Ребенок ничего не ест или плохо ведет себя за столом… — это чуть ли не самые обсуждаемые темы в беседах мам и бабушек.
10 советов от психологов, что делать с самыми распространенными «застольными» проблемами.
1. Почему нас так волнует, как он ест? Чаще всего фиксированы на проблемах питания те мамы и папы, для которых в детстве еда тоже была камнем преткновения, которых кормили насильно. Не желая воспроизводить собственный опыт и отказываясь от насильного кормления, они все же сохраняют очень высокую тревожность, как только речь заходит о кормлении ребенка. Они заранее готовы к тому, что у малыша возникнут проблемы с питанием. А если чего-то ждать, то это обязательно появится – даже самый здоровый малыш быстро поймет, чего от него ожидают, и начнет удивлять маму и папу застольными выкрутасами. Единственное, что можно посоветовать родителям в этой ситуации, – расслабиться и убедить себя, а также близких, что ни один ребенок на свете добровольно не уморил себя голодом. Для справки: «По методу Монтессори дети с ранних лет мотивированы к саморегуляции. В случае завтраков и полдников, когда детишки проголодаются, они сами распознают ощущение голода и самостоятельно кушают пищу, дабы утолить чувство голода». Исходя из вышеизложенного, дети не хотят кушать, потому что не умеют «слышать» свой организм и понимать свои потребности. Так же, это может произойти и тогда, когда родители «запихивают» в ребенка еду и не дают ему возможности почувствовать голод.
2. Как быть с хулиганством за столом? Хулиганство за столом – это отличный способ воздействия на маму. Чтобы привлечь внимание, малышу достаточно бросить ложку на пол, закинуть кусок котлеты на другой конец кухни, выплюнуть на стол с любовью приготовленное пюре… Он делает это потому, что знает: мама отреагирует на это (расстроится, разозлится, будет кричать…). Простая задача мамы в такой ситуации — не реагировать. А чтобы кроха не был вынужден добиваться материнского внимания с помощью безобразного поведения за столом, надо, чтобы он мог получить это внимание другими способами. Если ребенок знает, что после еды мама почитает ему, поиграет с ним, то он не будет тянуть время, сидя над тарелкой часами, а также плеваться и кидаться едой. Ритуал кормления с ложечки «больших» детей – своеобразная игра «Я не хочу взрослеть».
3. Как научить ребенка есть аккуратно? Не бойтесь разрешить младенцу есть руками и развозить еду по столу — он не будет так есть всю жизнь. Когда он ест руками, пробует пищу на ощупь, знакомится с ней, то, во-первых, он не теряет пищевой интерес, а во-вторых, развивает нормальную координацию, которая поможет ему потом легко научиться есть красиво, с помощью приборов. Хорошо сажать малыша за стол со всей семьей – во-первых, общие трапезы сплачивают семью, во-вторых, он должен видеть, как едят взрослые. Эти навыки дети буквально «снимают с руки». Ребенку постарше можно специально показывать, как вы держите вилку, нож, как пользуетесь салфеткой. Но, конечно, если в семье никто не пользуется столовым ножом, а суп перехватывают на ходу прямо из кастрюльки, то не стоит ожидать и от ребенка, что он научится есть красиво.
4. А если он отбирает еду у других детей? В гостях ваш малыш бесцеремонно выхватывает все самое вкусное у других детей, порой и у родителей дома? Часто так ведут себя единственные дети в семье, растущие среди большого количества любящих взрослых, которые готовы всем пожертвовать ради малыша. Малыш привык к правилу «все лучшее – детям», а «дети» — это, конечно же, он. Если вы уже столкнулись с такой ситуацией, это – важный сигнал: пора помочь ребенку преодолеть младенческий эгоцентризм. Чтобы впредь не краснеть в гостях за свое чадо, переставайте отдавать малышу все вкусные кусочки. Начните дома распределять еду по справедливости, объясняя: «У нас осталось только одно яблоко. Я очень люблю яблоки, папа тоже. Давай разделим его на три равные части, чтобы никому не было обидно». Добиться соблюдения этих правил от бабушек и дедушек будет труднее – но тоже возможно.
5. Можно ли заставлять ребенка есть? Нет, нельзя. Насилие – это насилие, даже если оно прикрывается благими побуждениями. Проблем от кормления через силу в любом случае будет больше (начиная с избыточного веса, с которым дочь или сын будет мучительно бороться всю жизнь). Наверняка у вас есть знакомые, которые не могут вовремя остановиться за столом и объедаются до полного изнеможения? Естественные чувства голода и сытости у них просто «отбиты» — ведь их потребность в пище удовлетворялась еще до того, как возникало желание есть. Лишний вес – это то, что сразу бросается в глаза, но он – лишь малая часть проблем жертв родительского пищевого насилия. Тот, кого кормили против воли, не знает своих желаний, плохо ощущает границы своего тела и своей личности и легко может оказаться жертвой всех видов насилия (физического, сексуального, психологического).
6. Как накормить консерватора? У детей бывают свои “пунктики”, и это нормально. Малыш может требовать макароны на завтрак, обед и ужин и отказываться от всех остальных блюд. Если не делать из этого трагедию и варить ему эти макароны три раза в день, то через 1-2 недели любимое блюдо надоедает даже самым упрямым. И появляется новая страсть, и в этом нет ничего страшного: ребенок чаще всего знает, что нужно его организму в данный момент. Если вы очень волнуетесь, как бы такая “монодиета” не повредила здоровью, можно в это время давать малышу витамины. Также имеет смысл всегда подкладывать ему на тарелку маленькие порции других продуктов, но не в коем случае не заставлять съедать их (и никаких уговоров “Ты только попробуй!”). Можно во время еды его чем-то отвлечь, тогда он может и позабыть о «нелюбимом» блюде.
7. Рвота за столом – это опасно? Рвота за столом (если ребенок здоров и речь не идет о расстройстве желудка) имеет психогенную природу. Обычно этот механизм включается как реакция на насильное кормление. Ребенка заставляли есть, и однажды его стошнило. Естественно, родители заволновались, прекратили кормить. Ребенок делает вывод: оказывается, рвота – это хороший способ избавиться от мучений за столом! Тогда он начинает нарочно вызывать у себя рвоту в ответ на «застольное насилие», а затем и на другие неприятные родительские требования или запреты. Но очень быстро психогенная рвота становится непроизвольной. Она превращается в рефлекс – привычную для ребенка реакцию на любую дискомфортную ситуацию. Это серьезная проблема, здесь необходима помощь детского психолога, а, возможно, и детского психиатра. Конечно, если ребенок отказывается от еды, то в нашей власти как-то воздействовать на него: можно устроить замечательное шоу (мама читает сказки, дедушка заставляет домашнюю собачку прыгать через обруч, папа танцует в красных трусах) и накормить ребенка тем, чем мы хотим. Но еда, скормленная ребенку при помощи подобных манипуляций, не пойдет ему на пользу. Ребенок никогда не отказывается от еды просто так: его инстинкты еще не задавлены, он знает, что ему нужно. То, что съедено с аппетитом и с удовольствием, пойдет впрок. То, что с насилием (а уговоры и манипуляции – это тоже скрытое насилие) – никогда. Мы получим аллергию, гастрит, язву, проблемы с кишечником – и психологические проблемы в придачу. Часто можно слышать, как мамам дают советы: чтобы заинтересовать ребенка нелюбимым блюдом, украсьте тарелку, накормите из необычной посуды, красиво и неожиданно оформите еду… Но все, что требует таких изощрений и таких трудов, скорее всего, этих трудов не стоит. И я бы посоветовала мамам расслабиться по поводу того, что и сколько едят их дети, и переключить свою творческую энергию в какое-нибудь другое русло.
8. Ребенок не кушает в саду, но дома ест отлично или начинает капризничать за столом после посещения детского сада. В случае, когда ребенок не захочет есть не только в садике но и дома, следует обязательно обратиться к врачу педиатру. Это может быть «симптомным» предвестником определенного заболевания. Если ребенок не хочет кушать некие блюда, просто потому что их не любит, можно ПРИ РЕБЕНКЕ сообщить воспитателю, что ваш ребенок не обязан есть все подряд. Вы же понимаете сами, что кормление «из-под палки» приведет однозначно к психологическим проблемам как сегодня, так в будущем. И не переживайте, что ребенок останется голодным! Лучше небольшой голод, который вы утолите в домашних условиях, чем насилие над ребенком! Следует заострить внимание и на том, что приносить в сад собственную еду все же не стоит (исключение: аллергии, врачебная диета). Детский сад – это групповое воспитание, поэтому воспитателям будет сложно объяснить остальным детям, что ему можно, а нам нельзя. Такая ситуация спровоцирует скорее зависть, чувство несправедливости и т.д. Подумайте, а не происходит ли с вашим ребенком что-то травматическое. Дети, можно так сказать, чувствуют интуитивно происходящие конфликты и раздоры между своими родителями. И это тоже может отразиться как симптоматическое поведение в виде «саботирования» еды в саду. Случается и так, что ребенок начинает капризничать за столом после посещения детского садика. В большинстве случаев так происходит вследствие его природной наклонности имитировать детей и взрослых из своего окружения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в голосе вашего чада вы слышите совершенно несвойственные ему нотки. Другими словами, если вы видите, что ребенок отказывается есть не вследствие плохого самочувствия или каких-либо серьезных причин, а только из-за подражания кому-либо из группы, не бойтесь оставить его без обеда или ужина. Наверняка ваш малыш быстро поймет свою ошибку и постарается ее исправить.
9. Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению. Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского коллектива. Чем младше ребенок, тем тяжелее переносит он этот переход. Период адаптации к детскому дошкольному учреждению у разных детей продолжается от 3 недель до 2—3 месяцев и часто сопровождается различными нарушениями в состоянии их здоровья. Рассматривая организацию питания детей, мы особенно обращаем внимание на особенности питания ребёнка в период адаптации. Переход ребёнка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем младше ребёнок , тем труднее ему адаптироваться в коллективе. Часто в это время нарушается сон, ухудшается аппетит, снижается общая сопротивляемость организма к заболеваниям. Правильная организация питания в этот период способствует ускорению адаптации ребёнка в коллективе. Мы взяли за правило, обязательно проводим родительские собрания будущих воспитанников, где одна из тем это организация режимных моментов, организация питания. Беседуем с родителями о том, что нужно приучать во первых к режиму приема пищи, а во вторых к тем блюдам которые часто дают в детском саду. Детей, которые не приучены, есть самостоятельно, нужно подкармливать и наоборот, если ребёнок в этот период отказывается от пищи ни в коем случае насильно не кормить, это ещё больше усилит негативное отношение к детскому саду. В первые дни пребывания ребенка в детском учреждении нельзя резко менять стереотип его поведения, в том числе и сложившиеся у него привычки в питании. Ребенку не следует предлагать необычные для него блюда. Если у него имеются какие-то особые привычки в питании (даже отрицательные), не надо стараться сразу их менять. Если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, воспитатель или младший воспитатель первое время кормит его. Некоторых детей, трудно привыкающих к коллективу, можно кормить за отдельным столиком или после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно: это еще больше ухудшит отрицательное отношение малыша к коллективу. Для повышения защитных сил организма детям в период адаптации дают более легкую, но полноценную и обогащенную витаминами и минеральными веществами пищу, предлагают во время еды соки или фруктовые пюре, чаще используют кисломолочные напитки. Можно маскировать некоторые блюда теми продуктами, которые ребенок ест более охотно. Из беседы с родителями воспитатель выясняет, какую пищу ребенок ест охотнее всего.
10. Вредная еда. Сегодня много говорим о приобщении детей к здоровому образу жизни, и в частности о сбалансированном питании. Почему же так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба — сухарики из пакета? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребёнка, и у его родителя образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребёнка быть «как все» в большинстве случаев подавляет голос разума. Проблема в том, что он к ним привыкает и вместо того, чтобы выпить стакан молока, съесть котлету или мясо, рыбу, картофель с овощами, перекусывает чипсами, нарушая аппетит. Чипсы довольно калорийны, за счёт чего подавляют активность пищевого центра, и ребёнок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды. Поэтому при правильно организованном питании детей дома возможно ограничить употреблении ребёнком «вредных» продуктов. Многие дети отказываются от мяса — например, домашних котлет, а вот сосиски готовы есть трижды в день. Почему у детей такая любовь к этим продуктам? Дети любят крайние вкусовые ощущения — сладкое и солёное, с удовольствием ели бы селёдку и заедали пирожным или шоколадкой. Сосиски мягкие, солёные, их не надо жевать — вот что подкупает детей. В среднем дошкольнику достаточно полутора литров жидкости в сутки, с учётом соков, чая и супов Можно ли детям газированные напитки? Газированные напитки в большом количестве не полезны не только детям, но и взрослым, на этом настаивают гастроэнтерологи, диетологи, стоматологи и другие. В чём причина плохого аппетита и что делать, если ребёнок отказывается есть? Если дошкольник отказывается от какого-то блюда, то, вероятно, он его просто не распробовал. Предложите в другой раз. Не забывайте, что вкусовые пристрастия и культура питания формируются постепенно. Если же речь идёт о том, что ребёнок отказывается от пищи вовсе, то это действительно серьёзная проблема, требующая срочного вмешательства врачей, в том числе и психолога. А если в семье — у ребёнка, склонного к полноте, хороший аппетит? Но во многих семьях укоренилась традиция наиболее вкусную и питательную еду готовить к вечеру. К полноте может приводить и постоянное включение в меню таких продуктов и блюд, как макаронные изделия, жирное мясо, сметана, сдобная выпечка, сладости. Профилактику ожирения следует осуществлять с раннего детства. Рациональное питание должно исключать и голод, и переедание. Для снижения аппетита полных детей следует кормить 6-7 раз в сутки, чтобы перерывы между едой составляли не более 2,5-3 часов, при этом необходимо соблюдать показанный по возрасту суточный и разовый приём пищи. Чтобы ребёнок не ощущал голода, можно предложить ему большую порцию низкокалорийной пищи. Рациональное питание полных детей предусматривает снижение калорийности суточного рациона, в котором увеличивается доля овощных салатов и гарниров, белковых блюд из нежирного мяса, птицы, рыбы, нежирного творога. Молоко лучше заменить кефиром. Ограничить потребление сметаны, жирных сыров, а также круп и макаронных изделий. Из первых блюд предпочтение нужно отдавать овощным (борщу, овощным супам и т. д.). Можно приготовить молочный суп с небольшим количеством гречневой, овсяной крупы. Завтрак и ужин полных детей должен состоять из овощей, приготовленных различными кулинарными способами.
Зарубежные ученые, занимающиеся исследованиями пищевых добавок, установили, что многие из них оказывают влияние не только на рецепторы языка, но и на центры восприятия вкуса в мозге, формируя стойкое влечение. И это гораздо серьезнее, чем мы склонны считать. Потому что у ребенка, которому часто покупают чипсы, шоколадные батончики, гамбургеры или сильногазированные напитки возникает зависимость, которую отчасти можно сравнить с алкогольной или никотиновой у «взрослых». Пару лет назад в школьных буфетах запретили продавать чипсы, сильногазированные напитки, сухарики, орешки и другие продукты, которые содержат синтетические красители, ароматизаторы, подсластители, усилители вкуса и консерванты. Но, по сути, это мало что меняет: подсевшие на «иглу» вкуснятины дети, все то же самое покупают теперь в ларьках и магазинах. Дошколята тоже не желают отставать от старших сестер и братьев, вымогая у родителей полюбившиеся «вкусности», а мы часто идем у собственных детей на поводу, отмахиваясь от назойливых предупреждений контраргументом: все едят – и ничего. Нехорошая компания Действительно – ничего. Ничего хорошего. Зато минусов – через край. Например, пищевые красители, которые добавляют во многие сладости и газировку порой провоцирует у детей развитие гиперактивности. В сильногазированные напитки часто входит ортофосфорная кислота, которая может вызвать микроожоги слизистой желудка. Не говоря о том, что изобилие в них сахара провоцирует не только кариес, но и полноту. В чипсы со вкусом сыра, бекона и т. д. добавляют ароматизаторы, хотя производители скромно пишут на пачках – «идентичные натуральным»
Игры по питанию для детей и родителей.
Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Итак, играем.
Игра “Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)
Игра “Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь. Например: Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу. Продавец. Это молоко! Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.
Игры-загадки.
• Придумай фрукты (овощи) на заданную букву. • Назови овощи только красного цвета. • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…). • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…). • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред. • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.) • Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…). Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.
Игра «Витаминное угощение» Цель: С помощью вкусовых ощущений определить название продукта. Оборудование: платки для завязывания глаз, блюдца с нарезанными кусочками: яблока, лимона, апельсина. Правила игры: На блюдцах разрезаны фрукты. Каждому ребёнку завязывают глаза и предлагают открыть рот. В рот кладут кусочек яблока, потом кусочек лимона, затем кусочек апельсина. Дети должны отгадать фрукт и объяснить, как они отгадали. Речь с движением «Винегрет». Мы купили овощи Ребенок протягивает обе руки вперед, показывая овощи. Всем на загляденье. Приготовим винегрет- Гладит живот по часовой стрелке. Просто объеденье. Сварим свеклу и картошку, Одна рука изображает кастрюлю. Сварим сладкую морковь, Называя овощи, ребенок кладет их в кастрюлю. Лук мы быстро чистим, режем, Имитирует движения. Чтоб заплакать не пришлось. Качает головой. А соленый огурец Имитирует движения. Мы нарежем под конец. Маслом винегрет польем И на стол его несем. Пальчиковая гимнастика «Варим щи». Наберем сейчас для щей В огороде овощей. Ребенок стучит пальчиками по столу. Вот капуста и картошка, Загибает (разгибает) пальцы на руке, перечисляя овощи. Вот морковка, лук, томат. Моем, Имитирует движения или загибает (разгибает) пальцы на руке. Чистим, Режем, Варим И в тарелку наливаем. Вкусным щам наш папа рад! Игра «Люблю – не люблю» Цель: развитие воображения и мимических движений. Описание игры: Воспитатель, а затем дети называют разнообраз- ную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отно- шение к данному продукту или блюду. Дидактическая игра «Накрываем на стол» Игра проводится в кукольном уголке. Логопед предлагает детям накрыть стол для обеда: — Очень вкусно пахнет щами, Кто обедать будет с нами? «Обедают» кукла Катя, мишка и зайка. Дети выполняют поручения логопеда: — Поставь тарелку (положи ложку) кукле Кате (мишке, зайке). — Порежь хлеб ножом. — Налей щи в тарелки. — Разложи салфетки. — Раздай хлеб гостям. Затем дети вспоминают, кто что делал: — Я наливал щи в тарелки. — Я резала хлеб ножом. — Я поставил тарелку Кате. И т.п. Дыхательное упражнение «Горячий суп» У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Прежде чем «съесть» суп из ложки, дети дуют на него.
Дыхательное упражнение «Вкусный запах» Взрослый дает каждому ребенку понюхать кусочек апельсина. На выдохе ребенок произносит: «Как пахнет!»
Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»
Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»
Разработала воспитатель Борисова Е.Н.
«Не буду, не хочу, не нравится!»
– говорят сквозь слезы дети, когда речь заходит о приеме пищи в
детском саду
. Слишком часто воспитателям приходиться сталкиваться с нежеланием малышей вкушать блюда, приготовленные опытными поварами-профессионалами. И причина этого вовсе не в поварах. Причину, пожалуй, надо искать в семье
ребенка
.
Чаще всего ситуация оказывается до банального проста – дело в том, что домашняя еда очень отличается от пищи, которой кормят детей в детских садах
. Малышам бывает трудно перейти от бабушкиных отбивных из куриной грудинки на рыбные котлеты и гарнир из отварной моркови, и поэтому они отказываются кушать.
Некоторые дети только в детском саду
узнают вкус пшенной и геркулесовой каши, фасолевого и горохового супа. Дома такие блюда просто не готовят. У некоторых детей появляется даже рвотный рефлекс на какое-то блюдо. Можно даже составить статистику, какую еду дети едят в
саду
, а какая практически у всех остается нетронутой.
В этом случае стоит провести беседу с родителями, если они заинтересованы, чтобы ребенок
хоть что-нибудь съедал, они прислушаются.
Родителям можно посоветовать включать в меню следует только те блюда, которые дети употребляют в детском саду
, ибо в большинстве случаев домашняя пища сильно отличается от
детсадовской
. Если в свое время
ребенок
будет употреблять в пищу борщ, запеканку и кисель дома, то, вероятней всего, он будет
есть
это с удовольствием в
детском саду
. Также важным является сам способ приготовления пищи. В
детских
садах еда не содержит большого количество приправ, жиров и различных специй. Следовательно, родителям следует готовить такую пищу, тем более что изобилие приправ и специй не самым лучшим образом влияет на пищеварительную систему.
Есть
еще несколько причин, по которым
ребенок не ест в детском саду
.
Это может быть скрытый протест против воспитателя (который не нравится, против сверстников (с которыми ребенок не может найти общий язык)
и даже против родителей
(которые заставляют идти ребенка в детский сад)
. Причиной может быть элементарное упрямство. Чем больше уговариваешь
ребенка
, тем обратнее результат, стоит только не обратить внимание, как он сам начинает
есть
.
Одной из причин может быть подражание, когда по каким-либо причинам одному из детей позволяется не садиться за стол.
Очень часто родители при ребенке говорят
, чтобы
ребенка не заставляли есть
, что
ребенком
понимается как одобрение его плохого аппетита.
Бывает, что малыш отказывается есть
из-за неаппетитного вида блюда, например, гороховой каши, заляпанной скатерти.
Примеры сервировки стола и оформления блюд. (Презентация к консультации)
Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на недостаточности их аппетита, говорить об этом в их присутствии. Не следует упрашивать, задабривать и уговаривать есть
. Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внушением, примером сверстников, игровыми приемами.
Но в желании воспитателя и родителей накормить ребенка
очень важно не навредить
ребенку
, не перейти тонкую грань, когда забота превращается в насилие.
Стоит ли насильно заставлять ребенка есть
?
Родители стремятся скормить ребенку
содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «За маму, за папу, за бабушку. » до жесткого «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом.
— Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении
, — рассказывает
детский психолог
, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. — Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.
Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка
больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки. Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли
есть
.
Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил
этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на
консультацию со своим вторым ребенком
. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней «войны за столом».
Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть
, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.
Эту девочку заставляли есть не только дома
, но и в
детском саду
, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами — от страха перед очередной «пыткой едой». Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.
Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения — они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.
Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка
и его взаимоотношений с родителями. Став старше,
ребенок
, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.
Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.
Вообще-то человеческий организм — это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т. п. Заставлять ребенка есть
в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.
В любом случае воспитатели в этом вопросе должны индивидуально подходить к каждому ребенку
, совместно с родителями выявляя причину плохого аппетита, нежелания
есть
.
Примеры игровых вариантов.
«Королева Стола и король»
. Корона надевается
ребенку
, который лучше всех поел.
«Почетный стол»
на этом столе должна быть более нарядная скатерть, красивая посуда.
Медаль «За самую чистую тарелку»
Игра «Ресторан»
Можно договориться с малышом о простом правиле: «Если не хочется есть
, съедаешь столько ложечек, сколько тебе лет».
Некоторые дети только в детском саду узнают вкус пшенной и геркулесовой каши, фасолевого и горохового супа. Дома такие блюда просто не готовят. А что еще не готовят дома, какую еще здоровую пищу не пробовала современная детвора?
Большинство детей, которые поступают в детский сад, умеют есть самостоятельно. Но приходят и такие дети, которые беспомощно сидят за обеденным столом, не зная в какую руку взять ложку. Они смотрят с обидой на воспитателя и няню, не спешащих покормить их с ложечки. В первое время приходится докармливать с ложки этих новичков. Воспитатели отдельно занимаются с такими детьми, постепенно приучая держать ложку. Малыши быстро осваивают навыки самостоятельной еды, глядя на сверстников. Слова одобрения со стороны воспитателей ускоряют этот процесс.
Самой большой проблемой питания вновь прибывших в садик детей является проблема отказа от здоровой пищи. Дети не приучены ее есть. У некоторых малышей появляется даже рвотный рефлекс на новое блюдо. Если ребенок отказывается от какого-либо блюда, не настаивайте на его употреблении сразу. Можно предложить поглядеть на деток, которые хорошо кушают блюдо. Предложите ему тоже съесть этот продукт, но только очень маленькую порцию. Постепенно ребенок привыкнет к пище, будет съедать полную порцию. Но на это потребуется время.
Все закладывается в семье. Родители должны научить своего ребенка владеть ложкой, приучить есть самостоятельно, разнообразить рацион питания дома. Если в домашних условиях малютка будет самостоятельно есть здоровую пищу, то в детском саду никогда не возникнет проблема с питанием.
Тренинг для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста» — презентация
Тренинг для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста»
Что такое адаптация?
Решение проблемных ситуаций, задач. Задание: определите степень адаптации у этих детей. Задача 1 Максим (2 г.), придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра.
Решение проблемных ситуаций, задач. Задание: определите степень адаптации у этих детей. Задача 2 Александра (2г. 3м.) первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и спрашивала: «где мама?». За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать что они делают, но с ними не играла. Через 3 недели стала сама есть, играть с куклами. На 4 неделе заболела, не было 8 дней, без осложнений.
Решение проблемных ситуаций, задач. Задание: определите степень адаптации у этих детей. Задача 3 Лена (2г.5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать — кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет.
Решение проблемных ситуаций Проблемная ситуация 1 Маша (1г. 8 мес.) и Аня (2г. 9 мес.) играют рядом. Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши. Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации?
Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация 2 Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. «Я сам!» — протестует ребенок. Перед нами кризис двух лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка — он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены.
Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация 3 Ребенок с трудом оторвался от матери, громко плачет.
Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация 4 Родители Тани часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации: Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат. Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации. Называть ребенка ласковым именем, как дома. Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче. Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.). При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку. Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка :). Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением). По рекомендации врача можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав. Ароматерапия — при условии что у детей нет аллергии. Использование игр на сближение детей друг с другом. Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
Мой детский сад
Автор: Шпет Мария Сергеевна, педагог – психолог, МАОУ СОШ N 30 ДО г. Томска.
Пояснительная записка
Актуальность
Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.
Цель программы: повышение сплоченности коллектива
Задачи:
- Улучшение эмоционального состояния педагогов
- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
- Снятие эмоционального напряжения педагогов
Ход тренинга
Педагог – психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.
Игра «Волшебная шляпа»
Психолог: Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Упражнение «Узнай рисунок»
Педагог – психолог:
Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по – другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».
После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:
- Каков этот человек?
- Кто это может быть?
Участники угадывают автора рисунка. После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его сорвать цветок и закончить начатое предложение.
Упражнение «Цветок»
На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить: Я горжусь… Больше всего я хочу… Человек, которым я восхищаюсь – это … Больше всего я люблю… Я мечтаю… Три места, где я жил.. Три вещи, которые мне нравятся… Три вещи, которые мне не нравятся… Мое хобби… Вы еще не знаете обо мне, что я..
Упражнение «Я такой же, как ты»
Педагог – психолог: Предыдущее упражнения, привело меня к мысли, что мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.
Упражнение «Узнай через прикосновение»
Психолог: Как Вы считаете, мы узнали друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов) Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и «нет в случае ошибки».
Упражнение «Сердце коллектива»
Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)
Упражнение «Чему я научилась»
Педагог – психолог: Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.
Список использованной литературы:
- Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение – Москва : Сфера, 2005. – 60 с.
- Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
- Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
- Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
- Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
- 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.