Детям о деньгах: обучаем ребёнка финансовой грамотности

Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практически всё. А достаточно ли они знают о мире финансов? Умеют ли грамотно обращаться с деньгами и защищать их?

Эта статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников и школьников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребёнок, а также получите много полезных материалов по финансовому воспитанию и просвещению.

Содержание:

  • Что такое финансовая грамотность?
  • Финансовое воспитание детей В чём важность?
  • Что должен знать ребёнок?
  • Знакомим дошкольников с миром финансов
      Финансово-экономические игры
  • Основы финансовой грамотности для школьников
  • Полезные материалы для детей и родителей
      10 лучших книг по финансовой грамотности для детей всех возрастов
  • 5 лучших онлайн игр
  • 5 лучших мультфильмов
  • 5 лучших настольных игр
  • Что такое финансовая грамотность?

    Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

    Финансово грамотный человек – это человек, который:

    • умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;
    • ведет учёт доходов и расходов;
    • ориентируется в экономической обстановке страны;
    • может распознать признаки финансового мошенничества;
    • выполняет свои обязательства налогоплательщика;
    • умеет ориентироваться в банковских услугах.

    Долгое время считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но опрос, проведённый в 2017 году Национальным агентством финансовых исследований, выявил, что люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в сомнительных денежных операциях. И только 12% опрошенных считают, что обладают достаточным уровнем финансовой осведомлённости.

    Поэтому сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами.

    Финансовое воспитание детей

    В чём важность?

    Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки.

    Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.

    Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.

    Что должен знать ребёнок?

    Теперь давайте поговорим о том, что должны знать дети о мире денег и финансов. Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.

    Первая группа – знания о деньгах:

    • какие бывают деньги;
    • как можно пользоваться деньгами;
    • как правильно считать деньги;
    • разумная трата денег;
    • как научиться экономить деньги;
    • способы защиты денежных средств.

    Вторая группа – знания о потребностях:

    • какие бывают потребности;
    • желания и возможности человека.

    Третья группа – знания о товаре:

    • знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
    • от чего зависит цена товара;
    • как определить качество товара.

    Четвертая группа – знания о труде:

    • какой бывает труд, знакомство с профессиями;
    • как определить продукт труда;
    • оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;

    Пятая группа – знания о бюджете:

    • что такое бюджет, из чего он состоит;
    • расходы и доходы семьи;
    • какие могут быть источники дохода;
    • способы экономии бюджета.

    Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.

    Игры по финансовой грамотности для детей

    Игра 1 «Дети размышляют»

    Задать детям вопросы. Игра развивает речь, мышление и кругозор.

    Например: Как ты понимаешь…

    1. Что такое деньги?
    2. Как называются деньги в России?
    3. Что такое банк?
    4. Что такое банкомат?
    5. Зачем нужна пластиковая карта?
    6. Какие бывают деньги?
    7. Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
    8. Что такое доходы?
    9. Что такое расходы?
    10. Нужно ли копить деньги?
    11. Что будет, если покупать все, что захочется?
    12. Что относится к необходимым тратам? Найди их в этом списке.
    • Электричество и вода для дома
    • Журнал, билеты в кино
    • Мясо, рыба, овощи и фрукты
    • Торт, печенье, газировка, конфеты
    • Счета за телефон и интернет
    • Теплая обувь и куртка для зимы
    • Аттракционы
    • Проездной на автобус
    • Лотерейный билет
    • Книги для школы

    Игра 2 «Отгадываем загадки»

    1. Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет, Весь мир обскачет, Ни к чему сама ни годна, а все нужна. (Монета)

    2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)

    3. Нас, сестер, в рубле 100 штук. Мы проходим много рук. Нас теряют и меняют, А, бывало, и ругают. Пропадет одна сестра, Поглядишь и нет рубля. (Копейка)

    4. Назови-ка не одну, А три копейки в старину. (Алтын)

    5. Что проверяют не отходя от кассы. (Деньги)

    6. Он в Америке родился, Путешествовать пустился. С тех пор по миру гуляет, Везде цену себе знает. С ним торгуют, управляют… Как его все называют? (Доллар)

    7. Чтоб продукты потреблять, В платьях модных щеголять, Чтобы вкусно есть и пить, Нужно все это … (Купить)

    8. Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

    9. В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем. За них взамен хоть что бери, Кроме чести и любви. (Деньги)

    10. У каждой из них достоинство есть, И по нему воздают каждой честь — По щепотке одной, другой же — по пуду. Но сравнивать их я, конечно, не буду: Без маленькой самой не будет большой. И вам приходилось встречаться с такой. (Деньги)

    11. Люди ходят на базар Там дешевле весь.(Товар)

    12. На товаре быть должна Обязательно…(

    Цена
    )
    13. Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в …(

    Банке
    )
    14. И врачу, и акробату Выдают за труд…(Зарплату)

    15. Из какого аппарата Выдается нам зарплата?(

    Банкомат
    )
    16. Чтоб хранить свои доходы, На карманные расходы, Хрюшка требуется мне, Та, что с дыркой на спине.

    опилка
    )

    Игра 3 «Дополни фразу»

    Дополните фразы:

    • Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)
    • Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
    • Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
    • Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

    Игра 4 «Фразеологизмы»

    • Сорить деньгами …… тратить много денег бездумно
    • Чемодан денег …… иметь много денег
    • Деньги не пахнут …… можно заработать любым трудом
    • Денежка к денежке …… накопить небольшую сумму
    • Деньги, как птицы, то улетают, то прилетают …… сегодня есть деньги, а завтра их нет, все потратили
    • Деньги куры не клюют …… много денег
    • Купаться в деньгах …… много денег

    Игра 5 «Покупки»

    Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя.

    Дом, конфеты, книгу, мороженое, счастье, маму, цветы, телефон, солнце, молоко, здоровье, самокат, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

    Игра 6 «Решаем финансовые задачи»

    Красочно оформленные финансовые задачи для развития логики и математических способностей вы найдете в этой интересной книге.

    О. Наумова «Финансовая грамотность для дошкольников»

    Современное полезное пособие для дошкольников и младших школьников. Книга написана в игровой увлекательной форме и учит малышей жизненным практическим навыкам обращения с деньгами. Все задания книги связаны с деньгами и их практическим применением в жизни.

    Книга способствует:

    • развитию математических способностей;
    • развитию логики;
    • тренировке внимания;
    • тренировке устного счета;
    • развитию навыка решения задач;
    • тренировке мелкой моторики руки и т.д.

    Результат у ребенка:

    • научится считать деньги;
    • научится решать свои первые экономические задачи;
    • будет лучше ориентироваться в реальной жизни при различных покупках;
    • не будет испытывать затруднения, встречая финансовые задачи в курсе математики;
    • потренирует внимание и логику.

    Книга будет интересна детям от 5 лет. Задания пособия можно использовать как в индивидуальной, так и при групповой работе.

    Надеюсь, что статья была полезной для вас. Рекомендую также ознакомиться с другими полезными статьями в рубрике ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ.

    С уважением, Ольга Наумова

    Знакомим дошкольников с миром финансов

    Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

    • Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи

    Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

    • Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком

    Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.

    • Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
    • Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях

    По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

    • Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки

    Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

    Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

    Педагоги предлагают использовать следующие финансово-экономические игры:

    «Магазин»

    Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

    С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

    «Банк»

    Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.

    Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.

    Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях

    «Профессии»

    Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.

    Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

    Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

    «Знакомимся с деньгами»

    В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

    Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

    Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое, но немаловажное направление в дошкольной педагогике. Дети уже в дошкольном возрасте подсоединяются к экономической жизни семьи: встречаются с разнообразной рекламой, деньгами, совершают вместе с родителями покупки в магазине. В результате этого они овладевают основами экономических знаний. Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, и финансовая сфера не исключение. В дальнейшем это поможет им правильно планировать свои финансовые операции, распределять свой бюджет. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируется экономический базис в создании будущего экономического мышления.

    Финансовая грамотность — это умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать верное решение по распределению денежных средств, иначе говоря, умение не только тратить, но и сохранять и приумножать свои финансовые средства.

    В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

    Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания из области экономики, поймет, какое место она занимает в окружающем мире, где и когда человек встречается с ней.

    Программа Шатовой А. Д., которую я использую в своей работе, рассчитана на работу педагога с детьми в условиях общественного дошкольного воспитания, хотя, бесспорно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

    Поэтому совместная работа педагога и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.

    Что же может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия), карманные деньги.

    Как же правильно познакомить детей в дошкольном учреждении с финансовой составляющей жизненных отношений?

    Перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи, которые способствуют формированию у дошкольников финансовых представлений:

    – это создание условий для формирования азбучных экономических представлений;

    – развитие заинтересованности детей аспектами финансовой грамотности и применением этих знаний в жизни;

    – обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

    Занятия по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность.

    Освоение дошкольником финансовых представлений эффективнее осуществляется при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности и регулярности в освоении, дифференцированности при выборе темпа работы.

    Смоленцова А. А. считает, что большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов.

    Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.

    Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий.

    В процессе моей работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. В своей работе я широко применяю различные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.

    В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого — умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.

    В процессе дидактических игр «Хорошо — плохо», «Конфетки и монетки», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно — нельзя», «Где что можно купить» дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений.

    Игра-путешествие — это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

    Настольно — печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька.

    Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом.

    Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

    Литература:

    1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 169 с.
    2. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 63. 14.
    3. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие «Детство» 2008г.
    4. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2021. № 1 (21). С. 25–31. 15.
    5. Шатова А. Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254

    Основы финансовой грамотности для школьников

    В школьном возрасте ребёнок непосредственно сталкивается с миром денег. Оплачивает обед в столовой и проезд в транспорте, получает карманные деньги. Поэтому важной задачей становится формирование у ребёнка разумного отношения к денежным средствам:

    • Заранее обговаривайте с ребёнком сумму карманных денег

    Распланируйте, куда и на что они пойдут. Объясните, что если ребёнок купит на эти деньги мороженое, ему не хватит на проезд.

    • Проведите беседу о защите денег

    Что делать, если в школе кто-то начинает вымогать у ребёнка деньги и как их лучше хранить, чтобы случайно не потерять.

    Убедитесь, что никто не угрожает безопасности вашего ребёнка и не вымогает денежные средства в ваше отсутствие. Всегда знайте, где находится школьник, слушайте, что происходит вокруг и быстро связывайтесь, чтобы вовремя помочь с помощью приложения «Где мои дети».

    • Чтобы ребёнок научился управлять личными финансами, составьте вместе с ним финансовый план, где будут прописаны все доходы и расходы

    Можно начать с плана на месяц, затем – на полгода и год.

    • Ребёнок должен знать, что есть товары, которые ему ни в коем случае нельзя покупать, даже если его кто-то об этом попросит

    К ним относятся сигареты, алкоголь и курительные смеси.

    • Учителя начальных классов советуют не давать ученикам в школу крупные суммы денег, поскольку дети в этом возрасте ещё не умеют бережно относиться к денежным средствам и часто оставляют их без присмотра на видном месте. Например, в открытом кармане рюкзака или на парте.
    • Привлекайте сына или дочь к обсуждению семейного бюджета, планированию крупных покупок и отпуска. Вместе обговорите возможные способы экономии и сокращения расходов.
    • Сейчас популярными становятся детские банковские карты (СберKids, Tinkoff Junior, детская карта Альфа-Банка и другие)

    С помощью такой карты ребёнок может самостоятельно оплатить проезд, питание в столовой и совершить покупку в магазине. При этом все операции по карте контролируются родителями.

    Если решили приобрести ребёнку детскую карту, убедитесь, что он умеет ей правильно пользоваться.

    Всем родителям, которые задумываются об оформлении такой карты для своего ребёнка, рекомендуем ознакомиться с подробным материалом о нюансах выбора, возможностях и опасностях – Детская банковская карта: стоит ли её оформлять, где и в каком возрасте?

    • Не поощряйте хорошую успеваемость ребёнка деньгами. Не устраивайте рыночных отношений там, где место любви и доверию.
    • Подарите ребёнку копилку, чтобы он смог откладывать деньги на нужную ему вещь.
    • Способствуйте развитию у детей экономического мышления

    Решайте проблемные ситуации, играйте в финансовые игры, читайте вместе с ребёнком познавательные истории. А какие материалы помогут вам в этом, вы узнаете в следующем разделе.

    Старший школьный возраст (11–14 лет)

    Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.

    Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги

    С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.

    Доверьте ребёнку большую сумму денег

    Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.

    Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.

    Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании

    Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.

    Сделайте ребёнку банковскую карту

    Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.

    Выбирайте более сложные настольные игры

    Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.

    Полезные материалы для детей и родителей

    10 лучших книг по финансовой грамотности для детей всех возрастов:

    1. Евгения Блискавка. Дети и деньги.
    2. Бодо Шефер. Пёс по имени Мани.
    3. Игорь Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика.
    4. Анна Воронина. Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем.
    5. Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. Волшебный банкомат.
    6. Елена Ульева. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей.
    7. Хайдли Фидлер. Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов.
    8. Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка.
    9. Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Финансовые истории для подростков.
    10. Джерри Бейли, Фелиция Ло. Твои деньги.

    5 лучших онлайн игр:

    1. «Путь к финансовому успеху», (игра от Волгоградского государственного университета) https://pfu.volsu.ru/index.php/site/index
    2. Финансовая игра Portfolio https://fgramota.org/game/
    3. Финзнайка https://финзнайка.рф/site/abilities-kids
    4. Монеткины https://монеткины.рф/
    5. Финансовый тренажер «CachGo», основанный на игре Роберта Кийосаки «Денежный поток» https://cashgo.ru

    5 лучших мультфильмов:

    Кадр из мультипликационного сериала «Смешарики», Россия, 2020 год.

    1. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
    2. Серии мультфильма «Фиксики»:
        Деньги;
    3. Копилка;
    4. Как делают деньги.
    5. «Богатый бобрёнок»
    6. «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
    7. «Незнайка на Луне»

    5 лучших настольных игр:

    1. Игра для самых маленьких – «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей».
    2. «Денежный поток» – финансовая игра от Роберта Кийосаки, американского предпринимателя, автора книги «Богатый папа, бедный папа».
    3. «Монополия» – экономическая игра, получившая большую популярность ещё в 20 веке.
    4. LikeGame – настольная игра о бизнесе в России. Подходит для старших школьников.
    5. Тренинг-игра «Не в деньгах счастье». Предназначена для школьников и подростков.

    Другие настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.

    Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]