Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки. Рассмотрим теоретические основы математического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Занятие по математике в детсаду, старшая группа
Почему это так важно?
- Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
- Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
- Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
- Совершенствуется основы воображения ребенка
Роль математики в жизни
Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?
К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:
- Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
- Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы – величина, цвет, назначение, материал, форма)
- Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
- Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
- Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета
Суть математического развития
Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком
На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:
- Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
- Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
- Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
- Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
- Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
- Использование игровой формы ведения занятий
- Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
- Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
- Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
- Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений
Задачи развития математических способностей
Статья:
Понятие «Метод»
В теории и методике математического развития детей термин «метод» употребляется в двух смыслах: широком и узком.
Метод -исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно-обратных действий).
При выборе методов учитываются:
- цели, задачи обучения;
- содержание формируемых знаний на данном этапе;
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- наличие необходимых дидактических средств;
- личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
- конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.
В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические методы.
Практические методы
- (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций.
- Практические методы характеризуются прежде всего самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.
Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей
Наглядный и словесный методы
К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.
Приёмы
Составные части метода называются методическими приемами.
Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.
Приём «Показ»
- Широко распространенным является методический прием — показ.
- Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.
- К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.
Приём «Инструкция»
Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.
Приём «Вопросы к детям»
Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок.
Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста
Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.
Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.
Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.
Индивидуальное занятие на определение уровня математического развития
В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.
Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.
Математические тесты для малышей 3-4 лет
«Методические рекомендации по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста»
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель:
Бирюкова Екатерина Юрьевна
МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»
г. Тамбов
Что же такое активность в познавательной деятельности или что такое познавательная активность?
Познавательную активность дошкольника можно характеризовать как проявление самостоятельности, инициативности, творчества в процессе деятельности. Это и стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной задачи.
Предпосылка, физиологическая основа познавательной активности, безусловно, ориентированный рефлекс: «Что такое?» Но предпосылка может развиваться в качество, именуемое познавательной активностью, только при определенных благоприятных условиях. Главная задача педагогики именно в том, чтобы создать такие условия.
Сюда можно отнести, прежде всего, развитие мотивов учебной деятельности, а также знаний, умений и эмоционально-положительного фона учения.
Активность проявляется главным образом:
— в умении видеть и самостоятельно ставить познавательную задачу;
— составлять план и отбирать способы решения задачи с использованием возможно более надежных и эффективных приемов;
— достичь результата и понять необходимость его проверки.
Уже эти положения показывают: познавательную активность детей нельзя рассматривать как действие волевое, целенаправленное, где цель чаще всего выходит за рамки непосредственной ситуации.
В таком случае познавательная активность – это мобилизация интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил на достижение конкретных целей обучения. Мы исходим из положения: активность в процессе обучения определяется не моторной деятельностью, не степенью занятости, а уровнем мыслительной активности, которая несет в себе элементы творчества.
И совершенно необходимо помнить о том, что возрастные особенности детей (даже старшего дошкольного возраста) позволяют организовать активное состояние в процессе учения, а скорее связанность в процессе учения, связанность с отдельными основными задачами конкретного задания.
Известно, что познавательная деятельность начинается с живого созерцания в широком смысле – с ощущений и восприятий.
Дети наблюдают, слушают, рассматривают, накладывают, измеряют, обследуют форму предметов и др. Уже этот этап обучения характеризуется активностью. Однако, в этих случаях правильнее будет говорить об общей умственной активности.
В начале у ребенка формируется умение видеть, слышать, сравнивать конкретные предметы непосредственным путем, определять их цвет, величину, форму. Несколько позднее появляются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и др. При этом умственные действия приобретают особый оттенок – стремление к самостоятельности.
По каким показателям воспитатель может судить об активности детей в процессе учения? Это, прежде всего:
— увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание);
— явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания;
— желание продолжить занятия (нередко такие дети сами являются инициаторами игр, совместной познавательной деятельности со взрослыми: предлагают поиграть, рассмотреть, найти способ);
— проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижений результата, осуществлении контроля;
— использование знаний в самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, конструктивной);
— обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательные интересы;
— качество знаний и умений (осознанность, гибкость, оперативность).
В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполняли действие и почему именно так («Почему ты считаешь, что эта задача дана на сложение?» — «Потому что в задаче сказано, что дети взяли на прогулку три больших и два маленьких мяча. Надо узнать, сколько всего мячей они взяли? Для этого их надо сложить»).
В процессе математического развития большое внимание уделяется формированию знаний и чрезвычайно мало овладению способами деятельности.
Математические знания в самостоятельной деятельности: (дети сооружают постройки, игнорируя соотношения предметов по величине, играют в «магазин», не прибегая к счету, накрывают стол без должной ориентировки на количественные отношения), схемы, диаграммы, таблицы, где есть возможность сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать.
В индивидуальной работе с каждым воспитанником педагог может максимально активизировать познавательную деятельность, выявить особенности этой деятельности, опереться на достигнутое и помочь подняться выше, используя для этого стремление к самостоятельности.
Познавательная активность формируется главным образом в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями детей. Педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей эффективностью способствует ее формированию. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в то же время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и как условие достижения цели.
В своей педагогической работе мы исходили из положения: познавательная активность всегда носит индивидуальный характер. У одних детей она выше, у других – ниже, для одних нужны одни средства, для других – другие. И, тем не менее, как показывает опыт, повысить познавательную активность всех детей и каждого в отдельности можно следующим путем. Это:
— строгий отбор содержания учебного (познавательного) материала для каждого занятия, аргументированная, логическая связь между частями данного материала;
— адекватность (соответствие) методов и методических приемов обучения программному содержанию занятия;
— создание оптимальных условий для самостоятельной работы;
— сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной (познавательной) деятельности на занятиях и вне занятий.
Комплексируя программные задачи для каждого занятия, мы стремимся к тому, чтобы учебная деятельность детей одновременно влияла на интеллектуальную, эмоциональную и нравственно-волевую сферу личности каждого. Это обязывало прежде всего совершенствовать средства и методы обучения, увеличивать время и разнообразные задания для самостоятельной работы. Чтобы дети осознали целевую установку занятия, — а это мы считаем главным, — педагог, сообщая тему и основные познавательные задачи занятия, четко выделял, что нового они узнают сегодня, чему научатся. При этом он не спешил давать готовые знания, сразу показывать приемы выполнения, а всегда предоставлял возможность для самостоятельного поиска, творческого решения задачи.
Познавательная активность детей должна находиться в строгом соответствии с основными задачами занятия и этапом формирования знаний и умений. Так, на первом этапе – формирование знаний и умений – активность педагога должна быть более высокой. Он обязан показать приемы выполнения деятельности, последовательность действий и т.д. На втором этапе – закрепление – вполне закономерно представить большую самостоятельность и активность детям.
Разумеется, особое внимание он уделяет детям, которые труднее других усваивают материал. Как правило, с ними воспитатель проводит работу, предваряющую изучение нового материала. Так, за день до предстоящего занятия воспитатель говорит ребенку: «Скоро мы будем знакомиться с новой фигурой, еще никто не знает, как она называется, а я тебе сейчас скажу, только ты постарайся запомнить – это ромб (конус)». Ребенок повторяет название геометрической фигуры, вместе с воспитателем обследует ее. Накануне занятия можно еще раз вспомнить, как она называется и чем отличается от уже известных.
После такой подготовки, естественно, легче справиться с заданием и, как правило, ребенок на занятии проявляет активность.
На каждом занятии, организуя познавательную деятельность, педагог стремится к тому, чтобы в индивидуальной работе у детей формировались умения анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать. Важно создавать условия для проявления самостоятельности, творчества, предоставлять детям возможность проявлять инициативу, находить свои способы решения познавательной задачи.
Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?
Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.
Методы развития математических знаний
Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:
- Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
- Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
- Самодельный, либо фабричный.
Раздаточный материал для математических занятий
Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:
- Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
- По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
- Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
- Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом
Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.
Дидактический материал для занятий
Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:
- Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
- Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
- Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
- Прочность и надежность
- Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
- Принцип логического построения, объединяющего основы материала
- Однородность
Игровой уголок с дидактическим материалов
Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?
- Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
- Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
- Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
- Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)
Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.
Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса
Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:
- Грамотной
- Четкой
- Эмоциональной и живой
- Доступной
- Доброжелательной
- Умеренно громкой
Развитие речи на занятиях по математике
Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.
Развитие логики и пространственного мышления в игровой форме
Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.
Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:
- Грамотная
- Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
- Разборчивая и понятная
- Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
- Иметь достаточную громкость
Структура математического занятия для дошкольника
Правильная структура занятия является еще одним важным условием, на котором строится методика математического развития детей дошкольников.
Используемые игры на занятиях по математике
- Вводная часть. Логическая разминка. Включает в себя наиболее простые задания для детей, которые должны «разогреть» ум ребенка, заинтересовав его и подготовив к занятию
- Основная часть занятия, в ходе которой происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы (хорошим примером может стать книга, которую составила Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития для дошкольников»).
- 3Пальчиковая гимнастика. Переключает внимание ребенка, служит предупреждением переутомления. Для этих же целей можно использовать физминутку (если занятие было связано преимущественно с интеллектуальной деятельностью), артикуляционную гимнастику или упражнения для глаз (если у ребенка было активное занятие с использованием подвижных игр).
- Повторение пройденного материала.
- Рисование, шнуровка, либо игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Изучение формы и размера на занятиях физкультуры
Развитые математические навыки у детей дошкольного возраста позволит ему не только успешно приступить к школьному обучению, но и сформировать у себя такие качества, как усидчивость, внимание, целеустремленность.
Оставить комментарий
Методы и приемы обучения дошкольников элементам математики
Методы и приемы обучения дошкольников элементам математики
Понятие «Метод»
В теории и методике математического развития детей термин «метод» употребляется в двух смыслах: широком и узком.
Метод -исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно-обратных действий).
При выборе методов учитываются:
- цели, задачи обучения;
- содержание формируемых знаний на данном этапе;
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- наличие необходимых дидактических средств;
- личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
- конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.
В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические
методы.
Практические методы
- (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций.
- Практические методы характеризуются прежде всего самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.
Наглядные и словесные
методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей
Наглядный и словесный методы
К наглядным методам
обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
К словесным методам
относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.
Приёмы
Составные части метода
называются методическими
приемами.
Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование
и т. д.
Приём «Показ»
- Широко распространенным является методический прием — показ
.
- Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.
- К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.
Приём «Инструкция»
Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция
, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.
Приём «Вопросы к детям»
Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям
. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок.