Описываем предметы вокруг, свои действия и ощущения
Проект «Развитие ребенка» предлагает родителям, воспитателям и учителям одиннадцать оригинальных практических заданий для гармоничного всестороннего развития малыша. Выполнение заданий будет развивать воображение и фантазию, расширит словарный запас и кругозор, будет способствовать запоминанию правописания слов. Во время занятий с таким раздаточным материалом ребенок будет приобретать умение классифицировать предметы, развивать внимание и наблюдательность, повышать культуру речи, интерес к изучению языка.
Выполнение предложенных заданий будет способствовать формированию у детей положительного отношения к обучению, воспитанию уверенности в себе и своих образовательных возможностях, что является важным залогом всестороннего развития ребенка.
Учимся описывать ощущения. Этот комплект заданий поможет ребенку расширить словарный запас и научиться точнее описывать предметы окружающего мира и свои ощущения. Таким образом ребенок будет развивать образное и абстрактное мышление, навыки письма.
Описываем свойства предметов, существ и веществ. Этот комплект поможет ребенку научиться сравнивать и описывать предметы и существа по конкретным признакам, развивая одновременно навыки рисования, чтения, наблюдательность и внимательность.
Опиши рисунки: употребление прилагательных. Этот комплект заданий поможет ребенку научиться описывать предметы и существа, правильно употреблять прилагательные в речи. Комплект содержит 24 рисунка, к каждому из которых ребенку необходимо подобрать 5 прилагательных, которые его характеризуют.
Описываем последовательность действий: навыки связной письменной речи. Этот комплект заданий поможет ребенку научиться описывать последовательность действий, потренировать навыки письменной связной речи. В каждом из 8-ми заданий ребенку предлагается описать этапы выполнения определенного действия.
Рисунок, вопрос, признак: классифицируем предметы. Предлагаемое задание ознакомит детей с лексическим значением слов, называющих признаки предметов, будет формировать умение задавать вопросы к словам, обогатит словарный запас. Ребенку предлагается подобрать к каждому рисунку вопросы и признак и соединить их стрелками.
Материалы предметов: распределяем слова. Предлагаемое задание поможет ребенку узнать о названиях материалов (бумага, дерево, стекло), научиться различать и называть свойства и качества предметов, обогатить словарный запас. Выполняя задания, ребенок будет учиться сравнивать, группировать, классифицировать предметы по материалам и свойствам, находить общее и отличное.
Опиши рисунки и сравни. Этот комплект заданий поможет ребенку научиться описывать существ и сравнивать их, излагать свои мысли и выводы в письменной форме. Задания помогут обогатить словарный запас, развить мелкую моторику, навыки письма и сравнения, научиться последовательно излагать мысли.
Описываем понятия и учимся размышлять. Это необычное задание предлагает ребенку подумать над важными понятиями, которые мы ежедневно используем, но обычно не задумываемся об их глубоком смысле. По условиям задания, ребенку надо с помощью трех прилагательных описать каждое из предложенных понятий.
Холодное или горячее? Анализируем объекты окружающего мира. Предлагаемое задание поможет ребенку научиться различать свойства и качества предметов, определять общие и отличительные признаки объектов окружающего мира, сравнивать, объединять, разделять на группы. Выполняя задание, ребенок будет развивать логическое мышление, сообразительность, любознательность.
Описываем воображаемые места: развиваем фантазию. Этот комплект заданий поможет ребенку развить воображение и научиться описывать различные места, привлекая свой опыт. Выполняя задания, ребенок будет развивать творческие способности и мелкую моторику, учиться последовательно излагать мысли. Во время групповой работы можно попросить детей прочитать свои описания вслух и сравнить.
Съедобное, несъедобное. Анализируем объекты окружающего мира. Предлагаемое задание поможет ребенку научиться различать свойства и качества предметов, определять общие и отличительные признаки объектов окружающего мира, сравнивать, объединять, разделять на группы по общему признаку.
Каждое задание можно распечатать на обычном или цветном принтере и использовать неограниченное количество раз. Загрузка заданий для детей доступна для пользователей сайта после быстрой регистрации.
Конспект «Опиши предмет»
Проверим кто прав. Поиграем в «Волшебный мешочек». В мешочек кладется маленький мячик. Дети трогают предмет и определяют его форму.
— Как вы думаете, что это? (Мячик).
— У нас уже есть мяч. Какого он цвета? (Зеленый)
— А какого цвета мячик в мешочке? (Нельзя определить)
Мячик достается из мешочка. Делается вывод, что форму предмета можно определить, и посмотрев на него, и потрогав руками, а цвет можно только увидеть.
4. «Какого цвета». Логопед размещает на доске карточку-символ «цвет».
— Как вы думаете, что мы будем называть? (Цвет)
Дети передают мяч и называют демонстрируемый предмет и его признак по цвету: подушка голубая…
5. «Скажи ласково». Детям демонстрируются мячи.
— Что у мячей одинаковое? (Цвет)
— Что у мячей разное? (Размер)
— Большой мяч, а маленький как назовем? (Мячик).
Дети передают мяч и называют демонстрируемые предметы ласково: солнце – солнышко…
6.Физ. минутка. Делаются упражнения, декламируя стихотворение:
«Мы похлопаем в ладоши, мы потопаем немножко.
Покачаем головой.
Нам не стоит унывать. Будем руки поднимать.
А теперь присядем дружно, отдохнуть нам очень нужно.
Мы похлопаем в ладоши и потопаем немножко».
7. «Из чего сделан, так и называется». Логопед крепит на доску карточку-символ «из чего сделано». Оказывается, предметы, которые сделал человек, выполнены из разных материалов. Демонстрируются пуговицы железная, деревянная и пластмассовая. Дети рассматривают и ощупывают пуговицы, сопряжено с логопедом образуют относительные прилагательные: пуговица из железа – железная, пуговица из пластмассы – пластмассовая, пуговица из дерева – деревянная. Передавая друг другу мяч, дети употребляют относительные прилагательные, давая характеристики демонстрируемым предметам: юла из железа – железная юла.
8. «Какой на ощупь». Логопед размещает на доске карточку-символ «какой на ощупь». Что еще можно сказать о предмете, если его не видеть, а только потрогать? Проверим. Игра «Волшебный мешочек». В мешочке маленькая мягкая игрушка.
— Какой предмет на ощупь? (Мягкий).
— Как вы думаете, что в мешочке? (Ответы детей).
Показать игрушку. Дети передают мяч и называют демонстрируемые предметы, характеризуя их структуру (твердый, мягкий, колючий)
9. «Какой на вкус». Логопед размещает карточку-символ «вкус», на ней изображены губы или язык.
— Что еще можно сказать о съедобных предметах? (Какие они на вкус).
Дети, передавая мяч, вспоминают продукты, обладающие заданным вкусом.
— Что сладкое? Сладкое яблоко (кислое, горькое, соленое)
10. Упражнение «Опиши меня». Дети с помощью логопеда по картинкам-символам составляют описательный рассказ об игрушечном котенке, веточке ели, мяче, апельсине.