Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Цель — повысить уровень педагогической компетенции по использованию интерактивных технологий.
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ». В. А. Сухомлинский
Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);
-развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.
При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Во всех группах имеется уголок книги, в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационные методы – это внедренные новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ интерактивных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно — ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т.А. разработана картотека пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.
Занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением
Здоровье сберегающих технологий.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, суд-жок терапия.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Дошкольное детство — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой?Что общего между автобусом и домом?) и др.
2. Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом красивый и необычный.)
3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, «Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)
Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.
Элементы ТРИЗ можно применять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников.
Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Инновационные технологии развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Инновационные технологии развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1.Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Инновационные технологии развития речи
— формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.
Хочу познакомить вас с невероятно интересной техникой под названием Друдлы.
Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственно правильного ответа нет. Чем больше креативных подписей, тем лучше.
И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не на то, что изображено на рисунке Данная техника не предполагает односложных ответов «Да или нет». Ребёнок просто вынужден рассказать о рисунке так, чтобы раскрыть суть того, что он увидел в этой картине.
— а я использую друдлы для развития диалогического общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.
На одном из родительских собраний я провела мастер –класс по работе с друдлами. Родители очень заинтересовались. И когда я им показала набор карточек, они предложили что в процессе ожидания в очереди, в автобусе, на транспорте на дальние расстояния вместо телефонов, планшетов давать детям картинки с друдлами.
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие речь.
Суть модернизации текста в процессе его составления вы видите на слайде.
Из отдельных картинок мобильно составляется несколько различных комбинаций, по которым детки составляют рассказы.