Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода в подготовительной группе «Волшебный фейерверк»
Цель
: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Образовательная задача:
Формирование и расширение знаний детей о свойствах воздуха.
Развивающая задача
: Развитие познавательной активности детей, воображения, логического мышления, способностей к умозаключениям, сравнениям, суждениям, умение делать выводы.
Воспитательная задача:
Воспитание культуры общения в ходе совместной работы со сверстниками, желания работать в коллективе, оказывать помощь партнерам по заданию.
Используемая технология
: системно – деятельностный подход.
Используемая форма организации НОД:
подгрупповая работа.
Форма работы:
беседа, наблюдение, обсуждение, вопросы, проведение экспериментов.
Оборудование:
Стаканчики, вода, коктейльные трубочки, листы бумаги, краски разных цветов, мыльный раствор, губки, мел, горох, секундомер, письмо, конверт, репродукции картин, картинки с изображением художников, видео.
Интеграция образовательных областей
: познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия:Введение в ситуацию
Дети заходят в группу. Воспитатель встречает детей:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Это время мы проведем вместе. Пусть эта встреча принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Ребята, сегодня утром я получила видео письмо, давайте посмотрим от кого оно…
ВИДЕОПИСЬМО от Нолика
«Дорогие ребята, здравствуйте! Обращаюсь к вам, потому что мне нужна ваша помощь. Симка попросила меня нарисовать фейерверк на свой День Рождения. Но нарисовать его я должен с помощью воздуха. Что такое фейерверк я знаю, а как рисовать воздухом – нет. Помогите мне, пожалуйста. » — Ну что, ребята, поможем Нолику? — Да! — А как рисовать воздухом вы знаете? — Нет! — Давайте разбираться. Актуализация знаний:
— Давайте сначала вспомним, люди какой профессии рисуют? — Художники
Восп: Дети, а художники бывают разные: архитекторы, мультипликаторы, дизайнеры, рестовраторы.. (педагог сопровождает рассказ показом картинок). — А чем обычно рисуют художники? — ответы детей
Восп: и не только, посмотрите, вот эта картина выполнена шариковой ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, восковыми мелками, акварельными и гуашевыми красками (педагог сопровождает рассказ показом) — А могут ли художники рисовать воздухом? — мы не знаем — Давайте тогда разбираться дальше. Давайте вспомним, кто что знает про воздух? — ответы детей — Давайте проверим, действительно ли нам воздух необходим. У меня есть секундомер, мы сейчас все наберем воздуха и не будем дышать – посмотрим, сколько мы продержимся без него. Дети выполняют задание. — Вот вы и продержались совсем чуть-чуть. Посмотрим, сколько прошло времени — 8 секунд. — Что еще мы знаем про воздух? — Воздух везде — Мы можем потрогать воздух? — Нет — А можем его выпить? — Нет — Значит воздух не жидкий и не твердый А можно воздух поймать? Попробуем поймать воздух с помощью пакета. — А почувствовать его можем? а как? — Дышать Воспитатель раскрывает веер и дует на детей — Что происходит? — Ветер. Вижу, мы с вами немного устали. Давайте подвигаемся. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали. Ребята, а где еще есть воздух. Чтобы это проверить мы с вами немного поэкспериментируем. А где проводят эксперименты? Вот и мы с вами будем проводить эксперименты в лаборатории. Положим в воду кусочек губки. Что происходит? Есть ли пузырьки воздуха в губке? — Есть — А в меле есть? — Да — Значит, сделаем вывод, что воздух есть везде. А если он везде, то внутри нас тоже есть воздух? — Наверно — Давайте проверим. Набираем воздух вдохом и выдыхаем его через трубочку. (Дети выполняют задание). Вот сколько пузырьков воздуха у нас получилось! — Какой вывод теперь мы можем сделать? — В нас тоже есть воздух. — Замечательно! Теперь мы много знаем о воздухе, знаем кто и чем может рисовать. Давайте теперь с этим поэкспериментируем и побудем художниками воздуха. Воспитатель показывает детям подготовленный необходимый для опыта материал. Дети подходят к столу. — Ребята, посмотрите, что у нас здесь есть. Что из этого необходимо для рисования? — Ответы детей (краски, вода, бумага, стаканчики) — Вы заметили, что здесь нет ни одной кисточки и карандаша? — Да — Так чем же, по-вашему, мы будем рисовать? — Трубочками! — Почти, трубочки нам будут помогать, но рисовать мы будем, как в просьбе Нолика, воздухом. Вспомните, как получить воздух из трубочек? — Мы будем дуть! — Хорошо. Для волшебства нам понадобится: немного мыльного раствора, трубочки, краски с водой, стаканчики и бумага. Давайте начнем экспериментировать. Воспитатель предлагает ребятам налить в стаканчики немного воды, добавить краски и размешать ее трубочкой, добавить мыльный раствор и выдувать трубочкой воздух – пузыри. Когда появится много пены, приложить к горлышку стаканчика лист бумаги – получится отпечаток — фейерверк. Дети могут меняться стаканчиками, чтобы получились разноцветные фейерверки. — Ну что, у всех получилось? — Да — У вас получились очень красивые работы. А как же нам отправить эти работы нолику? — Положить в конверт. — А как же мы их положим в конверт? Мы ведь тогда испортим все фейерверки? — Нужно дать им высохнуть. — И, когда они высохнут, мы положим их в конверт и отправим их Нолику.