Подвижные игры, соревнования для детей по пожарной безопасностиматериал (старшая группа) на тему

Не секрет, что пожары чаще всего происходит по причине беспечности людей, а самые беспечные из нас – это дети. Поэтому так важно с самого раннего возраста задействовать игры по пожарной безопасности для детей. Через игру малыши учатся понимать, какие предметы могут загореться и что нужно делать в опасной для жизни ситуации.

В каком возрасте нужно учить правила пожарной безопасности?

Опасности подстерегают человека повсюду. В любой момент может случиться авария, пожар, укус животного и т. д. Взрослый на этот случай имеет определенную модель поведения, а ребенок – нет. Поэтому так важно давать ему знания о возможных угрожающих ситуациях и предметах. Первые уроки дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно». В саду они углубляют эти познания.

Знакомить с правилами пожарной безопасности детей рекомендуется начиная с 3 лет. Сначала проводится серия ознакомительных уроков, которые помогают усвоить, что опасно, а что нет. Дети учатся распознавать пожароопасные предметы и правильно с ними обращаться. Позже, начиная с 4–5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий: «зажженная спичка может привести к пожару в доме, непотушенный костер – сжечь лес».

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля, затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

2. Дидактическая игра «Карточная викторина»

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Как вести себя при пожаре?

В младшем возрасте ребенок не в состоянии потушить пожар и следовать правилам, которые существуют для взрослых.

До 6 лет дети должны знать и соблюдать всего 3 пункта:

  1. Не трогать пожароопасные предметы.
  2. При пожаре как можно скорее уведомить родителей, соседей, воспитателя.
  3. Оставаться в поле зрения взрослых, слушаться их во всем и стараться вести себя спокойно.

В 7–8 лет, когда ребенок уже начинает оставаться без присмотра, ему рассказывают о первых правилах пожарной безопасности:

  1. Если огонь небольшой, попробуй затушить его, набросив плотную ткань, вылив кастрюлю воды или засыпав песком.
  2. Если это не помогло или огонь большой, немедленно покинь опасное место.
  3. Не прячься под кроватью или в шкафу, а по возможности выйди из дома.
  4. Если ты заперт внутри, закрой окна и двери в комнате, где случился пожар. Возьми телефон и закройся в ванной. Заткни все щели и вытяжку.
  5. Как можно скорее позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси это сделать взрослых: соседей, прохожих.
  6. Дым опаснее огня. Если чувствуешь, что начинаешь задыхаться, ляг на пол. Внизу дыма всегда меньше.
  7. Не используй лифт во время пожара – он может отключиться. Спускайся только по лестнице.
  8. Сохраняй спокойствие и не пытайся покинуть дом через окно.
  9. Когда приедут пожарные, слушайся их во всем и не бойся. Они тебе помогут.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

— Назови возможную причину пожара;

-как правильно вызвать пожарных;

— что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

— можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

— что нужно делать, если в доме запахло газом;

— можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

— можно ли поджигать тополиный пух;

— можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

— можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

— что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

— как правильно покинуть задымлённое помещение;

— можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

3.Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Как правильно рассказать ребенку о правилах пожарной безопасности?

Вы можете сколько угодно рассказывать ребенку о безопасном поведении, но вряд ли он запомнит и хорошо усвоит наставления. Основная деятельность детей – игровая. Любую информацию малышам легче донести через игру. В игровом процессе ребенок видит наглядный пример, разыгрывает действия, лучше понимает причинно-следственные связи.

Существует несколько видов игр по пожарной безопасности для детей:

  • Дидактические. Включают в себя игры предметами и карточками, настольные и словесные игры с загадками. Например, нужно накрыть карточку с огнем картинкой с водой или продолжить фразу: «Дым увидел – не зевай и пожарных… (вызывай). «Печку ручкой ты не тронь, если в ней горит… (огонь)».

  • Подвижные. Помогают развить внимательность, ловкость, сформировать модель поведения в угрожающей жизни ситуации.
  • Сюжетно-ролевые. Дети принимают роли пожарных, родителей, детей и решают поставленную задачу.

Излагаемый устный материал рекомендуется подкреплять наглядным примером. Лучше всего подготовить для занятия презентацию с картинками-слайдами. Вместо сухого изложения можно использовать стихи:

«Мама-мышка темной ночкой Гладила костюм для дочки. Отвлеклась она и вдруг Позабыла про утюг. Тут уж дело не до шутки, Вспыхнуло за три минутки. Все в дыму, кругом угар, Вот так случается пожар!»

«У костра играли дети, Куртка вспыхнула на Пете, Заметался он с испугу, Но помог Никита другу: Петю на бок повалил И водой его облил… Забросать землёй пришлось Чтобы пламя унялось. В горящей одежде Бежать запрещается, От ветра сильнее Огонь разгорается!»

Для закрепления материала полезно делать поделки и аппликации. В саду воспитатели поручают родителям вместе с детьми нарисовать предупреждающие плакаты. Можно выполнить поделки из пластилина, цветного картона и других материалов. Пример:

Примеры ролевых игр

Сюжетно-ролевые игры проводят в средней и старшей группе детского сада. Рекомендуемый возраст – 4–5 и 6–7 лет.

  • «Все на выезд». Игроки выстраиваются вдоль стены. В противоположном конце комнаты стоят стулья с амуницией: каской, перчатками, ремнем, шлангом, игрушечной лестницей и огнетушителем. По свистку дети бегут к стульям и надевают снаряжение. Кто быстрее это сделает, побеждает.
  • «Командная работа». Дети делятся на 2 группы и выстраиваются в шеренги. В начале шеренги устанавливается таз с водой и черпаком, в конце – пустой таз. Нужно зачерпнуть воду и передать рядом стоящему игроку. Дети передают черпак с водой по цепочке и выливают в пустой таз. Последний игрок бежит с пустым черпаком в начало шеренги, набирает воду и передает команде. Игра продолжается, пока первый таз не станет пустым. Победителем становится команда, которая передаст всю воду раньше другой. Также берется во внимание количество переданной воды (не слишком ли много ее расплескали).
  • «Огонь добрый или злой?». Каждому ребенку выдается по карточке. На всех карточках разные картинки: приготовление ужина на костре, освещение дома, салют, полет ракеты. А также пожар в лесу, горящий дом, кашляющий от дыма человек, испуганные дети. Перед детьми расположен стенд с 2 нарисованными огоньками – добрым и злым. Ребенку нужно подойти к огоньку в соответствии со своей карточкой и объяснить своими словами, почему огонь добрый или злой. В конце игры взрослый подводит итог: «Огонь и добрый, и злой. Все зависит от того, как с ним обращаться».

  • «Отважные пожарные». Дети разбиваются на пары мальчик-девочка. Девочки садятся на стульчик и играют роль потерпевших от пожара. Мальчики – спасатели-пожарные, которые должны преодолеть полосу препятствий и увести девочку за руку в безопасное место. Пара, которая прибежит обратно первой, побеждает.
  • «Тушение огня». В игре участвуют 2 игрока. Перед каждым на полу рассыпаны 6 красных лоскутков (огоньков) и 10 картинок с предметами, которыми можно потушить огонь. Среди них 4 неверные: бумага, дрова, кукла, надувной шарик. По свистку нужно накрыть «огоньки» правильными картинками. Кто выполнит задание первым, тот победил.

Для сюжетно-ролевых игр на тему пожарной безопасности будет полезно оборудовать уголок с бытовыми предметами: утюгом, плитой, спичками, а также игрушками, альбомом и всем тем, что есть дома. Дети отыгрывают заданный сценарий: «Родители ушли, а вы остались одни дома. Чем будете играть?» Или: «Вы играете в комнате и вдруг услышали запах дыма. Что будете делать?». Можно распределить роли среди детей и поделить их на родителей, пожарных, детей, соседей и т. д.

Дети 3–6 лет в своих играх копируют действия взрослых. И все «взрослые» занятия и предметы вызывают сильный интерес. Не стоит искушать судьбу и держать на видном месте спички, горючие жидкости, свечи, электроплитки и прочие пожароопасные вещи. Не используйте их в играх и регулярно проводите с ребенком профилактические беседы. Полноценное занятие по пожарной безопасности рекомендуется проводить 1–2 раза в год, начиная с 3 лет. В детском саду приглашают пожарных, показывают презентации и играют в игры. Затем уроки ОБЖ проводятся в школе. Детям дают углубленные знания и учат уже правильно обращаться с пожароопасными предметами, а не избегать их.

Игра — эстафета: Веселые пожарные, 1-4 классы

Внеклассное мероприятие. Игра-эстафета «Веселые пожарные» 1-4 классы
Автор: Кабанова Ирина Владимировна Данное мероприятие предназначено для учителей и воспитателей коррекционных и общеобразовательных школ, а также педагогов дополнительного образования.материал поможет в игровой форме продемонстрировать детям важность знания и соблюдения правил пожарной безопасности.
Внеклассное занятие. Игра-эстафета «Веселые пожарные»
Цель игры: пропаганда пожарной безопасности среди учащихся. Реквизит: • Два нарисованных костра по пять съемных языков пламени с вопросами в каждом; • Четыре стула. Четыре ведра (два с водой, два пустых), два стакана; • Карточки со словами из пословиц; • Плакат со словом «ОГНЕТУШИТЕЛЬ», чистые листы, ручки; • Тексты для исправления ошибок; • Карточки с изображением предметов для тушения пожара (огнетушитель, ведро, лопата, топор, песок, покрывало, лишним предметом может быть канистра с бензином, книга, полиэтилен); • Игрушки домашних животных: корова, лошадь, овца, коза, кролик, поросенок, петух, гусь и т.д; • Иллюстрации демонстрирующие пожар, пожарных, плакаты со стихами; • Памятки по пожарной безопасности; • Медальки за участие в эстафете. В эстафете участвуют дети начальной школы. Команды формируются ведущим по ходу действий занятия. Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие наши гости! В своей жизни мы часто слышим слово «пожар», а может кто-то даже наблюдал настоящий пожар и его последствия. Посмотрите на эти картинки, здесь изображения пожаров: горит лес, дом, квартира. Вы знаете, что на помощь всегда приходят люди в касках и специальных костюмах. Как называют этих людей ? (смотрим на изображение пожарного). Пожарные несут свою нелегкую службу днем и ночью. Возникают пожары по различным причинам. Давайте их перечислим. (Учитель показывает картинку и читает стих о возникновении пожара, один из детей отвечает и прикрепляет на доску картинку.) В одних случаях виновата природа, в других техника, человек. Но обидно когда гибнут люди, уничтожается богатство страны, а пожарные рискуют своей жизнью и здоровьем. Подсчитано, что из тысячи пожаров сто возникает по вине детей. Ребята, вы хотите предотвратить возникновение пожара? Хотите быстро и правильно действовать, если начался пожар? Тогда вперед! Наша игра будет сегодня посвящена знаниям правил пожарной безопасности. Она потребует от вас быстроты и ловкости. Мы также проверим, кто из вас самый сообразительный и находчивый. Конкурс «Потуши костер» Ведущий. Ребята, в первую очередь мы проверим ваши знания правил пожарной безопасности. На доске прикреплен нарисованный костер по пять съемных языков в каждом. Каждый участник отрывает один язык с вопросом и отвечает на него. Вопросы на языках пламени: 1. Сколько бы не ел никогда сыт не бывает? (огонь) 2. Ваши действия, если горит сухая прошлогодняя трава. ( Забросать огонь землей, сбить огонь ветками). 3. По какому телефону можно вызвать пожарную помощь? ( 01) 4. Ваши действия, если загорелся жир на сковороде. (Отключить газ , электричество, накрыть сковороду мокрым полотенцем. Нельзя заливать водой) 5. Что предпринять, если человек надышался дымом? (Защитить органы дыхания пострадавшего влажной тряпкой, вынести его на свежий воздух, сделать искусственное дыхание). Эстафета « Кто скорее?» Ведущий. Вы знаете, что пожары в основном тушат водой, и делать это нужно очень быстро. На одном стуле стоит ведро с водой и стакан, а на другом — пустое. Игроки встают цепочкой через 2-3 шага и передают из рук в руки стакан с водой, последний выливает воду в ведро и подает стакан обратно. Выигрывает та команда, которая аккуратнее и быстрее наполнит ведро. Конкурс «Народная мудрость» Ведущий. Наш народ придумал немало пословиц, связанных с огнем и пожаром. Задача каждой команды — составить пословицу из рассыпанных слов. Командам выдаются карточки со словами из пословиц: «ОГОНЬ — ХОРШИЙ СЛУГА, НО ПЛОХОЙ ХОЗЯИН» «С ОГНЕМ НЕ ШУТИ — СГОРЕТЬ МОЖНО» Конкурс «Умники» Ведущий. А сейчас проверим вашу сообразительность. Перед вами чистые листы и ручки. По сигналу вы должны за три минуты составить как можно больше слов из слова «ОГНЕТУШИТЕЛЬ». Участники должны составлять слова — существительные. Конкурс «Загадочный» Всем участникам игры ведущий загадывает загадки. • По деревне прошел – ничего не оставил. (огонь) • Раскаленная стрела дуб свалила у села. ( молния) • От огня происхожу, от огня умираю. ( уголь) • Без рук, без ног – по небу ползет. (дым) • Что никогда не лень делать? ( дышать) • Чего во рту не удержишь? ( кипяток) • Что на свете дороже всего? ( здоровье) • Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? (огню) Конкурс «Будь внимательным» На доске прикреплены карточки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара. Ведущий предлагает выбрать лишние предметы. Конкурс «Исправь ошибки» 1. Если вы почувствовали запах газа в комнате, надо включить электричество и внимательно рассмотреть, из какой конфорки идет утечка газа. 2. Если в помещении дым, то надо спрятаться куда-нибудь в шкаф или под кровать. Чтобы там было легче дышать. 3. Если на человеке горит одежда, ему надо бежать как можно быстрее. Конкурс «Спасите животных» На полу раскладываются игрушечные животные. Двум игрокам завязываются глаза. Задача- собрать большее количество животных. Конкурс «Быстро отвечай» 1. Возник пожар. (звони 01) 2. Комната задымлена. (ползи к выходу) 3. На тебе горит одежда. (падаю, кручусь) 4. Горит электропроводка. (отключи электричество и туши пожар) 5. Горит прошлогодняя трава. (затуши огонь землей) 6. Едкий дым в помещении.( дыши через мокрый платок) 7. Загорелся разлитый на земле бензин. ( затуши песком) 8. Почувствовал запах газа. (проветри помещение) 9. Задымился телевизор. ( выключи из розетки, потом туши) Ведущий Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь- повседневный друг! Но, когда мы небрежны с огнем, Он становится страшным врагом! Каждому классу раздаются медали «Юный пожарный», «Памятки по пожарной безопасности» Фото с мероприятия

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий спортивного внеклассного мероприятия в начальной школе Театрализованное представление для учащихся начальных классов Внеклассное мероприятие во втором классе по теме: «Весна пришла, птички запели!» Сценарий конкурсно-игровой программы для младших школьников «Космическое пространство»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Игра счастливый случай для младших школьников

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]