Мастер — класс для родителей «Учимся играя. Игра «Сложи узор»


Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-никитински»

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.

Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Система появилась во второй половине 60-х годов ХХ столетия и сразу привлекла к себе всеобщее внимание, поскольку подход Никитиных существенно отличался от норм и принципов, царивших в советской дидактике. Первая публикация педагогов увидела свет в 1962 году, а позднее предложенные новаторства заинтересовали специалистов за рубежом – в Германии и Японии.

Методика Никитиных была разработана теми людьми, для которых проблема воспитания малышей являлась актуальной, ведь у супругов Лены Алексеевны и Бориса Павловича их было семеро. Они не только предложили другим родителям познакомиться с собственным опытом, но и, будучи профессиональными педагогами, активно использовали свои знания. Дети Никитиных приступали к изучению математики и письма в возрасте 3-4 лет. Супруги старались воспитывать своих ребят в условиях, максимально приближенных к естественным, уделяли большое внимание закаливанию, физической активности, предоставляли детям полную свободу движения с рождения.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи — не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка — само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности Никитинских игр

Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных — то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным условием творческой деятельности — делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется — «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Немного о создании системы Борисом и Еленой Никитиными

Борис и Лена Никитины создали методику в процессе воспитания собственных детей, которых в семье родилось семеро. Поскольку система взяла своё начало ещё в 1957 году, трудно представить, с каким общественным порицанием пришлось столкнуться её авторам, которые, невзирая на советские устои, растили своих малышей по собственным правилам.

Многое из того, в чём Никитины были новаторами, сегодня никого не удивляет: естественные роды, немедленное прикладывание к груди, кормление по требованию. Вид ребятишек, в нижнем белье бегающих по снегу, вызывал море критики, даже невзирая на факты, говорившие в пользу такого воспитания: крепкое здоровье детей, высокий уровень интеллекта, опережение сверстников в развитии на несколько лет вперёд. Но Советский Союз был известен тем, что любое действие, которое выходило за нормы и рамки, было обречено на осуждение обществом, независимо от того, насколько весомые аргументы были у человека, его совершающего. Уже за такое новаторство авторы заслуживают огромного уважения.

Принцип, на котором построена вся методика: не мешать, а помогать ребёнку развиваться.

Система Никитиных включает в себя раннее развитие способностей ребёнка на интеллектуальном и физическом уровнях

Борис Никитин выдвинул теорию о том, что любые способности в ребёнке можно подтолкнуть к развитию, если сделать это вовремя. А самым подходящим временем для начала занятий с малышом считал даже не младенческий период, а перинатальный. Согласно этой теории, способности человека, не получившие толчка к развитию в нужное время, неизбежно угасают и не подлежат развитию в дальнейшем.

А если эти способности (интеллектуальные и прочие) не запустить рано, то в дальнейшем они «отомрут» — за ненадобностью…

Б. Никитин

https://nikitiny.ru/intellektualnoe_razvitie

Развивая свою мысль, автор критиковал общественную образовательную систему.

В школе ни одному учителю не придёт в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как её решать. Значит, в школе ребёнок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится всё меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остаётся.(…)

Вполне объясним с позиций новой гипотезы и факт массового «изготовления» отстающих и второгодников в приютах, в домах ребёнка и в «недельных» детских садах. Здесь наибольшее значение имеет хороший присмотр за ребёнком и особенно твёрдый режим дня, при которых малышу нет необходимости решать новые задачи (…)

Б. Никитин

https://nikitiny.ru/NUVERS

Да, это подтверждает то, что система образования, построенная таким образом, не приучает человека к главному — учиться и познавать, задавать вопросы и находить на них ответы, а губительно сказывается на способностях и элементарном развитии. В результате наблюдается деградация не только творческая, но и личностная.

Факторы, способствующие раннему развитию (согласно системе)

Никитины считали, что естественное (природное) развитие — наилучший вариант для ребёнка, но в большинстве современных семей оно искусственно тормозится. В таких случаях за основу приняты не потребности малыша, а стереотипное мышление взрослых. Родители считают, будто знают, когда крохе положено овладеть тем или иным навыком, и запрещают ему совершать одни действия под предлогом «ещё рано», а другие, напротив, навязывают, потому что уверены — «уже пора».

До сих пор часто встречаются родители, а чаще бабушки и дедушки, которые поднимают панику, если четырёхмесячный малыш пытается принять вертикальное положение. Согласно нормам, ребёнок должен самостоятельно сидеть в возрасте полугода. Никитины не следовали такому подходу, предоставляя детям возможность развиваться раньше установленных нормативов.

Авторы системы выделили следующие основные факторы, способствующие раннему развитию.

  1. Ребёнку предоставляется большая свобода действий. Принуждение к занятиям отсутствует как таковое. Дети учатся и занимаются ровно столько, сколько хотят.
  2. Физическое развитие ребёнка имеет не меньшее значение, чем его обучение. Важно наличие спортивного уголка, закаливание, отсутствие ограничений на занятия спортом.
  3. Непременное участие взрослых в деятельности детей: игры, соревнования, творческие процессы. Ребёнку нужно чувствовать неравнодушие родителей к его успехам, но при этом он не должен ощущать давления и конкретных требований к своим способностям.

Физическое развитие так же важно для ребёнка, как и интеллектуальное

Плюсы и минусы методики

Несмотря на все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе изучения системы Никитиных, практика показывает, что есть несомненные плюсы таковой. Даже такие методы, как закаливание, которое до сих пор кажется многим радикальным, дают неизменный результат.

  1. Дети, воспитанные по методике Никитиных, отличаются крепким здоровьем и выносливостью.
  2. Развитие происходит значительно раньше, а умственные способности малышей не ограничены заданной программой, как это можно наблюдать у детей, воспитанных по стандартным принципам. Формируется образ мышления, который решает задачи как математические, так и бытовые.
  3. Условия жизни, быт — всё обустраивается и распределяется таким образом, чтобы родителям и детям было легко выполнять свои обязанности и никто не чувствовал себя перегруженным.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий — пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом — по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Система Никитиных для дошкольников

Дошкольники, которых воспитывали авторы системы, находились на уровне развития не менее второго класса. В возрасте около пяти лет малыши решали математические уравнения и непременно читали, причём родители не учили их многому из того, что дети умели. Какие-то навыки младшие получали от старших, что-то постигали самостоятельно. Именно в этом заключается суть воспитания по Никитиным: ребёнку нужно не давать знания, а стимулировать его к тому, чтобы он добывал их сам.

С методикой Никитиных можно соглашаться или нет, но нельзя игнорировать факты: дети, которые воспитаны согласно этой методике, превосходят сверстников во всём.

Интеллектуальное развитие дошкольников лучше всего проводится в игровой форме

Нюансы системы Никитиных для дошкольников

  1. Спорт. Обязательное наличие в доме спортивного комплекса с различными вариантами сложности прохождения. Непрепятствование занятиям, а помощь с них.
  2. Раннее обучение. Чтение и счёт доступны детям значительно раньше, чем принято предполагать. Обязательно наличие в доме необходимых материалов: азбука, счёты, географические карты. Всё это должно быть в распоряжении ребёнка в любой момент.
  3. Обучение детей детьми. Если в семье есть больше одного ребёнка (либо методика взята за основную в учебном учреждении дошкольного возраста), то старшие дети обучают младших тому, что уже умеют сами. Как показывает практика, они могут быть даже лучшими учителями, чем взрослые.
  4. Время, затрачиваемое на посещение общей школы, сводится к минимуму. Практикуется вариант обучения экстерном.
  5. Трудовое обучение. В доме оборудуется место, где дети могут мастерить и изобретать из подручных материалов. Инструменты должны быть настоящими. Техника безопасности наилучшим образом усваивается на практике. Эти условия соблюдаются с младенчества.
  6. Пример, подаваемый взрослыми. Задача родителя (воспитателя) в этом случае состоит в том, чтобы передать ребёнку увлечённость тем делом, которым он занимается. Взрослый выступает в качестве гуру и мастера в своём ремесле.
  7. Вовлечение ребёнка в творческий процесс. В качестве творческого занятия может выступать что угодно: любое рукоделие, рисование, моделирование.
  8. Привлечение к домашнему труду. У ребёнка, даже очень маленького, есть чёткие обязанности. Они должны соответствовать полу, возрасту, физическому развитию. Требования к качеству сделанной работы также высоки, как в случае выполнения её взрослыми. Труд вознаграждается.
  9. Уважение к ребёнку и его мнению. Оно проявляется не только на словах, но и на деле. Отношение к малышу должно быть не как к несмышлёнышу, а как к человеку, хотя и маленькому.
  10. Направленность на развитие мышления. Ребёнку даются задачи без объяснения их решения. Он учится не выполнять действия по заданному шаблону, а самостоятельно добывать знания. Выражаясь фигурально, не нужно заставлять малыша учить закон всемирного притяжения, а дать возможность самому выступить в роли Ньютона и открыть его.
  11. Планирование времени труда, отдыха и обучения. Процесс познания нового должен быть такой же нормой, как принятие пищи и отдых без перерыва на каникулы и выходные. Но время нужно распределять таким образом, чтобы ребёнок не уставал и не чувствовал перегруженности.
  12. Мозговой штурм. Коллективное решение задач без ограничений и критики.
  13. Закаливания. Как и для малышей, оно предполагает лёгкую одежду, игры на свежем воздухе.
  14. Интеллектуальные игры. Они разработаны Борисом Никитиным, имеют большое количество уровней сложности и способствуют интеллектуальному развитию детей, но также станут интересными для многих взрослых.

Если малыш не справится с игровой задачей, поставленной перед ним, сразу, то нужно попытаться позже, но не пытаться подсказывать и помогать. Это правило распространяется на все игры Никитиных.

Игры Никитиных и их описание — таблица

Название игрыОписание
Сложи узорСуть этой игры заключается в составлении узоров из 16 одинаковых кубиков, каждая грань которых раскрашена в разные цвета. Некоторые из сторон двуцветные (по диагонали окрашиваются в два разных цвета). Есть несколько вариантов сложности:
  • по заданным схемам ребёнок должен воспроизвести рисунок;
  • по рисунку нарисовать схему;
  • придумать свои рисунки, которых нет среди схем.

Игра развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию. Её можно предлагать малышам начиная с года.

Кубики для всехВ этой игре 7 фигурок, каждая из которых состоит из нескольких кубиков. Они похожи на всем известный Тетрис, но не на плоскости, а в пространстве. «Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов. Они подойдут детям в возрасте с двух лет.
ДробиИгра состоит из 12 кругов, каждый из которых делится на разное количество равных частей и окрашен в свой цвет. Они находятся в специальной коробке. Задача ребёнка состоит в том, чтобы открыть её, высыпать содержимое, а затем сложить все круги сначала на поверхности, а затем в коробку. Такая игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей. Практика показывает, что такую информацию дети способны усваивать в возрасте 3—4 лет, следовательно, тянуть с её освоением до третьего класса не имеет смысла.
Таблица СотниЭто довольно простая на вид, но при этом нелёгкая игра. Она выглядит как таблица, где цифры от 1 до 100 расположились колонками и рядами по 10 штук. Каждый из рядов помечен определённым количеством чёрных точек. Игра учит детей быстро запоминать цифры, а в дальнейшем быстро складывать числа в разных рядах, решать задачи различной сложности, а впоследствии придумывать новые.
ЧасыИгра выглядит, как часы, изготовленные из подручных материалов. Она учит малышей определять правильное время, высчитывать количество минут и секунд в разные временные промежутки.
ТочечкиЭта игра задумывалась как математический тест. Она состоит из 44 квадратов четырёх цветов:
  • на зелёном точки расположены линейно;
  • на синем — по треугольнику;
  • на красном — по окружности с точкой в центре;
  • на белом нарисованы цифры.

К игре прилагаются задания различной сложности, которые развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту.

УникубЭта игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены определённым образом в разные цвета. Она очень функциональна, а предлагающиеся задания делятся на много уровней сложности. Для ребёнка игра будет полезна тем, что научит его мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами. Уникуб рекомендуется детям в возрасте от двух лет.
Сложи квадратЭта игра по своей сути напоминает пазлы. Но складывать нужно не картинку, а квадраты, которые разрезаны на неравные части различной формы и окрашены в разные цвета. Всего их 24 штуки. Такую игру можно предлагать детям начиная с года. Игра даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое. Учит классифицировать предметы по цветам.

Развивающие игры, разработанные Никитиными — фотогалерея


Игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей


«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов


Складывание узоров развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию


Точечки развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту


Часы Никитиных учат малышей ориентироваться во времени


Уникубнаучит ребёнка мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами


«Сложи квадрат» даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое, учит классифицировать предметы по цветам

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это — желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Кубики Никитиных своими руками

Кубики Никитиных получили наибольшее распространение. Такие, казалось бы, простые, но на практике очень интересные игры рассчитаны на детей разных возрастов и могут быть увлекательными и для взрослых. В магазинах они стоят достаточно дорого, но их легко изготовить своими руками.

Сложи узор

Такую игру можно изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобится 16 деревянных кубиков одинакового размера. Они должны быть чистыми, сухими и без шероховатостей. Их необходимо раскрасить либо обклеить цветной бумагой. При этом стороны должны выглядеть так:

  • белая грань (передняя);
  • жёлтая (задняя);
  • синяя (правая);
  • красная (левая);
  • по диагонали жёлто-синяя (верхняя);
  • по диагонали красно-белая (нижняя).

Раскрашивать кубики игры «Сложи узор» нужно таким образом, чтобы диагонали были идеально чёткими

Из кубиков нужно складывать картинки по заданным схемам, которых насчитывается очень большое количество. Такие узоры могут напоминать геометрические фигуры, людей, животных.

Образцы картинок к игре «Сложи узор» — фотогалерея


Узор «Снежинка»


Узор «Дедушка»


Жёлто-синие ёлочки


Узор «Ромбы»


Трёхцветный узор


Узор «Песочные часы»

Обзор кубиков «Сложи узор» — видео

Кубики для всех

Эта игра также проста в изготовлении. Всё, что вам понадобится — 27 кубиков, которые будут впоследствии склеены в различные фигуры, изображённые на фото. Для того чтобы игрушка получилась правильно, они должны быть одинаковыми.

Склеив 27 кубиков по указанным примерам, вы получите игрушку «Кубики для всех»

Суть игры проста: из фигурок нужно собирать другие фигуры по заданным схемам, а далее придумывать новые. Но, несмотря на то что выглядит всё просто и напоминает Тетрис, как правило, в исполнении бывает трудно даже взрослым.

В игре есть несколько уровней сложности:

  • серия КВ-1 — основные блоки;
  • серия КВ-2 — фигуры, которые можно собрать из двух основных блоков;
  • серия КВ-3 — фигуры, которые можно собрать из трёх основных блоков;
  • серия КВ-4 — фигуры, которые можно собрать из четырёх основных блоков;
  • серия КВ-5 — фигуры, которые можно собрать из пяти основных блоков;
  • серия КВ-6 — фигуры, которые можно собрать из шести основных блоков;
  • серия КВ-7 — фигуры, которые можно собрать из всех семи основных блоков.

Схемы к игре «Кубики для всех» — фотогалерея


Серия КВ-2 самая простая, на ней можно просто тренироваться


Серия КВ-7 одна из самых сложных в игре Кубики для всех Одно из заданий — собрать из всех деталей полноценный куб


КВ-3 — задания среднего уровня сложности


Фигуры КВ-4 нужно сложить из четырёх блоков


Фигуры КВ-4 нужно сложить из пяти блоков


Фигуры КВ-4 нужно сложить из шести блоков

Уникуб

Для изготовления Уникуба, как и предыдущей игрушки, вам понадобится 27 кубиков одинакового размера, но склеивать здесь ничего не нужно. Всё, что следует сделать — это просто раскрасить грани в правильные цвета.

Инструкции к игрушке «Уникуб» — фотогалерея


Уникуб в коробке, и первые простые задания


Все задания к игре делятся на разные уровни сложности


Те задания, которые кажутся простыми, на практике, могут оказаться одними из самых сложных


Такие задания могут быть интересны даже подросткам и детям


По своей сути Уникуб напоминает Кубик Рубика, но вариантов поставленных задач намного больше

Уникуб и Кубики для всех — видео

Сложи квадрат

Технология создания игры очень проста. Нужно из картона и разноцветной бумаги изготовить 24 квадрата размером 80х80 мм и разрезать их по линиям, как указано на рисунке.

Детская игра, которая напоминает пазлы и развивает логическое мышление

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и — разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой — части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ

Методика супругов Никитиных предполагала комплексное развитие физической силы и выносливости, интеллекта и творческого потенциала, поэтому и включала в себя большое количество пособий.

  • Шведская стенка, скакалка, турникеты, мячи помогали ребенку тренировать тело.
  • Кубики, развивающие доски, головоломки способствовали улучшению логического мышления и творчества.

Активно используется и конструктор. Работать с пособиями просто – малышу дается определенное задание, которое он должен выполнить.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу — целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

«Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова

сложи узорматериал (подготовительная группа)

Кружок «Сложи узор» в подготовительной к школе группе «Дюймовочка»

Васильева О.И

Карамова А.Р.

Направленность: Познание окружающего мира и развитие пространственного воображения, сообразительности и логического мышления, навыков счета и графические способности, цветоощущение, умения анализировать, синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы; воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.

Цель: Формирование познавательной активности у детей с помощью игры Б. Никитина «Сложи узор»; реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

— способствовать прочному усвоению дошкольниками учебного материала;

— развивать пространственного воображения, сообразительности и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать,

— обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы.

2. Воспитательные:

— Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

— воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.

3. Развивающие:

— Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память

— Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии.

4. Коррекционные:

— Формирование познавательной активности у дошкольников.

Описание игры Б. Никитина «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Тема занятия,

используемые игры

Задачи занятия Содержание (задания детям)

с зарисовками образцов

материалы

к занятию

Предварительная работа
1.Разноцветные дорожки

кубики «Сложи узор»

1.Учить самостоятельно, выкладывать дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом. 2.Закреплять счет в пределах

3.Учить сравнивать количество кубиков в каждой дорожке и количество дорожек (поровну, по 4, одинаковое количество)

4.Приучать аккуратно, пользоваться кубиками, после игры убирать их в коробку

5. Развивать творческое фантазирование в подборе сравнений (на что похоже).

1.Выложи дорожки для зверушек по образцу.

2.Сравни длину дорожек.

3.Посчетай, сколько кубиков в красной дорожке, а, сколько в синей.

4.Что можно сказать о количестве кубиков в красной и синей дорожке?

5.Из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую.

6.Подумайте, на что похожа полосатая дорожка (на заборчик, паровозик, шарфик…)

Кубики Никитина «сложи узор» (по 1-му набору на ребенка) карточки с заданием (4 разноцветные дорожки из 4-х кубиков каждая) 4 игрушки разного цвета

( синий, красный, желтый, белый)

Выкладывание заданий к игре путем наложения на картинку.

Пересчет различных предметов в пределах 4-х.

Сравнение длинных и коротких полосок.

Игры с кубиками, рассматривание кубиков, имеющих разные по окраске стороны.

2.Коврик для «божьей коровки».

Две дорожки

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание дорожек по памяти.

2.Учить выкладывать «коврик» по образцу.

3.Закрепление счета в пределах 4-х

4.Закрепление понятий: верхний, нижний, правый, левый.

5.Автоматизация звука «Ж» в звукоподражании

1.Вспомните, что вы выкладывали на прошлом занятии, и выложите дорожки самостоятельно.

2.Выложите коврик для «божьей коровки».

3.Посчитайте, сколько кубиков в коврике, сколько красных, синих, желтых,

белых кубиков.

4.Игра с «божьей коровкой» на ориентировку в пространстве.

Кубики «сложи узор» коробка на каждого ребенка

Карточки с образцами

«божья коровка» по количеству

детей

Игра на внимание «Что изменилось» (на ориентировку в пространстве)

Игра «Кто от тебя находится справа, кто слева».

Счет различных предметов в пределах 4-х

Рассматривание изображения и игрушки – божья коровка.

Игры на звуко-подражание «Как жужжит жук».

3.«Разноцветные платочки, полосатые флажки и табуреточки для матрешки»

кубики «сложи узор»

1.Продолжать учить детей выкладывать задание по образцу.

2.Продолжать учить сравнивать количество кубиков: по 2, поровну, одинаковое количество.

3.Познакомить детей с составом числа 2 и 2 – 4

4.Развивать самостоятельность, творчество в выборе цвета и задания.

1.Сложи для матрешки платочек, флажок, табуретку по образцу.

2.Посчетай, сколько желтых кубиков в платочке, сколько белых. Сколько всего кубиков в платочке.

3.Сколько красных, сколько синих кубиков во флажке, что можно сказать об их количестве?

4.Для тех, кто справился предложить выложить задание другим цветом (не так как на картинке)

Кубики «сложи узор» коробка на каждого ребенка

Матрешка

Карточки с заданиями

Сравнение количества предметов (по 2)

Рассматривание различных геометрических узоров платков и флагов.

4.«Путешествие в загадочный город на ковре самолете».

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание знакомых узоров по памяти (коврик, платочек, флажок)

2.Развитие фантазии (выкладывание знакомых узоров других цветов).

3.Закрепление навыков счета в пределах 4-х.

4.Закреплять умение сравнивать предметы (домики из кубиков) по высоте.

5.Умение создавать совместную работу (узор-ковер).

6. Умение выполнять действия с кубиками в соответствии со словесной инструкцией (строим домик в высоту одноэтажный, трехэтажный и четырехэтажный), выкладывая кубики снизу вверх.

1.Вспомните, какие узоры мы научились выкладывать из кубиков, и выложите те, которые вам больше всего понравились.

2.Теперь сложим ваши узоры все вместе. Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился.

3.Постройте синий домик в 3 этажа, белый – 1 этаж, красный – в 4 этажа.

4.Положите на белый домик кружок, на синий треугольник, а на красный квадрат.

5.Подумайте и скажите, кто может жить в домике с круглой крышей, с квадратной крышей, с треугольной крышей?

6.Скажите, какой домик самый низкий? Сколько в нем этажей?

Какой домик самый высокий? Сколько в нем этажей?

7.Поставьте домики в ряд от самого низкого до самого высокого.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Круг, квадрат и треугольник по 1шт. на каждого

Изображения предметов круглой, квадратной, треугольной формы

Выкладывание уже знакомых узоров, но другими цветами

Постройки высоких и низких башенок, пересчет кубиков.

Индивидуальная работа с детьми, не справившимися с заданием на занятии

Сравнение высоты окружающих предметов: домов, деревьев, столов, игрушек.

5.«Цветочная поляна»

кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать по образцу лесенку, цветочек, пилу.

2.Закрепление навыков счета в пределах 4-х.

3.Закрерлять умение ориентироваться в пространстве.

4. Стимулировать стремление проявлять самостоятельность в выборе материала по цвету, видоизменяя палитру предложенного образца.

1.Посчитайте, сколько ступенек в лесенке, возьмите такое же количество кубиков.

2.Сколько лепесточков у цветка отсчитайте столько же кубиков. Выложите цветок другого цвета.

3. Рассмотрите картинку, где нарисована пила. Как раскрашены кубики? Сколько таких кубиков надо взять?

4.Посмотрите, куда смотрит синий уголок, а куда белый? Положите кубик так же, как на картинке.

5.Для тех, кто справился предложить построить другую лесенку

Кубики «сложи узор» по коробке на каждого ребенка

Карточки с заданиями (лестница, цветок, пила)

Выкладывание цветов из геометрических фигур.

Рассматривание картинок с изображением цветов, пилы, лесенок.

Пересчет предметов до 4-х на ощупь (под платком)

Пересчет количества деревьев и кустарников на участке.

6.Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну.

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание по памяти (цветок, озеро).

2.Учить выкладывать бабочку и рыбку.

3.Закрерление навыков счета в пределах 4-х.

4.Развивать фантазию (побуждать детей выполнять задания из кубиков других цветов)

5.Закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево).

6.Продолжать развивать творческое фантазирование на что похоже (бокал, бантик…).

1.Выложите цветочки, которые растут на поляне.

2.Посмотрите, какая бабочка прилетела к нам на полянку. Давайте выложим из кубиков ей подружек. Посмотрите и посчитайте, сколько и каких кубиков вам надо взять.

3.Рядом с поляной «Фантазейка» увидел озеро, посмотрите какое. Выложите его из кубиков.

4.В озере плавают красивые рыбки. Давайте их сложим из кубиков. Рассмотрите картинку, из какого кубика выложим туловище, из какого

хвост?

5.Аккуратно поверните рыбку и бабочку, посмотрите, на что теперь они стали похожи, в кого они превратились?

Кубики «сложи узор» по коробке на каждого ребенка

Игрушка обезьянка

Карточки-задания (рыбка, бабочка)

Рассматривание картинок с изображением бабочек и рыбок

Наблюдение за рыбкой в аквариуме

Самостоятельное выкладывание заданий из кубиков «сложи узор» по карточкам-заданиям.

7.Дом, в котором живет «Фантазейка»

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать домик, елочку, фонарик.

2.Закрепление навыков счета в пределах4-х (пересчет кубиков).

3.Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол).

4.Закреплять умение сравнивать предметы (елочки) по высоте.

5.Развивать фантазию (выкладывание узоров другими цветами, придумывание своих узоров).

1.Это домик, в котором живет «Фантазейка», давайте его выложим из кубиков.

2.«Фантазейка» живет в лесу, рядом с его домом растут елки. Давайте выложим из кубиков елочки разные по высоте. 3.Давайте посчитаем, сколько больших треугольников в самой высокой елке, сколько в самой низкой.

4.Вечером становиться темно, и «Фантазейка» повесил возле домика на елочки фонарики. Давайте сложим из кубиков такие же фонарики, как на картинке.

5. Предложить детям, справившимся с заданием, выложить разноцветный фонарик.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка обезьянка

Карточки-задания (домик, елочка, фонарики)

Рассматривание картинок с изображением домика, елки и фонариков. Сравнивание различных предметов, игрушек по высоте. Строительство разных по высоте башенок и домиков. Выкладывание домиков, елочек, фонариков из геометрических фигур (треугольников и квадратов).
8.«Фантазейка на рыбалке»

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать лодку и крючок.

2.Выкладывание по памяти рыбка, озеро и домик.

3. Развивать фантазию (учить придумывать небольшие рассказы).

4.Развивать связную речь у детей.

1.Выложите домик, в котором живет «Фантазейка».

2.Недалеко от домика находится озеро. Давайте выложим его.

3.«Фантазейка» отправляется на рыбалку и ему нужна лодка. Давайте выложим для него лодку такую же, как на картинке.

4.Для того, чтобы ловить рыбу, нужна удочка с крючком. Выложите крючок для удочки, как на картинке.

5.Выложите рыбок, которых поймал в озере «Фантазейка».

6.Придумайте рассказ о том, как «Фантазейка» ходил на рыбалку.

Кубики «сложи узор» по набору на ребенка

Карточки-задания (лодка, крючок)

Рассматривание картинок с изображением лодки и крючка.

Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам.

Индивидуальная работа с детьми, пропустившими занятия по причине болезни и др. причинам.

Самостоятельные игры с кубиками «сложи узор» по карточкам-заданиям.

9.Шарфик для «Фантазейки»

Кубики «сложи узор»

1.Развитие памяти, мышления, воображения (выкладывание по памяти, использование других цветов, составление своих узоров).

2.Приучать к аккуратности, бережному отношению к игрушкам (не ломать картонные кубики, после игры убирать за собой кубики в коробку).

3.Закреплять умение сравнивать длину.

1.«Фантазейке» холодно у него нет шарфика, давайте поможем ему. Сложите узоры, которые мы складывали на занятиях, и придумайте свои узоры.

2.Соедините свои узоры в полоску. Какой длины получился у вас шарф? У Саши короткий шарф или длинный? А у Даши?

3.Давайте, соединим все ваши шарфики в один большой. Какой у нас получился шарф?

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка обезьянка

Рассматривание узоров на шарфах

Игры с кубиками «сложи узор» по желанию детей

Сравнивание полосок по длине

Постройки из строительного материала длинных и коротких дорожек.

10.Снежинки на окошке.

Кубики «сложи узор»

1.Продолжать учить выкладывать изображение по карточке-заданию.

2.Развивать фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих снежинок, использование кубиков других цветов). 3.Закреплять навыки счета в пределах от 5-ти до 9-ти.

1.«Фантазейка» нарисовал снежинки, которые он увидел на окошке. Выложите из своих кубиков снежинки, кому какие понравились.

Выложите снежинки, используя кубики других цветов.

2.Посчитайте, сколько кубиков в вашей снежинке.

3.Придумайте и выложите свои снежинки.

«Фантазейка» раскладывает карточки-символы по обручам и просит детей найти дом, где живет их фигура. Дети с фигурами в руках отходят от обручей и закрывают глаза. «Фантазейка» перекладывает карточки, дети ищут свой дом. Игра повторяется 3 раза.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Карточки-задания (снежинки).

Рисование снежинок.

Рассматривание снежинок на прогулке.

Пересчет предметов в пределах 10-ти.

11.«Фантазейка» встречает весну.

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать по образцу птичку и сосульки.

2.Закреплять умение сравнивать предметы («сосульки») по длине.

3.Закрепление навыков счета в пределах 5-ти.

4.Продолжать учить сравнивать количество кубиков 4 и 5 (что больше, меньше).

5.Выкладывание по памяти лодочки.

6.Побуждать детей, выполняя задание использовать кубики других цветов и дополнять своими элементами.

Наступает весна, повсюду лужи. «Фантазейка» не знает, во что можно играть на улице.

1.Давайте сложим для него кораблик из кубиков. Где можно пускать кораблик?

2.Выложим лужу для кораблика, как мы выкладывали озеро.

3.Скоро начнут прилетать птицы из теплых стран. Давайте выложим птичку по картинке для «Фантазейки». Придумайте свою птичку.

4.Снег на улице тает, на крышах появляются сосульки. Давайте сложим их из кубиков (длинные и короткие).

5.Посчитайте, сколько кубиков в длинной сосульке, сколько в короткой. Где больше, где меньше? Какое число больше, какое меньше?

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Карточки-задания (птичка и сосульки)

Рассматривание сосулек. Рассматривание на картинках птиц прилетающих из теплых краев.

Пускание корабликов в луже.

Наблюдение за птицами на улице во время прогулки.

Беседы о весне.

Счет и сравнение количества предметов от 4-х до 5-ти.

12.Подснежники

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать из кубиков разнообразные цветы по образцу.

2.Выкладывание по памяти цветка белого цвета.

3.Закрепление навыков счета в пределах 5-ти.

4.Продолжать учить сравнивать количество кубиков (лепестков).

5.Развивать зрительное внимание.

6.Развивать воображение и фантазию (использование кубиков другого цвета придумывание своих узоров).

«Фантазейка» гулял по лесу и увидел много красивых подснежников, он сфотографировал их и прислал нам фотографии.

1.Давайте выложим свой подснежник (цветок из белых кубиков).

2.Теперь выложим цветок, который увидел «Фантазейка».

3.Сколько кубиков вам понадобилось?

4.В каком цветке больше кубиков?

5.Сколько лепестков в каждом цветке? Одинаковое ли их количество?

5.Тем детям, которые справились со всеми заданиями, предложить более сложное задание.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Карточки-задания

Письмо от «Фантазейки»

Рассматривание различных цветов на картинках.

Выкладывание цветов из геометрических фигур.

Игры с кубиками «сложи узор» по карточкам-

заданиям по желанию детей.

13.Путешествие по весеннему лесу.

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание по памяти птичка и цветы.

2.Закреплять умение сравнивать длину и ширину (ручейков).

3.Закреплять умение сравнивать количество кубиков путем приложения (больше, меньше на 1).

4.Закрепление навыков счета в пределах 8-ми.

5.Развивать фантазию (использование кубиков других цветов, придумывание собственных узоров, использование большего количества кубиков).

«Фантазейка» отправляется в путешествие по лесу. Пойдемте вместе с ним.

1.Смотрите ручейки. Выложите ручеек из 5-ти синих кубиков.

2.Сложите желтый ручеек из 4-х кубиков.

Какой ручеек длиннее, какой короче?

3.Сложите еще 1 желтый ручеек, такой же длины .

Придвиньте желтый ручейки друг к другу так, чтобы получился 1 широкий ручей.

4.Какой ручеек получился узкий, какой широкий?

5.Для какого ручейка понадобилось больше кубиков? Сколько?

6.«Фантазейка» увидел в лесу птичек.

Выложите птичек, которых он увидел.

7.Смотрите в лесу много цветов. Давайте их выложим из кубиков.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Сравнение по длине и ширине полосок, веток, ленточек, дорожек.

Пересчет предметов в пределах от 1до 8

Рассматривание картинок с ручейками, птицами.

Чтение рассказов о весне.

14.Клад

Кубики «сложи узор»

1.Составление узоров по памяти.

2.Развивать фантазию, воображение (составление узоров по представлению).

3.Учить детей давать положительную оценку работе товарища.

4.Учить выкладывать лопату по образцу.

Ребята мы с вами отправляемся на поиски клада. Начинаем раскопки. Чтобы раскопать клад, нам нужна лопата. Давайте выложим ее из кубиков. Закройте глаза и представьте, что вы нашли что-то интересное.

1.Выложите то, что вы нашли.

2.Расскажи другу, что ты нашел.

3.Посмотрите и расскажите, чья находка вам нравится и почему.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка Игры-занятия с кубиками «сложи узор».

Самостоятельные игры с кубиками «сложи узор»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]