Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста


Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Светлана Торопова

Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного уровня ребёнок должен хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, желания, использовать речь как средство общения, выражения своих чувств, мыслей, выделять звуки в словах. Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития по ФГОС:

Овладением речью как средством общения и культуры

обогащение активного словаря

развитие связной, диалогической и монологической речи

развитие речевого творчества

знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы

формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:

создание предметно-развивающей среды

подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий

использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.

личный пример педагога, его правильно поставленная речь

консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.

Активизация речи детей разнообразными средствами.

В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач я использую следующие игры и игровые пособия:

1. «Лото» с использование чистоговорок на трудные звуки.

Детям предлагаются или дети сами выбирают их карточки, принцип действия игры, как обыкновенной лото. Усложняется игра необходимостью повторить правильно чистоговорку, если дети умеют читать, прочитать её. Другие дети читающие, могут проверить правильность ответа или определить по чистоте произношения чистоговорки. В качестве поощрений можно давать за правильные ответы не только карточки, но например и счётные палочки или пуговки, камешки, детей это очень привлекает и активизирует. Если какой – то ребёнок испытывает трудность педагогу необходимо ему помочь, ведь с первого раза это трудно, игра требует многократности.

Например: берём картинку «Девочка с шарами»

Ребёнок должен повторить или прочитать: «РЫ-РЫ-РЫ, Я НЕСУ ШАРЫ» или За-за-за прозрачная медуза»

2. «Угадай слова»

На карточках изображено две картинки, которые могут отличаться друг от друга при произношении одним звуком. Например: «Кот» и «Кит». Дети подбирают буквы согласно картинке или можно усложнить задачу – загадать загадку. В ходе игры педагог и другие участники игры могут сами придумывать загадки, описание предмета. «Какую картинку я задумала: это пушистый, усатый…». Ребёнок отгадывает и соответственно подбирает нужную букву.

3. Дидактическая игра «Подарки»

В ходе данной игры у детей формируются навыки звукового анализа, умения определять место звука в слове.

Детям предлагается собрать подарки для мальчика Ромы, но все подарки должны быть со звуком «р». Дети подбирают картинки с данным звуком, можно использовать схемы, место звука в слове. После того как картинки подобраны, можно предложить найти данные игрушки в группе и отправится в гости к Роме, дальше уже можно развивать сюжетно-ролевую игру. Вариантов игры много, фантазируйте сами и вместе с детьми.

4. Игры с перфокартами

Перфокарты — это индивидуальные листы с интересными заданиями, заламинированные или можно вставить в толстый файл, для многократного использования.

Цель каждой карты разная это могут быть задания нп развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа, слогового анализа, чтение слогов, составления слогов, слов, предложений.

5.»Ребусы»

Сделать самим такие карточки нетрудно.

На картон приклеиваются 2 полоски, одна для вставки картинок на первый звук которых будет составляться слов, другая — ниже, для вставки букв.

Можно использовать разные варианты :

-какой буквы не хватает (в середине слова, в начале или конце)

-правильно или не правильно расставлены картинки или буквы (самоконтроль, взаимоконтроль)

— составь схему

-расставь по схеме

6. «Слоговой тренажёр»

Можно использовать в сюжетно-ролевой игре «Школа» с использованием следующих задний:

-помоги мишке расставить согласные и гласные буквы по домикам

-исправь ошибки мишутки

-составь слоги

знакомить с помощью тренажёра по Жуковой составлять слоги и слова

-определять звуки мягкие и твёрдые.

Индивидуальные тренажёры

7. Речевые улитки на закрепление произношения звуков

Мною собрана картотека фонематических потешек

8. «Слоговое лото»

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игровая деятельность, через игру ребёнок познаёт окружающий мир, всесторонне развивается. Данные игры способствуют речевому развитию детей, надеюсь они буду и вам полезны.

Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста[1]. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель — определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обучают устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп — русской разговорной речи.

В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разработанным в регионах.

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик»

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющих проводить занятия по различным направлениям.


Выполнено оно из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, фото с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Фетр имеет универсальные свойства, позволяющие воплотить в жизнь практически любую задумку. Работать с ним легко, так как он не требует специальной обработки края, радует разнообразием и яркостью цветовой палитры и приятен на ощупь. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» (примерный перечень, т.к. придумывать можно бесконечно).

  • «Язычок не ленись, а усердно потрудись!»,
  • «Пианино»,
  • «Ладошки»,
  • «Звуковой домик»,
  • «Составь предложение»,
  • «Кто? Что? Сигнальщик»,
  • «Слоговой паровозик»,
  • «Учимся читать»,
  • «Собери слово»,
  • «Чудо-дерево»,
  • «Чей хвост?»,
  • «Придумай несуществующее животное»,
  • «Расскажи сказку» и т.д.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]