Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»


Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»

Елена Щербакова

Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»

Петр Ильич Чайковский

Есть на Урале небольшой городок Воткинск. Много лет назад в этом городке родился мальчик и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, потому что он был добрым. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру и уходил куда-нибудь в дом и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимся внутри его. И вот музыка все больше стала захватывать Петю. Теперь он садился за фортепиано и подбирал разные мелодии и даже сам пробовал сочинять музыку. Как-то раз, когда мама уехала в Петербург, он уселся за рояль и долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах, и наконец, сочинил песенку, которую так и назвал «Наша мама уехала в Петербург». Еще Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. Все же музыка занимала его больше всего. Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к Родине, к родной природе. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом люди на земле. Имя этого доброго и умного человека известно всем, зовут его Петр Ильич Чайковский.

У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов по прозвищу Боб. Ему и посвятил П. И. Чайковский собрание детских музыкальных пьес, объединенный одним названием – «Детский альбом». Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые занятия, а так как он умел играть на пианино, то и исполнить эти пьесы.

В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. В «Детском альбоме» можно найти сказки и игры, узнать новые истории о кукле и многое-многое другое.

П. И. Чайковский «Детский альбом»

«Марш деревянных солдатиков»

Жили-были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери-старой оловянной ложки, а значит приходись друг другу родными братьями. Были они красавцы писаные – мундир синий с красным, ружье на плече… Так начиналась сказка «О стойком оловянном солдатике» Г. Х. Андерсена. У Боба солдатики были деревянные, ну подумаешь, эти тоже красивые, бравые, тоже умели ходить. Раз-два, раз-два! Музыка весело, будто с удовольствием подыгрывает им. Марш у них не в самом деле, легкий – идут – то маленькие бравые деревянные солдатики.

«Баба-Яга»

Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, а глаза горят, в волосах ветер свистит. Куда несется старая, на какие дела?

«Итальянская песенка»

П. И. Чайковский любил путешествовать. Нравилась ему солнечная, приветливая страна, где поют чудные песни. Страна эта – Италия и песенка, которую он написал – итальянская. Красивая песенка, потому люди, поющие ее, тоже красивые. Да и все люди, которые любят петь и слушать музыку – красивые люди.

«Полька»

А вот и полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом и косичкой и надутыми от старания губами. Легко проскакал зайчик, а за ним поспешил охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника – ведь это только карнавал и только в праздник охотник и зайка танцуют вместе.

«Болезнь куклы»

У девочки Тани заболела любимая кукла, может она простудилась во время дождя? Таня, как настоящая мама переживает за куклу, заботится о ней, не спит, когда у куклы температура, качает ее, успокаивает, переживает.

«Новая кукла»

Девочке купили новую куклу, какая радость, какое счастье, кукла красива, ну просто очаровательна. Ее можно взять за ручки и весело кружиться по комнате.

П. И. Чайковский «Камаринская»

1 занятие. Цель: вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского, закреплять умение определять характер, жанр музыкального произведения.

Ход: Дети, вы сегодня услышите новое музыкальное произведение: пьесу «Камаринская» П. И. Чайковского. Попробуйте сами разобраться, что это за музыка, какая она по характеру, жанру. (Слушание).

2 занятие. Цель: определить замысел композитора: показать веселую, жизненную, народную пляску, научить детей находить зерно – интонацию в музыке, дать представление о народности, основной мелодии пьесы.

Ход: Дети, послушайте музыку и постарайтесь вспомнить ее название и имя композитора. Определите характер, жанр. (Слушание). Музыка веселая, быстрая, под нее можно плясать. Чайковский изобразил в этой музыке пляску. Полюбилась ему незатейливая русская мелодия. Вот она. (Слушание неполных 7 тактов). Он создал на основе мелодии большую музыкальную пьесу. Так часто делают композиторы и тогда народная мелодия становится большим произведением. А называется это – обработка. Послушайте русскую народную мелодию, обработанную композитором. (Слушание пьесы).

3 занятие. Цель: учить детей различать темповые и динамические оттенки, развивать умение осознанно, вдумчиво воспринимать музыкальное произведение.

Ход: Посмотрите на эту иллюстрацию и послушайте знакомую пьесу. Скажите, подходит ли эта иллюстрация к музыке. (Слушание 1 части пьесы). А почему вы так думаете? Давайте послушаем, как изменяется пляска танцора. Начинает он свою пляску легко, спокойно, но постепенно расходится, движения его становится шире, быстрее, громче звучит музыка. Но потом танцор, как бы устает, музыка постепенно стихает, танцор медленно заканчивает пляску. (Слушание сей пьесы).

4 занятие. Цель: учить детей находить в произведении средства музыкальной выразительности: устанавливать связи вариаций с голосами народных инструментов. Способствовать воспитанию музыкального вкуса. Использовать музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки (на каждую вариацию свой инструмент).

Ход: (Напоминание мелодии). Как называется эта пьеса? Кто ее сочинил? (Исполняется вся пьеса). Что сделал композитор с мелодией? Он сумел создать образ пляски, слышаться разные народные музыкальные инструменты: дудочка, балалайка, гармонь.

Сыграем на инструментах каждую вариацию.

«Он уже не был чиновником, он был музыкантом»


Ян Ционглинский. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1894. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск


Даниил Чашечкин. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 2015. Частное собрание


Александр Христиненко. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1999. Частное собрание

В 1859 году Чайковский закончил Императорское училище правоведения. В его аттестате почти по всем предметам были отличные оценки, и будущего композитора приняли на работу в Министерство юстиции. Он продолжил общаться с сокурсниками по училищу, среди которых было много представителей высшего общества. Чайковский посещал их салоны и музыкальные вечера.

В 1861 году друг Ильи Чайковского Василий Писарев пригласил будущего композитора съездить с ним в Европу в качестве секретаря и переводчика. Это путешествие стало первым у Чайковского, но позднее он писал сестре: «Если я в жизни сделал какую-нибудь колоссальную глупость, то это именно моя поездка. Ты помнишь Писарева? Я до сих пор и не подозревал, что бывают на свете такие баснословно подлые личности; теперь тебе нетрудно понять, каково мне было провести три месяца неразлучно с таким приятным сотоварищем». В путешествии композитор посетил Германию, Францию и Великобританию.

На родине Чайковский вернулся к работе в Министерстве юстиции. На службе его не повышали, хотя брат композитора Модест Чайковский вспоминал: «Он не только усердствовал на Малой Садовой, но приносил работу на дом и писал доклады по ночам». По совету отца Чайковский совмещал работу и занятия музыкой. С сентября 1861 года он посещал занятия Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе (РМО), а в 1862 году стал одним из первых студентов только что открывшейся Санкт-Петербургской консерватории. Успехов на службе у Чайковского в это время не было. Должность чиновника особых поручений, на которую рассчитывал композитор, досталась другому служащему министерства, и в 1863 году он уволился и сосредоточился на творчестве.

«Теперь он уже не был чиновником, он был музыкантом: отчисление от штатного места в министерстве юстиции произошло незаметно — он просто перестал ходить в департамент. К началу второго года у него было на пятьдесят рублей в месяц уроков. Денежные дела отца шли все хуже, Чайковский не мог надеяться на его помощь. Приходилось порой пешком бегать из Коломны на Охту, щегольские сюртуки его истрепались; кое-кто из прежних знакомых на Невском перестал узнавать его, может быть, — умышленно, а, впрочем, вероятно, — искренне: он отрастил волосы, носил широкополую шляпу».

Нина Берберова, «Чайковский»

Петр Чайковский, увертюра «Гроза»

Многие родственники не приняли решения Чайковского. Композитору с отцом и младшими братьями пришлось переехать в более дешевую квартиру, экономить на одежде. Сестре Чайковский писал: «Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, — я просто хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, — но совесть моя будет спокойна» . В консерватории он был одним из лучших учеников: в четыре руки вместе с другим студентом учреждения Германом Ларошем играл оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», сочинял свои первые произведения — увертюру «Гроза» по пьесе Александра Островского, кантату на оду Фридриха Шиллера «К радости», пьесу «Характерный танец».

Ларош писал Чайковскому: «Вы самый большой музыкальный талант современной России. Я вижу в вас самую великую или лучше сказать — единственную надежду нашей музыкальной будущности» . Консерваторию композитор закончил в 1865 году с высшей наградой — большой серебряной медалью и званием «свободного художника».

Интересные факты из жизни

О жизни Чайковского известно много, но о некоторых фактах знают далеко не все.

  1. Он создавал не только музыкальные произведения, но и писал стихотворения, а также тексты к своим операм.
  2. Учителя музыки, которые давали уроки Чайковскому, не видели в нём особенного таланта.
  3. Композитор очень любил слушать музыку Моцарта.
  4. Пётр Ильич всю свою жизнь путешествовал. Если он долго бывал в других странах, то скучал по своей Родине. Но и в России на одном месте он долго жить не мог.
  5. Музыкант был плохим дирижёром. Даже в училище по этому предмету у него была самая низкая оценка.
  6. Великий композитор помогал тушить пожар в городе Клин, в то время как другие людей просто стояли и смотрели.
  7. Несколько лет Пётр Ильич работал журналистом в газете. Он писал заметки и сообщения для издательств, но не подписывался свои настоящим именем.
  8. В честь великого композитора в 1956 по желанию жителей был назван город Чайковский. Раньше это было небольшое поселение рабочих, которое называлось Сайгатка. Постепенно оно разрослось до города. Он расположен на расстоянии 37 километров от посёлка, где родился музыкант.

Памятник композитору в городе, названном его именем.

Расцвет творчества

После завершения своего образования Чайковский переезжает в Москву, где становится учителем в консерватории. В 1878 он уезжает из России в Италию, а потом в Швейцарию. Там он создаёт свои знаменитые оперы «Евгений Онегин» и «Опричник», пишет пьесы, которые вошли в сборник «Детский альбом», сочиняет цикл «Времена года» и многие другие. Он постоянно путешествует по разным странам, где его концерты вызывают восторг у зрителей.

Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор.

Детство

Пётр Ильич Чайковский родился в посёлке Воткинске Вятской губернии (Удмуртия) в 1840 году. Он рос в большой семье инженера: кроме него было ещё трое детей — два брата и одна сестра. Родители мальчика увлекались музыкой, они умели играть на флейте и пианино. Так маленький Чайковский уже с раннего детства полюбил мелодичное звучание музыкальных инструментов. В 5 лет мальчик уже освоил фортепиано, и ещё через 2 года играл по нотам. В 1850 году вся семья переехала в Санкт-Петербург. В 1854 году от холеры умерла мать будущего композитора. Дети остались на попечении своего отца, который тоже заболел, но сумел выздороветь.

Картина художника А. Пархоменко «Петя Чайковский».

Поездки за границу

В ноябре 1879 года Чайковский решил провести зиму в Италии с Модестом и его воспитанником. До конца февраля 1880 года он жил в Риме, где яркие впечатления от прогулок и шедевров, увиденных в многочисленных художественных музеях и галереях, воплотились в одну из самых известных его пьес. В январе 1880 года он начал писать «Capriccio italien» («Итальянское каприччио

») для симфонического оркестра на темы итальянских плясок и песен.

В середине февраля 1881 года Чайковский посетил Вену, Флоренцию, Рим, Неаполь и Ниццу. Узнав о критическом состоянии лечившегося в Париже Н. Г. Рубинштейна, композитор решил немедленно навестить его, но не застал друга, умершего 11 марта. Чайковский возвратился в Россию 25 марта.

В ноябре 1881 года он опять уехал в Италию и провёл в Венеции, Флоренции и Риме около четырёх месяцев. Из Рима Чайковский написал Н. Ф. фон Мекк, что начал работу над новой оперой «Мазепа

». Однако вскоре он прервал работу и принялся за сочинение трио для фортепиано, скрипки и виолончели «
Памяти великого художника
», посвящённого Николаю Рубинштейну.

В конце декабря 1882 года по пути в Париж Чайковский заехал в Берлин прослушать оперу Вагнера «Тристан и Изольда». Утомлённый суетой, композитор писал Модесту: «Мне приятно быть в городе, где я не совсем известен. Какое наслаждение гулять, не боясь встретить знакомых!

» В Париже он продолжил работу над инструментовкой оперы «
Мазепа
» и вернулся в Россию в середине мая 1883 года.

В начале февраля 1884 года композитор приехал в Париж, но уже в конце февраля написал Н. Ф. фон Мекк: «Я начинаю мечтать о каком-нибудь прочном и постоянном устройстве своего собственного уголка. Кочующая жизнь начинает сильно тяготить меня… так или иначе, нужно, наконец, жить у себя

». Ускорило отъезд из Парижа приглашение вернуться в столицу для представления императору, по случаю пожалованного 23 февраля 1884 года ордена Святого Владимира 4-й степени.

В ноябре 1884 года Чайковский ездил в Швейцарию. Из Давоса, окружённого альпийскими вершинами — места действия поэмы Байрона «Манфред» — он написал М. А. Балакиреву: «Прочёл „Манфреда“ и думал о нём очень много, но ещё не начинал проектирования тем и формы. Да и не буду торопиться, но даю Вам положительное обещание, что если останусь жив, то не позже лета симфония будет написана

».

В конце апреля 1886 года Чайковский отправился пароходом из Батума во Францию. В Париже он встречался с певицей Полиной Виардо, показавшей композитору хранившуюся у неё подлинную, написанную рукой Моцарта партитуру «оперы Дон Жуан».

Летом 1887 года лечившийся на Кавказе Чайковский отправился через Одессу в Дрезден и в Аахен, чтобы навестить умиравшего там близкого друга, Н. Д. Кондратьева. В Аахене композитор продолжал работать и закончил до отъезда сюиту «Моцартиана

».

14 декабря 1887 года Чайковский дирижировал в Петербурге премьерой «Моцартианы

», а на следующий день отправился в свою первую заграничную гастрольную поездку. 28 декабря 1887 года он написал Н. Ф. фон Мекк: «
В дороге и в Берлине, где я оставался два дня, мной овладела такая безумная тоска по отчизне, такой страх и отчаяние, что я колебался, не вернуться ли мне
». В течение зимних трёх месяцев он побывал в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, дирижируя концертами из своих произведений. Гастроли упрочили его славу в Европе. В Лейпциге, где он дал два концерта: 24 декабря 1887 года была исполнена
Первая сюита
, а на следующий день — трио «
Памяти великого художника
» и
Первый квартет
, Чайковский познакомился Эдвардом Григом и Иоганнесом Брамсом. В Праге, где он с триумфом тоже выступил дважды: в концертном зале Рудольфинум были исполнены увертюра «
Руслан и Людмила
»,
Первый концерт
для фортепиано с оркестром,
Концерт для скрипки
с оркестром, а в Оперном театре —
струнная серенада
, темы и вариации из
Третьей сюиты
, увертюра «
1812 год
» и второй акт из «
Лебединого озера
», Чайковский подружился с Антонином Дворжаком. В Париже композитор дважды дирижировал оркестром Колонна в Шатле, преодолев существовавшее против него ранее предубеждение французской публики. Чайковский познакомился с композиторами И. Падеревским, Ш. Гуно, Л. Делибом, Ж. Массне. 10 марта 1888 года в Лондоне под его управлением прозвучали «Серенада для струнного оркестра» и финал Третьей сюиты.

В ноябре-декабре 1888 года Чайковский в Праге дирижировал премьерой «Евгения Онегина

» в Национальном театре (первая постановка оперы за рубежом) и концертом, в котором прозвучали
Пятая симфония
и
Второй концерт
для фортепиано с оркестром.

В январе-апреле 1889 года состоялась вторая концертная поездка за границу. Он выступил в Кёльне, Франкфурте, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне.

С середины января 1890 года Чайковский три месяца провёл в Италии — во Флоренции и Риме. Во Флоренции он полтора месяца работал над «Пиковой дамой

». 3 марта он записал в дневнике: «
После чая кончил интродукцию. Перед обедом всё кончил
».

24 марта 1891 года Чайковский перед началом гастролей в США с успехом выступил в Париже с оркестром Колонна, исполнившим Третью сюиту

, симфоническую фантазию «
Буря
», «
Меланхолическую серенаду для скрипки с оркестром
», «
Славянский марш
» и
Второй концерт
для фортепиано с оркестром. 6 апреля композитор отплыл из Гавра в Нью-Йорк. Первый концерт состоялся 23 апреля в Нью-Йорке в честь открытия концертного зала Карнеги-холл. На концертах в Балтиморе и Филадельфии он выступал с одной и той же программой —
Серенадой для струнного оркестра
и
Первым концертом
. Несмотря на то, что концерты были приняты с восторгом, по возвращении 3 июня 1891 года он писал М. М. Ипполитову-Иванову: «…
находясь же там, я всё время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой
».

5 января 1892 года Чайковский приехал в Гамбург, чтобы дирижировать премьерой постановки «Евгения Онегина

», но из-за перемен в речитативах, связанных с исполнением оперы на немецком языке, ему показалось недостаточно единственной предусмотренной репетиции и он отказался от разрекламированного участия в спектакле. 7 января за дирижёрским пультом стоял Густав Малер.

В июне 1892 года находившегося на отдыхе во Франции композитора пригласили в Вену дирижировать концертом на международной музыкально-театральной выставке, но после второй репетиции он уехал в Иттер (Тироль), а оттуда в сентябре — на первое исполнение «Пиковой дамы

» в Праге.

В середине декабря 1892 года Чайковский поехал через Германию, Швейцарию и Париж в Брюссель, где 2 января 1893 г. дирижировал концертом, в программе которого были Третья сюита

для оркестра,
Первый концерт
для фортепиано с оркестром, сюита из балета «
Щелкунчик
» и другие произведения.

В мае 1893 года Чайковский в Англии был возведён в степень почётного доктора Кембриджского университета. По традиции выдвинутые в почётные доктора музыки исполняли свои произведения — композитор в Кембридже дирижировал симфонической поэмой «Франческа да Римини».

В начале сентября 1893 года Чайковский по приглашению его антрепренёра Поллини приехал на несколько дней в Гамбург, чтобы участвовать 7 сентября в возобновлении в репертуаре «Иоланты

» и для переговоров о постановке «
Пиковой дамы
».

Сезон 1893/94 года обещал быть насыщенным — кроме запланированных концертов в России, Чайковского приглашали Амстердам, Варшава, Гельсингфорс, Лондон, Франкфурт-на-Майне и другие города.

Смерть и слухи о самоубийстве

Ещё в 1891 году, находясь в США и восторгаясь «тамошним» к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своём дневнике «какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти», и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свой реальный возраст. Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября (2 ноября) композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября); все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве», якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н. Н. Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, причём считает, что их распространяло потомство Н. А. Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В. Н. Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (то есть Н. Н. Римской-Корсаковой и её сестры певицы А. Н. Молас) за провал их планов выйти замуж за Чайковского . В 1980-х годах легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А. А. Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.

Н. Н. Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифосовским (сыном известного хирурга) в апреле 1889 года.

Обучение

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Преподаватель и музыкальный критик


Александр Лопухов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1981. Частное собрание


Анатолий Тумбасов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1950. Частное собрание


Григорий Светлицкий. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1938-1945. Мемориальный дом-музей Григория Светлицкого, Киев, Украина

В начале 1866 года по приглашению Николая Рубинштейна, брата композитора Антона Рубинштейна, Чайковский переехал из Петербурга в Москву — преподавать на недавно созданных музыкальных курсах, которые вскоре были преобразованы в Московскую консерваторию. Ежегодно у него было около девяноста студентов.

Чайковский был требовательным преподавателем и давал им много заданий. Профессор Московской консерватории Николай Кашкин вспоминал: «Безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе».

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть I «Грезы зимнею дорогой»

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть II «Угрюмый край, туманный край»

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть III

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть IV, финал

В это же время Чайковский занимался творчеством: сочинил первую симфонию «Зимние грезы». Он сыграл ее в Петербурге на концерте Русского музыкального общества в Москве в начале 1868 года. Публика встретила симфонию с одобрением, хотя преподаватель композитора Антон Рубинштейн раскритиковал ее.

Вскоре в Аристократическом клубе Чайковский познакомился и подружился с драматургом Александром Островским. Еще во время учебы в консерватории композитор написал по его пьесе «Гроза» увертюру. Теперь он хотел создать по тому же произведению оперу, и ему нужно было либретто. Островский отказал: над оперой по «Грозе» уже работал Владимир Кашперов.

Однако драматург предложил Чайковскому написать музыку по другому произведению — комедии «Воевода, или Сон на Волге». Для этой оперы Островский сам написал либретто. Премьера «Воеводы» состоялась в Большом театре в 1869 году. Публика встретила оперу хорошо, а критики писали о том, что музыка мало сочетается и либретто. Композитор уничтожил почти всю партитуру оперы.

Петр Чайковский, увертюра «Ромео и Джульетта»

В эти же годы Чайковский познакомился с критиком Владимиром Стасовым и членами объединения «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева он стал писать программную музыку — инструментальные произведения без слов. Для новой увертюры композитор взял сюжет трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Чайковский закончил ее быстро — за два месяца. Впервые композитор исполнил «Ромео и Джульетту» в 1870 году на очередном концерте Русского музыкального общества.

«Нет сомнения, что музыка создавалась с необыкновенным вдохновением и энтузиазмом. В увертюре впервые зазвучали главные темы будущего творчества Чайковского: психологическая драма несбывшейся любви и неутоленность юношеской страсти в соприкосновении с поглощающей темой смерти».

Александр Познанский, «Чайковский» (книга из серии «Жизнь замечательных людей»)

Петр Чайковский, пьеса «Юмореска»

Петр Чайковский, пьеса «Ноктюрн»

В 1871 году Чайковский вновь побывал за границей. В путешествие композитора пригласил его ученик из Московской консерватории Владимир Шиловский. Они посетили Германию и Италию, где Чайковский написал две пьесы — «Юмореска» и «Ноктюрн». Композитор посвятил их Шиловскому.

В это время Чайковский испытывал проблемы с финансами. Чтобы заработать денег, он стал писать для газет «Русские ведомости» и «Современная летопись». Статьи композитора о музыкальных произведениях были популярными и вызывали споры. В газетах композитор работал до 1875 года.

Личная жизнь: «Жить без Вас я не могу»


Петр Чайковский. Фотография: gq.ru


Петр Чайковский с братьями. Фотография: gq.ru


Петр Чайковский с супругой Антониной Милюковой. 1877. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область

В 1868 году Петр Чайковский познакомился с французской оперной певицей Дезире Арто, которая в том году приехала на гастроли в Россию. Для нее композитор сочинил несколько романсов и пьесу для фортепиано. Брату Модесту он писал: «Ах! Модинька если б ты знал, какая певица и актриса Арто! Еще никогда я не бывал под столь сильным обаянием артиста, как в сей раз. Как бы ты восхищался ее жестами и грацией ее движений и поз!» Чайковский хотел жениться на Арто, однако против свадьбы выступили ее родители. Композитор и певица расстались и больше не общались.

Единственной женой Чайковского стала студентка Московской консерватории Антонина Милюкова. Они познакомились в 1872 году на одном из музыкальных вечеров. Милюкова присылала Чайковскому письма с признаниями в любви.

«Неужели Вы прекратите со мной переписку и не повидавшись даже ни разу? Нет, я уверена, что Вы не будете так жестоки!.. Я готова буду броситься к Вам на шею, расцеловать Вас, но какое же я имею на то право? Вы можете принять это за нахальство с моей стороны… Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой. Так дайте же мне посмотреть на Вас и поцеловать Вас так, чтобы и на том свете помнить этот поцелуй. До свидания. Ваша вечно А. М».

Антонина Милюкова, из писем к Петру Чайковскому

Чайковский и Милюкова поженились в 1877 году. Известие о свадьбе обрадовало отца композитора: «Я перекрестился и подпрыгнул даже от радости. Слава Богу! Господь да благословит тебя!!!» Однако вскоре композитор и певица расстались. Развод они так и не оформили, но вместе жить перестали.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]