Конспект занятия №1 с дошкольниками «Знакомство».план-конспект занятия (1 класс) по теме


План проведения занятий с дошкольниками 4-6 лет развивающих занятий

Программы социально-психологического сопровождения:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления)
  • развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
  • развитие творческого мышления, художественных способностей и мелкой моторики
  • снижение гиперактивности
  • обучение управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии.
  • Основные задачи Пути реализации Методические материалы
    развитие мелкой моторики игры с мозаикой, рисунки по точкам, собирание конструктора, лепка мозаика, конструктор, бумага, карандаши, пластилин
    развитие внимания и усидчивости, ориентировка в пространстве дорисовать или найти недостающие детали изображения, собрать пазлы, кубки с картинками

    игры на нахождение предметов и их расстановку

    пазлы, кубики, рисунки (образцы)

    другие мелкие предметы, игрушки

    развитие кратковременной памяти разложить картинки (предметы), закрыть и попросить ребенка повторить ряд любые предметы, картинки
    развитие целостности восприятия, осмысления предмета контурные изображения животных, предметов — угадай, что это и раскрась контурные изображения, карандаши
    развитие логического мышления раскладывание серии картинок: от большого к маленькому, по цветам, найди лишнюю картинку серии картинок
    развитие творческого потенциала, умение собирать из частей целое собирание из деталей конструктора целый осмысленный предмет разные виды конструкторов (паровозик)
    обучение понятию геометрических фигур игры с изображением геометрических фигур набор картинок с фигурами
    обучение усидчивости, снятие симптомов гиперактивности игры, направленные на концентрацию внимания мяч, палочки, кубики, мягкие игрушки
    обучение выражению эмоций, умению перевоплощаться в другого человека (животное) игровой театр по сказкам («Теремок», «Репка») реквизит для сказок
    обучение основам математических знаний Счет до 10 и обратно, примеры на сложение и вычитание Кубики с цифрами, методические пособия
    обучение основам чтения Игры со звуками и буквами, рисование букв, складывание в слова Методические пособия, кубики с цифрами, бумага, цветные карандаши.

    повышение уверенности в себе, чувства защищенности.

Базовые социально-педагогические и психологические умения и навыки детей среднего и старшего дошкольного возраста:

  1. Специальные навыки и умения:

    Математические знания:

— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;

— предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

— узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

— доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

— основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

— сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже;

— основы информатики, которые включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций — «не», «и», «или» и др.

  1. Развитие мелкой моторики:

От 4 до 6 лет ребенок должен уметь:

— построить мостик из 5 кубиков

— нарисовать крестик

— нарисовать квадрат

— нарисовать человечка (3-6 элементов)

  1. Психологические характеристики:
  • Воображение:

    становится активным — произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль — аффективно-защитную. Она предохраняет растущую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

  1. Особенности личностных характеристик дошкольника:
  • Эмоциональная сфера.

    К старшему дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

  • Мотивационная сфера.

    Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка.

  • Дошкольник начинает усваивать этические нормы

    , принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится,
    и
    может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

  • Самосознание

    формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

План индивидуальных занятий (или занятий в малых группах) с дошкольниками

Занятие 1.

Тестирование детей, с которыми будут проводиться занятия на предмет выявления имеющихся общих и специальных навыков и умений, составление более конкретного плана занятий с учетом направлений работы.

Занятие 2.

Развитие мелкой моторики ребенка.

Игра «Мозаика» — сложить из частей пластмассовой мозаики картинку по образцу. Время — 15 минут.

Игра «Собери горох» — горошины помещаются в банку с крупой, задание — «выловить» все горошины руками и сложить их в другую посуду. Время — 10 минут.

Игра «Соедини точки» — точками обозначен контур рисунка, задание — обвести точки, чтобы контур был целым. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Слепи ежика» — дается задание из пластилина сделать фигурку животного по образцу. Время — 15 минут.

Занятие 3.

Развитие умения ориентировки в пространстве.

Игра «Дорисуй картинку» — задание определить, чего не хватает изображению на картинке и дорисовать недостающую деталь. Время — 10 минут.

Игра «Собери пазл» — задание собрать из частей картинку. Время — 20 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Расставь по порядку» — проговаривается порядок расстановки предметов, например, поставь красный кубик на синий, а зеленый — за красным (вариант — «нарисуй на бумаге точку в правом верхнем углу») и дается задание на выполнение. Время — 20 минут.

Занятие 4.

Развитие памяти, восприятия, мышления.

Игра «Угадай кто» — даются контурные изображения предметов, надо угадать, что это и раскрасить. Время — 15 минут.

Игра «Выдели нужное» — даются рисунки предметов, нарисованных друг на друге, надо найти определенное изображение. Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Что изменилось» — раскладываются предметы, ребенка просят запомнить и отвернуться. Затем меняется порядок предметов, добавляются новые или убираются старые. Ребенок должен сказать, что изменилось. Время — 20 минут.

Занятие 5.

Развитие логического мышления.

Игра «Разложи по порядку» — даются предметы (картинки), которые нужно разложить по порядку — от большего к меньшему, от толстого к тонкому и т.д. Время — 15 минут.

Игра «Найди лишнее» — на картинке есть предмет, который не входит в группу (например, лимон в посуде). Нужно его найти. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Догадайся» — показывается картинка с отдельным изображением предметов (например, колесо, руль) — что это? Время — 10 минут.

Игра «Счетные палочки» — задания на использование счетных палочек, например:

  • Выложить квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
  • назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
  • сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
  • сосчитать углы, входящие в фигуру;
  • построить фигуру по образцу;
  • самому придумать и сложить фигуру.

Время — 15 минут.

Занятие 6.

Развитие творческого потенциала.

Игра «Собери фигуру» — собрать из предложенного конструктора несколько различных фигур. Время — 20 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Придумай животное» — придумать и нарисовать (красками, карандашами) сказочное животное. Время — 15 минут.

Игра «Изобрази животное» — движениями и звуками показать животное, настоящее или придуманное. Время — 15 минут.

Занятие 7.

Обучение понятиям геометрических фигур.

Игра «Назови фигуру» — показываются изображения геометрических фигур, нужно их назвать и сказать, на что они похожи. Время — 15 минут.

Игра «Составь животное» — из геометрических фигур разного размера дается задание составить животное. Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Объем» — даются понятия плоских и объемных фигур, на что похожи объемные фигуры. Время — 20 минут.

Занятие 8.

Обучение усидчивости, концентрации внимания.

Игра «Запоминай» — на счет 1 руки надо поднять в стороны, 2 — вверх над головой, 3 — хлопнуть в ладоши, 4 — опустить руки вниз. Ребенок делает упражнение. Темп постепенно увеличивается. Время — 10 минут.

Игра «Выполни задание» — проговаривается задание, например, надо последовательно хлопнуть в ладоши, сесть на стул, закрыть глаза. По сигналу все задания выполняются. Задания постепенно усложняются. Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Зачеркни объект» — дается лист бумаги с нарисованными значками, которые надо зачеркнуть. Время — 10 минут.

Игра «Поймай цифру» — называются разные цифры, например, услышав 5, ребенок хлопает в ладоши. Время — 5 минут.

Игра «Собери красные» — из рассыпанных цветных бумажек нужно выбрать только красные, например. Время — 10 минут.

Занятие 10.

Обучение основам счета.

Игра «Веселые задачки» — проговаривается небольшая задача, например: Коля купил красный шарик, а Дима — 2 зеленых. Сколько у них всего шариков? Время- 10 минут.

Игра «Найди цифру» — нарисованная цифра «прячется» в рисунке, ее надо найти, также — угадать на ощупь, по рисунку пальцем на спине и т.д. Время — 10 минут.

Игра «Найди пару» — предлагается найти предмет, похожий на предложенный: по цвету, по форме, по размеру и т. д. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Матрешки» — набор матрешек предлагается посчитать, собрать и расставить по порядку. Время — 10 минут.

Игра «Сосчитай» — сколько выложено предметов? Считаем, прибавляем, отнимаем. Время — 10 минут.

Занятие 11.

Обучение основам чтения (для старших дошкольников).

Игра «Найди букву» — разные буквы «прячутся» под разными изображениями, надо найти ее и угадать. Время — 15 минут.

Игра «Закончи слово» — называется слог, например, КА. Ребенку кидают мячик и он должен слово закончить (КА-ША, КА-ТЯ). Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Угадай звук» — называются слова, похожие по звуку, надо выбрать лишнее. Например:

НОРА, НОРА,
ПОРА, НОРА. КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС,ВОЛОС.КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА. ЛУК, ЛУК,ПЛУГ, ЛУК. КЕПКА,РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА. КРОТ, КРОТ,РОТ, КРОТ. КОТ,ГОД, КОТ, КОТ. МЁД, МЁД, МЁД,ЛЁД. МОРЖ,КОРЖ, МОРЖ, МОРЖ.ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА. БУКЕТ, БУКЕТ, БУКЕТ,КУПЛЕТ. ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ,КАПЛЯ, ЦАПЛЯ. ДОМ, ДОМ, ДОМ,ТОМ. ДОЧКА,ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.ТРОСТЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ.
Время — 10 минут.

Игра «Угадай слоги» — ребенка учат различать слоги, хлопать в ладоши столько раз, сколько слогов он услышит. Время — 10 минут.

Занятие 12.

Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости.

Игра «Распутай дорожку» — предлагается распутать нарисованный лабиринт (белочка ищет грибок). Время — 15 минут.

Игра «Дорисуй предмет» — рисуется половина предмета, предлагается дорисовать остальное. Время — 15 минут.

Игра «Сделай так же» — из мозаики, конструктора делается узор (предмет) — предлагается повторить. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Чего не хватает» — дается рисунок предмета, на котором нет части (хвоста у лошади). Ребенок должен определить, чего не хватает и дорисовать. Время — 10 минут.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]