Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности.
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи [6, стр.26].
Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.
Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:
‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;
‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;
‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;
‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;
‒ приучить разыгрывать сказки по ролям;
‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности.
Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т. п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.
В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь.
Они помогают показать детям: как добро помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый юноша (смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [9, стр.31].
Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни. Немало важным является приобщение дошкольников к волшебным и героическим сказкам. Содержащаяся в них идея о подвиге героев во имя освобождения родной земли от врагов способствует раскрытию идей патриотизма.
Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них.
В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности [2, стр.4].
В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе [6, стр.27].
В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове.
С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их.
Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский , 2000. — 400 с.
- Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения / А. М. Викулина. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 138 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский , 1999. — 168 с.
- Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 160 с.
- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. — 1991, № 9 — с.16–20.
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 128 с.
- Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Т. Н. Доронова. — М.: Обруч, 2010. — с.119–127
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 1 — с.18–28.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 5 — с.28–35.
- Куприна Л. С., Бударина Т. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 400с.
- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л. А. Лялина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов — 4-е изд. / В. С. Мухина. — М.: Издательский , 1999. — 456 с.
- Пидручная С. Сказки — за безопасность детей / С. Пидручная // Дошкольное воспитание. — 2008, № 2 — с.124–127.
- Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. — 2009, № 5 — с.24–28.
- Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю / Р. Халикова // Дошкольное воспитание. — 1988, № 5 — с.13–17.
Развитие речи детей через устное народное творчествостатья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей через устное народное творчество
В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Я считаю, что фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.
Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогают малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи».
Свою работу начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия: Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; К. Белая «Занятия с малышами в детском саду». В основу работы были положены научные достижения А.П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е.А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л.Н. Павловой «Фольклор для малышей». В своей деятельности опираюсь на комплексные занятия Т.М. Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Детский фольклор — обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа». Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила
цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
- освоение разговорной речи;
- расширение словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование связной речи;
- расширять представления детей о разных формах фольклора;
- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- обеспечить формирование доброжелательности, коммуникативности;
- установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности.
Я работаю с детьми младшей разновозрастной группы. Уже само чтение потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят