Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

Учитель.

Сегодня мы совершим путешествие в картину, а помогут нам в этом волшебники, которые позволяют видеть мир в изменениях. О ком эта загадка?

Мохнатенька, усатенька, Сядет – песенки поет.

Дети.

О кошке.

У.

А эта?

Сидит на окошке кошка: хвост, как у кошки, нос, как у кошки, ушки, как у кошки, а не кошка.

Д.

О коте.

У.

О ком говорят: «Он родился с усами»?

Д.

О котенке.

У.

Действительно, эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у которого лапка мягонька, а коготок востер, который, как есть начнет, – песенку поет. Зверь этот – кошка. И картина, в которую мы совершим путешествие, называется «Кошка с котятами».

III. Работа по картине

Определение состава картины

У.

Выделите предметы или объекты, изображенные на картине.

Предметы обозначаются кружочками. В работе участвует волшебник Дели.

Д.

Кошка, котенок серый, тарелка, молоко, коврик, спящий котенок, клубок, корзинка, полка, пол.

У.

Установите взаимосвязи между объектами.

В работе участвует волшебник Давай. Дети составляют предложения, связывая два объекта.

Игра.

«Ищу друзей»

Кошка – котенок; тарелка – молоко; молоко – котенок.

Игра

.
«Хорошо – плохо»

В работе участвует фея Инверсия.

Корзинка – клубки – беспорядок – это плохо, но это и хорошо, так как котенок играет и катает клубок.

Игра.

«Живые картинки»

Распределяются роли, и каждый ребенок должен найти свое место относительно других объектов.

Представление объектов

У.

К нам пришел волшебник Я Только Слышу. Как вы думаете, что он может услышать на нашей картине?

Д.

Как пищат котята, как дышит кошка, как мама-кошка разговаривает со своими котятами.

У.

К нам пришел волшебник Я Ощущаю Запах. Что он может ощутить?

Д.

Запах свежего молока.

У.

К нам пришел волшебник Я Ощущаю Лицом и Руками. Что он сможет ощутить?

Д.

Что шерстка мягкая, пушистая и гладкая. Язычок мокрый и теплый. Нос холодный. Молоко в миске теплое. В доме тепло и сухо.

У.

Что может почувствовать волшебник Я Пробую На Вкус? Что вкусно и что невкусно?

Д.

Я котенок. У мамы очень вкусное молоко, а клубок – невкусный.

В работе участвует волшебник Замри-Отомри.

У.

Какое время года и суток на картине остановилось? Что было с котятами до этого момента? А что будет завтра? А через месяц?

В своих ответах дети используют слова: до того как…, после того как …, потом…

Составление загадок.

На доске:

IV. Расширение и углубление знаний учащихся

У.

В разные времена и в разных странах к кошке относились по-разному.

В Древнем Египте ее боготворили, оказывая разные почести. Смертная казнь ожидала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из стражей хлебных амбаров. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.

В Европе в Средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам. Считалось, что они приносят в дом несчастье.

В древнерусском Судебнике ХVI века есть упоминание о том, что за украденную кошку устанавливался штраф в размере 3 гривен. Много это или мало? Судите сами: столько же стоили бык или корова.

Кто-то любил их, а кто-то боялся и прогонял, считал их ведьмами. Кошка не богиня, но и не ведьма. Это обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.

Ученик 1.

У кошек очень тонкий слух: они слышат даже самый маленький шорох, который производят мыши. В то же время они могут не обращать внимания на громкую музыку, которая раздается у них над ухом.

Ученик 2.

Кошки очень чистоплотны и часто умываются. А знаете почему? Они вылизывают не столько грязь, сколько собственный запах. Все кошки – и дикие, и домашние – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность, то кошка останется голодной.

Ученик 3.

У кошек очень острое зрение. Их глаза сравнивают со светоотражателями машин. В полутьме у них в глазах можно заменить зеленоватый блеск. Глаза у кошек крупные и смотрят в одном направлении.

Ученик 4.

Кошки верно определяют расстояние до предмета. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом
вибрасы
– длинные жесткие волосики, которые мы называем усами.

Ученик 5.

Ходят кошки бесшумно, втягивая когти и ступая маленькими подушечками. Лазают ловко, умеют прыгать с высоты. В Нью-Йорке один кот прыгнул с 33-го этажа – и хоть бы что.

Ученик 6.

А вот некоторые факты о кошках, которые можно найти в Книге рекордов Гиннесса:

  • Сейчас на Земле проживает около 5 млрд людей, а кошек всего 400 млн.
  • Больше всего кошек в США – там их около 55 млн.
  • Средняя продолжительность жизни кошки – 20 лет.
  • Чемпион среди долгожителей – кошка Пусс из США: она прожила 36 лет.
  • Обычно у кошки рождается 3–5 котят. А вот кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила сразу 14 котят.
  • Кошка Минни с 1927 по 1933 год поймала 12 480 крыс.

V. Физкультминутка

VI. Составление рассказов от имени разных объектов

Я – МИСКА С МОЛОКОМ

Хозяйка знает, что кошка Машка и ее маленькие котята очень любят молоко, поэтому ранним утром, когда подоит корову, наливает в меня теплое молочко. Как приятно, когда котята лакают из меня молочко! У них капает с носика, а язычки шершавые и очень подвижные. Я счастлива, что от меня такая польза.

Я – ГЛАЗА МАМЫ-КОШКИ

У меня целый день масса работы. Котята маленькие, шустрые, и за ними нужен глаз да глаз. Смотри-смотри, как играет мой белый котенок! Он запутался – ему надо срочно помочь. А серый котенок лакает молочко – пусть наедается. А где третий котенок? Да вот же он здесь, под боком лежит, тепленький такой, и урчит: «Мр-мр».

VII. Работа над пословицами и поговорками о кошках

  • Живут, как кошка с собакой.
  • На душе кошки скребут.
  • Все коту под хвост.
  • Ночью все кошки серы.
  • Позавидовала кошка собачьей жизни.

VIII. Итог урока

У.

Что вам запомнилось на уроке? Придумайте тему следующего путешествия в картину.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Кристина Шамонова
Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Цель: формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины, отвечая на вопросы по ее содержанию.

• Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;

• Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, формировать ответы на вопрос;

• Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

• Развивать творческие способности у детей;

• Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.

• Воспитывать бережное отношение к природе;

• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: чтение стихов о домашних животных (кошке)

; пение песенки
«Серенькая кошечка»
; загадывание загадок о животных.

Индивидуальная работа: научить Оксану К. называть детенышей животных, учить Егора Е. придумывать имена котятам, научить Артура П. рассказывать о котятах.

Словарная работа: бородатый, смешная, играет с клубочками, лакает молоко, хозяйка, охота.

Взаимосвязь с другими видами деятельности: познавательное развитие (ФЦКМ, художественно-эстетическое развитие (рисование, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: картина «Кошка с котятами»

,
картинки животных и их детенышей, листы бумаги с изображением нед

Раздаточный материал: краски, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, непроливайки.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Кошка с котятами» рассматривание картины

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «КОШКА С КОТЯТАМИ» (РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ)

Цель: развитие речи дошкольников средствами ознакомления с окружающим Задачи: Образовательные: — закрепить и расширить знания детей о кошке; — помочь детям понять содержание картины, рассмотреть кошку, котят, охарактеризовать животных; — формировать умение наизусть читать стихи; — развивать умение передавать в аппликации образ животного, вызвать интерес к коллективной работе. Развивающие: развивать внимание, память, мышление, связную речь Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным; воспитывать умение слушать рассказ воспитателя; воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать. интеграция областей: «коммуникация», «познание», «художественное творчество (аппликация)» «чтение художественной литературы», Лексический словарь: Слова-предметы

: кошка, голова, усы, уши, глаза, лапы, хвост, молоко, блюдца, мышка.
Слова-признаки
: белая, пушистая, мягкая, рыжий, маленькие, черный с белыми пятнами.
Слова-действия
: мяукает, спит, лакает, играет.

материал:

картина «кошка с котятами», игрушка-кошка, клеенки, шаблон-заготовка кошки, клей пва, кисточка, вата,

Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, давайте поздороваемся с гостями, и приготовимся слушать. Воспитатель просит детей отгадать загадку:
«Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки».(кошка)
Правильно, это кошка.(смотрят презентацию на экране): Кошка — очень заботливая мама. Она чистоплотное животное. Любит хозяев, свой дом. Она любит подремать на солнышке или дома в кресле. Если кошка сыта и здорова, то она ласково мурлычет и трется об ноги хозяева. А если кошка помахивает хвостом, она чем-то недовольна. Кошка вылизывает беспомощных слепых котят, кормит их молоком. Детеныши быстро растут и превращаются в хорошеньких веселых котят — игрунов. Они с удовольствием играют с бумажкой, привязанной к нитке, катают клубок шерсти или небольшой мячик. Ребята, а кто знает стихотворения про кошку? Кто-то мяукнул у дверей? Открывайте поскорей! Очень холодно весной, Кошка просится домой!

Села кошка под кусточек, Сыра скушала кусочек Встала кошка, потянулась, Ее шерстка развернулась.

Киска целый день хлопочет, Коготки она все точит. Поточила, спать легла, И во сне произнесла: «мяу»

Вы со мной знакомы близко, Я – приветливая киска. Кверху – кисточки на ушках. Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу. Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно. Я царапаюсь ужасно. Физ.минутка: киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок) И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперед) Сколько стоит? Три рубля! Покупайте у меня (показать три пальца, сжать –разжать кулачки) Посмотрите, ребята, кто изображен на этой картине? (Кошка с котятами). Да, это кошка со своими детенышами котятами. Как на башкирском языке будет слово кошка, котенок? Ребята, что делает кошка?(Кошка отдыхает, лежит на коврике) — какого цвета кошка? А какая у нее грудка? (кошка серого цвета, с белой грудкой — А какие лапки у кошки? (У кошки лапки мягкие, серенькие) — А что у кошки на лапках? (Царапки, острые коготки) — Ребята, а какого цвета хвост у кошки? (Хвост серый) — Хвост у кошки длинный или короткий? (Хвост длинный) — А что у кошки на голове? (На голове у кошки ушки) — А для чего кошки ушки? (Чтобы слышать) — Что у кошки на мордочке? (Глаза, нос, рот, усы) — какие глаза (зеленые, большие), для чего кошке усы (антенны) — Глаза у кошки большие, зеленые, внимательные, ясные. А кошка какая большая или маленькая? (Кошка большая) Попробуйте повторить всё, что мы рассказали о кошке. Какая кошка? Какие у неё грудка и передние лапки? Мордочка? Спина и хвост? Ушки? Глаза и усы? Что делает кошка? Кошка большая, пушистая. У неё беленькие грудка и передние лапки, рыжая с белым мордочка, рыжие спина и хвост, острые ушки, зелёные глаза и длинные усы. Кошка лежит и смотрит на котят. — А теперь давайте посмотрим на котят и расскажем о них. — сколько котят, давайте сосчитаем. (у кошки три котенка) — А что делает рыженький котенок? (Рыженький котенок лакает молоко, пьет, ест) — как сказать на башкирском языке «молоко» — А из чего он лакает молоко? (Лакает молоко из блюдечка) — А какого цвета вот этот котенок? (Этот котенок серенький) — Что котенок трогает лапкой ? (Клубок ниток, играет) — как сказать на башкирском языке «играет» — А какого цвета клубок? (Клубок синего цвета) — как вы думаете, откуда взялся этот клубок? (варианты ответов детей) — А что же делает полосатый котенок? (Котенок спит). Да, ребята, он спит, он уже поиграл, теперь отдыхает. Ему тепло возле кошки мамы. — как сказать на башкирском языке «спит» — Ребята, а у котят хвостик длинный или короткий ? (У котят короткий хвостик) — Ушки у котят большие или маленькие? (Маленькие ушки) А теперь я вам расскажу небольшой рассказ про котенка: Серый котёнок играет с мамой-кошкой. Он маленький и забавный. У него белая мордочка, коротенький хвостик, большие глаза и острые ушки. Он стоит на задних лапах, играет с клубком — а теперь давайте расскажем о других котятах, — А кто хочет рассказать про котёнка, который спит на коврике? Какие у него мордочка, грудка, лапки, ушки и усики? Дети. Один котёнок спит на коврике. У него белая с серым мордочка, белые грудка и лапки, остренькие ушки и длинные усики. Он крепко закрыл глазки. — Что делает ещё один рыжий котёнок? Расскажите о нем. Дети. Рыжий котенок сидит около блюдца с молоком. У него белая грудка и белые лапки, а хвостик полосатый. У котёнка красивые жёлтые глаза, а носик розовый.

2. А сейчас, ребята, мы с вами на ковре поиграем в подвижную игру «Кошка и котята». Воспитатель: Я буду мама кошка, а вы мои детки котята. Котятки проснулись, потянулись, умыли лапкой мордочки, улыбнулись и принялись играть, бегать, прыгать. (Воспитатель берет мягкую пушистую кошку игрушку.) Мама кошка «мур» (котята бегают, прыгают). «Мяу» — котята подбежали к маме кошки. Воспитатель: Потрогайте, ребята, мою шерстку. Она мягкая, пушистая. (Дети трогают мягкую игрушку кошку). (Игра проводится 2-3 р.) Воспитатель: ребята, у нашей кошки-мамы был еще один котенок белого цвета, но он потерялся, мама-кошка расстроилась, давайте ей поможем найти этого котенка. Дети проходят за столы, где уже приготовлены заготовка для аппликации, клей, кисточка, салфетки, вата
Сейчас мы с вами сами сделаем кошку, я намажу шаблон клеем, а вы поможете мне сделать шерстку из ваты, отрываете немного ваты и приклеиваете. (распределить кто какую часть кошки обклеивает)Доделаем кошке глазки, носик, рот, усыПриклеиваем кошку на картон (ставим кошку на магнитную доску)Итог.
вот теперь мама-кошка нашла своего белого котенка. Что сегодня нового мы узнали о кошке, какая она? (пушистая, ласковая) А что кошки любят делать? Что любят есть? Как заботятся о своих котятах? Ребята, на этом наше занятие окончено.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]