Конспект занятия по лепке с детьми младшего дошкольного возраста «Солнышко для зверушек»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №390
КОНСПЕКТ
занятия по лепке с детьми младшего дошкольного возраста
«Солнышко для зверушек»
Автор-разработчик:
воспитатель Шувалова Нина Михайловна
г. Нижний Новгород
2010 год
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ «СОЛНЫШКО ДЛЯ ЗВЕРУШЕК» /2 МЛАДШАЯ ГРУППА!
ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ. Учить детей
передавать образ солнышка пластическим способом, используя прием разглаживания пластилина по контуру. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики. РАЗВИВАЮЩИЕ. Развивать и укреплять мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Создать у детей эмоциональное отношение к поэтическому образу. Воспитывать у детей чувство сопереживания персонажам ,желание помочь им. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Чтение сказки К.Чуковского «Краденое солнце», рассматривание иллюстраций с изображением солнышка. Рисование солнышка цветными карандашами и красками. Беседы с детьми о персонажах сказки. МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ. Для воспитателя-иллюстрации к сказке: солнышко, тучка, заяц, воробей. Контур солнышка на синем картоне для показа. Для детей-листы синего картона с контуром солнышка, желтый пластилин.
ХОД ЗАНЯТИЯ. 1 .Предварительная беседа. Дети сидят вокруг воспитателя на ковре.
Воспитатель читает детям отрывок из сказки К.Чуковского «Краденое солнце» с показом соответствующих иллюстраций. Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно Стало заиньке темно. Плачет серый воробей Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно В поле зернышка не видно. Воспитатель спрашивает детей, что же теперь делать зверушкам без солнышка, предлагая детям включиться в обсуждение прочитанного. Далее воспитатель предлагает детям вспомнить ,кто же помог выручить солнышко? Воспитатель говорит детям, что медведь, который выручил солнышко ,нам помочь не может ,потому, что ищет своих медвежат. Дети предлагают самим помочь зверушкам. Солнышко можно нарисовать красками или карандашами. А еще можно вырезать солнышко из цветной бумаги и подарить зверушкам. Воспитатель внимательно слушает советы детей, хвалит их за находчивость, желание помочь ,предлагает детям отправиться искать солнышко. 2 .ФИЗКУЛЬ Утром солнышко встает Выше, выше,, выше. К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже,, ниже. Хорошо, хорошо Солнышко смеется. А под солнышком всем Весело поется. После игры воспитатель достает солнышко —готовый образец —и предлагает детям пройти за столы.
3 .ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Воспитатель предлагает рассмотреть образец солнышка. С помощью вопросов дети определяют форму солнышка ,из каких частей оно состоит./круг ,палочки-лучики./ Далее дети называют цвет ,с помощью воспитателя делают выводы ,почему солнышко желтое. Цвет теплый ,поэтому всех согревает. Затем воспитатель предлагает рассмотреть контуры солнышка, разложенные на столах. Воспитатель просит детей провести пальчиком по контуру, чтобы зрительно и визуально запомнить форму солнышка. Далее детям предлагается поводить пальчиком от контура к центру круга, объясняя это тем ,чтобы солнышко не потеряло форму круга нельзя выходить пальчиком за линию контура. После пальчиковых исследований воспитатель напоминает детям, как нужно пользоваться пластилином при выполнении работы (отщипывать небольшие кусочки от большого и равномерно разглаживать их от контура к центру.) Затем дети вместе с воспитателем вспоминают раскатывание пластилина прямыми движениями (колбаски) для лучиков. 4 .ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. После всех исследований и объяснений воспитатель предлагает детям самостоятельно приступить к работе. В ходе самостоятельной деятельности воспитатель поощряет детей, помогает неуверенным детям. В конце занятия воспитатель хвалит детей за работу и читает отрывок из сказки: Рады зайчики и белочки Рады мальчики и девочки. Ну спасибо вам ,ребятки, За солнышки. Зайчик и воробушек благодарят детей за красивые солнышки и приглашают ребят на прогулку. 5
.ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА. После занятий, в свободное время предложить детям дидактическую игру « Накорми зайца и воробушка.»
Литература.
- Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
- Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Безруких М.М. 2001г.
- «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду».В.И.Логинова, Т.И.Бабаева
- Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина
- «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» В.Б.Косминская, Е.И.Васильева
Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) «Лучики для солнышка»
Цель: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
Задачи:
1. Совершенствовать умения детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. 2. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. 3. Закрепить умение детей отделять от большого куска пластилина небольшие комочки и раскатывать их между ладонями прямыми движениями обеих рук. 4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. 5. Развивать мелкую моторику. 6. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Материал для занятия:
• плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха, размер 1\2 А4; • пластилин желтого, красного, оранжевого цветов; • салфетка для рук; • доска для лепки.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Педагог предлагает отгадать загадку.
Кто утром раньше всех встает. Кто всем тепло и свет дает? (Солнце.)
Педагог показывает картинку с изображением солнца.
— Правильно. Просыпается солнце раньше всех, умывается из тучки, чтобы быть чистым, а потом поднимается высоко в небо.
Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес И такое чистое, Доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали!
— Ребята посмотрите, какое солнышко? (Круглое) Дети вслед за педагогом пальчиками рисуют в воздухе солнышко. — А лучи у него прямые, как наши ручки. У нас с вами две руки, а у солнышка сколько лучиков? (Много.) Какое солнышко? (Ответы детей…), А лучики у солнышка какие? (Ответы детей…), Сколько лучиков у солнышка? (Ответы детей…). Правильно много. — Лучики у солнышка везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Ему надо много лучиков, чтобы всех-всех обогреть, ярким светом осветить, утром разбудить – цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек. Вот какое доброе у нас солнце! Но однажды солнышко не вышло на небо. Пасмурное и невеселое настало утро. Видимо нездоровится солнышку, нет у него сил глазки открыть, землю светом осветить. И загрустили звери и птички, что не смогут больше играть и веселиться. Придется нам с вами выручать наших друзей пока солнышко болеет. Но из чего же мы его сделаем, ребята посмотрите у меня есть пластилин, мы с вами можем слепить наше солнышко при помощи пластилина. Чтобы солнышко было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно. (Круглое.). А что еще есть у нашего солнышка (Лучики). А какого цвета оно может быть? (Красного, желтого, оранжевого).
2. Практическая часть.
Дети на выбор берут пластилин красного, желтого или оранжевого цвета. Одну часть кладут между ладошками и скатывают шарик, круговыми движениями слева направо, надавливая на него ладошкой. Готовый шарик кладут на середину картона и слегка надавливают на него, чтобы расплющить.
Пальчиковая гимнастика(после прикрепления солнца дети сжимают пальцы рук в кулачок и разжимают, 3-4 раза)
Приложили и прижали, Наши ручки не устали.
Отщипывают небольшой кусочек от второй части, кладут между ладошками и скатывают колбаску прямыми движениями обеих рук. Получившийся лучик-столбик прикрепляют к солнышку, направляя его на пчелку или зайчика, слегка прижимая к картинке по всей длине лучика. Таким же образом сделать остальные лучи.
Пальчиковая гимнастика (после прикрепления нескольких лучиков дети сжимают пальцы рук в кулачок и разжимают, 3-4 раза)
Приложили и прижали, Наши ручки не устали.
— Посмотрите, как светло стало у нас в комнате! Это ваши солнышки так ярко светят. Ребята, вот и на картине солнышко проснулось и предлагает вам с ним поиграть.
3. Заключительная часть
Дети выполняют двигательное упражнение «Встало утром солнышко».
Встало утром солнышко (Потягивание.) И гулять отправилось (Ходьба на месте.) И на нашей улице Все ему понравилось (Наклоны головы вправо-влево.) Побежало солнышко Золотой дорожкой. (Бег по кругу.) И попало солнышко Прямо к нам в окошко. (Складывание рук в фигуру «окошко».) Вместе мы отправились С солнцем в детский сад. (Ходьба по кругу.) Приласкало солнышко Сразу всех ребят. (Поглаживание себя по голове.)
— Вот какое замечательное, доброе солнышко! Всех ребят погладило, чтобы вы росли крепкими, здоровыми и добрыми, как солнышко.
Педагог по очереди гладит всех ребят по голове, называя каждого по имени.
Автор: Гафарова Римма Зайнагатдиновна, воспитателем, МБДОУ д/с «Белочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл., Россия
Статья размещена в авторской редакции
Конспект НОД во второй младшей группе — лепка «В гости к солнышку»
Занятие во второй младшей группе по лепке на тему: «В гости к солнышку»
Цели:
- Формировать интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии, помогать сказочным персонажам;
- Побуждать детей к активному общению, развивать речь;
- Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?);
- Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму; учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы;
- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук;
- Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
- декорации сказочного леса, горы, солнышка, тучек;
- лесные звери: Зайчик и Белочка (роли исполняют дети из подготовительной группы);
- магнитофон;
- плотный картон синего цвета, размер — А4;
- пластилин желтого и красного цветов;
- салфетка для рук;
- доска для лепки.
Предварительная работа:
- Прогулки по участку детского сада с целью наблюдения за солнышком (во время прогулок воспитатель учит детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, вопросами побуждает их находить свои слова и выражения для обозначения виденного);
- Чтение сказки «У солнышка в гостях»;
- Рассматривание солнышка на картине, уточнение формы и цвета солнышка;
- Рисование солнышка;
- Разучивание песенок и потешек про солнышко;
- Отгадывание загадок про природные явления.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Звучит веселая музыка на мотив русской народной песенки «Свети, свети, солнышко». Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель перед ними. За спиной воспитателя стоят декорации леса, по правую сторону от воспитателя декорация большой горы и тучек.
Музыка постепенно утихает.
Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится:
Оно весь мир обогревает И усталости не знает. Улыбается в оконце, А зовут его все…
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать «добрые дела». А какие «добрые дела» совершает солнышко?
Дети: Землю освещает, всех согревает.
Воспитатель: Да, ребята, верно, у солнышка много «добрых дел»: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда, ребята, бывает так, что солнышко не выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, почему?
Дети: Тучки солнышко прячут, солнышко болеет… (Несколько ответов детей).
В то время из-за леса появляются Зайчик и Белочка. Звучит грустная музыка, которая постепенно утихает.
Зайчик и Белочка (вместе): Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Зайчик: Мы с Белочкой пришли к вам за помощью. Вот уже несколько дней в нашей сказке нет солнышка, а без солнышка нам холодно, одиноко и грустно. Ребята, помогите нам найти солнышко.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашим зверушкам из сказки найти солнышко?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться с вами в сказку. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним, где же нам солнышко искать? Где оно живет?
Дети: За лесом есть большая гора, на большой горе среди облаков и живет солнышко, (Несколько ответов детей).
Воспитатель: Ну, тогда в путь!
Звучит веселая музыка, дети вместе со зверушками идут по сказочному лесу.
Физкультминутка
За солнышком, за солнышком (Ходьба на месте, высоко поднимая колени). Дорожкой луговой Пойдем мы все веселые Летнею порой. Щебечут птички звонкие, (Ходьба, руки вверх.) Порхают мотыльки, (Ходьба с взмахами рук вверх-вниз). Желтеют одуванчики, (Ходьба с поворотом туловища направо, правая рука в сторону, левая за спину и повторить наоборот.) Синеют васильки.
Дети со зверушками подходят к большой горе, наверху которой много тучек.
Дети и зверушки (вместе):
(русская народная песенка)
Солнышко-ведрышко! Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут! «Пружинки» на месте. Солнышко, нарядись! Красное, покажись! Прыжки на месте.
Дети и зверушки зовут солнышко, но оно не появляется.
Воспитатель: Ребята, солнышко не появляется, видимо, ему нездоровиться. А давайте, пока солнышко болеет, мы его нарисуем. Может быть, тогда оно разгонит тучи, и начнет всем дарить свое тепло.
Дети проходят за столы, звери остаются возле горы.
Воспитатель: А рисовать солнышко мы будем не карандашами и не красками, а при помощи пластилина. Чтобы солнышко было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно. На что похоже?
Дети: На мячик, на пуговицу, на шарик.
Воспитатель: А какого цвета солнышко?
Дети: Желтого, красного.
Воспитатель: Верно, ребята.
2. Практическая часть.
Воспитатель:
1. Нужно взять пластилин красного или желтого цветов на выбор, разделить стекой на две части по намеченной линии. Одну часть положить между ладошками. Скатывать шарик круговыми движениями слева направо (справа налево), надавливая на него ладошкой.
2. Готовый шарик положить на середину картона и слегка надавить на него, расплющить, чтобы шарик-солнышко закрепился на картонке.
3. Отщипнуть небольшой кусочек от второй части, положить между ладошками и скатать колбаску прямыми движениями обеих рук. Получившийся лучик-столбик прикрепить к солнышку и направить его в сторону, слегка прижать к картинке по всей длине лучика. Таким же образом сделать остальные лучики.
Разминка для рук во время работы
Гляньте: солнышко над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)). Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты). Домами, (Руки сложены над головой домиком). И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой). И немножко надо мной. (Дотронуться до головы).
Дети заканчивают работу, в это время из-за туч появляется солнышко. Звери прыгают от радости. Звучит веселая музыка.
Воспитатель: Ребята, вот и солнышко, разогнав тучки, выплыло на небо. У нас получилось помочь зверушкам.
Воспитатель обращает внимание детей на появившееся солнышко. Дети радуются. Зайчик и Белочка благодарят детей за помощь.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами было очень интересное занятие. А давайте вспомним, что мы делали на занятии?
Дети: Отгадывали загадку, ходили с Белочкой и Зайчиком к солнышку, звали солнышко, лепили солнышко, (Несколько ответов детей).
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Дети: Когда солнышко появилось, когда лепили солнышко.
Воспитатель: Ребята, а давайте порадуемся солнышку и поиграем в игру.
Подвижная игра «Солнышко и тучка»
Под музыку на слова воспитателя «Светит солнышко» дети бегают, резвятся, играют; на слово «тучка» — дети садятся на свои стульчики.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, можете отдыхать.