Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»

Левашина Алёна Степановна

воспитатель

МБДОУ ЗАТО д/с №30

г. Североморска, Мурманской обл.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Задачи:

  • Продолжать учить находить и называть, как можно больше объектов на картине.
  • Закреплять умение находить части объектов.
  • Учить детей видеть и объединять взаимодействия объектов на физическом и эмоционально – духовном уровне.
  • Учить составлять загадки на основе сравнений.
  • Учить детей «вспоминать» прошлое и представлять будущее объектов, изображённых на картине.
  • Упражнять детей в составлении связных текстов, основанных на различных ощущениях.
  • Учить составлять рассказ от имени взятого на себя образа.

Рекламное сообщение

Материал: картина.

Ход занятия:

Воспитатель: в гости к нам пришёл волшебник «Дели» со своим волшебным биноклем. Перечислите, кого вы видите на картине, что ещё можно увидеть на ней.

Дети: заяц, снег, лиса, деревья, кочки, сухая трава, тень зайца, небо, облака, др.

Воспитатель: волшебник «Объедини» любит всё объединять, все предметы связывать между собой. Что же он на этой картине объединит?

Дети: заяц и снег: он бежит, убегая от лисы по снегу; лиса и ёлка: лиса перепрыгивает через маленькую ёлочку, догоняя зайца; берёза и земля: берёза растёт на земле, и корни её пьют воду; лиса и заяц: лиса охотится за зайцем.

Воспитатель: Как вы думаете, а ветку с землёй можно связать?

Дети: да, ветка растёт на дереве, а дерево стоит на земле и берёт из неё соки.

Воспитатель: а все ли деревья здесь одинаковые?

Дети: нет, одни высокие, другие низкие. Берёза высокая, а ели низкие.

Воспитатель: берёза стройная, как …? (палка, столб, солдат, балерина)

Иголки у ели колючие, как …? (ёжик, нож, сосулька, вилка, булавка). Чем между собой отличаются елки?

Дети: одна высокая и пушистая; а другая низкая и более гладкая, а третья ниже всех, она такая низкая, что через неё лиса перепрыгивает.

Воспитатель: ель пушистая, как…? (мех, снег, вата). А какой заяц?

Дети: он белый, как снег, как молоко и др.

Воспитатель: а какие у него уши? Как что?

Дети: длинные, как уши у собаки, как палка, как стебелёк.

Воспитатель: с чем можно сравнить бег зайца?

Дети: бегает, как стрела, как велосипед, как конь, как гонка, как гепард, как кенгуру, как мотоцикл.

Воспитатель: что делает лиса?

Дети: подпрыгивает, чтобы быстрее догнать зайца, она голодная.

Воспитатель: какой у лисы хвост?

Дети: пушистый, как… (щётка, веник, ёлка, шуба др.…)

Воспитатель: представьте, что вы трусливый заяц, что вы чувствуете?

Расскажите.

Дети: страх, ужас, холод, грусть др…

Воспитатель: а теперь придумайте загадку про те объекты, которые вы видите на картине.

Дети: быстрый, но не конь.

Осторожный, но не разведчик.

Мягкий, но не снег. Кто это? (Заяц)

Пушистый, но не шубка;

Рыжий, но не огонь;

Метущий, но не веник. (лисий хвост).

Физминутка: «Раз, два, три, замри: покажи, что ты видишь на картине».

Воспитатель: представьте себе, что вы попали в этот лес. Что вы слышите?

Дети: (закрывают глаза) – дует сильный ветер, шелестит трава, пищит мышка под снегом, хрустит снег под лапами у лисы и зайца.

Воспитатель: какие запахи вы чувствуете?

Дети: пахнет свежестью, хвоей, снегом…

Воспитатель: потрогайте зайчика, что вы чувствуете.

Дети: шёрстка мягкая, холодноватая, гладкая, пушистая.

Воспитатель: а дерево?

Дети: твёрдое, шершавое, ветки гладкие.

Воспитатель: Давайте станем волшебниками и определим время года и время суток. Какое время года?

Дети: зима.

Воспитатель: День или вечер?

Дети: день.

Воспитатель: Что с зайцем было утром?

Дети: он проснулся голодным, пошёл искать себе еду. Рядом была деревня, забежал во двор, нашёл капустные листья, съел их, поскакал дальше искать сухую траву.

Воспитатель: а что с ним будет поздним вечером?

Дети: спрячется и ляжет спать, на него нападёт сова.

Воспитатель: Как вы думаете, а что с ним было прошлым летом?

Дети: он был маленьким зайчиком, серого цвета. Он щипал зелёную травку, мама о нём заботилась.

Воспитатель: А давайте представим, что мы в картине и каждый из вас превратится во что-то или кого-то, и придумает свой рассказ о том, что он увидит в картине. Не назвать свой рассказ.

Например:

«Травинка».

Я травинка. В прошлом году выросла, была зелёная и развевалась на ветру, но наступила осень, и я пожелтела, меня никто не стал кушать, потом выпал снег, а я так и осталась торчать на всю зиму. Ветер дул сильно, но со мной ему не справиться, ведь я почти вся под снегом, мне тепло. Как хорошо быть травинкой – лиса меня не съест, но только бы не заметил зайчик.

«Хитрая лиса».

«Зайчик».

«Ёлочка».

Итог: Что вам больше всего запомнилось? Ответы детей.

Нарисуйте дома зайчика, который убежал от лисы или лису, которая подружилась с зайчиком.

Список литературы:

1.Белоусова Л.Е. «Удивительные истории» СПб «Детство – пресс» 2003.

2.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б., «Обучение составлению творческих рассказов по картине» Москва, 2006.

3.Страунинг А.М. «Методы активизации мышления дошкольников».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]