Коммуникативное развитие дошкольников: задачи и особенности

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.


Коммуникативное развитие – важный элемент социализации ребенка

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.


Что такое социально-коммуникативное развитие – определение

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.


Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.


Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).


Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.


В детском саду дети учатся общению со сверстниками

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.


Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.


Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.


Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
Оставить комментарий

Коммуникативные аспекты управления персоналом в ДОО

Жгенти И.В., заведующий отделением предпрофессионального обучения Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Москва

Управленческая деятельность любого современного руководителя, в том числе и руководителя ДОО, имеет достаточно четкие критерии контроля организации и действий сотрудников и основана на принципах эффективного распределения полномочий управленческой структуры, создания атмосферы коллегиальности (иначе говоря — конструктивной коммуникации, «диалога равных», «полипозиционного общения») исполнителей всех уровней. В случае, когда исполнители всех уровней наделены конкретными обязанностями и правами и обладают достаточной свободой в принятии решений на своем уровне, участие в управлении принимают все сотрудники организации. Система управления в этом случае не допускает личностного подчинения, что способствует профилактике возникновения конфликтных ситуаций, не провоцируя участников деловой коммуникации на унижение и оскорбление личности. В этом случае сотрудники организации принимают кодекс взаимопризнания и взаимоуважения.

Безусловно, регулирование отношений между людьми, группами людей, координирование процессов и деятельности людей — задача многоаспектная, требующая глубоких знаний в области психологии, конфликтологии, менеджмента и т.д., а кроме того, особого таланта руководителя — таланта фасилитатора, ответственного, способного к саморегуляции, выработке тактики и стратегии действий, тонко чувствующего социодинамику своей организации.

Рассмотрим теоретические позиции понятия «коммуникация» в широком смысле. Что вкладывается в этот термин? Коммуникация — прежде всего обмен информацией. Слово «коммуникация» происходит от лат. communicate — совещаться с кем-либо, общаться. Интересно, что ряд ученых (например, М.С. Каган) настаивают на разделении терминов «коммуникация» и «общение», выявляя следующие их отличия:

— общение имеет и практический и духовный характер, тогда как коммуникация — информационный процесс;

— общение представляет собой межсубъектное взаимодействие, и структура его диалогична, в то время как коммуникация — это информационная связь субъекта с тем или иным объектом [4, с. 144].

Думается, утверждение о том, что коммуникация — информационная связь, не диалогичная по структуре, весьма спорно.

Существуют разные виды коммуникации — массовые, межкультурные, управленческие и др. Выделяют несколько управленческих ступеней коммуникации: организация, планирование, мотивация. Прохождение этих ступеней является одним из важных условий правильного построения отношений как внутри организации, так и вне ее.

Краткий обзор истории отечественного и зарубежного опыта разработки теории коммуникации в управлении позволяет особенно отметить несколько выдающихся ученых, оказавших значительное влияние на развитие этих идей.

Основоположником научной организации труда и управления предприятием считается американский инженер Ф. Тейлор. Теория организации труда Тейлора представляла собой систему взаимосвязанных положений и принципов повышения эффективности трудовой деятельности работников путем совершенствования социальной организации. По его мнению, именно управление людьми — основной фактор эффективности и рациональности [10, с. 37].

Здесь необходимо подчеркнуть, что задолго до Ф. Тейлора, в 1860—1870-х гг. сотрудники Московского высшего технического училища разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая была апробирована, результативно работала на заводах наследниц Л.И. Расторгуева и получила на Всемирной торговой выставке в Вене «Медаль преуспеяния». Именно эту методику в дальнейшем активно внедряли английские промышленники [8, с. 265].

В 1893 г. в г. Екатиринославе под руководством инженера К. Адамецкого прошли интересные эксперименты. Он попытался рационализировать трудовые и производственные процессы. Адамецкий систематизировал причины, по которым происходят отклонения от работы, и в 1903 г. сформулировал четыре основные закона организации труда: возрастающего производства, специализаций, координации производства и гармонии труда.

В 1921 и 1924 гг. состоялись Первая и Вторая Всероссийские инициативные конференции по организации труда и производства, где решался вопрос о том, что в учебных заведениях необходимо ввести такой предмет, как «организация труда и управление». В результате работы конференций были основаны законы научной организации производства, во многом сохраняющие значение в настоящее время.

Как считают современные исследователи, концепция управления в тот период была разделена на две группы: организационно-техническую и социальную. Приверженцами первой были А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович. Вторую группу поддерживали П.М. Керженцев, Н.А. Витке и др. [5, с. 224].

Важным этапом развития управления стала теория административной емкости Ф.Р. Дунаевского, в которой рассматривалась способность управляющих одновременно руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Одним из важных вопросов в этой теории было рассмотрение соотношения развития этапов производства с увеличением управляющего персонала на всех уровнях, что в итоге приводит к бюрократизации. Дунаевский определил путь решения проблемы, возникающей с нарастанием информационного барьера при превышении «административной емкости» каждой вышестоящей ступени управленческого аппарата.

Интересный подход к эффективному управлению — теория, представленная Ричардом Л. Дафт, профессором Школы менеджмента Университета Ван­дербилта. В своих работах Дафт описал систему, предполагающую использование творческих способностей и энтузиазма людей, поощрение командного труда, адаптацию организации к изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности [3, с. 63]. Одна из глав книги Р. Дафта «Менеджмент» посвящена руководству, основным прин­ципам коммуникации и управлению командой.

Согласно теории К. Левина, немецко-американского психолога, разработанной в 30-е гг. прошлого века и ставшей классической, можно выделить три ведущих стиля руководства: авторитарный, демократический и нейтральный. Основным различием этих стилей являются предпочитаемые методы управления [6, с. 332]. Командный метод соответствует авторитарному стилю, договорной и социально-психологический — демократическому стилю, а общей бессистемностью характеризуется нейтральный стиль руководства.

Идеи К. Левина стали основополагающими для психологов и имели значительное влияние не только на американскую социальную психологию, но и на многие другие направления, в том числе и на теорию культурного развития Л.С. Выготского и исследователей «круга Выготского», где разъясняется важность таких факторов, как групповая динамика, игровые ситуации, избегание неудач, стремление к успеху и др. [2, с. 118].

Отечественные ученые, такие как А.Н. Леонтьев, в своих работах по психологии отмечали важность связи понятий «общение» и «деятельность» [7, с. 104]. Связь эту однако можно воспринимать совершенно по-разному. В одном случае эти два понятия рассматриваются как разные стороны жизни индивидуума, а в другом — как взаимосвязанные параллельные процессы. Общение представляется как важный вид коммуникативной деятельности. В коммуникативную сторону общения включают обмен информацией, под интерактивной стороной подразумевают организацию взаимодействия, а в третью, перцептивную сторону, включают отражение установления взаимодействия между людьми, того как каждый человек воспринимает и формирует образ другого человека.

Совместная деятельность руководителя и исполнителя предусматривает постоянный обмен идеями, настроениями, различными представлениями о ходе процесса, и потому информация не просто передается от одного к другому, но и сама развивается, уточняется и формируется. Каждый участник процесса обмена информацией оказывает определенное влияние на других участников с целью изменения их поведения.

Конечно, каждый стиль руководства имеет как положительные, так и отрицательные стороны в работе. Например, авторитарный стиль обеспечивает оперативность управления и минимизирует время принятия решений, но при этом подавляется творческая инициатива исполнителей. При демократическом стиле руководства поощряется проявление инициативы, повышается удовлетворенность трудом работников, но все это работает в стабильном коллективе с высококвалифицированными, инициативными, реально действующими работниками.

Уход от принятия важных стратегических решений, безразличие к персоналу, отсутствие контроля над подчиненными, т.е. отсутствие всякой системы управления, характеризуют нейтральный или анархический стиль руководства.

Рассмотрев крупнейшие теории управления, вернемся к понятию «коммуникация». Так что же это такое? Как видим, с позиций представителей эффективного управления, коммуникации подразумевают под собой постоянное взаимодействие и обмен актуальной информацией между управленческими звеньями для того, чтобы оптимизировать связь между членами коллектива организации и его руководства [9].

Обмен информацией, фактами, мнениями между отдельными людьми или группами людей, восприятие информации и получение в ответ реакции другого лица называется межличностными коммуникациями.

Если же в процессе коммуникации участвуют руководители, стремящиеся связать между собой различные звенья для достижения поставленных целей и выполнения работы более эффективно, это организационные коммуникации, которые, в свою очередь, подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние организационные коммуникации предполагают взаимодействие с потенциальными потребителями, клиентами, конкурентами и органами государственного управления.

Внутренние коммуникации — информационное взаимодействие в рамках одной организации на различных уровнях: как вертикальном (обмен информацией между руководителем и подчиненными), так и горизонтальном (передача информации между сотрудниками одного уровня).

Одним из основных элементов менеджмента является культура управления — умения и знания руководителя в области законодательства, управления и экономики, нормы поведения, его организаторские способности. Личностные качества руководителя, креативное мышление, коммуникативная способность, понимание специфики своего труда, своих функциональных обязанностей ведут к оптимальному построению работы, ориентированию в современных средствах информационных технологий, так необходимых сегодня для управленческого потенциала.

Каждый руководитель имеет свой стиль, причем возможно смешение стилей в зависимости от ситуации. Так, забота о производстве может сочетаться с недостаточным вниманием к людям; фамильярные отношения часто наносят ущерб делу. Деятельность менеджера по сути — это система сложных социально-психологических методов, от которых зависит общность интересов и целей, принятие оптимальных решений, морально-психологический климат в коллективе.

Важное условие достижения результата — мотивация персонала. У каждого человека существует потребность быть значимым для других, необходимость в самовыражении и самореализации. Заинтересованность работников, создание системы побудительных стимулов, объективная признательность за определенные достижения в работе способствуют росту мотивации человека.

При этом контроль со стороны руководителя должен быть прежде всего объективным — умение сопоставить поставленные задачи, достигнутые цели, критерии их достижения. Работник должен владеть параметрами контроля данной организации, разработанными стандартами и показателями, а также информацией о том, что у него получается хорошо, в чем причина отклонения от некоторых стандартов, что надо предпринять для устранения недочетов. Недопустимо нарушение этических и правовых норм поведения со стороны руководителя и непосредственного проверяющего, создание стрессовых и конфликтных ситуаций. Полученная контрольная информация может быть использована для дальнейшего планирования и эффективного управления организацией, организационной перестройки деятельности.

Отсюда следует, что современный руководитель прежде всего должен быть компетентным специалистом в области коммуникации, что проявляется в потребности взаимодействия с другими людьми, целостности и индивидуальности коммуникативного процесса, способности выражать стабильное доброжелательное отношение к окружающим.

Наиболее значительные черты, характеризующие развитую коммуникативную компетентность руководителя ДОО: психологическая наблюдательность, такт, общительность; профессионально-педагогическая направленность личности, обусловленная представлением о результативности собственной деятельности и наличием умений управлять своими психическими состояниями, педагогически действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к ситуации, потребностью в достижении вершин профессионализма в деятельности руководителя, высокий уровень знаний по специальности, а также широкий культурный кругозор.

От уровня развития у руководителя ДОО коммуникативных способностей во многом зависит эффективность его работы. Очевидно, что в современных условиях необходимо отказаться от авторитарного общения, которое, как известно, легче, чем демократическое, так как основано на слепом подчинении и не требует кропотливой работы. Демократическое общение труднее и сложнее, поскольку предполагает реализацию установок через приятие участниками процесса целей коммуникаций. Руководитель в данном случае выступает и как источник информации, и как человек, познающий другого человека, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Важно помнить, что обмен информацией во многом достигается благодаря речевой деятельности, которая имеет ряд психологических особенностей. Поэтому способность логично, последовательно и ясно излагать мысли играет большую роль в том, как происходит понимание информации, которой обмениваются члены коллектива. К тому же необходимо учитывать, что вся эта информация может значительно или незначительно трансформироваться, так как будет преломляться через предыдущий опыт передающего (коммуникатора) и воспринимающего (реципиента). В этой связи мы можем предполагать, что существует вероятность возникновения определенных разногласий в процессе работы, которые будут вызваны разными взглядами на суть проблемы. И в таких случаях при передаче искаженных информаций часто возникают конфликты.

Проведенное небольшое исследование, основанное на педагогическом наблюдении за деятельностью нескольких руководителей ДОО, показало, что:

— у руководителей, неспособных контролировать эмоции, реакции в стрессовых ситуациях, часто появляется чувство досады, огорчения, неуспеха своего руководства — они не переходят к активным действиям; эмоционально неуравновешенные руководители в стрессовых ситуациях чаще всего идут на открытый конфликт, проявляют агрессию;

— руководители с яркими, богатыми эмоциями, естественным и непринужденным поведением раскрываются в своей деятельности как чуткие и внимательные, хорошо адаптированные к жизни коллектива, а в стрессовых ситуациях уступчивые, доверчивые люди; такие руководители склонны проявлять толерантность в сложных ситуациях, они независимы в суждениях и поведении, не предубеждены в оценках;

— руководители, которые свободно контактируют, не ощущают трудностей во время столкновений с неожиданностями, хорошо выдерживают эмоциональные нагрузки, чаще всего в сложных ситуациях стремятся к самостоятельному решению проблем, склонны к повышенному чувству ответственности.

В ходе исследования было установлено, что при высоком авторитете руководителя резко снижается количество конфликтных ситуаций как по вертикали, так и по горизонтали. В этом, несомненно, сказывается так называемый «эффект ореола», возникающий из ощущения престижа руководителя, т.е. меры того, насколько сотрудники ДОО признают превосходство руководителя в его способностях, знаниях и умениях. В конфликтных ситуациях решающее значение имеет не сам факт разногласия, а скорее характер общения и способы разрешения возникших противоречий. По мнению английских психологов М. Вудкока и Д. Френсиса, эффективное разрешение конфликтов связано с умением руководителя убеждать людей, находить единственно верные аргументы, строго соблюдать единство слова и дела [1, с. 45].

Искусство управленческой коммуникации связано с такими понятиями, как эмоции, чувства и переживания. Особенности руководства педагогами ДОО состоят в том, что опыт деятельности руководителя наряду с несомненными положительными сторонами может мешать восприятию и принятию новых методов и стиля, так как в период предыдущей работы могли сформироваться определенные жесткие стереотипы.

Это очень важно помнить и стремиться к преодолению таких стереотипов.

В заключение можно сделать следующие выводы: коммуникация — основное условие развития организации, характеризующее состояние внутренней среды. Оптимальный психологический климат в коллективе, открытость, конструктивность повседневного общения внутри коллектива способствуют результативности управления и совместной деятельности всех ступеней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]