Дидактическая настольно-печатная игра-бродилка «Жилище человека»
Дидактическая настольно — печатная игра – бродилка
«Жилище человека»
Пояснительная записка
Название игры:
«Жилище человека»
Актуальность.
Игры – эффективное средство закрепления навыков и умений детей. Именно в игре ребенок свободно действует и часто сложное для него становиться доступным и понятным. В игре осуществляется развитие и ознакомление в разных областях, например, область познания, развитие речи.
Игры – «бродилки» существуют не только для проведения досуга. Они также развивают мелкую моторику, координацию движений, концентрацию внимания и социальные навыки. Ребёнок, кидая кубик и отчитывая ходы, закрепляет навыки порядкового и количественного счёта. Осваивает соотношение количество (точки на кубике) с количеством ходов.
Вопрос детей на экскурсии в мини-музее «Жилище человека»: «Что собой представляют дома у разных народов мира? Из чего они сделаны?», — способствовал на создание данной игры.
Аудитория:
Игра адресована логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 6-8 лет. Игра может быть использована на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности старших дошкольников.
Игрой можно воспользоваться, как для изучения нового материала, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.
Использование игры варьируется от 10 до 20 минут. В игре могут принять участие не более пяти человек.
Цель игры
: закрепление знаний об эволюции жилища человека.
Задачи игры
Коррекционно – образовательные
:
— закреплять пространственные отношения на листе бумаги (вправо, влево, вниз, вверх);
— формировать навыки графических диктантов.
Коррекционно – развивающие
:
— развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику;
— обогащать и активизировать словарный запас.
Коррекционно – воспитательные
:
— воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам);
— воспитывать интерес к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
— закрепятся пространственные отношения на листе бумаги (вправо, влево, вниз, вверх);
— формируются навыки графических диктантов;
— повышается уровень внимания, памяти, мышления;
— развивается мелкая моторика;
— обогащается и активизируется словарный запас;
— воспитывается культура игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам);
— повышается интерес к окружающему миру.
Материалы
, которые были использованы при создании игры: компьютер, принтер, фотобумага А4, бумага для ламинирования, ламинатор.
Описание игры
Игра авторская, выполнена с использованием ресурсов Интернета. Распечатана на фотобумаге формата А4 и заламинирована. Игра состоит из игрового поля, фишек, кубика.
Правила использования игры.
В игре могут участвовать от 2 до 5 игроков. Фишки устанавливают на «Старт»,
игроки ходят по очереди, передвигая фишки на столько шагов, сколько выпало очков на
игральном кубике
. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
Инструкция применения.
Если ход игрока выпадает на:
— фиолетовый след
, то игрок отвечает на вопрос — «Как называется жилище?».
— зелёный след
, игрок отвечает на вопрос — «Из чего строили жилище?». Ребенок называет материал, например, из камня.
— желтый след
, игрок отвечает на вопрос — «Какое жилище?» Ребенок образует относительное прилагательное, например, каменное жилище.
— белый след,
игрок делает шаг по ходу стрелки.
Кроме того, если игрок отвечает на вопрос не верно, то перемещается на шаг назад. Если верно на один шаг вперед. Победителем считается тот, кто первым достигнет финиша. Начинаем играть
. Жеребьевка.
Вопросы к игре:
Фиолетовый след:
Как называется жилище древнего человека? (пещера)
Как называется жилища индейцев? (вигвам)
Как называется жилище бурятов? (юрта)
Как называется жилище современного человека? (дом, коттедж, квартира)
Как называется жилище сельского жителя? (изба)
Зелёный след:
Из чего своё жилище строили древние люди?
(приспосабливали естественные природные объекты – камни, кости мамонтов, дупла больших деревьев)
Из чего своё жилище строят индейцы? (из кожи животных).
Из чего своё жилище строят буряты? (из войлока)
Из чего своё жилище строят современные люди? (из дерева, кирпича, бетона)
Из чего своё жилище строят сельские жители? (из кирпича, брёвен)
Жёлтый след:
Если дом из камня, то дом какой? (каменный)
Если дом из брёвен, то дом какой? (бревенчатый)
Если дом из кирпича, то дом какой? (кирпичный)
Если дом из бетона то дом какой? (бетонный)
Спасибо за внимание!
Дидактическая игра «Дома разных народностей»
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление об особенностях строительства домов на юге, севере и центральной части России, зависимости конструкции дома от погодных условий, условий жизни народа; уметь рассказывать об особенностях домов, их назначении.
Цели:
развивать память, воображение, речь; воспитывать чувство патриотизма, причастности к жизни разных народов России.
* * *
Педагог делит детей на подгруппы — на «жителей» центральной части России, юга и севера. Детям дается задание отобрать картинки с изображением домов, в которых они могли бы жить, рассказать, почему именно в таком доме можно жить (чум, юрта, изба, многоэтажный дом),
чем отличается убранство и мебель в их доме.
Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»
Ожидаемый результат:дети должны знать содержание сказок, в которых описывается обустройство разных домов и особенности мебели; уметь отгадывать название сказки по отдельным эпизодам, героям, пересказывать отрывки, драматизировать отдельные сюжеты.
Цели:развивать память, воображение, выразительность речи и пантомимики; формировать творческие способности, интерес к сказкам.
* * *
Педагог предлагает детям вспомнить сказки, в которых описывается дом, материалы, из которых он сделан, назначение, убранство и мебель («Теремок», «Кошкин дом», «Три медведя», «Морозко», «Лиса, заяц и петух», «Зимовье», «Рукавичка», «Три поросенка» и др.)
По отдельному отрывку или характеристике героя дети должны отгадать сказку, найти книжку с иллюстрациями из предложенных, рассказать и описать дом и мебель, о которых говорится в сказке, разыграть небольшой эпизод. За выразительность, творчество, артистизм и правильность выполненного задания дети получают призы.
Чтение сказок
Ожидаемый результат:дети должны уметь высказывать суждения, делать простейшие умозаключения о событиях, связанных со сказочной мебелью и домашними вещами.
Цели: развивать внимание, воображение, речь; формировать умение сочувствовать, сопереживать.
Источник:
[2].
* * *
Для чтения, обсуждения и драматизации можно взять сказки: «Маленькая табуреточка», «О гвозде», «Люстра-зазнайка».
Игры с песком «Строим замок»
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о том, что особенности внешнего вида домов, их отделка, внутреннее убранство изменялось со временем; знать особенности старинных замков, описанных в сказках, энциклопедиях; уметь при постройке замка использовать иллюстрации, применять дополнительные детали для украшения постройки, готовить песок для строительства, разыгрывать вокруг постройки сказочные сюжеты с использованием игрушек.
Цели: развивать воображение, конструктивные умения и умение ориентироваться на местности, речь; формировать творчество, умение договариваться в коллективных играх.
Примеры игр с песком см. в кн.: [17].
Построим кукле дом
(занятие по конструированию)
Ожидаемый результат:дети должны знать особенности обустройства квартиры; уметь из большой картонной коробки, спичечных коробков, плотных коробок из-под соков, молочных продуктов, обоев, цветной бумаги, кусочков ткани сооружать для куклы кукольный домик с мебелью.
Цели: развивать конструктивные умения, точность движений, ориентировку в пространстве, образное мышление; формировать аккуратность, целенаправленность.
Конструировать лучше в несколько подготовительных этапов. В итоговый день можно заняться обустройством дома из готовых поделок. Дети должны расставить мебель, объяснить, почему именно так будет удобно жил. в доме, украсить комнаты шторками на окнах, покрывалами на кровати и диване и т.п.
Умение строить кукольные дома дети могут продемонстрировать и в строительных играх с настольным и напольным строительным материалом.
Дидактическая игра «Найди свой дом»
Цели:
1. Сформировать у детей знания о своем населенном пункте, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в населенном пункте, развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди остальных;
2. Воспитывать у детей интерес к родному населенному пункту.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ. Определить дом на карте-схеме населенном пункте.
Дидактическая игра «Реставрация»
Цели:
1. Формировать у детей представления о зданиях, архитектурных памятниках родного населенного пункта, Республики Крым, об их разнообразии, архитектурных достопримечательностях.
2. Развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь — доказательство;
3. Воспитывать любознательность у дошкольников.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с
недостающими элементами, задача подобрать нужную часть (или дорисовать ее).
Дидактическая игра «Что напутал архитектор?»
Цели:
1. Закрепить знания детей об архитектурных памятниках населенного пункта, Республики Крым;
2. Развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;
3. Воспитывать у детей интерес к родному населенному пункту, Республике Крым.
Ход игры:
На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.
Дидактическая игра «Подбери подарок к новоселью»
Цели:
1. Формировать у детей представления о разнообразии культур, традиций в Крыму.
2. Развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
3. Воспитывать интерес к традициям народов, населяющих Крым.
Ход игры:
Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в доме крымских татар те предметы, которые традиционно находятся в их домах. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Дидактическая игра «Времена года в городе»
Цели:
1. Закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;
2. Развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;
3. Развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;
4. Воспитывать интерес к природе родного города.
Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.
Дидактическая игра «Дверная скважина».
Цели игры:
1. формировать представления о памятниках архитектуры в родном населенном пункте, Республике Крым, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;
2. воспитывать любовь и уважение к родному населенном пункте, Республике Крым.
Ход игры:
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается. Рассматривать можно фото природных объектов, памятники архитектуры и т.д.