Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ.
«Нетрадиционные формы проведения
утренней гимнастики в ДОУ»
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания дошкольников – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.
Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования утренней гимнастики нового типа. В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. С целью повышения интереса детей к зарядке педагоги детского сада ввели нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики, такие как:
— игровой стретчинг;
— степ-аэробика;
— гимнастика на фитболах.
Игровой стретчинг (приложение №3)
Игровой стретчинг
– это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Другими словами — это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть игрового стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо, этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Змейка и я — хорошие друзья!»
Комплекс утренней гимнастики с использованием нетрадиционного оборудования
«Змейка и я — хорошие друзья!»
Фомина Виктория Владимировна
воспитатель
Название комплекса утренней гимнастики:
«Змейка и я – хорошие друзья!»
Возрастная группа:
средняя группа
Петрозаводский городской округ.
2017
Комплекс утренней гимнастики в средней группе.
«Змейка и я — хорошие друзья!»
Оборудование:
«пеньки» (круги из плотного картона), «змейки» (зелёные колпачки, собранные на нитке), магнитофон, запись звука шипения змеи, весёлая музыкальная композиция.
Мотивация детей:
- аудио запись с шипением змеи
- весёлый стишок
- интересное нетрадиционное пособие («змейки», «пеньки»)
- названия упражнений охвачено одной тематикой
- игра малой подвижности «Змейка по полю ходила»
- весёлое музыкальное сопровождение
Вводная часть:
Между зелени травы,
Меж старых пней, Листочков и грибочков,
Проползла, шипя в кусты
Змея – длинненький шнурочек.
Ходьба в колонне. Лёгкий бег. Ходьба змейкой, обходя «пеньки».
Дети обходят «пеньки», в это время
воспитатель включает звуки шипения змеи и спрашивает: «Кто это шипит?» (Дети отвечают «змея»)
Основная часть:
- «Здравствуй, змейка!»
. И. п. — ноги на ширине плеч, руки сложены за спиной. Сделать вдох. Наклониться вперед. Выдохнуть. Вернуться в исходное положение. (1 — 2 раза)
- «Подними змейку».
И. п. — стойка ноги врозь, «змейка» внизу. 1 — поднять «змейку» вперед; 2 — вверх; 3 — вперед; 4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
- «Опусти змейку».
И. п.:ноги на ширине плеч, «змейка» внизу. Наклониться вперед, опуская «змейку», вернуться в исходное положение (5-6 раз).
- «Покажи змейку».
И. п. — стойка ноги на ширине плеч, «змейка» внизу. 1 — поднять «змейку» вперед; 2 — присесть, руки прямые; 3 — встать, «змейка» вперед; 4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
- «Перепрыгни змейку».
И. п. — стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, «змейка» на полу. Прыжки на двух ногах через «змейку». (5-6 раз)
- Игра малой подвижности «Змейка по полю ходила»
«Змейка» ходит перед игроками со словами: «Змейка по полю ходила и свой хвостик обронила, (подходит к одному
из игроков)
а потом его нашла»
(дотрагивается до ребёнка «хвостика»).
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех детей «хвостиков».
Дети берут «змеек»
становятся в круг.
«Змейки» кладутся на пеньки.
По считалке выбирается водящий «змейка», а остальные ребята «хвостики» змейки.
Заключительная часть:
До свидания, змейка! Уползай скорей ты!
Твои детки тебя ждут,
Громко так зовут!
Все дети, сцеплены друг с другом (длинная змейка) идут по залу. Непродолжительная ходьба.
Дыхательное упражнение
«Шипим, как змейки»
Дети произносят «ш – ш – ш – ш …»
Воспитатель включает весёлую музыку.
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015. — 368 с.
Фотографии наглядных пособий, которые были использованы при проведении утренней гимнастики.
Тематические утренние гимнастики в старшей группе
(Осень)
Дошкольное детство — особый период в жизни ребенка. Именно в это время закладывается фундамент здоровья будущего взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Основными задачами дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее, своевременное и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма. Немаловажную роль в системе физического воспитания играет утренняя гимнастика.
Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, всесторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоническому развитию, повышению жизненного тонуса. Путем гимнастических упражнений формируются жизненно-необходимые двигательные навыки. Красота и точность движений, развиваются основные двигательные качества – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость.
В связи с последними требованиями и инновациями в развитии дошкольного образования, на наш взгляд, следует обратить внимание не просто на упражнения, а на комплексы упражнений, соединённых общим тематическим смыслом или сюжетом. В нашем дошкольном учреждении разработано комплексно — тематическое планирование на весь учебный год. В соответствие с ним мною были разработаны комплексы утренних гимнастик по темам, где идет закрепления пройденного материала.
Комплекс утренней гимнастики включает в себя различные виды ходьбы и бега в первой части, перестроения, общеразвивающие (ОРУ), дыхательные упражнения во второй части, и заключительную ходьбу в третьей части. В начале комплекса есть небольшое стихотворение, соответствующее теме, это помогает мобилизации внимания детей, настройке их восприятия на определенную тему.
При проведении ОРУ использую различные способы организации детей и виды построений (круг, шеренга, колонны), которые соответствуют их возрастным способностям. Каждое упражнение имеет своё название, сопровождается стихотворным текстом (художественным словом), выполняется с гимнастическим оборудованием. Утренняя гимнастика идёт под музыкальное сопровождение.
Комплексы направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической и динамической выносливости, упорядоченного темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запомин.ание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие координации и так далее.
Одежда детей для утренней гимнастики соответствует требованиям гигиены: она чистая, легкая и не стесняет движения.
Комплексы ОРУ можно использовать на вечерней прогулке, на физкультурных на занятиях, а также включать их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Методическая разработка адресована воспитателям старших групп, руководителям физического воспитания и инструкторам физической культуры.
Тема недели: «Неделя детской безопасности»
Комплекс «По дороге в детский сад» (на скамейке)
№ | Содержание | Дозировка |
1 часть | Построение в шеренгу, равнение. Ходьба обычная, мелким и широким шагом. «Наши ребята идут в детский сад, наши ребята очень спешат» Бег обычный, мелким и широким шагом. «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек домики везут» | 1 мин. |
2 часть | Построение в две колонны около скамеек (садимся в автобус, трамвай, троллейбус). | |
1. | Светофор. И.п.: сидя верхом, ноги согнуты, руки в стороны. В.: «Если свет зажёгся красный – значит двигаться опасно» поднять руки вверх, скрестить их над головой, в и.п. И.п.: сидя верхом на скамейке, руки на плечах впереди сидящего. | 6-8 раз |
2. | В.: «Свет зелёный говорит – проходите, путь открыт» поворот вправо, отводя правую руку через сторону назад, в и.п. То же влево. | по 3-4 раза |
3. | Велосипед. И.п.: то же. В.: «На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу» поднимать вверх обе ноги попеременно 3-4 раза, имитируя езду на велосипеде, в и.п. | 3 раза |
4. | Троллейбус. И.п.: сидя верхом, руки вверх (рожки у троллейбуса). В.: наклон вправо (влево), в и.п. (крутые повороты). | по 3-4 раза |
5. | Мост. И.п.: стоя лицом к скамейке, ноги на ш.п., руки вниз. В.: наклониться вперед, опустить руки на скамейку, в и.п. И.п.: ноги на ш.с., руки на пояс. | 6 раз |
6. | Пешеходный переход. В.: прыжки на двух ногах вокруг скамейки (один круг) и ходьба в обратную сторону. Дыхательное упражнение на выдохе. (Упражнение способствует крупной вибрации тканей организма, стимулирует обменные процессы, повышает энергетику, улучшает кровоток в организме и отхождение мокроты.) | 2х20 4 раза |
3 часть | Перестроение в одну колонну, спокойная ходьба. «Нужно правила движенья Выполнять без возраженья!» | 30 сек. |
Тема недели: «Золотая осень»
Комплекс «Осенний урожай» (с малым мячом)
№ | Содержание | Дозировка |
1 часть | Построение в колонну, ходьба обычная, высоко поднимая колени, приставным шагом. «Вырос в поле урожай, поскорее собирай. Едут детки маленькие по дорожке ладненькой, По кочкам, по кочкам, по пням и пенечкам.» Бег обычный, боковым галопом, змейкой. «По дорожке по прямой полетели мы стрелой!» | 1 мин. |
2 часть | Дети берут мяч из корзины и строятся в 2-3 колонны. | |
1. | Фрукты. И.п.: стоя ноги вместе, руки вниз. В.: поднять руки вверх, опустить мяч за голову «Мы с деревьев фрукты рвали», поднять руки вверх, опустить вниз «И корзины наполняли». | 6 раз |
2. | Горох. И.п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках вверху. В.: наклон туловища вправо, влево. «Лук собрали и горох — урожай у нас неплох!» | по 3-4 раза |
3. | Репа. И.п.: стоя ноги на ш.п., руки вверх. В.: наклон туловища вниз, задеть мячом пол, «Репу круглую достали, чуть на землю не упали», в и.п. | 6-8 раз |
4. | Помидоры. И.п.: стоя (сидя) на коленях, мяч прижат к груди. В.: поворот вправо (влево), руки вперёд «Помидоры дружно рвали и по вёдрам рассыпали», в и.п. | по 3-4 раза |
5. | Кабачок. И.п.: сидя, ноги вместе, мяч зажат между ступнями, руки в упоре назад. В.: поднять ноги вверх, опустить. «Вот пузатый кабачок — отлежал себе бочок». | 6 раз |
6. | Арбузы. И.п.: сидя по-турецки. В.: подбрасывать и ловить мяч. «Мы арбузы собирали и в машину их кидали». | 10 раз |
7. | И.п.: мяч в правой руке внизу, левая на поясе. В.: 5 прыжков на правой ноге, 5 — на левой, 5 – на двух ногах, «Тут горка, там овраг — покороче сделай шаг!» чередовать с ходьбой на месте (15). | 2-3 раза |
Дыхательное упражнение “Подуй на ягодку”. | 4 раза | |
3 часть | Перестроение в одну колонну, спокойная ходьба. «Едем, едем мы домой на машине грузовой. Ворота отворяй, едет с поля урожай!» | 30 сек. |
Тема недели: «Мир животных» (дикие животные)
Комплекс «Дикие животные»
№ | Содержание | Дозировка |
1 часть | Построение в колонну, ходьба обычная, мелким «пауки» и широким «крокодилы» шагом. Бег обычный, боковым галопом, змейкой. | 1 мин. |
2 часть | Дети строятся в 2-3 колонны. | |
1. | «Крокодил». И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. В.: Плавно поднять правую (левую) руку вверх, левую (правую) назад, слегка прогнуться, в и. п. «Щелкнул пастью крокодил, чуть он нас не проглотил». | 6-8 раз |
2. | «Обезьяны». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. В.: Наклон туловища вправо (влево), руки согнуть в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко раздвинуть, в и. п. «Расшалились обезьяны, раскачали все лианы». | по 3-4 раза |
3. | «Черепаха».И. п. — присед, ладони на полу. В.: Шагая руками вперед выпрямить ноги, голову прямо; в и. п. «Ползет, не зная страха, большая черепаха». | 6 раз |
4. | «Паук». И. п. – о. с., руки вниз. В.: 1 — руки вверх, хлопок над головой; 2 – наклон туловища вперед, хлопок за ногами; 3 — в и.п. «Сеть плетёт большой паук, зацепил её за сук». | 6 раз |
5. | «Попугай». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. В.: Поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, оттягивая носок; хлопнуть ладонями по колену, в и. п. «Попугай не знает лени – поднимает он колени». | по 3-4 раза |
6. | «Удав». И. п. – ноги на ш.п., руки в «замок» на затылке. В.: Поднять руки вверх, ладонями наружу, повернуться вправо (влево) в и. п. «Длинный удав свои кольца расправил, спрятаться нас за кустами заставил». | по 3-4 раза |
7. | «Колибри». И. п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. В.: Прыжки на двух ногах «Колибри летают, над нами порхают», чередовать с ходьбой на месте «В джунглях нет ни дорог, ни пути, людям трудно сквозь джунгли пройти». | 3 х 20 |
Дыхательное упражнение «Слон» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. В.: Сделать вдох носом, на выдохе поднять руку вверх (хобот) протяжно тянуть: «У-у-у». | 4 раза | |
3 часть | Перестроение в одну колонну, спокойная ходьба. | 30 сек. |
Тема недели: «Дом, мебель, посуда»
Комплекс «Идём в гости» (в парах)
№ | Содержание | Дозировка |
1 часть. | Построение в шеренгу, равнение. Ходьба обычная. «Мы идём сегодня с вами в гости к Оле, в гости к Ване», приставным шагом «Долго-долго мы идём. Лужи все перешагнём». Бег обычный, парами врассыпную «На автобус сядем все и помчимся по шоссе». | 1,5 мин. |
2 часть. | Построение парами врассыпную. | |
1. | «Высокий дом». И.п.: стоя лицом друг к другу, взяться за руки. В.: поднять руки в стороны, вверх, в и.п. | 6-8 раз |
2. | «Открываем двери». И.п.: стоя спиной друг к другу, близко, ноги на ш.п., руки вниз. В.: поворот один ребёнок вправо, другой влево, хлопнуть по ладошке друга, посмотреть на друга, сказать «Здравствуй!», в и.п. Сменить направление. | по 3-4 раза |
3. | «Едем на лифте».И.п.: стоя лицом к друг другу, ноги на ш.п., держась за руки. В.: приседает один ребёнок вниз, другой стоит. Первый ребёнок встаёт, второй приседает. | 6 раз |
4. | «Садимся за стол». И.п.: сидя лицом друг к другу, ноги широко раздвинуты, ступни соединены, держать за руки друга. В.: по очереди дети тянут друг друга к себе, наклоняясь назад. | по 4 раза |
5. | «Кресло-качалка». И.п.: сидя прижавшись спиной друг к другу, держась за руки, руки в стороны. В.: наклоны в стороны, задевая ладонями пол. | по 4 раза |
6. | «Помаши в окошко другу». И.п.: то же, руки в стороны. В.: наклон вперёд-вниз, приблизить голову к ногам, посмотреть на товарища, помахать ладошкой, сказать «Привет!», в и.п. «Прыжки». | 6-8 раз |
7. | И.п.: стоя лицом друг к другу, держась за руки. В.: прыжки на двух ногах, двигаясь по кругу, чередовать с ходьбой парой врассыпную. | 3 х 20 |
Дыхательное упражнение «Ветер». Стоя лицом друг к другу, дети делают вдох носом и на выдохе дуют друг на друга. | 4 раза | |
3 часть. | Спокойная ходьба парами. | 30 сек. |
Тема недели: «Игрушки».
Комплекс «Игрушки» (с гимнастической палкой)
№ | Содержание | Дозировка |
1 часть. | Построение в шеренгу, равнение. Ходьба обычная. Ходьба высоко поднимая колени. Бег врассыпную. Бег змейкой. | 1 мин. |
2 часть. | Построение в 3 колонны. | |
1. | «Ракета полетела» И.п.: стоя ноги вместе, палка в прямых руках внизу. В.: поднять руки вверх, одновременно отставляя ногу назад на носок, в и.п. | 6-8 раз |
2. | «Куклу покачаем» И.п.: стоя ноги на ш.с., палка горизонтально в обеих руках внизу. В.: поднимать руки вправо (влево) вверх, в и.п. | 3-4 раза |
3. | «Ванька-встанька» И.п.: стоять ноги на ш.п., палка за головой, на плечах. В.: наклон вправо-влево. | 3-4 раза |
4. | «Машина едет» И.п.: сидя ноги врозь, палка перед грудью. В.: повороты туловища вправо-влево. | 3-4 раза |
5. | «Гусеница ползёт» И.п.: Сидя ноги согнуты в коленях, ступни стоят на палке, руки в упоре назад. В.: Ноги «шагают» по палке вперёд, в и.п. | 6 раз |
6. | «Лодочка плывёт» И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки с палкой вытянуты вперёд. В.: поочерёдно поднимать вверх сначала руки, потом ноги (качаться на животе) 3-4 раза. | 4 раза |
7. | «Лошарик» И.п.: Стоя ноги на ш.с., руки внизу, палка на полу. В.: Прыжки на двух ногах через палку вперёд-назад, чередовать с ходьбой на месте. | 3х20 |
«Паровоз гудит» Дыхательное упражнение. | 4 раза | |
3 часть. | Спокойная ходьба. «Зарядку делаем с утра – Здоровы будем мы всегда!» | 30 сек.. |