Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в детском саду
О важности выполнения физических упражнений после пробуждения известно всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки и без завтрака. Поэтому примерное начало буднего дня у дошкольников таково:
- 6:30–7:00 — подъём, утренний туалет дома;
- 7:00–8:10 — приём в группу детского сада;
- 8:10–8:30 — утренняя гимнастика;
- 8:30–9:00 — завтрак.
Для чего нужна зарядка? – Это вовсе не загадка — Чтобы силу развивать И весь день не уставать.
П. А. Синявский
Утренняя зарядка призвана взбодрить детей и обеспечить положительный эмоциональный настрой
Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции
Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.
В процессе выполнения упражнений у дошкольников тренируется внимательность
Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.
Таблица: задачи утренней гимнастики в разных группах детского сада
Область развития | Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) | Средняя группа (4–5 лет) | Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) |
Физическое развитие |
|
|
|
Психическое развитие |
|
|
|
Нравственное развитие |
|
|
|
Выполнение утренней гимнастики помогает организму пробудиться
Виды утренней гимнастики
Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:
- доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, объяснения и показ понятны;
- эффективность и польза: зарядка развивает детей, улучшает их физическое состояние;
- позитивность: воспитанники ДОУ выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен), его не принуждают заниматься.
Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в детском саду.
Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности. Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в детском саду с первой младшей группы, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.
Видео: утренняя гимнастика «Пионерская зорька»
«Пионерская зорька» была знакома всем детям в СССР. Каждое утро бодрый голос диктора на всесоюзном радио приветствовал октябрят и пионеров. Звучала приятная инструментальная музыка и давались чёткие команды к движениям. В настоящее время происходит переосмысление и переоценка деятельности пионерской организации, движение продолжает существовать, сохраняя проверенные временем методы советской педагогики. Классическая зарядка под бодрую музыку проводится в детских садах и школах.
Физические и игровые упражнения могут быть объединены какой-либо темой в соответствии с рабочей программой. Тематическая гимнастика в детском саду связана с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «23 Февраля», «8 Марта», «День космонавтики» и др. Общей теме посвящены песни, мелодии, стихотворный материал, атрибуты, ролевые маски или шапочки.
Видео: тематическая утренняя гимнастика «Зима» в средней группе
Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят». Для ребят старшего возраста интересны комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т. д.
Видео: утренняя зарядка «Путешествие в Мурляндию» для детей 3–4 лет
«Путешествие в Мурляндию» — прекрасный образец утренней гимнастики для детей младшего возраста. Воспитатель подготовил комплекс упражнений совместно с музыкальным руководителем: во время зарядки звучат замечательные ритмичные мелодии, исполняются песенки. Помещение оформлено изображениями с кошками и плюшевыми игрушками. На лицах детей и педагога нарисованы усы. Ребята с радостью стремятся попасть в волшебную страну, выполняя для этого задания, и сами «перевоплощаются» в котят.
Утренняя гимнастика на кроватях и пижамная зарядка — упражнения, которые выполняются непосредственно после пробуждения. Этот вид зарядки возможен в круглосуточных ДОУ и детских садах-пятидневках, где дошкольники проводят полный день, в т. ч. остаются на ночь. Пижамная гимнастика помогает проснуться всему организму: происходит активное насыщение тканей и внутренних органов кислородом — мышцы и головной мозг приходят в тонус. Про ребёнка, выполняющего гимнастику сразу после подъёма, не скажут: «Поднять — подняли, а разбудить — забыли».
Видео: гимнастика после сна в детском саду
Пробуждающая гимнастика проводится также и в середине дня — после тихого часа. Комплексы упражнений для первой и второй половины дня используются одинаковые — направленные на бережное пробуждение организма. Как показано в видео, правильно выполнять упражнения под тихую медленную музыку. Можно использовать аудиозаписи звуков природы с инструментальным сопровождением (птичьи песни, звуки леса, шум дождя или моря).
К нетрадиционной зарядке относятся гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Под контролем инструктора по физической культуре проводится зарядка с элементами аэробики (на степ-платформах) и применением спортивных тренажёров (мини-батутов, беговых дорожек).
Видео: утренняя гимнастика на степ-платформах в подготовительной группе
Как мы видим, зарядку проводит инструктор в спортивном зале. Степ-платформа кажется простым атрибутом. Но неправильная техника упражнений в аэробике может привести к чрезмерной нагрузке на суставы и даже травмам. Для проведения такой зарядки недостаточно консультации физкультурника, необходим постоянный контроль за аэробной нагрузкой.
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду
Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм. Гимнастические комплексы включают:
- общеразвивающие упражнения для крупной и мелкой мускулатуры;
- дыхательные упражнения и упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы;
- строевые упражнения и игры: на построение, перестроение, повороты.
Для каждой группы детского сада планируется 10–12 комплексов утренней гимнастики. Они повторяются в течение учебного года с постепенным усложнением упражнений, дополняются новыми образами, стихотворными текстами, музыкой.
Утренняя гимнастика включает строевые упражнения, например, построение в колонны
Таблица: этапы проведения утренней гимнастики
Этап гимнастики | Содержание |
Сбор на зарядку, построение |
|
Ходьба |
|
Бег |
|
Прыжки |
|
Общеразвивающие упражнения |
|
Бег в быстром темпе |
|
Окончание зарядки |
|
Во время выполнения гимнастических упражнений у детей прорабатываются различные группы мышц
Рекомендации по проведению зарядки
Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах.
Одежда для зарядки должна быть удобной, эстетично смотрится одинаковая спортивная форма на воспитанниках
В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.
В тёплое время года воспитатель и дети выполняют утреннюю гимнастику на участке ДОУ
Воспитатель делает зарядку вместе с младшими дошкольниками: дети повторяют движения за взрослым. Начиная со средней группы, педагог даёт словесное описание упражнений, обращает внимание на трудные движения и демонстрирует технику выполнения. Дети 4–7 лет делают утреннюю гимнастику самостоятельно (если не предусмотрено занятие со специальным незнакомым инвентарём/тренажёрами). Для показа движений выбирается один из воспитанников. Педагог следит за выполнением упражнений всех детей, в индивидуальном порядке исправляет технические ошибки в движениях. Воспитатель делает отдельное упражнение вместе с ребятами, когда чувствует необходимость в напоминании движений (например, по названию упражнения дети не вспомнили всех движений или путают порядок действий).
Старшие дошкольники выполняют гимнастические упражнения без показа движений инструктором
Во время утренней гимнастики воспитатель использует устный счёт и словесные указания, чередует их, тем самым задаёт ри, «вправо-вправо, влево-влево» (выполнение наклонов корпусом). Когда инструктор становится наблюдателем, он обязательно продолжает считать (это нельзя поручать ребёнку, демонстрирующему движения). В старших группах к словесным указаниям добавляются жесты: движение рукой вниз — дети приседают на корточки, рука вверх — встают в исходное положение.
Для разновозрастной группы подбираются упражнения доступные всем ребятам. Приступают к выполнению каждого задания одновременно, действуют под счёт со словесными указаниями. Младшие заканчивают выполнять и отдыхают, старшие делают дополнительные подходы под счёт.
Когда показ движений осуществляет один из воспитанников, ритм зарядке задаёт воспитатель при помощи устного счёта
Таблица: примеры тематических комплексов для разных возрастных групп
Возрастная группа | Название комплекса | Содержание |
Первая младшая | «Барбарики» |
|
Вторая младшая | «Солнышко лучистое…» |
|
Средняя | «Осень золотая» |
|
Старшая | «ПДД» («Дорожное движение») |
|
Подготовительная | «Полетим в космос» |
|
Длительность утренней гимнастики
Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:
- в первой младшей группе — 4–5 минут;
- во второй младшей — 5–6 минут;
- в средней — 6–8 минут;
- в старшей — 8–10 минут;
- в подготовительной — 10–12 минут.
Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.
На раздачу инвентаря должно уходить минимум времени, поэтому подбираются простые предметы для зарядки (например, верёвочка с грузом)
Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «Барбарики» в первой младшей группе
Этап зарядки | Длительность |
Оргмомент, построение | 0,5 минуты |
Ходьба | 1,5 минуты |
Общеукрепляющие упражнения | 2 минуты |
Построение, завершение зарядки | 0,5–1 минута |
Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «ПДД» в старшей группе
Этап зарядки | Длительность |
Оргмомент, построение | 0,5 минуты |
Ходьба и бег | 1,5 минуты |
Дыхательное упражнение | 1–1,5 минуты |
Общеукрепляющие упражнения | 3–5 минут |
Бег без перерыва | 0,5 минуты |
Восстановление дыхания, завершение зарядки | 1 минута |
Таблица: конспект зарядки «Утренняя гимнастика с котом Леопольдом» (фрагмент)
Автор | Афанасьева М., воспитатель МБДОУ Д/с №588, г. Екатеринбург, Свердловская обл. |
Цель | Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. |
Вводный этап | Воспитатель загадывает загадку про кота и сообщает, что сегодня с ними проведёт зарядку кот Леопольд.
|
Основная часть | Комплекс ОРУ без предметов:
|
Заключительная часть |
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/utrenja-gimnastika-s-kotom-leopoldom.html |
Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
Светлана Шкурко
Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
Сентябрь.
Комплекс 1.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному; «Великаны»
— ходьба на носках, руки вверх;
«Карлики»
— ходьба в полуприседе. Бег в колонне по одному.
II Общеразвивающие упражнения.
1. И. п.: основная стойка, руки вниз. 1,3- поднять плечи вверх, 2,4- в исходное положение (8раз)
.
2. И. п.: то же. 1- руки к плечам, кисть в кулак; 2- руки вверх, пальцы врозь; 3- руки к плечам, кисть в кулак; 4- в исходное положение
(8 раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3- поворот вправо, влево с отведением руки в сторону; 2,4- в исходное положение (8 раз)
.
4. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3- наклон, руки на колени; 2,4 в исходное положение (8 раз)
.
5. И. п.: стоя, ноги вместе, руки на пояс. 1,3- присесть, руки вперед; 2,4- исходное положение. (8 раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс, прыжки –ноги врозь-вместе. Чередовать с ходьбой на месте (4 раза)
.
7. «Грибок»
— Упражнение на восстановление дыхания
(4раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Комплекс 2.
I Вводная.
Ходьба в колонне по одному; ходьба на носках, руки на пояс; ходьба на пятках, руки за спиной. Бег в колонне по одному.
II Общеразвивающие упражнения.
1. И. п.: основная стойка, руки вниз. 1,3- поднять плечи вверх, 2,4- в исходное положение (8раз)
.
2. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. 1-правая рука к плечу, 2-левая рука к плечу, 3-правая рука вверх, 4-левая рука вверх; 1 правая к плечу, 2-левая к плечу, 3-правая вниз, 4-левая вниз (6раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью. 1- поворот вправо, руки в стороны, 2- в исходное положение. 3-поворот влево, руки в стороны, 4- исходное положение (8раз)
.
4. И. п.: сидя на полу ноги врозь, руки к плечам. 1,3- наклон вперед, руками коснуться носков ног; 2,4- в исходное положение (8раз)
.
5. И. п.: сидя на пятках, руки к плечам, кисть в кулак; 1,3-встать на
колени, руки вверх, пальцы врозь; 2,4- исходное положение. (8раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс, прыжки –ноги врозь-вместе. Чередовать с ходьбой на месте (4 раза)
.
7. «Грибок»
— Упражнение на восстановление дыхания
(4раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Октябрь
Комплекс 3.
I Вводная.
Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках; на пятках. Легкий бег друг за другом. Перестроение в звенья.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения («с кеглей»
).
1. И. п.: о. с. кегля в правой руке. 1- руки в стороны, 2- руки вверх, переложить кеглю в левую руку, 3- руки в стороны, 4 – исходное положение (8 раз)
.
2. И. п.: кегля в двух руках внизу. 1- руки вперед, 2- руки вверх, 3- руки вперед, 4 – руки вниз (8 раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, кегля в двух руках внизу. 1- руки вперед, 2- поворот вправо, правую руку отвести вправо, кегля в левой руке; 3- вернуться, взять кеглю двумя руками, 4- руки вниз; 1-4 то же влево
(8 раз)
.
4. И. п.: то же. 1,3 наклон вперед вниз, кеглю на пол; 2,4 в исходное положение (8 раз)
.
5. И. п.: ноги слегка расставлены, кегля в двух руках вниз. 1,3- присесть руки вперед; 2,4- в исходное положение (8 раз)
.
6. И. п.: то же, кегля на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кегли, чередовать с ходьбой на месте (3 раза)
.
7. И. п.: то же. Поднять руки вверх- вдох; медленно опустить вниз – выдох (4 раза)
.
III Заключительная. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 4.
I Вводная.
Ходьба в колонне по одному; ходьба на носках, руки вверх; ходьба с высоким подниманием колена. Бег в колонне по одному.
II Общеразвивающие упражнения.
1. И. п.: основная стойка, руки вниз. 1,3- поднять плечи вверх, 2,4- в исходное положение (8раз)
.
2. И. п.: ноги слегка расставлены, руки к плечам. 1- 4 вращать руками вперед и назад. (6раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1,3- поворот вправо, влево с отведение руки. 2,4- исходное положение (8раз)
.
4. И. п.: то же, руки на пояс. 1,3- наклон вперед, руками коснуться колен ног; 2,4- в исходное положение (8раз)
.
5. И. п.: о. с. руки на пояс. 1,3- присесть, руки вперед. 2,4- исходное положение. (8раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс, прыжки –ноги врозь-вместе. Чередовать с ходьбой на месте (4 раза)
.
7. Упражнение на восстановление дыхания (4раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Ноябрь.
Комплекс 5.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному;на сигнал воспитателя: «Аист!»
остановиться и встать на одной ноге, руки в стороны;на сигнал:
«Лягушки!»
три прыжка на месте. Бег в колонне по одному.
II Общеразвивающие упражнения.
1. И. п.: основная стойка, руки вниз. 1- поднять правое плечо вверх, 2- опустить; 3- поднять левое плечо вверх, 4- опустить (8раз)
.
2. И. п.: ноги слегка расставлены, руки сцеплены в «замок»
перед грудью. 1,3 – выпрямить руки, вывернуть ладони; 2,4- в и. п.
(8 раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью. 1- поворот вправо, руки в стороны, 2- в исходное положение. 3-поворот влево, руки в стороны, 4- исходное положение (8раз)
.
4. И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1- наклон вперед, голову не опускать, 2- в исходное положение (8раз)
.
5. И. п.: основная стойка, руки вниз. 1- присесть, руки в стороны; 2- в исходное положение (8раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. 1-4 пружинка, прыжки на двух ногах на месте. Повторить 4 раза.
7. «Дровосек»
. Упражнение на восстановление дыхания
(4раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Комплекс 6.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, в полуприседе. Бег в колонне по одному. Перестроение в звенья.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п.: о. с. руки перед собой, пальцы рук в «замок»
. 1,3-выпрямить руки вперед, вывернуть ладони ; 2,4- вернуться в исходное положение
(8раз)
.
2. И. п.: о. с. одна рука вниз, другая вверх. 1-2-3-4 менять положение
рук (8раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1,3-поворот вправо, влево с отведением руки; 2,4- вернуться в исходное положение (8раз)
.
4. И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1,3-наклон вперед, голову не опускать; 2,4- вернуться в исходное положение (8раз)
.
5. И. п.: основная стойка, руки на пояс. 1,3 присесть, руки вперед; 2,4 – в исходное положение (8раз)
6. И. п.: то же. Прыжки на двух ногах на месте – ноги врозь-вместе, в чередовании с ходьбой на месте (4раза)
.
7. Упражнение на восстановление дыхания «Насос»
(4раза)
.
III Заключительная. Ходьба в колонне по одному.
Декабрь.
Комплекс 7.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному; ходьба на носках, руки вверх; ходьба в полуприседе, руки на пояс. Легкий бег друг за другом. Перестроение в звенья.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения (с косичкой)
.
1. И. п.: о. с., руки с косичкой вниз. 1- руки вперед, 2-руки вверх, 3-руки вперед, 4-руки вниз (8раз)
.
2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3- поворот вправо, влево руки выпрямить в сторону поворота; 2,4 вернуться в исходное положение (8раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-руки с косичкой вверх; 2-наклон вправо; 3-выпрямиться, руки вверху; 4-руки опустить вниз. То же в другую сторону. (8раз)
.
4. И. п.: ноги слегка расставлены, руки перед грудью. 1,3-поднять согнутую в колене ногу, косичкой коснуться колена ноги; 2,4 вернуться в исходное положение (8раз)
.
5. И. п.: то же, руки вниз. 1,3-присесть, руки с косичкой вперед; 2,4-вернуться в исходное положение (8раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, косичка на полу перед ногами. Прыжки через косичку вперед, назад. Чередовать с ходьбой на месте (3раза)
.
7. И. п.: то же, руки «трубочкой»
. 1-3- медленно вдох, 4-6 выдох, произносим
«у-у-у»(3раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба.
Комплекс 8.
I Вводная.
Ходьба в колонне по одному, ходьба дробным шагом, руки на пояс; на внешней стороне стопы, руки за спину. Бег друг за другом. Построение в звенья.
II Основная
Общеразвивающие упражнения (с малым мячом)
.
1. И. п.: ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках внизу. 1,3- поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2,4- вернуться в исходное положение (8раз)
.
2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки вперед, мяч на правой ладони. 1,- поворот вправо, с отведением руки в сторону. 2- вернуться в исходное положение, передать мяч в левую руку, 3- поворот влево, 4-в исходное положение (8раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, мяч в опущенных руках. 1- руки вперед, 2-наклон к правой (левой)
ноге, мячом коснуться носка ноги, 3- выпрямиться,4-в исходное положение
(8раз)
.
4. И. п. сидя на пятках, мяч в обеих руках на коленях. 1,3- встать на колени, руки вперед. 2,4- вернуться в исходное положение (8раз)
.
5. И. п.: ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках внизу. 1,3- присесть,
мяч вперед. 2,4- вернуться в исходное положение (8раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, мяч в опущенных руках. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси, в чередовании с ходьбой на месте (3раза)
.
7. И. п.: ноги слегка расставлены, мяч в опущенных руках. 1-4 медленно мяч вверх-вдох. 1-4- медленно мяч вниз-выдох (4раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне.
Январь.
Комплекс 9.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному; на носках, руки вверх; с высоким подниманием колена. Ускоренная ходьба, легкий бег в колонне по одному.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. 1,3- поворот головы вправо, влево; 2,4 – в исходное положение (8 раз)
2. «Зеркало»
И. п.: ноги слегка расставлены, руками обнять плечи. 1-3- руки в стороны, вверх,
«зеркало»
4-вернуться в исходное положение
(8 раз)
.
3. И. п.: то же, руки к плечам. 1,3- поворот вправо, влево с отведением руки в сторону ; 2,4-вернуться в исходное положение (8 раз)
.
4. И. п.: сидя на пятках, руки за спиной, пальцы рук в замок. 1,3-наклон вперед, вниз, до касания лбом пола; 2,4-вернуться в исходное положение (8 раз)
.
5. И. п.: сидя на пятках, руки к плечам. 1,3 встать на колени, руки вверх; 2,4 — в исходное положение (10раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на
месте, в чередовании с ходьбой на месте (3раза)
.
7. «Грибок»
упражнение на восстановление дыхания.
(4 раза)
.
III Заключительная.
Ходьба друг за другом.
Комплекс 10.
I Вводная.
Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ходьба на носках, на пятках. Легкий бег по кругу, взявшись за руки.
II Основная
Общеразвивающие упражнения (стоя в кругу)
.
1. И. п.: о. с., взявшись за руки. 1,3- поднять плечи, втянуть голову; 2,4- в исходное положение (8 раз)
.
2. И. п.: то же. 1,3 – правую, левую ногу вперед на носок, одновременно поднять руки вверх; 2,4- вернуться в исходное положение (8 раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, взявшись за руки. 1,3- наклон вперед, голову не опускать, смотреть на впереди стоящего; 2,4 – в исходное положение (8 раз)
.
4. И. п.: сидя на полу, ноги вместе, взявшись за руки. 1-3 медленно лечь на спину; 4-6 – медленно сесть (6 раз)
.
5. И. п.: ноги слегка расставлены, взявшись за руки. 1,3- присесть; 2,4 вернуться в исходное положение (8 раз)
.
6. И. п.: то же. Прыжки на двух ногах, на месте в чередовании с ходьбой на месте (3 раза)
.
7. Упражнение на восстановление дыхания (4 раза)
.
III Заключительная
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Февраль.
Комплекс 11.
I Вводная. Построение парами. Ходьба парами друг за другом; ходьба на носках, рука за голову; ходьба с высоким подниманием колена. Легкий бег парами друг за другом.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения (парами)
.
1. И. п.: о. с. лицом друг к другу, держась за руки. 1- руки в стороны; 2- руки вверх; 3- руки в стороны; 4- руки вниз (10 раз)
.
2. И. п. то же. 1,3- поднять плечи, втянуть голову; 2,4 – вернуться в исходное положение (10 раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, лицом друг к другу, руки на печах друг друга. 1,3- поворот вправо, влево с отведением руки; 2,4 – вернуться в исходное положение (8 раз)
.
4. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 наклон вперед, руки на колени, смотреть друг на друга; 2,4- вернуться в исходное положение (8 раз)
.
5. И. п.: о. с., повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки. 1,3 – поочередное приседание, не отпуская рук партнера; 2,4 – вернуться в исходное положение (10 раз)
.
6. И. п.: стоя на коленях, взявшись за руки. 1,3- выставить правую, левую ногу в сторону на носок; 2,4 – вернуться в исходное положение
(10 раз)
.
7. И. п.: ноги слегка расставлены, взявшись за руки. Прыжки на двух ногах, на месте, в чередовании с ходьбой на месте (4 раза)
.
8. «Кошка»
. Упражнение на восстановление дыхания
(4 раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Комплекс 12.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки с мячом вверх; ходьба на пятках, руки с мячом вперед. Легкий бег в колонне по одному.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения (с мячом)
.
1. И. п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом внизу. 1-руки вперед, 2-руки вверх, 3-руки вперед,4- руки с мячом вниз. (8раз)
2. И. п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом перед грудью. 1- руки вверх, 2- руки за голову, 3- руки вверх, 4- вернуться в исходное положение. (8 раз)
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом вверх. 1,3 — наклон вперед — вниз, мячом коснуться пола; 2,4- вернуться в исходное положение (8 раз)
4. И. п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед собой, согнуты в локтях. 1,3-поворот вправо, влево, руки выпрямить; 2,4- вернуться в исходное положение (8 раз)
.
5. И. п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом вверх. 1,3- поднять согнутую в колене ногу, мячом коснуться колена ноги; 2,4- вернуться в исходное положение (8 раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом вниз. 1,3- присесть руки вперед; 2,4- и. п. (8раз)
.
7. И. п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом перед собой. Прыжки на двух ногах, в чередовании с ходьбой на месте. (3раза)
.
8. И. п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом перед собой. Медленно руки вверх — вдох; медленно руки вниз- выдох(4раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Март.
Комплекс 13.
I Вводная
Ходьба в колонне по одному; ходьба на носках, руки на пояс. Легкий бег друг за другом.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения (с платочком)
.
1. И. п.: ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках, хват за концы сверху. 1-поднять платочек вперед;2- платочек вверх;3- платочек вперед; 4-исходное положение (8 раз)
.
2. И. п.: то же, платочек в правой руке. 1- руки в стороны; 2- руки вверх, передать платочек в левую руку; 3- руки в стороны; 4- руки вниз
(8 раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, платочек в обеих руках, хват за концы сверху. 1-2 — поворот вправо, руки выпрямить; 3-4 — исходное положение. То же влево (8 раз)
.
4. И. п.: ноги на ширине плеч, платочек у груди хватом за концы сверху. 1-3 наклон вперед, помахать платочком вправо,влево; 4 — исходное положение (8 раз)
.
5. И. п.: ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках, хват за концы сверху. 1,3 – присесть, руки вперед. 2,4 – в исходное положение (8 раз)
.
6. И. п.: ноги на ширине ступни, платочек в правой руке. Прыжки на двух ногах с поворотом вправо и влево вокруг своей оси, помахивая платочком, чередовать с ходьбой на месте (3 раза)
.
7. «Ветерок»
упражнение на восстановление дыхания
(3 раза)
.
III Заключительная
Ходьба друг за другом.
Комплекс 14.
«В весенний лес»
.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному, ходьба дробным шагом; подскоки с ноги на ногу, бег друг за другом. Построение в круг.
Ноги выше поднимаем.
Потопают ноги по прямой дороге. И поскачут ноги прямо по дороге. Скакали, скакали, и встали. Стоп! Друг за дружкой побежали и нисколько не устали.
Букет огромный дружно мы собрали и ковер нарядный на траве соткали.
II Основная
Общеразвивающие упражнения.
1.«Наши нежные цветки распускают лепестки»
.
И. п. о. с. руки вверх, кисти соединены тыльной стороной. 1,3 –руки в стороны; 2,4-в исходное положение (10раз)
.
2.«Ветерок чуть дышит лепестки колышет»
.
И. п. стоя на коленях, руки вниз. 1-руки вверх, 2-4 легкие наклоны в стороны (10раз)
.
3. «Наши алые цветки закрывают лепестки»
.
И. п. сидя, ноги вместе, руки в стороны. 1,3-наклон вперед, руками коснуться носков ног; 2,4 –в и. п. (10раз)
.
4. «Тихо засыпают, стебель наклоняют»
.
И. п. сидя, ноги врозь, руки вниз. 1-3 лечь на спину; 4-6 медленно сесть (8раз)
.
5. «Есть такой цветок: круглый как венок. На него подул слегка – осталась ножка от цветка».
И. п. сидя, руки упор сзади. 1,3-согнуть ноги, руками обхватить колени, голову наклонить; 2,4- в и. п. (10раз)
5. «Вдруг подули ветерки, закачались те цветки, зашумели лепестки, задрожали стебельки».
И. п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Прыжки на двух ногах, на месте, руки вверх – в стороны, чередовать с ходьбой на месте (3раза)
.
6. «Улыбнись солнышку»
.
Руки к солнцу поднимаем и вдыхаем, и вдыхаем! Опускаем руки вниз, выдох – солнцу улыбнись.
7. Упражнение на восстановление дыхания (4раза)
.
На лужайке у реки собрались в кружок цветы. Желтые и синие, белые и красные – до чего ж чудесны вы! До чего ж прекрасны!
И. п. сидя по-турецки, руки на коленях. Встают после того как воспитатель дотронулся рукой.
Апрель.
Комплекс 15.
I Вводная.
Ходьба в колонне по одному. «Великаны»
(ходьба на носках, руки вверх)
и
«Карлики»(ходьба в полуприседе, руки на пояс)
. Легкий бег в колонне по одному. Перестроение врассыпную.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения (сидя и лежа)
.
1. И. п.: сидя на полу, ноги вместе, руки вниз. 1,3 – поворот головы вправо, влево; 2,4 –вернуться в исходное положение (8 раз)
.
2. И. п. то же. 1,3 – поднять плечи, втянуть голову; 2,4 – вернуться в исходное положение (8 раз)
.
3. И. п.: сидя на полу, ноги врозь, руки вверх. 1,3 – наклон вперед, коснуться руками носков ног; 2,4 – вернуться в исходное положение
(8 раз)
.
4. И. п.: стоя на коленях, руки к плечам. 1 – поворот вправо, коснуться правой рукой левой пятки; 2- в исходное положение; 3,4 – то же влево (8 раз)
.
5. И. п.: сидя на пятках, руки к плечам, кисть в кулак. 1,3 – встать на колени, руки вверх, пальцы врозь; 2,4 – вернуться в исходное положение (8 раз)
.
6. И. п.: сидя на полу, одна нога согнута в колене, руки упор сзади. 1-4 менять положение ног (8 раз)
.
7. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Прыжки, ноги врозь-вместе, чередовать с ходьбой на месте (4 раза)
.
8. «Цветок распускается»
Упражнение на восстановление дыхания
(4 раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Комплекс 16.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному; ходьба гимнастическим шагом; ходьба на внешней стороне стопы, руки за спину; ходьба «змейкой»
. Бег в колонне по одному, боковой галоп; ходьба; перестроение в звенья.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения (с гимнастической палкой)
.
И. п.: о. с. палка в правой руке, руки вниз. 1, 3 – руки вперед, передать палку из правой руки в левую; 2,4- в и. п. (8 раз)
.
1. И. п.: о. с. палка хватом сверху, внизу. 1,2,3- палка вперед, вверх, вперед; 4-вернуться в исходное положение (8 раз)
.
2. И. п. ноги на ширине плеч, палка сзади в опущенных руках. 1,3-наклон вперед, руки поднять вверх; 2,4- вернуться в исходное положение (8раз)
.
3. И. п. то же, палка перед грудью. 1,3- поворот вправо, влево, руки выпрямить в сторону поворота; 2,4- в исходное положение (8раз)
.
4. И. п. ноги слегка расставлены, руки с палкой вверх. 1,3- поднять согнутую в колене ногу, палкой коснуться колена ноги; 2,4- вернуться в исходное положение (8раз)
.
5. И. п. о. с. палка вертикально полу стоит на расстоянии вытянутых рук, руки на палке сверху. 1-2 перехватывая палку, приседать; 3-4 так же, перехватывая палку вернуться в исходное положение 8раз).
6. И. п. ноги слегка расставлены, палка на полу перед ногами, руки за спиной. Прыжки на месте, на двух ногах; чередовать с ходьбой на месте (3раза)
.
7. Упражнение на восстановление дыхания (4раза)
.
III Заключительная.
Ходьба в колонне по одному.
Май.
Комплекс 17
I Вводная. Ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием колена, руки за спину, ходьба на внешней стороне стопы, руки за спиной. Легкий бег друг за другом. Перестроение в звенья.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения (на гимнастической скамейке)
.
1. И. п.: сидя верхом, руки вниз. 1,3- поворот головы вправо, влево. 2,4- вернуться в исходное положение (8 раз)
.
2. И. п.: сидя верхом, руки вниз. 1,3- поднять плечи, втянуть голову. 2,4- вернуться в исходное положение. (8 раз)
.
3. И. п.: сидя верхом, руки к плечам. 1,3- поворот в одну сторону с отведением руки; 2,4- вернуться в исходное положение. То же в другую сторону (8 раз)
.
4. И. п.: сидя верхом, руки в стороны. 1,3- наклон в сторону, касаясь пальцами рук пола. 2,4- вернуться в исходное положение. (8 раз)
.
5. И. п.: сидя верхом, руки в упоре сзади. 1,3- поднять правую, левую ногу на скамейку. 2,4- вернуться в исходное положение. (8раз)
.
6. И. п.: сидя верхом, руки на поясе. 1,3- встать со скамейки, руки в стороны. 2,4 – вернуться в исходное положение. (8 раз)
.
7. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой на месте. (4 раза)
8. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. Медленно руки вверх, вдох; медленно руки вниз, выдох. (4 раза)
.
III Заключительная.
Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному.
Комплекс 18.
I Вводная. Ходьба в колонне по одному; на носках, руки на пояс; с высоким подниманием колена. Ускоренная ходьба, легкий бег в колонне по одному.
II Основная.
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. 1,3- поворот головы вправо, влево; 2,4 – в исходное положение (8 раз)
2. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. 1,3-поднять плечи, втянуть голову; 2,4-вернуться в исходное положение (8 раз)
.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1,3-наклон вперед, вниз; 2,4-вернуться в исходное положение (8 раз)
.
4. И. п.: то же, руки к плечам. 1,3- поворот вправо, влево с отведением руки в сторону ; 2,4-вернуться в исходное положение (8 раз)
.
5. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. 1,3 поднять согнутую ногу, хлопок по колену ноги; 2,4- в исходное положение (10раз)
.
6. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на
месте, в чередовании с ходьбой на месте (3раза)
.
7. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. Медленно поднять руки вверх — вдох; медленно руки вниз – выдох, сказать «вни-и-из»
(4 раза)
.
III Заключительная.
Ходьба друг за другом.
Текстовый материал для утренней гимнастики в ДОУ
Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.
Утренняя зарядка, к сожалению, существует как активность, организованная взрослым. Стишки и девизы передаются не от ребёнка к ребёнку, а от педагога или родителя — младшему поколению. Поэтому в детском саду воспитатель побуждает ребят к заучиванию и повторению текстов, чтобы однажды они смогли их использовать в проведении гимнастики со своими детьми.
Речёвки для зарядки могут быть использованы в оформлении спортивного уголка в группе
Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду:
- Чтоб расти и закаляться Не по дням, а по часам, Физкультурой заниматься, Заниматься надо нам.
- Приучай себя к порядку, Делай каждый день зарядку. Смейся-смейся веселей, Будешь-будешь здоровей.
- Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать.
- Пусть летят к нам в комнату Все снежинки белые! Нам совсем не холодно — Мы зарядку сделали.
- Малыши-крепыши вышли площадку. Малыши-крепыши сделали зарядку.
- Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна. От лени и болезни Спасает нас она.
- Зарядку делай каждый день: Пройдёт усталость, вялость, лень.
- Если кто-то от зарядки Убегает без оглядки, Он не станет нипочём Настоящим силачом!
Дети любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.
Таблица: примеры тематических стихотворений для зарядки (составлено по материалам открытого доступа)
Тема | Текст стихотворений |
Про физкультуру |
|
Про животных |
|
Про природу |
|
Про сказки |
|
Старшая группа ( утренняя гимнастика — комплексы на год)
Февраль
Комплекс №2
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно,
Только надо знать,
Как здоровым стать!
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, как пингвины (с сильно разведенными в стороны носками), как мышки, по диагонали, змейкой с изменением ширины шага. Построение в звенья.
Упражнения без предметов
1. «Полет» (кинезиологическое упражнение). И.п. — о.с. Стоя, сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза и представить, что вы летите, размахивая крыльями (10 раз).
2. «Шея» (кинезиологическое упражнение). И.п. — о.с. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок опустить как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами (10 раз).
3. «Удивимся!». И.п. — ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 — поднять правое плечо; 2 — и.п.; 3 — поднять левое плечо; 4 — и.п. (8 раз).
4. «Вертолет». И.п. — ноги на ширине плеч. 1 — руки в стороны, наклон вправо; 2 — и.п,; 3 — руки в стороны, наклон влево; 4 — и.п. (8 раз).
5. «Присядем!». И.п. — руки на поясе. 1-2 — присесть, ладони на пол; 3-4 — и.п. (8 раз).
6. «Лебедь». И.п. — ох. 1-2 — правую ногу вперед и присесть на нее, сгибая ногу в колене; 3-4 — и.п.; 5-6 — левую ногу вперед и присесть на нее, сгибая ногу в колене; 7-8 — и.п. (8 раз).
7. «Змейка». И.п. — лежа на животе, ладони упираются в пол. 1-2 — поднять туловище, прогнуть спину, поднять голову; 3-4 — и.п. (4 раза).
8. «Прыжки вперед». И.п. — о.с. 1-8 -прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед, поворот кругом в чередовании с ходьбой (4 раза).
9. «Крылья» (дыхательное упражнение). «Крылья вместо рук у нас, так летим мы -высший класс!». И.п. — стоя, ноги слегка расставлены. 1-2 — руки через стороны поднять (вдох); 3-4 — руки через стороны опустить (выдох) (6 раз).
Март
Комплекс №1
Каждая зарядка,
Это всё движение,
А у нас сегодня:
Хорошее настроение.
Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, с хлопками перед собой и за спиной на каждый шаг, как пингвины, как солдатики, как мышки, как куклы. Бег по диагонали, подскоком, галопом в правую сторону. Ходьба. Построение в звенья.
Упражнения без предметов
1. «Повороты» (кинезиологическое упражнение) И.п. — о.с. Повернуть голову и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади (10 раз).
2. «Зубки» (кинезиологическое упражнение) и.п. – о.с. закрыть глаза, массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева. Затем сделать расслабляющий звук зевоты. (10 раз).
Наглядные материалы для утренней гимнастики
С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию. Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.
На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей.
По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.
Галерея: комплексы утренней зарядки в картинках
Каждый ряд картинок представляет собой схему выполнения упражнений
На плакате схематично изображён порядок выполнения упражнений с мячом и обручем
Настенный плакат напоминает детям исходную позицию, порядок действий и двигательную технику упражнения «Хлопки»
Какое исходное положение принять и как упражняться с кубиками, ребятам напомнит плакат
Изображение забавного персонажа на плакате привлечёт внимание самых маленьких воспитанников
Выполнять зарядку, повторяя движения за котиком, намного веселее
Схема для отдельного упражнения может использоваться для объяснения техники в средней и старшей группах (вместо показа педагогом)