Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группыматериал (младшая группа) по теме


Пальчиковые игры для малышей

Паль­чи­ко­вые игры известны едва ли не с древ­них вре­мен. Вполне воз­можно, что они были при­ду­маны еще в то время, когда еще не было игру­шек, и един­ствен­ным доступ­ным объ­ек­том для игр были только руки. Видимо, Сам Гос­подь вло­жил их в ум нашим пред­кам, потому что этот вид игр — уни­каль­ный спо­соб раз­ви­тия ребенка.

Паль­чи­ко­вые игры, как пра­вило, имеют неза­тей­ли­вую, доступ­ную дет­скому пони­ма­нию сти­хо­твор­ную форму, а при помощи рук и паль­чи­ков взрос­лый вме­сте с ребен­ком “иллю­стри­рует” рас­сказ. Уже давно известно, какую боль­шую роль в раз­ви­тии лич­но­сти ребенка играет телес­ный кон­такт с любя­щим взрос­лым чело­ве­ком. Ничто не может срав­ниться с паль­чи­ко­выми играми по той сте­пени кон­такта, кото­рый уста­нав­ли­ва­ется во время заня­тий. Во-пер­вых, малы­шей обычно уса­жи­вают на колени и спин­кой к себе. Это дает ребенку чув­ство защиты от кольца мате­рин­ских объ­я­тий. Во-вто­рых, все дей­ствия, про­ис­хо­дя­щие во время игры — погла­жи­ва­ния, похло­пы­ва­ния, сги­ба­ние и раз­ги­ба­ние паль­чи­ков помо­гают уста­но­вить и укре­пить дове­рие, раз­ви­вают ком­му­ни­ка­тив­ность ребенка, нако­нец, это огром­ный заряд поло­жи­тель­ных эмо­ций от обще­ния и самой игры.

Научно дока­зано, что через мел­кую мото­рику у детей раз­ви­ва­ется интел­лект. Дея­тель­ность мозга ребенка очень тесно свя­зана с так­тиль­ными ощу­ще­ни­ями, кото­рые полу­чает малыш через ладо­шки и паль­чики. Именно поэтому луч­шими игруш­ками для малень­ких счи­та­ются те, кото­рые состоят из раз­ных по тек­стуре и форме дета­лей, поз­во­ля­ю­щих понять ребенку раз­ницу между мяг­ким и твер­дым, жест­ким и неж­ным, глад­ким и шер­ша­вым. Но роди­тели должны пом­нить о том, что даже самая луч­шая игрушка в мире не заме­нит лич­ного кон­такта, взгляда “глаза в глаза”, одоб­ри­тель­ной улыбки мамы или бабушки. Играйте со сво­ими детьми! Поса­дите их к себе на руки и откройте для них вол­шеб­ную страну паль­чи­ко­вых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступ­ной форме объ­яс­ните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увле­че­нием, погру­зи­тесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу боль­шой объем и много задач. Осво­ить одну-две паль­чи­ко­вых игры в день — достаточно.

— Поощ­ряйте успехи ребенка и закры­вайте глаза на его ошибки.

— Игра должна достав­лять радость вам обоим.

— Бывает, что малышу вдруг при­хо­дится не по душе какая-то из паль­чи­ко­вых игр. Не застав­ляйте его играть в нее.

Паль­чи­ко­вые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрос­лый водит паль­цем по рас­кры­той ладо­шке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила, деток кормила:

(пооче­редно берет паль­чик, пока­чи­вает его и заги­бает к ладошке)

— Этому дала, этому дала, этому дала этому дала, а этому (пока­чи­вает посиль­нее) — не дала!

Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты печь не топил! Тебе нет ничего!

* * *

Паль­чики-гри­бочки

Пооче­редно берем за паль­чики, начи­ная с мизинца, пока­чи­ваем каж­дый и при­жи­маем к ладошке:

Этот паль­чик в лес пошел, этот паль­чик гриб нашел, этот паль­чик чистить стал, этот паль­чик жарить стал.

Ну, а этот (боль­шой паль­чик) — взял, и съел, потому и потолстел!

* * *

Два коз­ленка

(На обеих руч­ках при­жи­маем боль­шими паль­цами сред­ние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости Шёл коз­лё­нок через мостик, (Дер­жим кисти гори­зон­тально, сбли­жаем руки).

А навстречу шёл другой, Воз­вра­щался он домой.

(На пер­вый слог каж­дой строчки соеди­няем руки с размаха).

* * *

Пять утят

Пять утят плы­вут вперёд, На берегу их мама ждёт, (Одна из рук — “мама утка” — стоит на столе, опи­ра­ясь на локоть. Пальцы сло­жены щепот­кой. Вто­рая рука — утята. Выпол­няем вол­но­об­раз­ные дви­же­ния по направ­ле­нию к “утке”. Коли­че­ство разо­гну­тых паль­цев соот­вет­ствует коли­че­ству утят)

Но только чет­веро утят Вер­ну­лись к мамочке назад. (посте­пенно пальцы загибаются)

Чет­веро утят плывут… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плы­вёт вперёд, На берегу его мама ждёт, (На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”).

И сразу пятеро утят

Вер­ну­лись к мамочке назад.

* * *

Часы

(Садимся на ков­рик или подушку (на колени). Пере­би­раем паль­чи­ками (“бежим”) от коле­но­чек до макушки ).

Мышь полезла в пер­вый раз Посмот­реть, кото­рый час. Вдруг часы ска­зали: “Бом!”, (Один хло­пок над головой).

Мышь ска­ти­лась кувырком. (Руки “ска­ты­ва­ются” на пол).

Мышь полезла вто­рой раз Посмот­реть, кото­рый час. Вдруг часы ска­зали: “Бом, бом!” (Два хлопка).

Мышь ска­ти­лась кувырком. Мышь полезла в тре­тий раз Посмот­реть, кото­рый час. Вдруг часы ска­зали: “Бом, бом, бом!” (Три хлопка).

Мышь ска­ти­лась кувырком.

* * *

Чер­вячки

Раз, два, три, четыре, пять, Чер­вячки пошли гулять. (Ладони лежат на коле­нях или на столе. Пальцы, сги­бая, под­тя­ги­ваем к себе ладонь (дви­же­ние пол­зу­щей гусе­ницы), идем по столу ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами (осталь­ные пальцы под­жаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять, Чер­вячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Голо­вой она кивает, (Скла­ды­ваем пальцы щепот­кой, качаем ими вверх и вниз).

Кар­кает: “Вот и обед!” (Рас­кры­ваем ладонь, отводя боль­шой палец вниз, а осталь­ные вверх).

Глядь — а чер­вяч­ков уж нет! (Сжи­маем кулачки, при­жи­мая их к груди)

* * *

У жира­фов

У жира­фов пятна, пятна, пятна, пят­нышки везде. У жира­фов пятна, пятна, пятна, пят­нышки везде. (Хло­паем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на живо­тах, на коле­нях и носках. (Обо­ими ука­за­тель­ными паль­цами дотра­ги­ва­емся до соот­вет­ству­ю­щих частей тела.

У сло­нов есть складки, складки, складки, скла­дочки везде. У сло­нов есть складки, складки, складки, скла­дочки везде. (Щипаем себя, как бы соби­рая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на живо­тах, на коле­нях и носках. (Обо­ими ука­за­тель­ными паль­цами дотра­ги­ва­емся до соот­вет­ству­ю­щих частей тела).

* * *

Наша семья

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья.

Пооче­редно при­ги­бать паль­чики к ладо­шке, начи­ная с боль­шого, а со слов «А вот и вся семья» вто­рой рукой охва­ты­вать весь кулачок.

* * *

Качели

Задро­жали ветви елей. Мы в вос­торге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вме­сте с нами весе­лись. (Т. Сикачева) Упраж­не­ние выпол­нять вна­чале пра­вой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запя­стья кисти рук с пря­мыми сомкну­тыми паль­цами под­ни­мать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опус­кать вниз.

* * *

Котята

(Ладо­шки скла­ды­ваем, пальцы при­жи­маем друг к другу. Локти опи­ра­ются о стол). У кошечки нашей есть десять котят, (Пока­чи­ваем руками, не разъ­еди­няя их). Сей­час все котята по парам стоят: Два тол­стых, два ловких, Два длин­ных, два хитрых, Два малень­ких самых И самых красивых. (Посту­ки­ваем соот­вет­ству­ю­щими паль­цами друг о друга (от боль­шого к мизинцу).

* * *

Пау­чок

Пау­чок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скре­щены; пальцы каж­дой руки “бегут” по пред­пле­чью, а затем по плечу дру­гой руки.)

Дож­дик с неба вдруг полил, (Кисти сво­бодно опу­щены, выпол­няем стря­хи­ва­ю­щее дви­же­ние (дож­дик).)

Пауч­ков на землю смыл. (Хло­пок ладо­нями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боко­выми сто­ро­нами при­жаты друг к другу, пальцы рас­то­пы­рены, качаем руками (сол­нышко светит)

Пау­чок пол­зёт опять, А за ним пол­зут все детки, Чтобы погу­лять на ветке. (Дей­ствия ана­ло­гичны пер­во­на­чаль­ным, “паучки” пол­зают на голове.)

* * *

Пчелки

Домик малень­кий на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Одна из рук стоит на столе, опи­ра­ясь на локоть, пальцы рас­то­пы­рены (ёлка) На вто­рой руке пальцы смы­ка­ются в кольцо (улей). “Улей” при­жат к “ёлке” Дети загля­ды­вают в “улей”).

Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Сжи­маем кулачки. Сту­чим кула­ками друг о друга, чере­дуя руки).

Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Раз­во­дим руками, рас­то­пы­ри­ваем пальцы и шеве­лим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

* * *

Пер­чатка

Весё­лая мышка Пер­чатку нашла, (Рас­кры­ваем ладо­шку, пальцы рас­то­пы­рены (пер­чатка). Пово­ра­чи­ваем руки то ладо­нью, то тыль­ной сто­ро­ной вверх).

Гнездо в ней устроив, (Скла­ды­ваем ладоши “ков­шом”).

Мышат позвала. (Сги­баем — раз­ги­баем пальцы (“зову­щий” жест).

Им корочку хлеба Дала покусать, (Кон­чи­ком боль­шого пальца пооче­рёдно сту­чим по кон­чи­кам осталь­ных пальчиков).

Погла­дила (отшлё­пала) всех (Боль­шим паль­цем гла­дим (“шлё­паем”) осталь­ные (сколь­зя­щим дви­же­нием от мизинца к указательному).

и отпра­вила спать. (Ладони при­жи­маем друг к другу, кла­дём под щёку (спим).

* * *

Поро­сята

(Пальцы рук рас­то­пы­рены; пооче­редно “идём” по сто­лику или коле­ноч­кам каж­дым из пальчиков).

Этот тол­стый поро­сё­нок целый день хво­стом вилял, (Мизинцы).

Этот тол­стый поро­сё­нок спинку об забор чесал. (Безы­мян­ные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поро­ся­ток я люблю (“Фона­рики”).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поро­ся­ток я люблю (Сжи­маем и раз­жи­маем кулачки).

Этот тол­стый поро­сё­нок носом землю ковырял, (Сред­ние).

Этот тол­стый поро­сё­нок что-то сам нарисовал. (Ука­за­тель­ные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поро­ся­ток я люблю (Сжи­маем и раз­жи­маем кулачки).

Этот тол­стый поро­сё­нок — леже­бока и нахал, (Боль­шие).

Захо­тел спать в сере­динке и всех бра­тьев растолкал. (Руку сжи­маем в кулак, боль­шой палец зажи­маем внутрь).

* * *

“Раз­минка”

(Выпол­няем под­ра­жа­тель­ные дви­же­ния в соот­вет­ствии с текстом).

Голо­вами покиваем, Носи­ками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. (При­жи­маем ука­за­тель­ные пальцы к губам).

Пле­чи­ками мы покрутим И про ручки не забудем. Паль­чи­ками потрясём И немножко отдохнём. (Накло­нив­шись вниз, качаем рас­слаб­лен­ными руками).

Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку нож­кой подобьём И сна­чала всё начнём. (Под­пры­ги­ваем на месте в ритме тек­ста. Далее темп ускоряется.)

Голо­вами покиваем, … Пле­чи­ками мы покрутим,…

* * *

“Улитка”

Улитка в домике она сидит, рожки высу­нув, молчит.

(Одна из рук — “цве­то­чек”. Она стоит на столе, опи­ра­ясь на локоть. Пальцы полу­со­гнуты, рас­то­пы­рены. Ладо­шка — чашечка цветка. Вто­рая рука — улитка. Боль­шой, сред­ний и безы­мян­ный пальцы сопри­ка­са­ются кон­чи­ками. Ука­за­тель­ный и мизи­нец вытя­нуты впе­рёд (рога улитки).

Вот ули­точка ползёт (“Улитка” рас­ка­чи­ва­ется из сто­роны в сторону).

Поти­хо­нечку вперёд. (Пол­зёт впе­рёд по столу).

На цве­то­чек заползёт, (“Улитка” запол­зает на “цве­то­чек”).

Лепе­сточки погрызёт. (“Улитка” пооче­рёдно обхва­ты­вает пальцы (“лепе­сточки”) вто­рой руки (“цве­точка”).

Рожки в голову втянула, (Рука (“улитка”) сво­ра­чи­ва­ется в кулак (“втя­ги­вает рожки”).

В домик спря­та­лась, заснула. (Вто­рая рука (“цве­то­чек”) закры­ва­ется, пряча “улитку” в “бутоне”).

* * *

“Весна”

(Пальцы скла­ды­ваем щепот­кой. Качаем ими).

Сту­чат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ков­шом”, под­ни­маем руки вверх, рас­кры­ваем ладони, боко­вые части оста­ются при­жа­тыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. (Дви­же­ния повторяются).

Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Рас­таял весь снежок, (Выпол­няем руками вол­но­об­раз­ные дви­же­ния (пальцы выпрям­лены, сомкнуты, ладони повёр­нуты вниз).

А из под ста­рой травки (Ладони сомкнуты “ков­шом”).

Уже гля­дит цветок… (Ладони рас­кры­ва­ются, боко­вые сто­роны рук соеди­ня­ются, пальцы рас­крыты, полу­со­гнуты (чашечка цветка).

А из под ста­рой травки Уже гля­дит цветок (Дви­же­ния повторяются).

Рас­крылся колокольчик (Руки стоят на столе, опи­ра­ясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна, (Пальцы посте­пенно раз­жи­та­ются, сво­бодно рас­слаб­лены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, зве­нит тихонько, (Качаем кистями рук в раз­ные сто­роны, про­го­ва­ри­вая “динь-динь”).

Динь-динь, при­шла весна. Динь-динь, зве­нит тихонько, Динь-динь, при­шла весна.

* * *

“Зайцы

Руки лежат на столе или коле­нях, пальцы рас­слаб­лены. В соот­вет­ствии с тек­стом при­под­ни­маем пооче­рёдно пару одно­имён­ных паль­цев, начи­ная с больших. Десять серых зайцев Дре­мали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон чело­век с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спря­чемся в кустах!” А двое вдруг спросили: “Он может сде­лать “Бах”?” “Бах” — выстре­лил охотник, (Хло­паем в ладоши). Нажав ружья курок, (Бежим паль­чи­ками по столу или коленям). И десять серых зайцев Пусти­лись наутёк.

По мате­ри­а­лам сайта https://www.razumniki.ru/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]