигает огонь», убегает с прицепленными на ногу воздушными шариками, имитирующими огонь.Волк: Ой, огонь бежит за мною по пятам, и виноват во всём я сам. Помогите, помогите, от огня меня спасите! Выходят Муравьи, несут червяка.Ведущий: Работяги – Муравьи, помогите вы Волчишке Потушить пожар лесной, чтоб не стал для всех бедой! Раз, два, три, четыре – Муравьишки, стройтесь в ряд! Муравьи: Мы всегда спешим на помощь, потому что мы отряд! Мы – спасательный отряд, юные друзья пожарных, И про нас все говорят: «Замечательные парни»! Исполняется
«Танец Муравьёв» (Полька В. Вересокиной)

«Песня пожарных» (Муз. Г. Вихаревой)
Появляется Красная шапочка.
«Танец цветов» (муз. Р.Газизова)
Волк: Ты куда девочка спешишь, и почему теперь молчишь? А что в корзиночке твоей? Твой завтрак, видно, дай скорей! Красная шапочка: Иду к бабушке своей, она болеет, плохо ей. Волк: А где бабушка живёт? Красная шапочка: Там, за лесом… Белка (на ушко): Не знаком тебе тот зверь Злому Волку ты не верь. Адрес бабушки храни – Никому ни говори. Волк: Вот туда я и пойду, её бабушку найду. Покороче нужен путь, доберусь как-нибудь. Волк подходит к улью:
Видно я уже пришёл, дом старушки я нашёл. Вот и всё, примчался я, здравствуй, бабушка моя!
Пчёлы жалят Волка.
«Пчелиные частушки»
Волк:Ах почему меня кусали пчёлы, Ведь я такой хороший и весёлый? Как больно ноют раны, Да я реву навзрыд! Айболит: Иду к тебе на помощь, Я – доктор Айболит! Волк:Я лечиться не готов, не люблю я докторов. Ведущий :Врачи помогают и взрослым, и детям, Как самые добрые люди на свете. Врачи облегчают страданья вокруг, За это скажи им спасибо, мой друг! (Волк послушно лечится) Выходят участники сказки.Ведущий: Идею этой сказки, а может и не сказки Поймут не только дети, но даже серый Волк. Козлёнок: С незнакомцем не общайся – это может быть опасно! Если взрослые ушли – к двери ты не подходи! Поросёнок: Кто правила движения все знает. без сомнения. Тот может жить спокойно, тот просто молодец! 1 Муравей: Для забавы и игры спичек в руки не бери! Не шути, дружок, с огнём, чтобы не жалеть потом. 3 муравей: Сам костра не разжигай, и другим не позволяй! Даже крошка-огонёк от пожара не далёк. Красная шапочка: Урок усвоила я навсегда, Что адрес чужим называть нельзя! Белка: Чтобы был всегда здоров, Ты не бойся докторов! Пусть мы маленького роста, Только рост здесь не при чём, Эти правила усвоим, Их с собою в жизнь возьмём!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий кукольного театра в детском саду Конспект театрального занятия в подготовительной группе Театральная зарисовка для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий Театрализованное представление по сказке Рукавичка в старшей логопедической группе ДОУ. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий театрализованного представления для детей средней группы

Огневик и облачные слоны

Никита с мамой летом жили на даче. Как-то раз мама собралась к соседке за молоком.

— Только смотри, — говорит она Никите, — не озоруй, не играй со спичками … Остался мальчик один. Телевизора в деревенской избе нет. Игрушки, что из города привёз, надоели, даже любимого Слоника — садовую лейку — бросил Никита во дворе.

«Почему же, — думает мальчик, — мама запретила со спичками играть?» Взял он со стола коробок. Потряс, поднёс к уху … И вдруг вместо шороха спичек услышал, как тонкий голос проскрипел:

— А ну-ка, выпусти меня сейчас же!

— Кто это говорит? — удивился Никита.

— Открой, увидишь, — ответили из коробка. Мальчик чуть-чуть сдвинул крышку, и тут же на стол выпрыгнул крошечный рыжеволосый человечек в красной куртке.

— А теперь накорми меня! — потребовал рыжий.

Никита выставил картошку, огурцы, сметану. Странный гость скрипуче расхохотался:

— Нетушки, это я не ем. Подавай мне бумагу!

Мальчик принёс старую газету. Человечек схватил её и — хап, хап! — съел до последнего клочка.

— Эх, силушки во мне прибавилось! — воскликнул рыжий. И правда, он вырос, а его рыжие волосы зашевелились … Вдруг он подпрыгнул, скомкал скатерть, сдёрнул с окна занавески — и всё это отправил себе в рот. Злорадно ухмыльнулся и принялся грызть угол стола.

Изба наполнилась жаром, едким дымом. Никита стал задыхаться и пополз на четвереньках к двери. А рыжий знай себе отплясывал на столе, разбрасывая во все стороны жгучие искры. Быть беде, если бы не садовая лейка. Слоник заметил дым и сразу смекнул, что в избе хозяйничает рыжий Огневик. И хоть был он раньше простой садовой лейкой, поднялся Слоник на четыре ноги, зачерпнул воды из бочки и потопал огонь тушить. Да разве такому малышу одному с пожаром справиться? Огневик только посмеялся над ним.

Тогда Слоник встал посреди двора, поднял хобот-носик к небу и стал звать братьев — облачных слонов. Прилетели большие облака-слоны, собрались в огромную тучу и залили горящую избу дождём. От злого Огневика один пшик остался.

Оглянулся Никита — черным-черно в избе. Вот сейчас придёт мама и увидит …

— Никита! Никита! Ты чего это плачешь во сне? Просыпайся, попробуй молочка парного … А что это у тебя в руках? Я же говорила — не играй со спичками!

Чтобы разобраться в поставленной мной проблеме, следует привести несколько определений. Сказка в словаре трактуется, как один из основных жанров устного народно–поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел [2].

Культура безопасности – «это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области» [4].

Теперь, разобравшись в ключевых терминах, перейдем к сути проблемы, а именно к влиянию сказок на формирование культуры безопасности человека.

Сказка, как способ обучения, развития и воспитания, является одним из самых древних методов. Именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению свой жизненный опыт, традиции и обычаи. Как пишет Елена Коровина: «Сказки имеются у каждого народа, потому что процесс их создания и есть самопонимание этого народа» [1].

Слушая или читая сказки, дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Те персонажи, которые препятствуют осуществлению их замыслов, начинают выглядеть в отрицательном обличие. А их любимые герои становятся примером для подражания. Дети начинают копировать своих кумиров, их поведение, стиль речи и то, как они себя ведут в то или иной ситуации. В том числе, которая может представлять угрозу их безопасности.

Стоит отметить, что существенное влияние на формирование культуры безопасности ребенка могут оказать некоторые упражнения. Одно из самых известных – это анализ сказки. Ребенок отвечает на вопросы, такие как: кто главные герои, какие они, что у них произошло, почему они так поступили, как бы ты поступил на их месте, почему и чему нас учит эта сказка. Родители, занимающиеся со своим ребенком таким образом постепенно закладывают базу знаний, которые в дальнейшем формируют культуру безопасности.

Сюжет в сказках зачастую один и тот же, в принципе, как и мораль, но все же имеются различия. Это отмечал и известный русский фольклорист: «Фольклор, и в частности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайно богат и разнообразен» [3].

Давайте теперь разберемся на самих примерах сказок, обучающих культуре безопасности.

К числу таких произведений можно отнести сказку «Мальчик с пальчик». О приключениях этого героя мы знаем из сказки великого сказочника Шарля Перро. Его вариант считается классическим. Самый младший сын, которого за малый рост прозвали Мальчик с пальчик, спасает себя и своих братьев в непроходимом страшном лесу. Чтобы отыскать дорогу домой, он по пути кидал в лесу белые камушки, которые даже в траве останутся заметными. Именно по этим камушкам Мальчик с пальчик и вывел всех ребят из леса к родному дому. Смышленый малыш не только спасает своих братьев, но и еще приносит домой много денег. Какова же мораль сей сказки? И чему же она может научить? Да тому, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Порой не стоит полагаться на других, а действовать самим. Разве это не помогает сформировать культуру безопасности?

Далее можно рассказать о сказке «Гуси–лебеди». Эта сказка любима многими. С детства родители нам ее рассказывают. Но для чего? Неужели она тоже помогает формировать культуру безопасности? Конечно. Ведь если будешь слушаться старших, то сможешь избежать бед и опасностей. А безопасность – не главное ли в жизни каждого человека?

Вспомним сказку о Винни–Пухе, одну из самых забавных и изумительных историй на свете. Автор этого произведения – английский писатель Алан Милн, на русский язык его «пересказал» русский сказочник Борис Заходер. Известность и народную любовь сказка обрела сразу же после выхода из печати. Забавный медвежонок стал любимым героем многих детей и взрослых. Думаю, все помнят эту сказку, что даже и пересказ не нужен. Разве что следует напомнить эпизод, когда Винни–Пух летит на своем воздушном шаре к пчелам за медом (самой главным лакомством для медведя на свете). На мой взгляд, этот эпизод является ярким примером небезопасности. Стоит ли подвергать себя опасности, пусть даже и ради чего–нибудь желанного, но без которого можно и обойтись? Именно такой урок можно извлечь из сказки. Прежде чем рисковать ради чего–нибудь, следует задуматься об уровне безопасности задуманного предприятия. А это и является одним из ключевых факторов культуры безопасности человека.

Ну и наконец, следует вспомнить сказки о Красной шапочке и о волке и семерых козлятах. На первый взгляд не понятно: что объединяет эти сказки. Но если научиться читать между строк, то скрытый смысл этих произведений прямо–таки бросается в глаза. Во–первых, эти сказки учат тому, что нужно слушаться родителей, иначе это может привести к опасности. Во–вторых, нужно пытаться избегать общения с не знакомыми людьми. Эти знания, безусловно, помогают сформировать культуру безопасности.

Мы провели опрос среди подрастающего поколения в возрастной категории 12 – 19 лет о знании сказок и влиянии их на формирование культуры безопасности. Была выявлена закономерность в том, что чем старше представители данной группы, тем больше понимают и ценят сказки, нежели, чем в двенадцатилетнем возрасте. Возможно, на первой стадии подросткового возраста ребят волнует больше стремление стать взрослым, поэтому они перестают читать сказки, так как воспринимают их, как легкий детский жанр, не до оценивая существенную смысловую нагрузку, в частности и аспект культуры безопасности. Недаром Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает – тем урок».

Список литературы

1. Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.–381 с., ил.

2. Литературный энциклопедический словарь, 1988

3. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки, Ленинград, 1946

4. Современный комплекс проблем безопасности / Под ред. В. В. Сапронова. — М., 2009

Источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]