Расскажи стихи руками. Расскажи стихи руками. «Мамины помощники» «Сели как-то мы обедать»
Транскрипт
1 «Сели как-то мы обедать» «Мамины помощники» Сели как-то мы обедать И позвали в дом соседей. Скатерть белую накрыли, Ложки, вилки разложили, Хлеб нарезали и сыр, Приготовили гарнир, Помешали его в чашке И добавили колбаски А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты Посолили, поперчили, Замесили. Не забыли Лук сердитый положить И скорее все закрыть Наготовились, устали, Печь пирожное не стали имитация движения ложкой движение(дв.) ладони к себе дв. разглаживаем скатерть имитация дв. вверх и вниз ребром ладони потирание кончиками пальцев вращательные дв. вперед из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их ладони накладываются попеременно одна на другую мелкие дв. щепотью пальцев сжимание и разжимание пальцев рук показать «сбор слез» в ладонь хлопок в ладонь горизонтально провести по лбу тыльной стороной руки Решили маме мы помочь И воду в таз налили Насыпали вниз порошка Белье всё замочили. Стирали долго мы его, О доску даже терли, Не разорвали ничего, А полоскали сколько! Туда-сюда, туда-сюда, Вода в тазу вскипела. Но только, братцы, вот беда На пол упала пена Давай её мы собирать И отжимать в ведерко, Чтобы как наша мама стать, Трудиться надо сколько! дв. откручивание кранов «щепотки» изображаем погружение белья в таз трем ладонь о ладонь трем кулак о ладонь отрицательное движение пальцем наклониться руки опустить, поболтать ими из стороны в сторону разжимание и закрывание пальцев ладони поставить к щекам и покачать головой руки опустить в низ, потрясти руками присесть, имитация сбора имитация выкручивание тряпки указательный палец поднять вверх
2 «Ученые мартышки» «Мы — шоферы» Две проказницы мартышки Полистать любили книжки. Потрясти их, полистать И как будто почитать. Ловко принялись за дело И очки они надели. К носу книжку поднесли, Вдруг подальше отвели. Ничего в очках не видно. И мартышкам так обидно! Оттопырить уши пальцами Одну руку положить раскрытой ладонью вверх, пальцами другой изобразить перелистывание книги Одной рукой изобразить потрясание книгой, затем раскрыть обе ладони, как бы держа книгу перед собой, языком изобразить лизание Ладонь одной руки раскрыта пальцем другой прослеживается текст Изобразить надевание очков; сначала изобразить круги из большого и указательного пальцев, а затем провести указательными пальцами обеих рук за ушами, изображая дуги очков Раскрытые ладони поднести к носу Отвести ладони от носа вперед Закрыть глаза руками Изобразить собирание слез в ладонь Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем, Смотрим пристально мы вдаль «Дворники» счищают капли. Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. Мы шоферы хоть куда! Имитация движения рулем Ногу согнуть в колене, вытянуть Воображаемы рычаг повернуть рукой к себе и от себя Ладонь ко лбу Согнуть руки в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно вправо, влево Поводит над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами Большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак («класс»)
3 Мы большой арбуз купили И домой скорей пошли. Там его мы долго мыли, Обтирали, как могли, Разрезали вдоль полосок, А потом и поперек. По рукам и подбородку Сладкий сок арбузный тек. «Вкусный арбуз» Изобразить обеими руками большой круг Ходьба на месте Вращательные движения раскрытыми ладонями Округлые движения руками сверху вниз с раскрытыми ладонями Поступательные движения ребром ладоней от себя и к себе То же но в стороны Поглаживающие движения ладонями друг о друга вниз, пальцами по подбородку Облизывающие движения языком Я на мостике стою И бинокль в руках держу. Волны плещутся слегка, Качка тихая пока. Волны сильными вдруг стали, И от качки все упали. За канат держусь я крепко, Вдруг сорвало ветром кепку. Я ловить рукою стал, Чуть с мосточка не упал. «Смелый капитан» Ноги расставить широко, руки на поясе Изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам Обеими руками изобразить легкую волну Покачиваться из стороны в сторону Изобразить волну руками более интенсивно Присесть Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки Руку поднести к голове и резко отвести в сторону Сделать несколько движений в воздухе сначала одной рукой, затем другой Руки в сторону балансировать
4 «Не хотим мы больше спать» «За грибами» Мы проснулись рано утром, Потянулись бодро, шумно. Чтобы сон ушел, зевнули, Головой слегка тряхнули. Разбудил нас бег на месте. К ванне побежали вместе. Умывались и плескались, Зубы вычистить пытались. Причесались аккуратно, Приоделись все опрятно. Не хотим мы больше спать. Будем весело играть! Изобразить потирание глаз руками Потягивание Зевание Покачивание головой Легки бег на месте Изобразить руками большой прямоугольник Массирующие движения ладонями по лицу, шлепки ладонями вниз Указательным пальцем сделать движения вдоль зубов вправо-влево Движения рукой сверху вниз вдоль волос Движения руками сверху вниз вдоль тела Указательным пальцем, двигаем вправо-влево Хлопки в ладоши За грибами в лес пошли, Много там грибов нашли. Встретили косого зайку, Убежал от нас зазнайка. Мишка ел в кустах малину И отдал нам половину. Дятел тукал тук да тук. Раздавался громкий стук. руки вперед ладони раскрыты, пальцы растопырены ладони перед собой, пальцы раскрыты руками изобразить уши указательный и средний пальцы вытянуты, остальные поджать в кулак, изобразить движение изобразить, как медведь срывает ягоду, а затем кладет ее в рот одна рука прижата к груди, другая вытянута вперед с раскрытой ладонью ладонь одной руки раскрыта, указательным пальцем другой постучать по раскрытой ладони похлопать в ладоши
5 «Проказник ветер» «Рыбка плавала в пруду» Проказник ветер прилетел Густой листвой зашелестел. Подул немного посильней И ветки закачал скорей. Совсем плутишка разошелся И по стволам уже прошелся. Тут закачался целый лес. Не видно стало и небес. Скрипят, качаются деревья И ветру действуют на нервы. Тогда шалить он перестал, И лес спокойным снова стал. обеими руками провести через стороны вперед руки поставить перед собой пошевелить пальцами обеих рук руки поднять вверх покачать раскачивание туловищем, руками сильное раскачивание туловища и рук руки поднять вверх, скрестить ладони поставить к щекам и покачать головой опустить руки в низ, немного пошевелить пальцами с полным замиранием Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла. Корм глотала на ходу, Ротик открывала. Лягушонок мимо плыл, Щеки раздувая. Ножкой дрыгал влево, вправо, Устали не зная. Уж шуршал по камышам. Камыши шумели. И над всеми в небесах Птицы звонко пели. Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения Пальцы обеих рук сжать вместе, большие пальцы противопоставить остальным, изобразить открывание и закрывание рта Надуваем щечки Откинуть одну ногу в сторону, потом другую Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразные движения рукой Поднять руки вверх покачать ими Указательным пальцем показать вверх Взмахнуть руками, вытянуть шею
6 «Веселый оркестр» «Снежная баба» Дружно наш оркестр играет, Все о музыке он знает. Нежно скрипочка поет, За собой она зовет. Трубы громко затрубили, И тарелки в такт забили. Следом дудочка дудит, И струна гитар звенит. Барабан вступил, как гром, Всех перекрывает он. Изобразить движения дирижера Имитация игры на скрипке Один кулак поднести ко рту, другим кулаком делаем поступательные движения к себе и от себя Похлопать раскрытыми ладонями Имитация игры на дудочке Имитация игры на гитаре Имитация игры палочками на барабане Покрывающее движение руками ладонями вниз Мы бабу снежную лепили, Чтоб краше не было ее. Лопатами весь снег собрали, Не позабыли ничего. Сначала ком большой скатали И плотно этот ком прижали. Второй поменьше был размером, На первый он уселся смело. А ком последний снеговой Стал снежной бабе головой. Лицо украсили морковкой И угольками вместо глаз. Прорисовали ротик ловко. Смотрели в профиль и анфас. На голову ведро надели, Украсили его пером, Метлу воткнули для порядка. Трудились дружно всем двором. Изобразить в воздухе последовательно три круга разных размеров Имитация движения лопатой Изобразить в воздухе максимально большой круг Изобразить перед собой руками круг и пустить его Изобразить в воздухе руками круг поменьше Присесть Показать на голову Подпереть голову ладонями На уровне носа пальцами изобразить форму морковки Показать на глаза Показать на рот Повернуть голову в сторону, затем вперед Сделать движение по голове сверху вниз Поднять правую руку вверх и расставить пальцы Имитация движения метлой Скрестить пальцы рук в замок
7 Я по улице гулял, Галок и ворон считал. Раз, два, три, четыре, пять. Буду их считать опять. Рот открыл, смотрю я в небо Влево, вправо. Я там не был. Птичкой захотел я стать И руками стал махать. Крылья вверх и крылья вниз, Только слышен ветра свист. Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Но пришлось на землю сесть «Хочу быть птичкой» Поступательные движения указательным и средним пальцем обеих рук, Плавные движения кистями, обозначающие полет птицы Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого Загибать пальцы с мизинца Открыть рот, поднять голову вверх Повороты головы Взмахи руками вверх и вниз взмахнуть руками Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх Руки поднять вверх, подпрыгнуть Присесть Любим спортом заниматься. Будем очень мы стараться. Мяч бросать и принимать, Метко вдаль его кидать. Ловко прыгать на скакалке, Ног своих совсем не жалко. Приседать и вновь вставать, Руки быстро поднимать. Наклоняться вправо, влево. Все мы делаем умело! «Юные спортсмены» Принять позу силача Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием; Изобразить «метание» выбросом руки вперед Выполнить движения с воображаемой скакалкой Выполнить движения по тексту Поднять руки; наклоны развести руки в стороны
8 «Интересно все вокруг» «Футболисты проказники» Ползет по пальцам муравей, Залез в мою ладошку. — Ты щекотать меня не смей, Поползай лишь немножко! Вот бабочка — павлиний глаз Спит, крылышки сложила. Но вдруг вспорхнула и С цветка слетела суетливо. Кружится бабочка легко, Как пух, как легкий ветер. Цветы раскрыли лепестки. Ждут с бабочками встречи. Ладонь левой руки раскрыть, указательным пальцем левой руки провести по левой ладони Круговые движения пальцем по ладони Погрозить указательным пальцем Скрестить руки, пробежать согнутыми пальцами по рукам вверх к плечам Показать пальцем в даль Сложить ладони убрать под щеку Изобразить руками движение крыльев Указательным пальцем выполнить круговые движения в воздухе Волнообразные движения руками Сделать из пальцев воображаемый цветок Играли дети во дворе Мяч по полю гоняли. И, размахнувшись сильно, вдруг В окно мячом попали. Кричит старушка из окна, Грозит корявым пальцем, Считает всех детей она. А дети, словно зайцы, От страха дружно затряслись И вмиг все убежали. Попрятались все кто куда. Бабулю они знали! Ударные движения ногами по воображаемому мячу Изобразить в воздухе руками круг Резкий замах ногой Изобразить указательными пальцами прямоугольник Руки поднять вверх, кулаки сжаты, сделать угрожающие движения Погрозить пальцем Указательным пальцем сделать пошаговые движения слева направо, обозначающие счет Кистями руки изобразит уши Изобразить страх Легки бег на месте Присесть, закрыть голову рукам Прижать ладони к щеками
9 «Утренние заморозки» «Непослушная дочка» Тепло весеннее пришло, Все ожило и расцвело. Но только утром рано Морозить что-то стало. Покрыта инеем трава, Седою она стала. Внутри, как прежде, зелена, Но от зимы устала. Вот солнце жаркое взошло, И травке стало вновь тепло. Погладить ладонями себя по груди Изобразить ладонями бутон цветка Потянуться, зевнуть Обхватить туловище руками Движения в низ ладонями рук Погладить себя по голове Прикрыть ладонью указательный палец правой руки Отпустить плечи и руки, немного наклониться Руки поднять вверх, развести Руки выставить вперед, ладони направить вверх, приподнять голову вверх Куклу нежно я качаю, А она кричит: «Уа!» Руки, ноги поднимает, Спать не будет до утра. Кашку я сварю ей лучше И в тарелку положу. Вся испачкалась, грязнуля! Дай, я кашку остужу. Дочку я свою умыла: Руки, шею и лицо. Кашу всю водою смыла. Наигралась с куклой. Все! Держа руки перед собой, покачать ими Движения руки ног Ладони под щекой, отрицательное качание головой Помешивающее движение рукой Раскрытая ладонь руки обозначает тарелку, другой рукой изобразить накладывание каши Обтереть пальцами лицо Обмахивающее движение рукой Поглаживающие движения по лицу, шее и рукам Потрясти кистями рук Развести руки в стороны
10 Две лягушки-хохотушки Прыгали, скакали. Лапкой хлоп, другою — хлоп, Щеки раздували. Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!» Улетел комар, как ветер. Хорошо пожить на свете! «Лягушки-хохотушки» Показать указательный и средний пальцы остальные убрать в кулак Изобразить прыжки пальцами Хлопнуть ладонью по ноге Раздувают щеки Сделать щепоть из трех пальцев правой руки, изобразить траекторию полета комара, проследить глазами Изобразить движением пальцев открывание и закрывание рта Движение рукой резко вперед, выдвинув указательный палец Погладить ладонями по груди Куклам платье дружно шили. Кукол очень мы любили. Долго нитку продевали, Узелок потом вязали, Отрезали лоскуток, Прошивали вдоль стежок. Утюгом горячим шов Распрямили, чтобы лег. Кукол поскорей позвали, Нарядили. Не узнали! «Любимые куклы» Изобразить качание куклы на руках Прижать ладони к груди Изобразить вдевание нитки в ушко иглы Вращательные движения указательных пальцев вокруг друг друга Вытянуть вперед указательный и средний пальцы, остальные поджать, сдвигать и раздвигать их, изображая ножницы Изобразить волнообразные движения справа налево Провести кулаком по ладони горизонтально Помахать рукой к себе Движение обеих рук вдоль тела сверху вниз
11 «Мы ребята-мастера» «Такой разный дождь» Мы ребята-мастера. Стул сломали мы вчера. Молотком тук-тук стучали, Гвозди долго забивали. Получилось как-то криво, Отпилили мы красиво. Зачищали шкуркой долго, Покрывали лаком стойким, Верх узором украшали. Папу посмотреть позвали. Указательный жест на себя Ладони поставить к щекам и покачать головой Кулак поставить над кулаком, постучать Постучать кулаком о вытянутый указательный палец Вытянутой рукой образовать диагональ Поступательные движения ребром ладони Потереть ладонь о ладонь Потереть ладонь то одной, то другой стороной пальцев Указательным пальцем очертить в воздухе волнистые движения Приложить ладонь ко лбу Рассердилась туча злая, И закапал мелкий дождь. Капля падает за каплей. Сколько набежало слез! Дождь сильнее стал, и ветер сделал вдруг его косым. Вправо капли, влево капли, Словно всех косой косил. Ливень туча посылает, И стеной вода течет. Где бы спрятаться от ливня? Зонтик нас раскрытый ждет. Стукнуть кулаком о кулак Быстрое ритмичное постукивание указательным пальцем правой руки о левую ладонь Ритмичные щелчки пальцами рук Сбор воображаемых слез в ладонь Движение ребром ладони сверху вниз по диагонали Диагональное движение ребром ладони в разные стороны Имитация движения косой Резкое движение рукой вперед Руки поставить перед собой, ладонями горизонтально к себе, движение ладонями вниз Пожать плечами, посмотреть по сторонам Руки поднять вверх, изобразить купол зонта
Проект «Сказку расскажи руками»
- 29 января 2012
Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином. Количество детей, имеющих моторную неловкость, неуклонно растет, а родители все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку преодолеть моторную неловкость. Найти ответы на непростой вопрос помогла реализация проекта «Сказку расскажи руками».
Если решать проблему сообща – результат будет намного выше. Именно поэтому к реализации проекта были привлечены не только дети средней группы, посещающие логопедический пункт, но и воспитатели, родители детей, а также музыкальный руководитель ДОУ.
Определив проблему, наметили цель. Реализовать проект– значит решить круг определённых задач. Как главный результат проектной деятельности был запланирован детско-родительский фестиваль пальчикового театра «Театр на ладошке».
Но прежде чем дети порадовали своими выступлениями, была проведена большая ежедневная работа по преодолению моторной неловкости пальцев и кистей рук. А именно: ежедневные физминутки на занятиях, динамические паузы на музыкальных занятиях, массаж и самомассаж на коррекционно-логопедических занятиях, пальчиковые гимнастики, продуктивные виды деятельности.
Определённая последовательность работы над преодолением моторной неловкости от простого к сложному стала алгоритмом. Началась работа с определения мышечного тонуса кистей рук, что способствовало правильному выбору приёмов массажа и самомассажажа для нормализации тонуса.
Игры без слов на первых порах помогают ребёнку сосредоточиться на точном выполнении движений.
Для повышения устойчивого интереса в дальнейшем движения выполняются с подкреплением слов, как в стихотворной, так и произвольной форме.
Дети с большим восторгом играют с предметами, разными по фактуре, обогащая сенсорный опыт, дозируя мышечные усилия.
Как уже говорилось ранее, занятые родители мало времени уделяют своим детям. Поэтому важной задачей было привлечь их внимание к проблеме малышей и помочь им с ней справиться. Хотелось сделать общение родителей и детей творческим, раскрепощённым, помочь увидеть в своих малышах искру таланта. А ребятам помочь стать яркими звёздочками. Домашние творческие задания на выходные помогли раскрыть таланты не только детей, но и родителей. Музыкальный руководитель помогла подобрать спектакли, составить сценарий и провести фестиваль «Театр на ладошке».
Дети, участвующие в спектаклях, имеют сложные нарушения речи и как следствие – скованны, зажаты, на утренниках стараются остаться на заднем плане. Возможность выступить и проявить себя – это ещё и решение коммуникативных проблем.
Выставка литературы по теме проекта дала возможность родителям ознакомиться с многообразием форм работы с ребёнком по преодолению моторной неловкости, выбрать удобную для себя форму работы.
В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:
- активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта,
- психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, видение его талантов, возможностей,
- развитие педагогической компетентности родителей,
- развитие мышления, памяти, воображения, креативности малышей,
- развитие коммуникативных способностей,
- активное формирование и совершенствование тонкой моторики.
Приложение № 1: Презентация.
Приложение № 2: Сценарий праздника «Театр на ладошке».
Автор: Кендегелян Лариса Валентиновна, учитель-логопед МДОУ № 81, город Мурманск, вторая квалификационная категория, педагогический стаж – 23 года; лауреат I степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации -2011».