Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста


Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста

Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

Начинать работу по разучиванию песни необходимо с подготовительного этапа. Который предполагает ознакомление и анализ песни, выявление художественной ценности, воспитательно-образовательных задач, технических трудностей, определение методических приёмов по их преодолению.

Певческие возможности в каждой возрастной группе различны. До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. От3-х до 5-ти лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. От 5-ти до 6-ти лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц. Животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации) желательно чтобы в тексте были звуки ж, ч,щ.

мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках в диапазоне: ре1-соль1.

У детей 3-4 лет диапазон: ре1-ля1, дыхание еще нее равномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция. В 4-5 лет диапазон расширяется: ре1-си1, дыхание более устойчивое, фразы более протяжные, лучше произносят слова. В 5-6 лет диапазон от до(ре)1 октавы до до(ре) 2 октавы. Дети лучше владеют певческим дыханием, могут петь фразы до 2-х тактов в медленном темпе. Используется более разнообразный репертуар, в любом темпе и любой динамике.

Работу условно можно разделить на три этапа.

1. Этап. Появление впечатления от песни (1-2 занятия).

Познакомить детей с песней, создать эмоциональный интерес к её образу, Раскрыть содержание песни.

Беседа по содержанию песни, просмотр игрушки или рисунка. Дается название песни, а затем выразительно исполняется. Если текст тяжел для восприятия, то его нужно прочитать и объяснить смысл непонятных слов. Чтобы дать целостный художественный образ, песня исполняется несколько раз.

2. Этап. Разучивание песни (3-5занятия) .

— сначала песню учат без музыкального сопровождения ( с голосом взрослого и подыгрыванием мелодии), чтобы дети лучше усвоили интервалику;

— пение без музыки и с ней;

— тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно ( дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);

— текст должен учиться с мелодией;

— широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя.

3. Этап. Закрепление выученной песни (от 6 занятия).

Работать над воссозданием музыкального образа песни, над эмоционально-выразительным исполнением.

— повтор песен из репертуара своей или предыдущей группы в другой тональности;

— работа над выразительностью исполнения (темп, динамика, характер, пение с солистами, использование детских музыкальных инструментов);

— исполнение с сопровождением движений, с игрой на музыкальных инструментах, инсценирование песен.

ВОПРОСЫ

1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии

дошкольника.

2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Ох на детского голоса.

4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара

5. Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

6. Этапы обучения детей пению. Специфика методов обучения на кажл этапе разучивания песни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

4. Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985. — С. 18-50.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НА.Ветлугиной. — М., 1989.-С. 76-89.

6. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 93-98.

7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. — С. 111-119, 147 -151, 170-174.

8. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

9. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Этапы работы с песенным материалом для дошкольников.

Музыка — одно из действенных средств воспитания человека, а пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Пение является одним из основных средств музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они выражают свои переживания, чув-ства и глубже воспринимают музыку. Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Пение развивает у детей:

  • музыкальный слух
  • чувство ритма
  • способность воспроизводить голосом мелодии по памяти
  • правильное, четкое произношение отдельных звуков и слов
  • речь, т.к. необходимо выговаривать слова протяжно, нараспев

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети учатся работать в коллективе. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Разучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. При этом нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, часто оставаясь недоученной. Чтобы этого не происходило, педагогу нужно чётко осознавать, что разучивание песни – процесс длительный и интересный. Музыкальный руководитель (педагог) должен ясно понимать, чего он хочет добиться от детей в данный момент, уметь чётко ставить перед детьми конкретную задачу и стараться подбирать приёмы, не только целесообразные, но и интересные детям.

Процесс работы над песенным репертуаром состоит из нескольких этапов:

1. Подбор песенного материала

Песни нужно выбирать с учетом возрастных особенностей учащихся. Необходимо подбирать песенный материал для дошкольников, исходя из доступности и несложного для запоминания текста и вокальной мелодии с узким диапазоном в пределах сексты первой октавы.

2. Обработка песенного материала:

А) Если видим, что мелодия песни написана высоковато, для детского голоса, то можно просто поменять тональность, т.е. транспонировать песню в другую тональность.

Б) Если найденный песенный материал понравился по смысловому содержанию текста и красоте мелодии, но понятно, что детям будет сложно воспроизвести вокальную часть песни, то можно скорректировать мелодию исходя из возможностей детей сохраняя при этом гармонический строй произведения:

В) Если недостаточно куплетов для раскрытия сюжета песни или по каким-то причинам необходимо изменить слова в данных куплетах, то можно досочинить и добавить в песню свои слова:

Поцелуй

Сл. и муз. Е.В. Горбиной

Утром я встаю — поцелую. Вечером ложусь — поцелую. Если ты устанешь — поцелую. Если поругаешь — поцелую.

Если нашалю — поцелую. Молоко пролью — поцелую. Только ты меня лучше пожалей — В щёчку, мамочка, поцелуй скорей.

Поцелуй

Сл. и муз. Е.В. Горбиной

Утром я встаю — поцелую. Вечером ложусь — поцелую. Если ты устанешь — поцелую. Если поругаешь — поцелую.

Если заскучаешь – обниму я.

Радостно тебе – обниму я.

Быть с тобой хочу всегда рядом.

Не страшны с тобой нам преграды.

Если нашалю — отругаешь. Молоко пролью — отругаешь. Только ты меня лучше пожалей — В щёчку, мамочка, поцелуй скорей.

  1. 1.Демонстрация песенного материала

И так, мы подошли к практической части работы над новым песенным материалом. Прежде чем начать разучивание песни, её необходимо продемонстрировать детям в том виде, в котором она должна будет прозвучать в их исполнении. Для этого педагог исполняет песню в том виде, в котором она должна будет прозвучать (под фортепиано или музыкальную фонограмму). Далее дети отвечают на вопрос: «О чём или о ком поётся в этой песне».

  1. 2.Работа над словами песни

Учить слова песни необходимо куплетами по строчкам (так легче детям запоминать) по принципу «эхо»: педагог произносит строчку – дети повторяют. Далее педагог просит повторить весь куплет вместе с ним, а затем дети проговаривают куплет самостоятельно. И также работаем над припевом. Чтобы работа не была механической, можно проговаривать слова с разной интонацией. Для того чтобы следующий этап проходил без особых сложностей, необходимо текст песни учить в ритме мелодии, т.к. переучивать будет очень непросто.

  1. 3.Соединение слов и мелодии

Вначале соединяем мелодию и слова первого куплета. Педагог самостоятельно показывает, как это должно прозвучать, для этого он играет мелодию на инструменте и одновременно пропевает первый куплет. Далее повторяет этот куплет, но уже вместе с детьми и для закрепления дети самостоятельно поют под аккомпанемент педагога. Такой же алгоритм действий и с припевом.

  1. 4.Закрепление песни и работа над качеством исполнения

Только многократное повторение даёт прочность усвоения песни. На этом этапе требуется вариативность заданий при повторении за счёт способа звуковедения, тембра, динамики, эмоциональной выразительности. Этап работы над качеством исполнения самый сложный и продолжительный. Этот этап представляет собой работу над достижением ансамбля – интонационного, ритмического, дикционного. Для этого необходимо прививать детям навык умения СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ друг друга.

  1. 5.Концертное исполнение

Следует отметить, что работа над песней требует от педагога большого такта и терпения. Главным методом воздействия на детей должна быть похвала. Если нас что-то не устраивает в пении детей, лучше предложить им повторить песню ещё раз или применить другой приём.Концертное выступление это наиболее важный для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения, поэтому именно характер песни определяет статику или динамику сценического решения. Именно этот этап даёт детям понять и самое главное почувствовать, для чего и ради чего мы занимаемся пением.

< ПредыдущаяСледующая >

Другие рефераты на тему «Педагогика»:

  • Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям
  • Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
  • Проектирование в системе AutoCAD 2009
  • Использование мультимедийных средств при изучении свойств степенной функции в общеобразовательной школе
  • Взаимосвязь различных видов деятельности и их роль в становлении осознанного отношения к природе

Разучивание песенного репертуара.план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Тема занятия: «Разучивание песенного репертуара»

Дата проведения:

16 апрель, 2014г.

ДДТ,

воспитанники студии раннего развития «Всезнайка»,

2 группа, 1-го года обучения, 5-7 лет

Цель: разучить песню «Расставаться с тобою нам жаль.». муз. и сл. И.Пономарёва

Задачи:

образовательные: обучение ансамблевому пению, обучать пению в унисон, добиваясь чистого интонирования

развивающие: развивать музыкальный слух, ритмическую выразительность, передовая её в движениях, музыкальную память, голос, чувство ритма

воспитательные: формировать творческую активность, толерантное мышление.

Оборудование: баян, музыкальный центр, колокольчик, наглядные материалы.

План занятия

1. Организационный момент (2 мин). 2. Основная часть. 10 минут

1) Музыкально ритмические движения.

2) Слуховая. 3. Практическая часть (15 мин).

Разучивание песни «Расставаться с тобою нам жаль.». муз. и сл. И.Пономарёва

4. Итог — 3 минут

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Ребята, посмотрите к нам прилетел воздушный шарик, а какого он цвета?

Дети: Красный.

Педагог: Ой, посмотрите на нём, что-то написано, «Здравствуйте» это слово мы говорим каждое утро. А знаете это слово можно ещё пропеть, вот послушайте как спою я, а потом вы побудете маленькими композиторами.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Молодцы мы сегодня с вами хорошо поздоровались

2. Основная часть.

Музыкально ритмические движения

Педагог: И давайте с вами сделаем упражнения. Сейчас мы с вами пойдём весёлым, бодрым шагом коленочки подымаем, спинки ровненькие головки поднятые.

«Зашагали» «Вот как мы умеем» «Ладошечка» и т.д.

Слуховая

Педагог: Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришёл, музыкальный колокольчик. Он может музыку играть тихую и громкую, вот послушайте.

(играю p и f)

Педагог: А сейчас вы ребята побудете, музыкантами поиграете, в колокольчик.

(играют)

Педагог: Молодцы ребята. Какой музыкальный инструмент приходил к нам в гости?

Дети: Музыкальный колокольчик

Педагог: Какую музыку играл?

Дети: Тихую и громкую

Педагог: Давайте разбудим свои ручки. Музыка будет играть «p» ударять пальчик о пальчик, а когда поменяется «f» то хлопать в ладоши.

(играю)

3. Практическая часть

Педагог: Как вы думаете, когда человек поет, какие органы, какие части нашего тела приводятся в действие?

Дети: рот, язык, уши. Педагог: А ноги, руки, голова, лицо работают?

Педагог: Конечно. Когда мы поем, ни одна клеточка нашего организма не остается без участия. А сейчас стоя руки в стороны делаем через нос глубокий вдох, с выдохом руки скрещиваем впереди. (выполняется несколько раз)

Пожевать воображаемую жевательную резинку. Проговорить слоги: бра-брэ-бру, гра-грэ-гру, дра-дрэ-дру.

Прослушайте песню и скажите, о чем в ней поется и какого она характера?

Сегодня мы с вами разучим новую песенку «Расставаться с тобою нам жаль.». муз. и сл. И.Пономарёва

Разучивание песни «Расставаться с тобою нам жаль.». муз. и сл. И.Пономарёва

Работа ведется по фразам.

Итог:

Педагог: Молодцы, ребята, мы с вами сегодня многое сделали, многое успели. Как называется песня, с которой сегодня познакомились?

Дети:

Что нового вы узнали из этой песни? Вам понравилась песня? Я желаю вам всегда дружить с песней. Ребята, а кто сегодня прилетал к нам в гости?

Дети: Шарик

А когда кто-то уходит, мы говорим «До свидания» и давайте шарику не просто скажем, а пропоём.

Дети: «До свидания»

Последние рефераты раздела

  • Тенденции развития системы высшего образования в Украине и за рубежом: основные направления
  • Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников
  • Характеристика компетенций бакалавров – психологов образования
  • Коррекционная программа по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методом глинотерапии
  • Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства
  • Активные методы теоретического обучения

Copyright © 2010-2021 — www.refsru.com — рефераты, курсовые и дипломные работы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]