Хохломская роспись: поэтапное рисование. Как научиться рисовать «хохлому»


Виды народных промыслов и росписи

Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и художественное творчество каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:

  • дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
  • гжельская керамика;
  • вологодское и вятское кружево;
  • тульские самовары;
  • ростовская финифть;
  • мстерская, федоскинская, палехская миниатюра;
  • жостовские подносы;
  • городецкая, хохломская роспись.

Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.

Самые популярные орнаменты хохломской росписи

Перед тем, как приступить к столь оригинальному крашению кувшина или тарелки, необходимо узнать, какие из орнаментов чаще всего используются в процессе творчества.

В большинстве случаев мастера прибегают к нанесению следующих из них:

  • травяной узор. Трава в данном случае лишь отдаленно напоминает растущую на лугу осоку. Наносят ее на изделия лишь в черном либо красном цвете, но тем не менее воспринимается этот узор травяным;
  • рыжик. Это узор из отдельных травинок. Его используют в процессе обрамления различной кухонной утвари;
  • Кудрина. Для орнамента характерны всевозможные завитки, колечки, ненавязчиво огибающие ягоды и цветы. Применим при росписи округлых предметов, а также плоских, таких как стулья и столы;
  • Пряничный. Это геометрическая фигура, которая вписывается в ромб либо же квадрат. В центре орнамента рисуют солнца с закрученными лучами.

Какие предметы украшают хохломской росписью

Традиционно в этом стиле выполнялись любые вещи домашнего обихода, которые делались из дерева:

  • ложки;
  • матрешки;
  • подносы;
  • тарелки;
  • шкатулки;
  • сундуки;
  • бочонки;
  • короба;
  • прялки;
  • ручки и рукоятки;
  • вазы;
  • разделочные и декоративные доски.

В современном варианте, когда интерес к русским народным мотивам достаточно высок, хохломская роспись оказывается порой и на весьма экзотических поверхностях:

  • ткань (для постельного белья, например);
  • ногти;
  • брелоки;
  • зажигалки;
  • экран и панели смартфона или ноутбука;
  • тело (тату и боди-арт);
  • автомобили (аэрография);
  • пакеты (бумажные и полиэтиленовые).

Таким образом, украсить хохломской росписью сейчас можно практически любой объект.

Хохломская роспись на тарелке: пошаговое описание

Украсить тарелку или деревянной ложки орнаментом совершенно не сложно, главное знать основные принципы. Нарисованные элементы выглядят красочно, торжественно. Справится с этой задачей даже школьник.

Что понадобится:

  • акриловые краски;
  • карандаш;
  • кисточки;
  • палитра;
  • одноразовая тарелка;
  • баночка;
  • лак;
  • орнамент.


Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно

Ход работы:

  1. Выбрать узор, который будет наноситься на тарелку. Это может быть петух, птица или простые ягоды.
  2. Перенести орнамент на тарелку.
  3. Бон сделать красным.
  4. Аккуратно раскрасить все остальные элементы.
  5. Обязательно сделать ободок черного цвета как по внутренней стороне тарелки, так и по краю.
  6. Добавить по ободку капельки.
  7. Оставить тарелку до полного высыхания в подходящем месте.
  8. Нанести лак и дать изделию высохнуть.

Пробы на бумаге

Если вы новичок в этом деле и только начинаете осваивать основы рисования хохломской росписи, лучше потренироваться на обычном ватмане. В качестве упражнений для постановки руки выбирайте выполнение простых элементов: ягодок, листочков.

Все они основаны на определенных движениях кисточки. Даже если вы будете в дальнейшем работать по готовому карандашному контуру, кружочки и завитки должны быть ровными. Делать их лучше за один прием.

Если вы хотите узнать, как научиться рисовать хохлому ребенку, лучше всего осваивать с ним эту технику тоже на бумаге. Однотипное выполнение упражнений в виде листочков и ягодок быстро наскучивает детям, поэтому предложите изобразить круглый поднос, тарелку, ложку или вазу. Форму объекта сделайте сами, а малышу предоставьте возможность украшать предмет.

Главные отличия

Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:


  1. Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.

  2. Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
  3. Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
  4. Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
  5. Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.

Покупка материалов

Выбирайте подходящую основу. Форма может быть округлой, прямоугольной квадратной, сложной резной. Лучше, если у доски будет отверстие, чтобы повесить ее на гвоздь или крючок. Старайтесь не использовать фанеру или необработанное дерево. Поверхность для нанесения узора должна быть ровной, без впадин, зазубрин и заусениц. Проще всего купить в магазине для рукоделия качественную основу. Если такой возможности нет, но есть готовая по размеру доска, как следует обработайте поверхность наждачной бумагой. Если этого не сделать, после нанесения краски все неровности останутся. Они могут нарушать восприятие рисунка и будут мешать при рисовании.

Дизайн интерьера и архитектура

Чрезвычайно самобытно искусство хохломской росписи деревянной посуды, которое называют » пламенным» или » огненным», потому что изделия сверкают и переливаются подобно бликам пламени.

Основные приемы » золочения», которое позволяли придавать посуде непередаваемый блеск, были известны мастерам Хохломы еще в XVII столетии. Приемы эти были позаимствованы у мастеров-иконописцев, применявших их в процессе творения иконы.


Расписные изделия хохломских мастеров

Однако золото во все времена было отнюдь не дешевым материалом, поэтому для удешевления стоимости изображений лика святых стали применять серебряный порошок. Икону покрывали светлым лаком, сваренным из льняного масла, а затем помещали в протопленную русскую печь. От высокой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее серебро приобретало сходство с настоящим золотом.

При росписи деревянной посуды серебром покрывали лишь отдельные элементы узора или небольшие участки фона. Ведь серебро — тоже дорогой металл, хоть оно и дешевле золота. Только замена в XIX веке серебра оловом позволила сделать посуду по-настоящему дешевой.


Расписная хохломская посуда

Теперь уже тонким слоем металла покрывались не только отдельные участки, а вся поверхность посуды. В наше время олово заменено еще более дешевым и доступным материалом — алюминием.


Хохломская роспись шкатулки

Подготовка изделия

Предназначенную под роспись деревянную посуду, выточенную на токарном станке или долбленую, принято называть бельем. Белье изготавливают из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи. Уже готовую точеную или долбленую посуду еще раз тщательно просушивают и только после этого грунтуют.


Изготовление » белья» — заготовок для будущих изделий.

Грунтовку начинают с так называемого вапления — втирания в поверхность древесины разведенной на воде жидкой глины. Предварительно глину хорошо перетирают и удаляют посторонние примеси. Обмазанное глиной изделие просушивают при комнатной температуре.

Следующий этап грунтовки называется вгонкой. Покрытое тонким слоем засохшей глины изделие протирается льняным маслом — олифой. Затем изделие сушится в течение 4 — 5 часов при температуре 60 — 70* С.

В старину крестьянские мастера сушили изделия в домашней русской печи. Перед сушкой из протопленной печи выгребали угли и выметали золу. Как только температура печи падала до 60 — 70*, посуду ставили на доски и задвигали в печь. Пропитанный маслом тонкий слой глины после сушки образует твердую оболочку, которая закрывает поры древесины и препятствует проникновению внутрь изделия лака и масла, которые применяются при последующей обработке.

Затем приступают к олифлению. На поверхность изделия последовательно наносятся тонкие слои олифы. Первый слой мастер просушивает примерно в течение двух часов, столько же сушится второй и третий слои. Четвертый слой наносится более густо. После этого посуду просушивают в печи при температуре 50 — 60* С.

При этом мастер внимательно следит за состоянием верхнего слоя. Нужно не пропустить тот момент, когда олифа почти высохнет, но еще будет прилипать к пальцам, то есть будет находиться в стадии так называемого мягкого отлипа. Изделие вынимают из печи и приступают к последнему этапу грунтовки — лужению.


Лужение и художественная роспись

При лужении тонко перетертый порошок олова или алюминия наносится тампоном на липкую поверхность посуды. После просушки изделие, похожее на серебряное, готово к выполнению на нем росписи.

Как вы уже, вероятно, убедились, классическая технология подготовки изделия под роспись довольно сложна и требует много времени. Поэтому начинающим мастерам можно рекомендовать использовать для росписи уже готовые разделочные доски, которые продаются в магазинах хозяйственных товаров. При этом можно применять упрощенные приемы грунтовки и лужения.

Например, на первой стадии изделие покрывается грунтовкой № 138 или 120. В крайнем случае, грунтовку по дереву довольно просто приготовить самим. Измельчите молотком куски хорошо высушенной глины и полученный порошок просейте через мелкое сито. Замешайте его с натуральной олифой ( лучше льняной) до получения консистенции жидкой сметаны.

Вместо глины можно использовать красящие пигменты — сурик или охру. Все эти пигменты представляют собой тонко измельченные порошки глины с различным содержанием окиси железа, определяющей их цвет.

Готовый грунт нанесите на поверхность изделия тонким слоем и просушите в течение суток при комнатной температуре. Затем отшлифуйте изделие мелкозернистой наждачной бумагой. Если же на нем обнаруживаются трещины или выбоины, то поверхность необходимо прошпаклевать шпаклевкой ПФ-002 или другим ее аналогом.

При комнатной температуре шпаклевка высыхает через 20 часов, а при температуре 50* — в течение 6 часов. Так что если вы желаете ускорить сушку, то воспользуйтесь сушильным шкафом. Тем, кто захочет заниматься этим видом народного искусства в домашних условиях, можно рекомендовать воспользоваться духовкой.

Температуру в духовке можно определять с помощью небольшого клочка чистой белой бумаги. Если помещенная в печь бумага обуглится примерно через 1 секунду — значит, температура в печи составляет 300-350* ( при обугливании бумага приобретает буро-палевый цвет и становится хрупкой). Если бумага обуглится через 5 секунд, то температура достигает 270 — 300*. Через 15 секунд — 250-270*, через 30 секунд — 230-250*, через 1 минуту — 200-230*, через 5 минут — 180-200*, через 10 минут — 150-180*. При температуре ниже 100* бумага не обугливается. Эти сведения вам пригодятся также при последующем закаливании изделий в печи.

Теперь высушенную заготовку снова отшлифуйте и нанесите на ее поверхность тонкий слой светлого масляного лака. Лак хорошо растекается по поверхности изделия, образуя равномерный слой, не оставляет следов от тампона и кисти. Высохшая лаковая пленка отличается большой прочностью и блеском. Тонкий слой лака затвердевает через 3 часа, а окончательно высыхает через сутки.

Разбавлять лак можно скипидаром, разбавителем или ацетоном. При этом помните, что лак и растворители огнеопасны, поэтому хранить их нужно вдали от источников огня.

Первый слой лака нужно просушить в течение суток, а затем нанести второй слой — более густой, который просушивают до состояния мягкого отлипа. На этой стадии приступайте к лужению изделия алюминиевым порошком, который можно приобрести в хозяйственных магазинах. Обычно в коробке с порошком алюминия находится флакон с льняным маслом.

Порошок состоит из мельчайших гладких чешуек. Прилипая к лаку, алюминиевые чешуйки распределяются на поверхности изделия в несколько слоев, образуя непроницаемый металлический панцирь. Порошок удобно наносить на поверхность изделия пульвелизатором, а если такового нет — резиновой грушей или мягким поролоном. Обрабатывать изделие алюминиевым порошком следует над широкой посудиной.

Внимательно следите за тем, чтобы на поверхности посуды не оставалось пробелов. Когда изделие будет полностью покрыто порошком, стряхните его излишки и поставьте сушиться при комнатной температуре на сутки. После полного высыхания верхнего слоя предмет можно будет расписывать.


Хохломская роспись

Разумеется, приступать непосредственно к росписи изделия можно только после того, как вы научитесь уверенно выполнять узоры на бумаге гуашью или темперой. Но прежде чем вы возьмете в руку кисть, внимательно ознакомьтесь с различными видами хохломской росписи и приемами их выполнения.

Опытные хохломские мастера выполняют роспись без вспомогательного рисунка или образца. С учетом особенностей формы мастер на свое усмотрение изменяет цветовые сочетания и начертания декора. Постоянно импровизируя, находит каждый раз особенно выразительное решение композиции. Традиционный набор применяемых при росписи масляных красок довольно скромный:

  • Красная — киноварь
  • Черная — сажа газовая
  • Желтая
  • Коричневая
  • Зеленая

Для каждой краски необходимо иметь несколько кистей. Одни должны быть узкими, с длинным упругим ворсом, другие — короткими и утолщенными. Смоченная водой кисть имеет каплевидную форму с тонким заостренным концом. Для росписи применяются беличьи и колонковые кисти.


Хохломская роспись

Виды хохломской росписи

Все узоры, применяемые в хохломской росписи делятся на два основных вида:

  • Верховое письмо — травяная роспись и роспись » под листок»
  • Фоновое письмо — роспись под фон и » кудрина»

Травяную роспись чаще всего называют просто травкой. Прихотливо изгибаясь, мазки росписи напоминают знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик… Только на золотых бортах чаши или братины волей художника они сказочно преобразуются, образуя гармоничную орнаментальную композицию.


Хохломская посуда

Последовательность выполнения росписи

Травная роспись

Расписывать посуду травкой начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенном ритме и последовательности наносятся крупные, плавно изогнутые мазки — листья, затем узкие завитки и мелкие мазочки.

При этом художник постоянно стремится разнообразить рисунок: листочки при кажущейся одинаковости непохожи один на другой. Так, например, мазки наносятся с различной степенью нажима и изогнутости, завершаются острыми или закругленными концами.

В какой-то степени приемы травной росписи напоминают каллиграфические, заимствованные у переписчиков книг. То есть роспись выполняется с нажимом на кисть, как перо при письме. Коснувшись острым кончиком кисти расписываемой поверхности, плавно нажимают на кисть и продвигают ее вперед. А как только достигается необходимая ширина мазка, кисть продолжают продвигать, постепенно поднимая. При этом мазок сужается и становится острым.

Примерно также выполняются все другие элементы травной росписи. Иногда травный орнамент дополняется так называемой припиской, что делает его еще более сложным и выразительным. К элементам приписки относятся составленные из мелких мазков простенькие цветы, колоски и другие растительные формы.

Верховая роспись под листок

Верховая роспись под листок также основана на использовании растительных мотивов. Отличие состоит в том, что вокруг плавно изогнутых стеблей изображаются стилизованные листья смородины, клюквы, черники, калины, а также плоды этих и других растений.

Кроме черной и красной краски, в росписи » под листок» применяются также зеленая, желтая и коричневая. На первом этапе выполнения росписи рисуют черной краской стебель, а затем дугообразные веточки. С обеих сторон стебля круглым штампиком-тычком, вырезанным из фетра или березового гриба-трутовика, наносят кружочки-ягодки, которые группируют по несколько штук вместе.

На следующем этапе кистью рисуют силуэты листьев. Заканчивают роспись выполнением приписки, то есть между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают совсем крохотные ягодки и листочки.


Хохлома. Образец верховой росписи.

Роспись под фон

Роспись под фон более сложна и трудоемка. Суть ее состоит в том, что вокруг растительных элементов орнамента фон окрашивается в какой-либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов. Расписывать изделие начинают с нанесения контурного рисунка.

Следующий за ним этап называется отпиской и заключается в том, что фон окрашивается черной, красной, коричневой или зеленой краской вокруг намеченных контуров. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно будут смотреться на черном фоне.

Затем следует прорисовка деталей, так называемая разживка. На листьях рисуются прожилки, на цветах — тычинки, штрихами подчеркивается объемность растительных элементов. Как и в верховой росписи, работу завершают выполнением приписки, но поверх раскрашенного и уже просохшего фона.


Образец росписи » под фон» ( изделие слева).

Кудрина

Другой вид фоновой росписи — кудрина — менее трудоемок. Наносимые при росписи краски закрывают золотистую поверхность незначительно, поэтому изделия, расписанные кудриной, всегда яркие и радужные. Узоры вьются на поверхности изделия подобно золотым кудрям.

Узоры кудрины напоминают золотую роспись боярских палат, орнаменты рукописных книг XVII столетия, а также поволжскую домовую резьбу.

Выполнять орнамент начинают с нанесения контурного рисунка, которые образуется в результате плавных и ритмичных движений кисти. Затем окрашивают фон одной или двумя красками. Разживку в орнаменте делают скупыми штрихами, а внутри золотистых, причудливо изогнутых лепестков вводят цветовые пятна, созвучные с фоном.


Кудрина — образец хохломской росписи.

Мы уже знаем, что все виды росписи выполняются на серебристом фоне, покрытом алюминиевым порошком. Чтобы посуда стала золотистой, ее необходимо закалить. Высохшую роспись покрывают тонким слоем лака и помещают посуду в печь при температуре 270-300* С.

Под действием высокой температуры масляный лак слегка желтеет и посуда становится золотистой. Но чтобы получить более насыщенный золотой оттенок, процесс нанесения лака и закалки повторяют несколько раз. После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность.

Если посуда, которую вы делаете, не предназначена под горячую пищу, можно обойтись вообще без закалки. В этом случае лак нужно подцветить специальными красителями.

При необходимости можно получить любой оттенок прозрачного лака, но лучше использовать светопрочный оранжевый краситель. Его растворяют в небольшом количестве ацетона или спирта, а затем выливают в лак и тщательно размешивают до получения однородной окраски.

Изделие, покрытое подкрашенным лаком, сушат при комнатной температуре в течение 24 часов. Серебристая поверхность, покрытая пленкой подкрашенного лака, так же отливает золотом, как и при закаливании.


Образцы хохломской посуды

Выбор узора

Подберите подходящий мотив орнамента. Неважно будет простой или сложной ваша хохломская роспись. Поэтапное рисование каждого элемента поможет изобразить любой объект от комбинации веточек, листьев и ягод до эксклюзивной райской птицы. Нужно только выполнять все по частям от простого к сложному. Учитывая доступность компьютерных технологий, каждый может найти необходимое изображение в интернете, распечатать его, например, на пленке, и перевести контуры на деревянную основу. Сложнее намечать линии на округлой поверхности. Однако и в этом случае можно упростить себе задачу, сделав несколько трафаретов повторяющихся элементов.

Элементы хохломы для детей-дошкольников: поэтапные шаблоны

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки. Детские рисунки всегда ценились и радовали глаз родителей. Часто такое занятие, как аплликация проводят в старшей или подготовительной группе детского сада. Чтобы создать узор, достаточно изготовить штамп из трубочки и бумаги, в который и будет обмакиваться краска. Более мелкие элементы уже рисуют кистью, как на картинки.


Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки

Рисуем с детьми:

  • брусничка. С помощью штампа рисуются красные кружочки, дополнять которые другими элементами нет необходимости;
  • смородина. Возле травинки собираются ягодные кружки, на которых кистью необходимо расставить золистые точки;
  • рябина. Штампом рисуются ягоды, а кисточкой добавляются достаточно узкие и вытянутые капельки, а также листики в основании получившейся грозди. Дополнительно нужно сделать вкрапления золотого цвета;
  • малина. Штампом рисуются шесть кругов, не соблюдая при этом определенного расстояния, но немного накладываясь один на один. Блики добавляются используя технику травинок. Дополнительно кистью ставятся точки;
  • чашелистик. Вместе собираются травинки, рисуется веточка и листочки.

Какой взять колер

Вам потребуются краски, которые подходят для деревянной поверхности. Самым простым и дешевым вариантом является гуашь. Однако она не формирует водостойкой поверхности после высыхания. В нее необходимо добавлять клей ПВА, около четверти объема пигмента, но не каждый цвет хорошо отреагирует на такое сочетание. Лучше не рисковать, а просто покрыть готовое изделие прозрачным лаком для дерева. Это позволит защитить рисунок от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов. Еще один вариант — использовать акриловые краски. Они водостойки и подходят для дерева. Причем после высыхания такого слоя сверху можно наносить даже гуашь. Это значит, что черный фон можно выполнить акрилом, а сам узор – гуашью.

Купите несколько кистей с тонкими кончиками. Подойдут беличьи, колонок и синтетика номеров от первого и выше. Количество и размер зависят от вашего рисунка. Тонкая кисть вам понадобится в любом случае, а максимальный размер вы можете определить визуально в зависимости от планируемого рисунка.

Особенности техники

Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:

  • деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
  • клейкое вещество;
  • гуашь или другие краски;
  • яичный белок;
  • листы бумаги;
  • карандаши;
  • кисточки для рисования разной толщины;
  • лак для закрепления рисунка;
  • малярная кисточка.

После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.

Поэтапный мастер-класс:

  1. Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
  2. Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
  3. Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
  4. Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
  5. Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
  6. Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
  7. Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.

Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.

Раскраска Хохлома для детей

Как работать с раскрасками Хохломские узоры.

Как-как, раскрашивай в красный, чёрный да жёлтый и живи да радуйся что детки приобщаются к народному искусству, чего ещё хотеть?

Ну, мы-то с вами понимаем, что всё не так просто. Если уж берёмся за раскрашивание, так уж с ясной реалистической целью. Я вам сразу скажу — дети не запоминают особенности этих народных игрушек, росписей, узоров… Вот «проходим» мы несколько занятий дымку по программе, а потом через полгода спроси — что это за конёк или барыня такая, вспомнят один-два человека из класса. Так что не будем обольщаться, дети никакой-такой близости к народным корням и истокам от того, что поглядели на игрушки да утварь и пораскрашивали шаблончики по образцу, не обретают.

А поэтому мы поставим себе иные цели. Конечно же — развитие рук и глазомера. Вот тут уже есть для чего стараться. Сейчас расскажу, как я это делаю.

Итак, берём раскраску с хохломскими узорами. Например:

Сначала обведём фломастерами. Чёрным и красным. Хохлома, конечно, золотая, но обводить жёлтым цветом по серым линиям -толку нет, не видно ничего (хотя дети этого, обычно, не замечают).

Обвели:

Обводилки — дело очень полезное. При любом удобном случае я стараюсь сделать так, чтобы ученики не просто что-то красили, но перед этим чётко обводили рисунок — у детей нарабатывается очень верная рука. Но теперь пора уже красить. Работать будем либо фломастерами, либо цветными карандашами.

Я предвижу вопрос — а почему карандашами, а не красками? Ведь Хохломская-то роспись по-идее. Работа кистью тоже ведь руки здорово развивает.

Но тут отвечу так: по опыту знаю, что это не вариант, на раскрасках особенности народной росписи не освоить.

Сейчас сделаю лирическое отступление по теме. Как-то водили нас на экскурсию в цех росписи деревянной утвари хохломскими узорами. Я долго наблюдала за мастерицами: одни расписывали сразу, без эскиза, полагаясь только на чутьё и глазомер. Вы же понимаете, что характерные завитушки получаются так: сначала тонко — кончиком кисти, потом нажим — и мазок расширяется, потом без нажима — опять тонко. Это нарабатывается с опытом. С долгим опытом постоянных тренировок. Вторая категория мастериц в цехе действовали так — они рисовали карандашом на чашах и братинах узоры и потом их как-бы заштриховывали кистью. Морока!

Я вот сама без рисунка — просто из головы нарисовала (на спор с самой собой) так:

А вот готовую раскраску раскрашивать буду мелкими мазочками, потому что за контур выйти нельзя:

Кистью заполнять чётко очерченный контур — это маета и профанация идеи. Да!

Поэтому вернёмся к нашим фломастерам — пользы для рук будет больше.

Да не спешите, сначала я произнесу напутствие, что мы вот сейчас будем тренировать дугообразное движение запястья, затем и выбрана картинка с большим количеством завитушек. Красить надо по дуге, по ходу завитушек. Если вы не скажете этого ученикам, они быстро раскрасят так:

Поэтому показываем способ правильной штриховки:

Ну, теперь главное не спешить и за контур не выходить:

Вот и раскрасили раскраску Хохлома. Цель достигнута — мелкую моторику рук потренировали.

А вот вам ещё раскраска Хохлома — для разнообразия можете потренироваться на ней.

Как выполнять раскраску Хохлома правильно и с пользой вам рассказала Марина Новикова.

Метки: народная роспись, развивающие раскраски, хохлома, хохломские узоры

Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько «Осочки» (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)

-«Травинки» (мазки с небольшим плавным утолщением)

-«Капельки» (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)

-«Усики» (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)

-«Завитки» (то же, что и «усики», но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)

-«Кустик» (комбинация симметрично расположенных «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»)

-«Ягодки» (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания «разживляются» желтым цветом.

Немного о хохломе

Как известно, хохлома — это декоративная роспись по дереву. Данный художественный народный промысел зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX же веке промысел «переместился» в село Семино и город Семенов, где по сей день хохломской росписью занимаются в фабричных масштабах.

Отличительная черта хохломы — растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.

Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый — это «верховая» роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй — роспись «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]