План проведения занятий с дошкольниками 4-6 лет развивающих занятий
Программы социально-психологического сопровождения:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления)
- развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
- развитие творческого мышления, художественных способностей и мелкой моторики
- снижение гиперактивности
- обучение управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии.
Основные задачи Пути реализации Методические материалы развитие мелкой моторики игры с мозаикой, рисунки по точкам, собирание конструктора, лепка мозаика, конструктор, бумага, карандаши, пластилин развитие внимания и усидчивости, ориентировка в пространстве дорисовать или найти недостающие детали изображения, собрать пазлы, кубки с картинками игры на нахождение предметов и их расстановку
пазлы, кубики, рисунки (образцы) другие мелкие предметы, игрушки
развитие кратковременной памяти разложить картинки (предметы), закрыть и попросить ребенка повторить ряд любые предметы, картинки развитие целостности восприятия, осмысления предмета контурные изображения животных, предметов — угадай, что это и раскрась контурные изображения, карандаши развитие логического мышления раскладывание серии картинок: от большого к маленькому, по цветам, найди лишнюю картинку серии картинок развитие творческого потенциала, умение собирать из частей целое собирание из деталей конструктора целый осмысленный предмет разные виды конструкторов (паровозик) обучение понятию геометрических фигур игры с изображением геометрических фигур набор картинок с фигурами обучение усидчивости, снятие симптомов гиперактивности игры, направленные на концентрацию внимания мяч, палочки, кубики, мягкие игрушки обучение выражению эмоций, умению перевоплощаться в другого человека (животное) игровой театр по сказкам («Теремок», «Репка») реквизит для сказок обучение основам математических знаний Счет до 10 и обратно, примеры на сложение и вычитание Кубики с цифрами, методические пособия обучение основам чтения Игры со звуками и буквами, рисование букв, складывание в слова Методические пособия, кубики с цифрами, бумага, цветные карандаши. повышение уверенности в себе, чувства защищенности.
Базовые социально-педагогические и психологические умения и навыки детей среднего и старшего дошкольного возраста:
- Специальные навыки и умения:
Математические знания:
— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;
— предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
— узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
— доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
— основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
— сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже;
— основы информатики, которые включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций — «не», «и», «или» и др.
- Развитие мелкой моторики:
От 4 до 6 лет ребенок должен уметь:
— построить мостик из 5 кубиков
— нарисовать крестик
— нарисовать квадрат
— нарисовать человечка (3-6 элементов)
- Психологические характеристики:
- Восприятие
к старшему дошкольному возрасту становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
- Память.
Непроизвольная память должна постепенно заменяться произвольной, дети учатся запоминать по желанию. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Для ребенка 6 лет вполне доступно такое задание — запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.
- Мышление.
Совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Развивается способность к индукции и дедукции.
- Внимание.
Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Ребенок в 5-6 лет должен уметь сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
- Речь
. Развивается
звуковая сторона
речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет
словарный состав
речи. Развивается
грамматический строй
речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
- Воображение:
становится активным — произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль — аффективно-защитную. Она предохраняет растущую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
- Особенности личностных характеристик дошкольника:
- Эмоциональная сфера.
К старшему дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
- Мотивационная сфера.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка.
- Дошкольник начинает усваивать этические нормы
, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится,
и
может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. - Самосознание
формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
План индивидуальных занятий (или занятий в малых группах) с дошкольниками
Занятие 1.
Тестирование детей, с которыми будут проводиться занятия на предмет выявления имеющихся общих и специальных навыков и умений, составление более конкретного плана занятий с учетом направлений работы.
Занятие 2.
Развитие мелкой моторики ребенка.
Игра «Мозаика» — сложить из частей пластмассовой мозаики картинку по образцу. Время — 15 минут.
Игра «Собери горох» — горошины помещаются в банку с крупой, задание — «выловить» все горошины руками и сложить их в другую посуду. Время — 10 минут.
Игра «Соедини точки» — точками обозначен контур рисунка, задание — обвести точки, чтобы контур был целым. Время — 10 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Слепи ежика» — дается задание из пластилина сделать фигурку животного по образцу. Время — 15 минут.
Занятие 3.
Развитие умения ориентировки в пространстве.
Игра «Дорисуй картинку» — задание определить, чего не хватает изображению на картинке и дорисовать недостающую деталь. Время — 10 минут.
Игра «Собери пазл» — задание собрать из частей картинку. Время — 20 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Расставь по порядку» — проговаривается порядок расстановки предметов, например, поставь красный кубик на синий, а зеленый — за красным (вариант — «нарисуй на бумаге точку в правом верхнем углу») и дается задание на выполнение. Время — 20 минут.
Занятие 4.
Развитие памяти, восприятия, мышления.
Игра «Угадай кто» — даются контурные изображения предметов, надо угадать, что это и раскрасить. Время — 15 минут.
Игра «Выдели нужное» — даются рисунки предметов, нарисованных друг на друге, надо найти определенное изображение. Время — 15 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Что изменилось» — раскладываются предметы, ребенка просят запомнить и отвернуться. Затем меняется порядок предметов, добавляются новые или убираются старые. Ребенок должен сказать, что изменилось. Время — 20 минут.
Занятие 5.
Развитие логического мышления.
Игра «Разложи по порядку» — даются предметы (картинки), которые нужно разложить по порядку — от большего к меньшему, от толстого к тонкому и т.д. Время — 15 минут.
Игра «Найди лишнее» — на картинке есть предмет, который не входит в группу (например, лимон в посуде). Нужно его найти. Время — 10 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Догадайся» — показывается картинка с отдельным изображением предметов (например, колесо, руль) — что это? Время — 10 минут.
Игра «Счетные палочки» — задания на использование счетных палочек, например:
- Выложить квадрат, треугольник, прямоугольник;
- сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
- назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
- сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
- сосчитать углы, входящие в фигуру;
- построить фигуру по образцу;
- самому придумать и сложить фигуру.
Время — 15 минут.
Занятие 6.
Развитие творческого потенциала.
Игра «Собери фигуру» — собрать из предложенного конструктора несколько различных фигур. Время — 20 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Придумай животное» — придумать и нарисовать (красками, карандашами) сказочное животное. Время — 15 минут.
Игра «Изобрази животное» — движениями и звуками показать животное, настоящее или придуманное. Время — 15 минут.
Занятие 7.
Обучение понятиям геометрических фигур.
Игра «Назови фигуру» — показываются изображения геометрических фигур, нужно их назвать и сказать, на что они похожи. Время — 15 минут.
Игра «Составь животное» — из геометрических фигур разного размера дается задание составить животное. Время — 15 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Объем» — даются понятия плоских и объемных фигур, на что похожи объемные фигуры. Время — 20 минут.
Занятие 8.
Обучение усидчивости, концентрации внимания.
Игра «Запоминай» — на счет 1 руки надо поднять в стороны, 2 — вверх над головой, 3 — хлопнуть в ладоши, 4 — опустить руки вниз. Ребенок делает упражнение. Темп постепенно увеличивается. Время — 10 минут.
Игра «Выполни задание» — проговаривается задание, например, надо последовательно хлопнуть в ладоши, сесть на стул, закрыть глаза. По сигналу все задания выполняются. Задания постепенно усложняются. Время — 15 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Зачеркни объект» — дается лист бумаги с нарисованными значками, которые надо зачеркнуть. Время — 10 минут.
Игра «Поймай цифру» — называются разные цифры, например, услышав 5, ребенок хлопает в ладоши. Время — 5 минут.
Игра «Собери красные» — из рассыпанных цветных бумажек нужно выбрать только красные, например. Время — 10 минут.
Занятие 10.
Обучение основам счета.
Игра «Веселые задачки» — проговаривается небольшая задача, например: Коля купил красный шарик, а Дима — 2 зеленых. Сколько у них всего шариков? Время- 10 минут.
Игра «Найди цифру» — нарисованная цифра «прячется» в рисунке, ее надо найти, также — угадать на ощупь, по рисунку пальцем на спине и т.д. Время — 10 минут.
Игра «Найди пару» — предлагается найти предмет, похожий на предложенный: по цвету, по форме, по размеру и т. д. Время — 10 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Матрешки» — набор матрешек предлагается посчитать, собрать и расставить по порядку. Время — 10 минут.
Игра «Сосчитай» — сколько выложено предметов? Считаем, прибавляем, отнимаем. Время — 10 минут.
Занятие 11.
Обучение основам чтения (для старших дошкольников).
Игра «Найди букву» — разные буквы «прячутся» под разными изображениями, надо найти ее и угадать. Время — 15 минут.
Игра «Закончи слово» — называется слог, например, КА. Ребенку кидают мячик и он должен слово закончить (КА-ША, КА-ТЯ). Время — 15 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Угадай звук» — называются слова, похожие по звуку, надо выбрать лишнее. Например:
НОРА, НОРА,
ПОРА, НОРА. КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС,ВОЛОС.КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА. ЛУК, ЛУК,ПЛУГ, ЛУК. КЕПКА,РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА. КРОТ, КРОТ,РОТ, КРОТ. КОТ,ГОД, КОТ, КОТ. МЁД, МЁД, МЁД,ЛЁД. МОРЖ,КОРЖ, МОРЖ, МОРЖ.ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА. БУКЕТ, БУКЕТ, БУКЕТ,КУПЛЕТ. ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ,КАПЛЯ, ЦАПЛЯ. ДОМ, ДОМ, ДОМ,ТОМ. ДОЧКА,ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.ТРОСТЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ.
Время — 10 минут.
Игра «Угадай слоги» — ребенка учат различать слоги, хлопать в ладоши столько раз, сколько слогов он услышит. Время — 10 минут.
Занятие 12.
Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости.
Игра «Распутай дорожку» — предлагается распутать нарисованный лабиринт (белочка ищет грибок). Время — 15 минут.
Игра «Дорисуй предмет» — рисуется половина предмета, предлагается дорисовать остальное. Время — 15 минут.
Игра «Сделай так же» — из мозаики, конструктора делается узор (предмет) — предлагается повторить. Время — 10 минут.
Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.
Игра «Чего не хватает» — дается рисунок предмета, на котором нет части (хвоста у лошади). Ребенок должен определить, чего не хватает и дорисовать. Время — 10 минут.