Детское конструирование, как развивающий вид образовательной деятельности детей


Статья:

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Выделяются два типа детского конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность значит существенно обеднять развитие детей.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Согласно Т. В. Лусс, при правильно организованной деятельности дети приобретают:

  • конструктивно-технические умения:
  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;
  • обобщенные умения:
  • целенаправленно рассматривать предметы,
  • сравнивать их между собой и расчленять на части,
  • видеть в них общее и различное,
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

По мнению Л. А Парамоновой, конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

  • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
  • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. Согласно Л. А. Венгер, в процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Конструирование и воображение

Воображение – важное качество для каждого из нас! Оно стоит в одном ряду с такими качествами, как креативность, фантазия, умение нестандартно мыслить. Зачем же оно нам? Почему это столь важно?

Все дело в том, что именно воображение являетсяобязательным компонентом успешного человека и творческой личности в наши дни.

Человек без воображения вряд ли добьется больших успехов в жизни. Да и жизнь его, скорее всего, будет скучной, без творческой составляющей.

В век роботизации производств все больше и больше операций выполняют роботы. Сегодня уже созданы робот-каменщик, робот-такси, робот- банковский работник. Умные машины постепенно вытесняют людей в разных сферах деятельности и они лишаются работы.

Но, что не умеют делать роботы и чему они никогда не научаться, так это творческим способностям. Например, у того же робота нет и не может быть воображения.

Поэтому, креативный человек все время будет востребован и для него всегда найдется работа.

Так что же делать, если у ребенка (или даже у взрослого) не развито воображение?

Оказывается, получить эту способность достаточно просто!

Конструирование оказывает мощное влияние для развития творческих способностей у ребенка. Более того, стимулирование воображения в процессе конструирования – доказанный факт.

Причем с помощью конструктора стать человеком с богатым воображением может не только ребенок, но и взрослый!

Детальнее о том, как применять конструкторы и развиваться с их помощью, мы и поговорим на этот раз.

Конструирование как стимул развития для ребенка

Конструирование действительно помогает решить некоторые проблемы и пробелы в развитии. Оно же поможет открыть многочисленные таланты, в том числе – развить воображение и творческие качества. Важнейшее условие для этого – это игра!

Конструирование не должно стать повинностью, обязанностью, уроком. Это игра – идеальный вид деятельности, интересный и нескучный и для ребенка, и для взрослого.

Крайне важно, чтобы детям были доступны самые разные конструкторы. Чем их больше, тем больше возможных вариантов, тем шире поле для воображения. Конструируя, человек постоянно совершенствует свои мыслительные процессы, свое воображение, фантазию, креативность.

Чудесное влияние конструктора лего на развитие ребенка

В этом плане очень показательна история сына моих друзей. Мальчик отставал от сверстников, в том числе в плане способностей. Даже выполнение заданий в детском саду давалось ему с трудом. Он не хотел писать и рисовать, лепить и проходить тесты. Все вызывало яростный протест!

И тогда его мудрый папа купил сыну несколько конструкторов. Это был и традиционный Лего, и новые, более сложные вариации на тему. Папа и сын конструировали вместе, и это занятие увлекло их!

Спустя некоторое время мальчик стал более усидчивым, стал проявлять интерес к математике. Он отлично соображал, как сделать модель, руководствуясь инструкцией. Более того, стал придумывать свои собственные модели! К первому классу стало ясно, что это умный, сообразительный ребенок с прекрасно развитым воображением.

Польза конструирования для детей

Конструировать обожают почти все дети и практически все взрослые. Просто не все в этом признаются! Современные психологи полагают, что любовь к конструированию заложена в нас, как инстинкт.

Конструкторы дают нам, в первую очередь, как раз развитие воображения и творческой направленности мышления.

Особенность конструкторов в том, что к ним прилагаются обычно схемы сборки, а также инструкции. И это, как ни странно, не всегда хорошо. Но даже инструкции сборки не мешает детям развиваться!

Совсем скоро им надоедает следовать схемам, и воображение, фантазия вырываются наружу! Дети креативят, придумывают свои, порой весьма странные и необычные, объекты.

По ходу дела они создают новое, творят, анализируют, планируют, действуют последовательно. Все это крайне важно для их жизни, а также учебы.

Влияние конструкторов:

  • они дают пространственное воображение;
  • способность к пониманию свойств геометрических фигур;
  • помогают познать такие понятия, как форма, размер;
  • развивают фантазию, креативность, творческую жилку;
  • помогают пользоваться указанием направлений;
  • и, наконец, развивают самостоятельность, усидчивость, трудолюбие – без этого даже самое яркое воображение не выльется в достойный результат.

Основные виды конструкторов для детей

  • Кубики – настоящая «классика», примитивный, но эффективный конструктор для малышей. Он знакомит с формой, цветом, фактурой. И дает возможность придумывать собственные модели, пусть пока примитивные.
  • Вкладыши – помогают научиться сопоставлять формы и размеры элементов, но воображение практически не развивают.
  • Мозаика – развивает образное мышление, ведь из нее можно собрать свою, настоящую картину!
  • Конструкторы блочного типа. Из этих можно создать все, что угодно, дать волю воображению! Можно делать дома, самолеты, ракеты, что угодно!
  • Лего – это максимум преимуществ обычного конструктора, плюс возможность более сложного 3D моделирования, из сотен и тысяч деталей. Границ для воображения практически нет, ведь здесь можно воплотить в жизнь любую фантазию!

Кстати, именно свободное конструирование (без инструкций, подсказок и схем) открывает для ребенка и взрослого возможность мыслить нестандартно. И также — давать волю воображению, фантазировать от души.

На этом все! Развивайте свое воображение и другие важные навыки. И конструируйте в свое удовольствие, не важно, ребенок вы или взрослый человек. Обязательно подпишитесь на обновления этого канала, чтобы получить еще больше важной, полезной информации.

Комментарии здесь также очень приветствуются. Если считаете, что эта статья может пригодиться вашим друзьям, поделитесь ею в социальных сетях. Удачи вам!

Факты и исследования

Интересный факт. В конце девятнадцатого века в Германии стали производить очень реалистичный конструктор, воссоздающий дома. Назывался он Anker-Steinbaukasten. Это были «каменные» блоки из смеси мела и кварца.

Из них можно было собирать копии зданий, либо придумывать свои варианты. Именно такой конструктор был у Макса Борна, Альберта Эйнштейна, Роберта Оппенгеймера. А уж этим-то людям в отсутствии воображения не откажешь, вы согласны?

Многочисленные исследования ученых подтверждают, что методики и приемы, основанные на конструировании, отлично развивают не только воображение. В этот список также входят: мелкая моторика, математические способности, самостоятельность, речь, логика. И самое главное – интерес к созданию нового, и творчество!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]