Полезные пособия
Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в ДОУ стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план НОД?
Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других занятий.
Комплексные занятия удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным занятиям и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.
Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.
Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи, которая содержит конспекты таких занятий для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.
Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
- постоянная полная интеграция;
- постоянная, но неполная интеграция;
- частичная интеграция;
- временная интеграция;
- эпизодическая интеграция;
- комбинированная интеграция.
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
- уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
- в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Общие черты интегрированных и комплексных уроков
Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?
Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:
- Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
- Такие тематические занятия предполагают наличие междисциплинарных связей.
- Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
- Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).
Особенности интегрированных занятий
Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!
Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:
- Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е. формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
- В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
- Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы. Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?
Что такое интегрированное обучение
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.
Саламанкская декларация
В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:
- у каждого ребёнка есть право на базовое образование;
- каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами и разным уровенем способностей;
- эти особенности стоит учитывать в процессе обучения, создавая комплексные образовательные программы;
- общеобразовательные школы должны формировать условия для комфортного обучения всех детей, в том числе и с инклюзией.
Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.
В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.
О чем важно помнить?
Вот еще одно важное свойство: виды деятельности детей на таком занятии нельзя будет строго разделить, они будут плавно перетекать один в другой. Мы можем организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что они будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц.
Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне. Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник».
Думаю, такие занятия можно провести и в средней группе ДОУ, только форма подачи материала, конечно, будет более простой. Если у вас, например, 2 младшая группа, то занятие, посвященное весне, скорее всего, будет комплексным, поскольку для малышей все занятия в основном такие.
Ну, это лишь только мои примеры. А как интегрированные занятия проводите вы в детском саду? Может быть, вы еще сможете выделить какие-нибудь особенности, которые не учла я, поделитесь опытом!
Чуть не забыла, могу еще порекомендовать вам одно хорошее пособие Н. Н. Леоновой «Художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет». В нем собраны конспекты занятий, предполагающих обучение детей изобразительной деятельности нестандартными способами. Очень интересно, на мой взгляд!
Суть комплексного занятия
Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!
Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа. Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем.
Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:
- Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
- Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
- По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
- На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
- В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).
Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.
Опять-таки, это лишь мой пример, возможно, вы можете рассказать о каких-то своих интересных занятиях? Оставляйте свои комментарии, буду рада поучиться у коллег!
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
- привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
- использовать инновационные педагогические решения и идеи;
- адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
- делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
- активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста
Рекомендация напоследок
Кстати, есть еще такое хорошее пособие под редакцией Н. Е. Вераксы с уроками для деток старшей группы: «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»». Книжка достаточно объемная, но это и хорошо, поскольку в ней можно найти полезные конспекты на целый учебный год!
Ну что ж, надеюсь, мне удалось более-менее понятно ответить на ваш вопрос, дорогие читатели! Если какие-то моменты я еще не осветила в своей статье, то, пожалуйста, напишите об этом в комментариях! Поделитесь своими ценными замечаниями по нашей теме!
Желаю вам удачно провести комплексное или итоговое интегрированное занятие в вашем ДОУ. Рекомендуйте статью коллегам и друзьям, а также обязательно оформляйте подписку на обновления, ведь еще очень много полезного и интересного ждет вас впереди.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Формы интегрированного обучения
По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
- посещение обычного класса общеобразовательной школы;
- посещение специального класса общеобразовательной школы;
- учёба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную;
- полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.