Формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего
20
наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5—6 лет), а затем постепен-но заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет. Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника претерпевает существенные изменения как по тематике, характеру игровых дей-ствий, длительности, так и по силе воспитательного воздействия. Сюжет игры развивается посте-пенно. В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие повторяется много раз. Следующую ступень в развитии сюжета представляют игры, со-стоящие из ряда элементарных действий, еще не связанных между собой. Дальнейшее развитие сюжета заключается в том, что дети переходят к игре, состоящей из двух-трех связанных между собой действий. Этот переход от предметных действий к игровым происходит в конце третьего — начале четвертого года жизни. Для этого периода игровой деятельности характерны значительные качественные изменения: начинают развиваться ролевые игры. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в тесной зависимости с процессом освоения ребенком предметных действий и овладения речью. Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применять такие воспитательные приемы, которые будут способствовать усложнению и обогащению «отобразительных» игр детей и своевременному формированию положительных качеств личности. В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад»), в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера, музыкального воспитателя), а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «поездка в колхоз», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие»).
Таким образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего —
21
в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. Так, если в младшей группе в бытовых играх жизнь семьи или детского сада отражается эпизодично, действия непоследовательны, однообразны, то в средней группе уже отмечается цельность сюжета, взаимосвязанность, длительность игры увеличивается. Малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана, хотя некоторые исследователи о уже у детей четвертого года жизни. Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм. Игры становятся длительными, иногда дети играют неделю, две, месяц в одну игру, постоянно усложняя и дополняя сюжет игры новыми эпизодами, фрагментами, ролями. Наблюдается заблаговременное коллективное планирование игры: выбор темы, распределение ролей, выработка и обсуждение правил игры, изготовление атрибутов. Эта особенность дает возможность воспитателю направлять ход игры, развивать ее, подчиняя игровую деятельность целенаправленному формированию нужных качеств коллектива в целом или отдельно взятого ребенка. В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль и самооценка. Уже у детей младшего дошкольного возраста интенсивно развиваются познавательные интересы к явлениям окружающей жизни, а также интерес к личности сверстника и совместной деятельности с ним. Уровень развития игровых интересов детей до некоторой степени определяется уровнем развития межличностных взаимоотношений и, наоборот, развитие игровых интересов зависит от характера и уровня общения детей группы. Именно дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Взаимодействия между детьми характеризуются прежде всего тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Составила и провела воспитатель Филина Н. А г. Серпухов март 2017 г Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 «Пчёлка»
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет, содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Игровой замысел — это общее определение того, во что и как будут играть дети.
Сюжет – это ряд событий, объединённых жизненно мотивированными связями. Сюжет определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей.
В сюжете раскрывается содержание игры — это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.
Игровые действия помогают детям реализовать избранные роли.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы (ведёт машину, как шофёр; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх — взрослый), тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.
Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
В игре существует два вида взаимоотношений – игровые (ролевые) и реальные.
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса-Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
Игровые (ролевые) отношения определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей — важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.
Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен согласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей. В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.
Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.
Ребенок то и дело как бы выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой. Например, «продавец» вдруг меняет подчеркнуто любезный тон в обращении с «покупателями» и упрашивает детей: «Ну, не все же забирайте, а то у меня ничего не останется в магазине» или «Только вы как поедите яблоки — опять мне принесите, а то ведь продавать будет нЕчего». Иногда этот выход из роли определяется необходимостью договориться в чем-либо с товарищами. «Ну что вы, что вы, — машет Вова рукой Ире и Вале, бегущим встречать цветов своего «папу-летчика», — я ведь еще на небе, я еще не прилетел».
В некоторых случаях дети указывают друг другу на нарушение правил поведения, свойственных той или иной взятой партнером роли.
Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Рассмотрим поэтапно, как возникают и развиваются взаимоотношения между детьми.
Элементы общения появляются очень рано (два-три года), когда дети еще не умеют строить сюжетную игру, а играют каждый сам по себе. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет. В этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника приводит к попыткам установления определенных взаимоотношений. Из этого можно сделать вывод, что первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому, играть с ним рядом. Такие контакты еще не изменяют существа игры — каждый ребенок играет сам по себе.
На следующем этапе (три-четыре года) возникает первое взаимодействие между детьми на основе использования общей игрушки. Ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел. В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу (один может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой примет эту услугу). В игре уже могут объединяться 2-3 человека.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети (пять-шесть лет) начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми (мама беседует с папой, подает семье обед, следит за поведением детей за столом; продавец обслуживает покупателей; доктор лечит больных, ему помогает сестра и т. д.) Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.
В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен (он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми). А в игре возникает обмен опытом: дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, к усложнению реальных взаимоотношений, к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий.
С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи. При этом каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры и составу данной группы детей. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности. Один требовательно кричит: «Я буду главным! Я!» Часть ребят спокойно примет это желание. Однако может найтись и такой, которого подобное заявление не будет устраивать. В этом случае возникает конфликт. Ребенок, недовольный распределением ролей, может категорически отказаться от участия в игре: «Не буду с вами играть. И все!» Но он может и вытеснить претендента на первое место: «А ну! Идите все сюда! Командовать буду я!»
Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадется. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
Наличие в игре реальных коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, связанный реальными связями, действующий в направлении осуществления единого замысла. Соподчинение действий членов такого коллектива осуществляется не только в силу взятых детьми ролей, но и в силу реальных отношений между играющими как членами единого коллектива. В игре, дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей.
При переходе от младшего к старшему возрасту, реальные отношения все больше места уступают игровым. В младшем дошкольном возрасте реальные отношения постепенно вторгаются в ход игры; в старшем дошкольном возрасте игровые отношения полностью подчиняют в себе реальные взаимоотношения. Реальные отношения имеют место тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает указания, касающиеся дальнейшего хода игры и соблюдения правил. Реальные взаимоотношения детей могут возникать по поводу игры, когда дети только договариваются между собой, но могут протекать и в ходе самой игры. Реальные взаимоотношения, возникающие по поводу игры, нередко переносятся во взаимоотношения, определяемые сюжетом игры. В этом случае сюжетные отношения становятся формой, в которой проявляются реальные взаимоотношения.
Реальные взаимоотношения между детьми могут совпадать с возможной логикой сюжетных отношений. Например, инициатор игры в самолеты и регулировщика, предлагая эту игру, сам становится регулировщиком. В этом случае инициатор игры и в самой игре по праву роли получает возможность руководить другими детьми.
Реальные взаимоотношения между детьми могут не соответствовать логике сюжетных отношений. Например, инициатор игры берет на себя подчиненную роль (он изображает один из самолетов целой эскадрильи) и подчиняется ребенку, выполняющему роль регулировщика.
Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить игрой.
Следующая > |
Развитие общения младшего дошкольника в игровой деятельности
Определение 1
Общение – это процесс установления контактов между людьми, необходимый для реализации ими совместной деятельности и установления дружеских и иных взаимоотношений.
Навыки общения начинают формироваться с раннего возраста ребенка. Их формирование необходимо для социального становления и развития личности дошкольника.
Навыки общения начинают формироваться у детей через игровую деятельность. Это обусловлено тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и помогает в освоении им основ устройства окружающего мира.
Рисунок 1. Общение дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В младшем школьном возрасте, общение ребенка со сверстниками имеет свои особенности. Они связаны с тем, что ребенок еще не владеет основами культурного поведения и не знает норм социального общения. Ознакомиться с ними можно посредством игры.
Игровая деятельность помогает развить у детей навыки совместной деятельности, установить азы взаимодействия в коллективе, устранить замкнутость ребенка, убрать его стеснение в установлении социальных контактов и сформировать навыки положительного контактирования со сверстниками.
Игровая деятельность младших дошкольников, ориентированная на формирование навыков общения ребенка, должна строиться на основе соблюдения ряда условий:
- Игровой процесс должен быть свободным от оценивания. Нельзя ставить оценку игровым успехам или неудачам. Это превращает игру в соревнование. Ребенок теряет связь своей деятельности со сверстниками и стремится действовать так, а не иначе для получения положительной оценки взрослого. Поэтому, оценки необходимо убирать, чтобы развивать чувство коллективной общности, единой направленности деятельности дошкольников.
- Построение сюжетной игры или дидактической игры без использования игрушек. Игрушки отвлекают внимание ребенка от совместной деятельности, от общения с другими участниками игры.
- Исключение соревновательных моментов в игровом процессе. В младшем школьном возрасте, необходимо использовать такие игры, которые максимально сосредотачивают ребенка на совместной коллективной деятельности. Конкурсы и соревнования приводят к коллективной разобщенности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 470 ₽ Реферат Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 280 ₽ Контрольная работа Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
§ 2. Взаимоотношения между детьми в игре
Непросты отношения детей, вступивших в игру. Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребенка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми.
Прежде всего, сюжетная ролевая игра возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. В этой группе до начала игры уже сложилась определенная система личных взаимоотношений, в которой, как уже указывалось, каждый ребенок занимает то или иное место, имеет тот или иной социометрический статус. Эти взаимоотношения проявляются на самых первых этапах игры: на основе избирательной симпатии и возникает игровая группа. Она, как указывает А. П. Усова, может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, а затем и интересом детей друг к другу. Возможен и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который как-то устраивает большинство. Возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности вступить в общение с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе. Такие «игровые группы,—отмечает А. П. Усова,—возникающие на основе личного интереса, может быть, самое интересное явление в детской жизни».
Реальные внутригрупповые взаимоотношения во многом определяют и следующий этап игры—распределение ролей. Как показывают исследования, наиболее интересные роли чаще всего захватывают дети с высоким статусом (социометрические «звезды»), которые в соответствующих экспериментах получают наибольшее число выборов. В этом случае они становятся и лидерами игровой группы, направляющими по своему усмотрению сюжет игры, определяющими ее конкретное содержание, распределяющими остальные роли, оценивающими достоверность и «правильность» их исполнения.
Для завоевания такой лидерской позиции мало иметь высокий социометрический статус, необходимы еще и организаторские способности, а также соответствующими достоверность и «правильность» их исполнение что член группы, которому симпатизируют многие сверстники, все же лидером, организатором игры не становится. Исследования показали, что между положением ребенка в группе и его качествами как участника игры существует тесная взаимозависимость: часто именно эти качества, проявляемые в игре, и определяют статус дошкольника среди сверстников.