Роль сказок для детей в средней группе
Сказки дарят детям разнообразие, хорошие и добрые эмоции. Главный вид деятельности у детей в таком возрасте это игра. Сказки помогают создать сюжет для ролевой игры. Дети учатся драматизировать, находить проблему и решать её. Именно с их помощью ребята начинают понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
К тому же именно с их помощью у детей развиваются мораль и фантазия. Плюс этого жанра в том, что личность малыша развивается одновременно с грамотной речью. Сказка направлена на умение регулировать свои эмоции и правильно отображать их при общении.
Сказки в средней группе детского сада
Галка
У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала. Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, — поглядела: где колечко? А колечка нет. Она крикнула брату: — Отдай колечко, не дразни! Зачем взял? — Ничего я не брал, — ответил брат. Сестра поссорилась с ним и заплакала. Бабушка услыхала. — Что у вас тут? — говорит. — Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду. Бросились искать очки — нет очков. — Только что на стол их положила, — плачет бабушка. — Куда им деться? Как я теперь в иголку вдену? И закричала на мальчика.
— Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь? Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, — а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся — да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать. Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику: — Говори, где мои очки? — На крыше! — сказал мальчик. Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук. Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату: — Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка. И помирились с братом. Бабушка сказала: — Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.
Как проводить интересные занятия
Чтобы занятие получилось действительно интересным для детей, нужно создать достаточно яркую и эмоциональную атмосферу. Вокруг должно быть много цветных картинок и вещей, которые будут помогать детям и настраивать их на сказку. Увидя игрушку с Иванушкой-Дурачком, дети смогут понять, какую сказку сегодня будут просматривать. Они сразу догадаются, о чём пойдёт речь на уроке. Этого же требует российский ФГОС. Занятие должно быть живым и подвижным. Дети должны говорить, рисовать и показывать.
На заметку! Должно быть много разных игр. Не стоит долго зацикливаться на одной. В таком случае дети быстро потеряют интерес к происходящему.
Постановки по мотивам историй
Постановки по сказкам можно разделить на 2 вида:
- Реальные. Воспитатель читает произведение. Затем раздаются роли, и дети должны вспомнить, что же говорили их герои. Такая инсценировка тренирует память, устную речь и логичность высказывания. Например, о чём говорили козлёнок и лисичка.
- Вымышленные. Можно сделать постановку по любой сказке. Кроме того, можно организовать встречу разных героев из разных сказок. Например, о чём бы говорили семеро козлят и петушок. Многим детям понравится игра про сказочных героев, которые попали к ним в группу. Ребята смогут поговорить со своими любимыми персонажами. В ответ эти персонажи смогут поделиться с детьми своим опытом.
Постановки по сказкам
Игровая деятельность
Так как главный вид деятельности у детей игра, воспитатели ДОУ должны опираться именно на это действие. Игры помогут научиться всему быстрее, а само обучение будет намного веселее. Вообще существует большое количество различных игр. Например, «Пропущенный кадр». Данная игра помогает развитию монологической речи.
Развивающие занятия для детей 2 лет — как заниматься
Параллельно тренируется память. В этой игре нужно составить сюжет по серии картинок. Одна картинка убирается. Малышу нужно понять, что происходило на убранной карточке, и рассказать об этом. Есть игра «Покажи меня». Чадо показывает и рассказывает о каком-либо герое сказки. Остальные пытаются отгадать, кто это.
Игры по сказкам
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал её. Мышь стала просить: «Если ты меня отпустишь, я тебе тоже добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, но отпустил её.
Как-то охотники поймали льва и привязали его верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не верил, что я смогу тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».
— КОНЕЦ —
Картотека произведений для средней группы
Существует образовательный стандарт, который контролирует программу для детских садов. В него входит немалый список произведений, которые должны изучаться в детском саду. Стоит перечислить сказки для средней группы детского сада.
На заметку! Список их достаточно велик, но все они заслуживают внимания. Среди них есть как русские народные сказки, так и авторские.
- «Про Иванушку-дурачка»;
- «Лисичка – сестричка и волк» ;
- «Зимовье»;
- «Привередница»;
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- «Лиса и козёл»;
- «Лисичка со скалочкой» ;
- «Жихарка»;
- «Чудесные лапоточки» ;
- «Война грибов с ягодами» ;
- «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- «Лиса – лапотница» ;
- «Хитрая лиса»;
- «Страшный гость»;
- «Пастушок с дудочкой»;
- «Колосок»;
- «Три поросёнка»;
- «Врун»,
Зимовье
- «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого),
- «Хвосты»,
- «Снегурочка»,
- «Пастушья дудочка»,
- .«Коза-дереза»,
- «У страха глаза велики»,
- «Гуси-лебеди»,
- «Лиса и журавль»,
- «Два жадных медвежонка»,
- «Лесной мишка и проказница мышка»,
- «Доктор Айболит»;
- «Заяц и ёж»,
- «Бременские музыканты»,
- «Красная шапочка»,
- «Дни недели»,
- «Репка».
На заметку! Данный перечень сказок стоит не только читать, но и смотреть. Так детям будет проще запомнить, что в них происходит. Более того, для большего эффекта надо чередовать просмотр и чтение.
Лисичка со скалочкой (русская сказка)
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Пришла в деревню и стучится в избу: — Стук-стук-стук! — Кто там? — Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать! — У нас и без тебя тесно. — Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Её пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает: — Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку! Мужик – делать нечего! – отдал ей за скалочку курочку.
Взяла лисичка курочку, идёт да поёт: — Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку, За скалочку взяла курочку! Пришла она в другую деревню: — Стук-стук-стук! — Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать! — У нас и без тебя тесно. — Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. Её пустили.
Лисичка легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, а курочку под печку. Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит: — Где же моя курочка? Давайте мне за неё гусочку! Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдавать ей за курочку гусочку.
Белая уточка
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось, такая простая, сердечная!
– Что, – говорит, – ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда – и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
– Что, – говорит женщина, – день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
– Нет, нет, не хочу!
А там подумала: ведь искупаться не беда! Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.
– Плыви ты, – говорит, – белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой. Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего заморышка; и деточки ее вышли – ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
– Ох, не ходите туда, дети! – говорила мать. Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше – и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить – заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
– Спите вы, детки, иль нет?
Заморышек отвечает:
– Мы спим – не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
– Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь:
– Спите, детки, или нет?
Заморышек опять говорит то же:
– Мы спим – не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
«Что же это все один голос?» – подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой – и они померли.
Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы, как платочки, холодны, как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала. Сладок кус недоедала!
– Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
– Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у вас отца родного, Отца родного – моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет – величается!
«Эге!» – подумал князь и закричал:
– Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
– Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой – говорящей.
Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою – они встрепенулись, сбрызнули говорящею – они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога – там стала кочерга; где рука – там грабли; где голова – там куст да колода. Налетели птицы – мясо поклевали, поднялися ветры – кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
Чему учит сказка Лиса и журавль
Эта сказка учит быть внимательным к окружающим, ибо это залог крепкой дружбы! Она показывает недолгую дружбу между хитрой лисой и мудрым журавлем. Пригласила как-то плутовка в гости пернатого друга, да и выставила угощение на плоской тарелке, чтобы тот только клювом смог постучать. Журавль за такое гостеприимство отплатил подруге тем же, предложив рыжей гостье угощение в узком кувшине…
Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Источник