Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «К нам весна шагает…»
Познавательное занятие на тему: «К нам весна шагает…». Подготовительная группа.
Программное содержание: — вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи. Формировать умение воспринимать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своих высказываниях. Расширить представления детей о ранней весне. Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
Ход занятия
Организационный момент Все мы дружные ребята, Мы ребята — дошколята. Никого не обижаем, Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло. Воспитатель: Ребята, если вы правильно решите эти примеры, то вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии. Дети подставляют буквы и читают слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А как вы понимаете выражение: «Идет Весна!» Дети: 1. С середины марта, с первых проталин можно заметить появление весны. Ещё лежит снег, ничего не изменилось, но все равно изменяется всё в природе. На улице стоят голые деревья. Может идти снег, может капать с крыш, может быть хмурыми дни. 2. Если появляется солнце, то оно светит так ярко, что иногда просто больно глазом. Воздух прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко — голубое. Воспитатель: Вот и к нам заглянуло солнце, но лучиков мало. Почему? (Выслушиваем ответы детей). Я думаю, если вы, ребята, расскажите больше весенних признаков, то лучиков у солнца появится больше. Дети: 3. Беседа по теме. — Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? — Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает. — Скажем ей: «Здравствуй, Весна!» А какие месяцы Весна с собой привела? — Назовите по порядку весенние месяцы? — Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей: — Днём стало пригревать солнце. — Стало теплее, день стал длиннее. — Снег потемнел, стал таять. — Появились первые проталины. — Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны. — Побежали, зазвенели ручьи. — Возвращаются перелётные птицы. Еще мы все тепло одеты — В фуфайки, в ватные штаны… А все-таки весны приметы Во всем, во всем, уже видны. — Какие приметы ранней весны вы знаете? Предполагаемые ответы детей: — Грач на горе – весна на дворе. — В марте и курица из лужи напьётся. — Весна и осень — на дню погод восемь. — Почему так говорят: «Весна и осень — на дню погод восемь». Игра «Скажи со словом «весенний». Я говорю слово «погода», а вы мне отвечаете «весенняя погода» и т.д. (бросаю мяч ребенку и говорю слово). Слова: день, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы, веснушки.
Физминутка.
Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать, Капля раз, капля два, Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки, Их попробуй, догони!
Игра на внимание. Я называются месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то – приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём. Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь. — А вы знаете, сколько месяцев продлится весна? А сейчас “Доскажите словечко”. Прошла зима И каждый рад. Спешит весна, И месяц … (март!) За ним другой стучится в дверь, И называется … (апрель!) И третий месяц вспоминай, Как называется он? … (май!) Воспитатель предлагает детям послушать пение птиц (аудиозапись). — Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы) — Как называются эти птицы? (Перелетные) — Почему их называют перелетными? — А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)
Физминутка.
Подвижная игра “Зимующие и перелетные”. — Давайте отдохнём и поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши. Грач, клёст, снегирь, скворец, ласточка, синичка, воробей, жаворонок, журавль. — Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья. Воспитатель: Солнце ласково смеётся. Светит ярче, горячей, И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей. — Затекли шумные ручейки в норки, берлоги. Кого они разбудили? (ответы) – показ картинок (медведь, ёжик, барсук)! А что ещё весной просыпается? Растения. — Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде) -Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний) -Из-под снега расцветает Раньше всех весну встречает (подснежник) бывают синие и белые -Как звали героиню произведения Н. Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница) медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели) — Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов) — Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения. Охрана растений. — Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Цветок на лугу я сорвал на бегу, Сорвал, а зачем – объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял, А сколько бы он на лугу простоял? — Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок) Молодцы! — А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. 1. После какого времени года наступает весна? Лето. Зима. Осень. 2. Как в народе называют весну? День года. Утро года. Ночь года. 3. Кто плачет только весной? Дети. Сосульки. Взрослые. 4. Что происходит со льдом на реке весной? Ледопрыг. Ледобег. Ледоход. 5. Какие птицы прилетают весной первыми? Ласточки. Соловьи. Грачи. 6.Что появляется на полях, когда тает снег? Проталинки. Заталинки. Обталинки. Работа по картине И. Левитана «Весна. Большая вода». Воспитатель показывая детям картину «Весна. Большая вода». Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник И. Левитан. Он писал картины, на которых изображал родную природу: стройные березки, реки, небо. Картины И. Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Сегодня мы с вами рассмотрим его картину «Весна. Большая вода».
В о п р о с ы: 1. Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? 2. Что художнику кажется интересным, красивым? 3. Почему Левитан так назвал свою картину – «Весна. Большая вода»? Работа по карточкам «Зачеркни то, чти не относится к весне»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу» Сценарий познавательного путешествия-знакомство «Электричество и электроприборы» для детского сада Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему: Зима Конспект НОД для детей средней группы «Геометрический калейдоскоп»
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по теме «Юные экспериментаторы»
Беседа на тему «Дождь» в старшей группе
Беседа на тему «Пруд» для детей подготовительной группы
Беседа о лесе в детском саду в старшей группе
О пшенице для детей старшей группы
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ на тему: Весна
Занятие в подготовительной группе «Мы – молодой весны гонцы!»
Автор: Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени. Описание: Данная разработка может быть интересна и воспитателям детского сада и учителям начальных классов. Видеоматериалы интересно было подобрать самой. Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе и искусству. «Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить…» А.Н. СладковЗадачи: Расширять и систематизировать знания о перелётных птицах. Расширять представления дошкольников об изменениях в природе весной. Воспитывать уважительное отношение к природе. Учить видеть красоту весенней природы. Продолжать учить замечать красоту весенней природы в музыке, живописи, поэзии.
Ход занятия
Воспитатель: Наступает весна, и с появлением первых проталин перелётные птицы из тёплых стран возвращаются домой. Какие же птицы возвращаются самыми первыми?
Использование слайдов презентации:
1. Ребёнок: Похож я на ворону, Но клюв мой побелей. Шагаю вслед за трактором В поисках червей. Ворона нервно «карркает», А я солидно — «крра». Ворона – одинокая, А у меня – Семья. (Грач)
Воспитатель: С появлением первых весенних проталин прилетают грачи. Бродя вдоль подтаявших дорог грач роется в конском навозе, выбирая семена овса. На проталинах ищет семена прошлогодних трав. С началом пахоты шагает вслед за трактором, выискивая земляных червей, жучков и личинок. Белым клюв у грача стал от постоянного ковыряния в земле. Грачи селятся колониями. В грачовниках может быть до 300 гнёзд. Воспитатель: Давайте послушаем голоса грачей. 2. Ребёнок: С ледоходом прилетаю, Ледоломкой называют. Легко и быстро бегаю, Хвостиком трясу. И песню мелодичную «Цивит, цисс, сисс» пою. (Трясогузка)
Воспитатель: В средней полосе России белая трясогузка прилетает в конце марта, самом начале апреля. Трясогузку можно заметить на деревьях и на крышах домов. Сначала, как правило, находятся возле реки, могут даже перелетать с одной плывущей льдины на другую. Позже перекочёвывают в парки, скверы. Питается в основном насекомыми, реже ягодами и семенами. Воспитатель: Давайте послушаем голос трясогузки. 3. Ребёнок: Ещё снег не сошёл, мы уже прилетаем. Легко над реками, озёрами парим. Серебристо – белые на волнах качаемся. Рыбой, насекомыми с радостью питаемся. (Озерная чайка, или речная, или обыкновенная)
Воспитатель: Озерная чайка, или речная, или обыкновенная, или мартышка прилетает очень рано. в начале апреля, когда не сошёл весь снег, а к концу апреля уже встречаются гнезда с кладками. Прилетела чайка – пришла на озеро весна. Размах крыльев у неё около метра, голова весной и летом – тёмно – коричневая, спина и крылья – светло — серые, клюв и ноги — тёмно-красные, широкая белая полоса в верхней передней части крыла и чёрная узкая в задней части крыла. Воспитатель: Давайте послушаем голоса чаек. 4. Ребёнок: С небольшою стайкой, построенной рядком, Прилетаю с юга раннею весной. Тупыми, широкими крыльями Взмахну под особым углом И с сальто, и качкой, и «штопором» В воздухе справлюсь легко. (Чибис, или пигалица)
Воспитатель: Прилетают первые чибисы очень рано в конце марта — первой половине апреля. Чибис хорошо знаком не только сельским жителям, но и многим горожанам. Заметив человека чибис встречает его вопросительным криком «пи-и-вит, пи-и-вит», похожий на слова «чьи-вы, чьи-вы». Весной же чибис кричит «кыбы-кууыб, кыбыы-куууыб». Питается чибис преимущественно жуками и их личинками. В конце апреля появляются свежие кладки яиц. Воспитатель: Давайте послушаем пение чибиса. 5. Ребёнок: На льду – полынья. Там найду зелень я. Голова – большая, хвост – короткий, А клюв – большой и плоский. (Кряква, или кряковая утка)
Воспитатель: В начале апреля, когда водоёмы ещё покрыты льдом, кряквы держатся на полыньях. Питаются перезимовавшими зелёными растениями. В конце апреля в гнёздах появляются яйца. Селезень носит свой брачный наряд всю зиму и весну, до начала летней линьки. Питается растительной пищей (ряской, роголистником и др.), а также мелкими водными животными (рыбой, беспозвоночными, насекомыми, лягушками). Воспитатель: Давайте послушаем голос кряквы.
Подвижная игра «Перелёт птиц»
Описание игры: Дети – птицы стоят врассыпную на одной стороне комнаты. По сигналу воспитателя «Птицы вылетают» — дети — птицы летят, подняв руки в стороны. По сигналу «Буря» — птицы приседают, прикрывая руками головы, скрываясь от бури. Когда воспитатель говорит, что «Буря прекратилась», дети – птицы продолжают свой путь. (Можно подобрать музыку для «перелёта» и «бури»). 6. Ребёнок: Увидишь его у крыльца – Значит весна пришла. Как настоящий артист, Любые звуки, песни птиц повторит. (Скворец)
Воспитатель: Скворцы возвращаются обычно в конце марта — начале апреля. Скворец – пересмешник. Его песни состоят из собственных длинных мягких «скворчащих» звуков, песен, заимствованных от других птиц, голосов животных и других звуков. Скворцы длинными клювами выбирают из земли разных червячков, личинок, куколок. Зимой кончики перьев истачиваются, поэтому появляются многочисленные белые, кремовые крапинки. После весенней линьки оперение скворцов опять становится монотонно-бурым. Воспитатель: Давайте послушаем пение скворца. 7. Ребёнок: Я житель лугов и полей. В лесу ты меня не найдёшь. Я знаменитый певец — Пою высоко над землёй. (Жаворонок)
Воспитатель: Полевые жаворонки – самцы прилетают первыми, чтобы занять первые проталины, там они собираются группами и греются на солнце. Позднее прилетают самки и начинают искать наиболее удобное место для гнездования. Самец занимается охраной и пением. Молодой самец может петь по 8 часов в сутки. Полевые жаворонки ранней весной поедают прорастающие семена различных трав и злаковых растений. Позднее пополняют рацион различными насекомыми. Благоприятная погода позволяет полевому жаворонку делать два вывода птенцов. Ребёнок: Стихотворение В. Жуковского «Жаворонок». На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны. Воспитатель: Давайте послушаем пение жаворонка. Воспитатель: Ранняя весна вдохновляет художников на написание весенних пейзажей. На них: пробуждение природы от зимнего сна, воздух прозрачен, тающий под лучами яркого солнца кристально – белый мартовский снег, деревья бросают на него свои длинные синие тени. Художники описывают весну красками, а композиторы звуками. Сейчас мы будем смотреть красивые весенние мартовские пейзажи русских художников, и наслаждаться музыкой П.И. Чайковского. Ребёнок: Аполлон Майков Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. Слушание музыки и просмотр слайдов:
«Песня жаворонка». Март. Из цикла «Времена года»
.
Итог занятия
Воспитатель: Какие птицы прилетают самыми первыми из тёплых краёв? Какую музыку мы слушали? Ребёнок: Михаил Дудин Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!
Презентация на тему: Мы – молодой весны гонцы!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в подготовительной группе на весеннюю тематику с использованием ИКТ «Прогулка по ве Конспект занятия на тему: Весна для детей подготовительной к школе группы Конспект НОД по рисованию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада Подгрупповое занятие по автоматизации звука Р в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Весна
Конкурс чтецов весной в детском саду. Старшая – подготовительная группа
Сценарий весенней игровой программы для детей старшей группы в детском саду
Весенний праздник «Прилет птиц» в детском саду. Старшая – подготовительная группа
Весенняя ярмарка в детском саду. Сценарий. Старшая – подготовительная группа