Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Тема: «Игрушки».


Основы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Все занятия в детском саду подразделяются на предметные и метапредметные (или межпредметные). И если предметные занятия — это занятия узкой направленности, то под метапредметным занятием подразумевают сочетание разных понятийных баз. То есть дети на таких занятиях развивают в себе способность рассматривать одно и тоже понятие с разных точек зрения.

К примеру, круг — геометрическая фигура, круг — сердцевина цветка, круг — лицо (мы учли математику, окружающий мир и рисование).

Межпредметные занятия, в свою очередь, делятся на:

  • интегрированные,
  • комплексные,
  • комбинированные.

Комбинированные занятия — это совокупность различных форм занятий или различных тем, не имеющих между собой взаимосвязи. Пример: сначала дети рисуют на произвольную тему, а потом танцуют под музыку, никак не связанную с темой рисования. Такое занятие используется для развития разных навыков ребёнка.

Понятийная граница между интегрированным и комплексным занятиями весьма расплывчата, поэтому многие часто подменяют одно понятие другим, что не является правильным. Интегрированное занятие — это занятие, которое рассматривает тему цельно, соединяя в себе несколько форм и методов раскрытия направленности путём их взаимного проникновения друг в друга.

Для интегрированного занятия характерно развитие ассоциативных связей между понятиями. Так, дети на этом занятии начинают понимать, что понятие «лес» большое, и когда мы его произносим, то подразумевается большое количество деревьев, эти деревья будут разными. Лес — это дом для птиц и животных. В то же время лес — это место, где растут грибы и ягоды, которые мы можем собирать во время прогулки. Значит, лес — это место для прогулок. В лиственном лесу светлее, а в хвойном темнее. В разное время года во время прогулки мы увидим разный лес. Летом мы сможем послушать звуки леса, а зимой увидим на снегу следы животных, которые живут в лесу. Вот эта последовательность образов, тем и терминов складывается в интеллектуальную карту, которую воспитатель обязательно рисует детям. В то же время понятие лес становится многогранным, широким и складывается в полноценный образ леса. Но такое возможно, если дети уже знакомы с понятиями, включёнными в интеллектуальную карту.

Воспитатель может не показывать детям заготовленную интеллектуальную карту, а провести занятие так, что подобная карта станет его результатом

Формируется полноценный образ, который позволяет ребёнку при упоминании слова «лес» представить себе большое количество различных вариантов понимания этого слова. В этом случае количество видов деятельности и их чёткая смена не будут иметь значения.

Комплексное занятие — это занятие, которое последовательно сочетает в себе разные формы и методы образовательного процесса, объединённых общей темой. Тема будет присутствовать во всех последовательно сменяющих друг друга видах деятельности, сопровождая их и помогая запомнить и осознать термины. Но главное — развить навыки воспитанников.

Сравнивая комплексное и интегрированное занятие, становится очевидно, что первое не выходит за рамки темы, а второе с помощью смежных тем раскрывает и дополняет содержание данной темы

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности.

Источник:

https://doshkolnik.ru/logopedia/7746-motorika.html

Таблица: сравнение комплексного и интегрированного занятий

КомплексноеИнтегрированное
НаправленностьРазностороннее рассмотрение темы занятия с особым акцентом на развитии навыков.Целостное изучение материала с формированием образа.
Задачи
  • Развитие навыков детей путём последовательно сменяющих друг друга различных видов деятельности.
  • Развитие осмысленного восприятия материала.
  • Систематизация полученных данных.
  • Развитие творческих способностей.
  • Пробуждение интереса к теме.
  • Развитие детей путём интеграции различных понятий, объединённых единой темой, и проникновением разных видов деятельности одна в другую.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Развитие мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения и др.
  • Развитие навыков самостоятельного освоения и применения новой информации на практике.
  • Систематизация полученных данных.
  • Развитие творческих способностей.
  • Пробуждение интереса к теме.
Приёмы
  • Последовательное соединение различных видов деятельности на занятии.
  • Чёткое формирование темы.
  • Проведение ассоциативных тематических связей между применяемыми видами деятельности.
  • Подборка ключевых вопросов, основанием которых являются разные дисциплины.
  • Последовательная сборка изучаемых понятий.
  • Гармоничное соединение различных педагогических методов.
  • Создание интеллектуальной карты — модели, в центре которой находится тематическое понятие, а вокруг него термины, связанные с ним.
  • Интеграция различных форм обучения.
  • Тесная группировка изучаемого материала.
  • Централизация сравнительного анализа.

Открытое интегрированное и комплексное занятие в разных возрастных группах

Для успешного проведения интегрированного занятия нужно, чтобы дети уже владели значительным понятийным аппаратом и разными видами деятельности. В то же время комплексное занятие может содержать элементы освоения деятельности. Так, умение обсуждать тему складывается постепенно из множества различных занятий, где используется обсуждение как вид деятельности. Подготовка занятия начинается с адекватной оценки возможностей воспитанников и уровня их деятельностных навыков.

В возрасте от 1,5 до 3 лет всё только начинается:

  • начинает формироваться речь;
  • накапливается словарный запас;
  • улучшается координация;
  • игры становятся все более разноплановыми;
  • формируются образы и т. д.

Не все дети одного возраста одинаково воспринимают один и тот же материал, но со временем все достигнут положительного результата

Дети первой младшей группы в большей степени ориентированы на комплексные занятия, а интегрированные лучше использовать в качестве подведения итогов.

В возрасте 3 лет возникает первый значимый психологический конфликт — «Я сам!». Это время осознания себя в обществе, непростой период в жизни малыша. Действия малышей становятся намеренными, разнообразными. Ручки и ножки начинают слушаться так, как хочется — совершенствуется координация движений. Ритм и поэзия находят эмоциональный отклик, а в жизнь плавно входят фантазии на основе формирующегося наглядно-образного мышления. Во второй младшей группе, кроме итоговых интегрированных занятий, можно провести 1–2 обобщающих интегрированных занятия в течение года.

Развитие моторики в возрасте 3 лет способствует улучшению большого количества навыков, открывая для ребят новые возможности

С воспитанниками средней группы можно уже говорить о проведении занятий в том понимании, которое свойственно большинству взрослых людей. В это время можно выделить образовательные области. К примеру, окружающий мир, элементарные математические представления, развитие речи и т. д. В возрасте от 3 до 4 лет дети начинают активнее взаимодействовать друг с другом, складывается своя среда общения. Появляются и довольно сильно проявляются эмоции. Складываются дружественные отношения, возникает симпатия, сопереживание сверстникам. Море чувств и эмоций временами захлёстывает ребёнка. В это же время малыш способен сознательно запомнить правила и следовать им.

Ребёнок 4 лет способен соотносить свои действия и поступки с действиями сверстников.

В возрасте от 4 лет прививаются социально-значимые навыки, такие как правила поведения в определённых местах, этикет и т. д

Возраст 5–6 лет — время почемучек и больших людей. С этими детьми уже многое можно обсудить, о многом у них есть своё мнение. Внимание, память и мышление уже подвластны ребёнку, и он может сознательно выучить стихотворение к значимому для него событию.

Игры становятся более насыщенными, роли значимыми, а дети способны оценить ситуацию и решить проблему

Возраст 6–7 лет — почти школьник. Ребёнку доступна учебная деятельность, он может проконтролировать себя сам. Малышу становятся доступны новые возможности интеллектуальной деятельности. В этом возрасте мнение окружающих не только влияет на поведение ребёнка в конкретном моменте, но и на его действия в подобных ситуациях. Спектр возможностей и навыков широкий, поэтому маленький человек может успешно овладевать новыми понятиями и целыми комплексами образов. Дети с большим удовольствием участвуют в театральных постановках.

Подробнее об интегрированных и комплексных занятиях в старших группах можно узнать из нашей статьи — Интегрированные и комплексные занятия в старшей группе ДОУ.

Ребёнок может успешно выполнить работу не только в рамках заданных взрослым условий, но и творчески подойти к полученному заданию

Оценивая возможности детей, можно сказать, что для воспитанников 4 лет и старше интегрированные занятия рекомендуется проводить в любых количествах. Вопрос заключается только в целесообразности большого количества таких занятий. Эффективнее будет сочетать разные формы проведения. По возрасту ограничений быть не может: и комплексные, и интегрированные занятия с успехом можно проводить.

Конспект открытого комплексного занятия в первой младшей группе «Матрёшкины забавы»

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, Физическое культура, социализация.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, физическое развитие

Формы организации: групповая.

Формы работы: беседа, разгадывание загадки про матрешку, рассматривание народной игрушки матрешки, дидактическая игра на мольберте «Расставь матрешек по величине»

, собирание пазла
«Матрешка»
, пальчиковая игра
«Матрешки»
, физкуль

».

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровых действиях.

Задачи.

Образовательные:

Учить вступать в общение при помощи речи и игровых действий, познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой

Закреплять знания детей о величине

Продолжать учить детей понимать обращенную речь, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими

Учить собирать пазл, состоящий из двух частей «Матрешка»

Учить расставлять матрешек по величине

Развивающие:

Формировать интерес к художественному слову, отвечать на вопросы воспитателя.

развивать образное мышление, внимание, память

развивать речевую активность детей с помощью пальчиковой гимнастики

развивать общую моторику с помощью физкуль

Воспитательные:

воспитывать интерес к русской народной игрушке, поддерживать бодрое, веселое настроение.

Планируемые результаты: с интересом участвует в беседе о матрешке, принимает участие в физкуль

», принимает участие в собирании пазла, из двух частей
«Матрешка»
; активно участвует в пальчиковой гимнастике
«Матрешки»
,

Материалы: народная игрушка матрешка; набор матрешек на магнитах, мольберт, подносы по количеству детей, пазл «Матрешка»

, состоящий из двух частей по количеству детей.

Организованная деятельность детей

1. Организационный момент.

На столе стоит матрешка накрытая платком

В: Ребятки, сегодня к нам пришли гости поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями. Дети садятся полукругом на стульчики. Воспитатель обращается к детям

В: Ребята, смотрите у меня на столе что-то спрятано под платочком. Хотите узнать что это?

Д: Да, хотим.

В: Но сначала отгадайте загадку

Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой На косыночках горошки Эти куколки … (матрешки)

Д: Матрешки

Воспитатель поднимает платок и достает матрешек одну из другой, ставит на стол.

В: Правильно это матрешка и ее подружки. Смотрите сколько у нее подружек. А сколько их?

Д: Много

В: Посмотрите какие они красивые, нарядные. А какие это матрешки, большие или маленькие?

Д: Маленькие

Воспитатель показывает большую матрешку.

В: А это какая?

Д: Большая

В: Правильно. Ребята, матрешки очень любят гулять. Они гуляли, гуляли и разбежались.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт накрытый тканью. Убирает ткань, на нем фигурки матрешек на магнитах в разброс.

В: Ребята, давайте поможем матрешкам собраться и расставим их от самой большой матрешки к самой маленькой.

Д: Давайте

Дети по одному подходят к мольберту и расставляют матрешек по величине.

В: Вот какие вы молодцы. А теперь давайте сосчитаем наших матрешек.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки»

Дети выполняют движения рук в соответствии с текстом. На первые две строчки сжимаем и разжимаем пальцы. На третью, четвертую, пятую строчки загибают пальцы, начиная с большого пальца. На шестую строчку хлопают в ладоши.

Мы — красавицы матрешки,

Разноцветные одежки

Раз – Матрена, два – Милаша Мила – три, четыре – Маша Маргарита – это пять Нас не трудно сосчитать.

В: Ребята, а матрешки приготовили нам сюрприз. Хотите узнать, что они принесли?

Д: Да

В: Вы это узнаете, когда соберете картинку.

Дети садятся за столы и собирают пазл «Матрешка». Воспитатель помогает детям, у которых задание вызвало затруднение.

В: Скажите, что же у вас получилось?

Д: Матрешка

В: Вот какие красивые у вас получились матрешки. Молодцы! А теперь давайте покажем, как мы умеем превращаться в матрешек.

Физкультминутка «Мы – матрешки»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы – матрешки, (показывают двумя руками на себя)

Мы – матрешки

Все мы крошки (присели, покачивают головой влево, вправо)

Все мы крошки

Поплясать хотим немножко (руки на поясе, делают «пружинку»)

Погуляем по дорожке (ходьба на месте)

Ах, устали наши ножки (присели на корточки)

Всем поклонятся матрешки (поклон)

В: Похлопайте себе в ладоши. Ребята, вы сегодня были молодцы, все были очень внимательные, все старались. Понравилось вам сегодня на занятии? Кто приходил к нам в гости? Хотите еще поиграть с матрешками? Тогда попрощайтесь с нашими гостями, а матрешки останутся с нами в группе, и вы сможете с ними поиграть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]